Цель: Обобщить знания о защите организма от перегревания и переохлаждения, познакомить с условиями сохранения постоянной температуры тела человека, способами терморегуляции, с ее рефлекторными механизмами, добиться усвоения знаний о симптомах перегревания, ожогов, обморожений, мерах первой помощи при их проявлении.
Задачи:
• создать условия для развития у учащихся внимания, логического мышления, диалогической и монологической речи, памяти;
• помочь осознать важность познания человеческого организма;
• воспитывать бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих.
• Корригировать связную речь.
Оборудование: учебник, ИКТ
Словарная работа:
Ход
I. Организационный момент
а) рапорт дежурного
б) упражнения на дыхание
II. Повторение.
Тема: Первая помощь при перегревании, ожогах и обмораживаниях.
Цель: Обобщить знания о защите организма от перегревания и
переохлаждения, познакомить с условиями сохранения постоянной
температуры тела человека, способами терморегуляции, с ее рефлекторными
механизмами, добиться усвоения знаний о симптомах перегревания, ожогов,
обморожений, мерах первой помощи при их проявлении.
Задачи:
создать условия для развития у учащихся внимания, логического
мышления, диалогической и монологической речи, памяти;
помочь осознать важность познания человеческого организма;
воспитывать бережное отношение к собственному здоровью и здоровью
окружающих.
Корригировать связную речь.
Оборудование: учебник, ИКТ
Словарная работа:
Ход
I Организационный момент
а) рапорт дежурного
б) упражнения на дыхание
II. Повторение.
Здоровье человека – это состояние полного физического, духовного и социального
благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков
От чего зависит физическое здоровье человека? (показ на таблице)
от рационального питания;
от двигательной активности;
от отказа от вредных привычек;
от соблюдения правил личной гигиены и безопасного поведения;
от оптимального сочетания умственного и физического труда;
Наружный слой кожи – эпидермис.
В коже образуется витамин Д.
Чувствительность кожи осуществляется с помощью рецепторов.
Железы кожи: потовые и сальные.
Загрязнение кожи затрудняет работу потовых желез.
Физминутка.
II
Новая тема.
Регуляция температуры тела исключительно важна в условиях покоя и разнообразной
деятельности человека. В результате непрерывного распада веществ в организме
освобождается тепловая энергия. Кровеносные сосуды пронизывают тело, проникая в
мышцы, печень и другие органы, где образуется тепло. Кровь в этих органах нагревается и
затем отдает часть своего тепла. Температура тела человека в среднем около 37 С.
Средняя температура тела колеблется в течении суток.
2.2. Зависимость температуры тела от вида деятельности.Учитель: На слайдах приведены примеры видов деятельности человека. Как колеблется
количество освобождаемой энергии и температура тела? (Слайды 2–3)
Зависимость температуры тела от вида деятельности.
Вид
деятельности
Количество освобождаемой
энергии
Температура
тела
Сон
Рубка дров
Мало
Много
Пониженная
Повышенная
Мало
Нормальная
Чтение
Выводы учащихся: Количество тепловой энергии зависит от интенсивности обмена
веществ. В спокойном состоянии тепло образуется в небольших количествах. Образование
тепла усиливается при мышечной работе.
2.2. Физиология терморегуляции. (Беседа по вопросам c использованием дидактической
таблицы “Теплообразование и потеря”.)
Учитель: человеку удается сохранить постоянную температуру тела. А какие органы тела
участвуют при этом? Посмотрите, какие органы участвуют в образовании тепла?
Ученик: Мышцы и печень.
Учитель: За счет каких процессов освобождается энергия?
Ученик: За счет расщепления белков, жиров, углеводов.
Учитель: Значит, образование энергии можно назвать химической стороной
терморегуляции. А какие органы участвуют в потере тепла? (Слайд 4)
Ученик: Кожа, легкие, выделительная система, пищеварительный тракт
Учитель: Потеря тепла это тоже химический процесс?
Ученик: Нет, физический.
Учитель: (Слайды 5–6) Какие из этих условий:
Благоприятствуют
теплоотдаче
Какие
затрудняют
(6, 1, 4)
Варианты ответов:
(2, 3, 5)
1. Сухой воздух.
2. Загрязнение кожи.
3. Влажный воздух (выше температуры тела)
4. Высокая температура воздуха.
5. Низкая температура воздуха (ниже температуры тела).
6. Чистая кожа.
(Учащиеся выполняют работу. Далее совместно с учителем делаются выводы.)
Учитель: Опираясь на тепловые явления сделаем вывод о том, что всего три пути
теплоотдачи: испарение, теплопроведение, излучение. Попробуйте решить задачи
посложнее.
Почему в жаркую погоду человек больше пьет?
Ученик: Для усиления испарения, так как при испарении человек теряет много тепловой
энергии.
Учитель: Почему в жаркую погоду предлагают накинуть на тело влажную простыню?
Ученик: Для усиления теплопроведения.
Учитель: Почему в сырую погоду тяжело переносить и жару и холод?Ученик: В жару затрудняется испарение, в холод усиливается теплопроведение и
излучение.
Учитель: Почему в финской банесауне, где 100 градусный сухой воздух, человек
переносит безболезненно, а купание в 100 градусной воде опасно для жизни?
Ученик: В сухой жаре легко идет испарение и избавление от тепла, а в 100 градусной воде
прекращается теплоотдача организма, начинается перегревание за счет теплопроведения.
2.3 Нарушения терморегуляции и первая помощь при них. Рассказ учителя о нарушениях
теплоотдачи: тепловом и солнечном ударах, ожогах и обморожениях и первой помощи
пострадавшим. (Слайды 7–13).
Самостоятельная работа учащихся в тетрадях по заполнению таблицы. (Слайд 14)
Нарушения теплоотдачи
Первая помощь
Симптомы
Тепловой удар
Солнечный удар
Ожоги
Обморожения
Работа в тетрадях
Открыли тетради взяли в руки ручку записываем дату и тему урока
IV. Закрепление.
Какими способами регулируется отдача тепла организмом?
В результате каких нарушений затрудняется теплоотдача?
V. Итог:
Что нового вы узнали на уроке?
Что вам больше запомнилось?
– А теперь я хочу поблагодарить вас за урок, за вашу работу. Вы были дружными,
активными, проявляли смекалку, ум, творчество. Спасибо.
VI. Домашнее задание I – II уровень, стр. 196 200, параграф 47 вопросы, III
– IV уровня вывод .