Тема по самообразованию "Словарная работа на уроках русского языка и литературы"
Оценка 4.6

Тема по самообразованию "Словарная работа на уроках русского языка и литературы"

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
русская литература +1
5 кл—9 кл
13.06.2019
Тема по самообразованию "Словарная работа на уроках русского языка и литературы"
В данной работе я представляю свой опыт работы как учитель русского языка и литературы. Очень важная составляющая уроков русского языка и литературы - это обращать внимание на речь учащихся как устную, так и письменную: как они формулируют свои мысли, как используют различные синтаксические конструкции, как умеют работать со словарями. В своей работе я также показываю, какие можно использовать практические задания, чтобы улучшить свой словарный запас.
словарная работа на уроках русского языка и литературы.docx
Словарная работа на уроках русского языка и литературы как одно  из эффективных средств по воспитанию любви к русскому языку учитель русского языка и  литературы   Деревянкской «СОШ №5»  Хаврусь  Виктория Викторовна «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку! ­ писал К.Г. Паустовский. Первейшая забота словесника ­ преподавать язык, добиваясь   от   учащихся   не   только   знания   фактов,   его   богатств,   но   и понимания   его   сказочной   способности   к   универсальному   выражению человеческого   сознания,   полноты   чувств   и   стремлений,   понимания многовекового народного опыта, сохраняемого языком и открытого каждому, кто настойчив в его изучении.  Моя система работы со словом состоит из нескольких этапов. I. Специально организованная словарно ­ семантическая работа над   публицистической лексикой. Это позволяет выделить тематические группы слов:  общественно политическая лексика: Родина, герб, гимн, флаг, паспорт,  столица, конституция;  нравственные качества человека: инициативный, активный, пассивный,  оптимист, пессимист;  армия: герой, героизм, бинокль, подвиг, мужество;  памятники: обелиск, монумент, мемориал, постамент, пьедестал,  скульптор, архитектор;  школа: сверстник, ровесник, текст, тема, гербарий, коллекция. Работая   с   тематическим   словарем,   я   использую   разнообразные   виды упражнений: словарные диктанты, творческие диктанты, диктанты по памяти, сочинения   ­   миниатюры   по   опорным   словам,   составление   тематических словариков с привлечением материалов из газет. Творческие   диктанты   учат   школьников   понимать   различные   функции слова,   их   многоаспектность.   Например,   пятиклассники   перестраивают предложения так, чтобы подлежащее выступало в роли обращения: Народы   мира   протестуют   против   войны.   (Народы   мира,   протестуйте против войны!) Молодежь   встает   в   ряды   борцов   за   мир.   (Молодёжь!   Встань   в   ряды борцов за мир!) В   6   классе   от   продиктованных   прилагательных   мужественный, целеустремленный, отважный учащиеся образуют наречия, составляют с ними предложения. В качестве такого творческого задания предлагаю детям составить один из несуществующих словарей (объемом 15­30 слов). Тематика словарей может быть самой разнообразной:  1. космический словарь;  2. словарь моих любимых слов;  3. словарь самых главных (важных) слов;  4. спортивный словарь; 5. словарь добрых слов;  6. словарь вежливых слов. Провожу   словообразовательную   работу,  например,  над   гнездом   слов   с корнем род­ (родник, зарождается, родина, народ, родня, рождение, природа, род). При этом использую яркие рассказы К.Паустовского  II. Главный тезис своей работы формулирую кратко: обучая детей языку, их нужно учить речи. Жизнедеятельность языка показываю на основе анализа   текста.  Этот   анализ   подчиняю   тем   задачам,  которые   решаются   на уроке. Однако он не обходит таких вопросов, как выявление типа и   стиля речи, темы, идеи. Интуитивное впитывание языковой нормы через короткие (в несколько строк) тексты о родине (с чего начинается Родина, “малая родина”, бескрайность Родины) позволяет учащимся в дальнейшем свободно овладеть словами, конструкциями речи, необходимыми в высказываниях, связанных с общественной тематикой. Разнообразный   дидактический   материал   учебников   русского   языка дополняю подобранными текстами из художественной литературы. На   уроках   развития   речи   уделяю   внимание   формированию   основных коммуникативных умений, учу строить высказывание на определенную тему, подчинять   его   основной   мысли,   планировать   высказывание,   собирать необходимый материал, отбирать наиболее уместные лексико­грамматические средства. Для   воспитания   бережного   и   внимательного   отношения   к   слову использую высокохудожественные тексты.  Анализируя   стихи   русских   поэтов   о   родном   крае,   девятиклассники отвечают   на   вопросы:   что   объединяет   эти   тексты,   какие   художественно­ изобразительные средства языка используют авторы, мысленно представляют нарисованные   в   них   картины.   Систематически   проводимый   анализ   текста вырабатывает   у   школьников   навык   быстрого   и   правильного   восприятия информации,   глубокого   понимания   содержания.   А   это   способствует формированию навыка наивысшего порядка ­ умения составлять собственный текст.  Учащиеся составляют текст по данному началу (Я люблю, например, свою улицу, свою школу, свой город). Итогом работы является проведение изложений,   сочинений   на   темы   общественно­гражданского   характера: “Высшее   счастье   ­   жить   среди   людей   и   быть   им   нужным”,  “Родина   моя”, “Улица моего детства”, “Награды в нашем доме”, “Слово о столице”, “Мое любимое стихотворение о Павлодаре”, “ Любимые места родного Павлодара”. III. Организация внеклассной работы. Продолжением   учебной   деятельности   является   разнообразная внеклассная   работа.   Популярностью   у   детей   пользуются   читательские конференции   по   произведениям   В.Катаева,   Б.Полевого,   Б.Васильева, литературно­музыкальные   гостиные,   литературные   вечера,   встречи   с карельскими   поэтами,   конкурсы   чтецов,   посвящённые   различным   дням   и датам.  Используемые формы и методы работы способствуют формированию  лингвистической компетенции, развитию и совершенствованию  психологических качеств школьников: любознательности, инициативности,  трудолюбия, воли, настойчивости, а также воспитывают патриота, гуманиста,  интеллектуала. Использование словарей  на уроках русского языка и литературы. Русский язык был и остаётся одним из основных предметов школьного образования. По количеству учебных часов с ним может сравниться разве что математика.   Уроки   русского   языка   остаются   обязательными   при   любой профилизации.   Итоговой   аттестации   по   русскому   языку   также   почти невозможно избежать. Даже если выпускной экзамен в 11 классе называется письменным   экзаменом   по   литературе   (сочинение),   отдельная   оценка   «за грамотность» всё равно выставляется по русскому языку. Но как вызвать интерес к предмету? Как же заниматься орфографической грамотностью? Ведь школьники, знающие формулировки правил орфографии, зачастую не умеют опираться на них в процессе письма. Учащиеся не всегда обнаруживают в тексте места, чреватые ошибками. Кроме того, традиционные формы работы на уроках не вызывают интереса и, следовательно, не служат повышению качества знаний, грамотности. Чтобы вызвать интерес к уроку и инициировать   работу,   реально   формирующую   орфографические   навыки, думаю, обязательно нужно обратиться к словарям. Названия всего, что есть во вселенной, вместились в словари. Об этом прекрасно сказал французский писатель Анатоль Франс: «Словари – это вся вселенная в алфавитном порядке». По большому счету весь урок русского языка – это работа со словом. Через слово ученики узнают и осознают законы языка, убеждаются в его точности, красоте и выразительности. И поэтому очень важно, чтобы урок был подчинен главной цели: знакомству со словом и осознанию всех его составляющих. Напомню, что в методике различают словарно­семантическое и словарно­ орфографическое направления словарной работы. Мы же рассматриваем ее как единство этих двух видов. Ведь на уроке нас   интересуют   не   только   словарные   слова,   незнакомые   учащимся,   но   и обычные наши родные слова.  А.М.   Пешковский   утверждал,   что   «   нужно   сперва   услышать,   а   затем смотреть,   как   это   слово   писано».   Но   мне   кажется,   что   нужно   вначале знакомиться   с  орфоэпическим   обликом   слова.   Написанное   на   доске   слово обязательно должно прозвучать. Ученики должны услышать и запомнить, как оно произносится. Затем мы пытаемся выяснить смысл слова, дать толкование его лексического значения, сначала самостоятельно, а потом уже с помощью толкового   словаря.   И   только   после   знакомства   с   произношением   и семантикой переходим к усвоению орфографии данного слова. К   каким   словарям   мы   на   уроках   русского   языка   и   литературы обращаемся чаще всего? В каких случаях они приходят нам на помощь? Школьный   орфографический   словарь   –   необходимый   инструмент   для работы   на   каждом   уроке   русского   языка.   С  V  класса   начинаем систематическое   его   использование.   Орфографическая   зоркость, наблюдательность, запоминание формы слова, самоанализ – вот результаты такой   работы.   Пользоваться   словарем,   мне   кажется,   можно   разрешать   во время  любой   классной   работы (диктантов,  изложений,  сочинений).  Умение пользоваться   словарем   –   это   уже   показатель   степени   орфографической успешности. Приведу примеры заданий, которые могут быть даны учащимся. 1 Используя   словарь,   выберите   10   трудных   в   орфографическом отношении   слов   и   расположите   их   в   строгом   алфавитном   оппозиция,   иллюминация, порядке.   Экспедиция,   терраса, транспарант,   бюллетень, компрометировать, привилегия, авантюра, симметрия.   пессимизм,   документ,   агрессор, 2 Игра   «Эстафета».   Напиши   правильно.   Стюарде…а,   гри   …аса, инте…игенция, а…ликация, су…огат, а…улировать, ко…ерсант. 3 Выпишите   из   словаря   10   слов   с   приставками   пре­   и   при­   ,   в которых можно четко разграничить значения этих приставок. 4 Выпишите   из   словаря   10   наречий   с   приставкой   по   ­,   которые пишутся через дефис. (по­видимому, по­волчьи, по­русски)  Разумеется, орфографический словарь нужен всем, чтобы не допустить произвола в написании слов, в особенности в тех случаях, когда написание не подчиняется   правилам,   а   определяется   словарем.   В   результате   частого обращения к словарю у учащихся тренируется зрительная память. Определить   значение   любого   слова   нам   помогает   толковый   словарь. Пользуясь   толковым   словарем   («Словарь   русского   языка»   С.И.Ожегова, четырехтомный «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля, «Школьный   толковый   словарь   русского   языка»   под   редакцией   М.С. Лапатухина и других), ученики могут узнать, как пишется и как произносится интересующее   его   слово,   каковы   его   фонетические   и   морфологические признаки, какие грамматические формы ему свойственны, какие части речи от него образуются. Рассмотрим   примеры,   позволяющие   наглядно   представить   построение словарных статьи. Милосердие – я, ср. Готовность помочь кому – нибудь, или простить кого – нибудь из сострадания, человеколюбия. Проявить милосердие.  Нравственность  – и, ж. Правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение всех этих правил, поведение. Высокая нравственность. // прил. нравственный, ­ая, ­ое.  Особо   следует   отметить,   что   школьный   толковый   словарь   ценен   не только   как   справочник,   но   и   как   учебное   пособие   по   русскому   языку   и литературе.  Приведу несколько примеров возможных заданий. 1.       Используя   толковый   словарь,   выпишите   значения   слов «патриот», «милосердие», «нравственность». 2.      Игра «Эрудит». Раскрой значение выделенных слов. Как   музыка   звучат   сейчас   полузабытые   слова   – милосердие, покаяние, достоинство, совесть. (В.Г. Костомаров). 3.      Диктант «Угадай словечко!»  Учитель дает толкование, дети записывают само слово. 4.       Лексический   диктант.   Учитель   диктует   слова,   а   ученики должны дать толкование. Кроме   толкового   и   орфографического   словаря,   нам   необходим   на уроках   также   и   словообразовательный   словарь.   В   «Школьном словообразовательном   словаре   русского   языка»   А.Н.   Тихонова   слова размещены по гнездам. В необходимых случаях приводятся грамматические сведения о словах.  На   нескольких   примерах   покажем,   каким   образом,   используя   словарь А.Н.Тихонова, можно выработать у учеников навык подбора однокоренных слов. 1.      Выясните по словарю, какой морфемой является конечный – ий в прилагательных лисий, синий, свежий.  (лис ­ ий, син – ий, свеж ­ ий ) 2.       Выясните   по   словарю,   какие   приставочные   глаголы   можно образовать от глагола писать.  3.      От глагола жить образуйте три словарных гнезда. Правильность выполнения   задания   проверьте   по   словообразовательному словарю. Учащиеся   сталкиваются   с   трудностями,   а   это   заставляет   их   думать, анализировать. Опыт   показывает,   что   необходимы   на   уроках   русского   языка   и литературы   орфоэпические   словари   («Орфоэпический   словарь   русского языка» под редакцией Р.И. Аванесова, «Русское литературное произношение и   ударение»   под   редакцией   Р.И.Аванесова   и   С.И.   Ожегова,   «Словарь ударений русского языка» Р.В. Крыловой и другие). Для выработки и закрепления орфоэпических навыков у учащихся можно предложить такие задания. 1.       Игра   «Диктор».   Расставь   ударения,   произнеси   правильно. Диспансер, хаос, партер, договор, тефтели… . 2.       Орфоэпический диктант: правильное произнесение записанных на доске слов. 3.      Поставьте ударения в приводимых ниже словах и проверьте по словарю.  Баловать, апостроф, камбала, еретик, коклюш, ломоть, ржаветь, позвонишь. Отмечу,   что   набор   слов   с   трудным   произношением   не   очень   велик, поэтому   он   не   меняется   из   урока   в   урок,   и   многократное   повторение обеспечивает хорошее усвоение произносительных норм. Известно, что в словах иноязычного происхождения (кофе, алое, такси …)   учащиеся   часто   ошибочно   определяют   род.   И   здесь   может   помочь «Школьный   словарь   иностранных   слов»   В.В.   Одинцова,   Г.П.   Смолицкой   и других. Он предназначен для учащихся старших классов. В него включены наиболее   распространенные   заимствования.   Эти   слова   можно   услышать   по радио   и   телевидению,   встретить   в   произведениях   художественной литературы, которые изучаются в школе.  Рекомендуемые задания. 1.      Игра «Определи словарь!»  «Мама   предложила   мне   биточки,   фрикадельки,   винегрет,   чай, какао. Но я съел бутерброд, торт и выпил чашку кофе с сахаром». 2.       Найдите   в   словаре   следующие   заимствования   и   обратите внимание на их произношение: музей, турне, детектив, декада … . 3.       Определите   по   словарю   род   существительных:   ранчо, импресарио, алиби, жюри … .  Большую помощь учащимся в овладении богатством русского языка могут оказать «Школьный словарь синонимов русского языка» , «Школьный словарь антонимов   русского   языка»   М.Р.   Львова,   «Школьный   фразеологический словарь русского языка» В.П. Жукова. Умение пользоваться этими словарями формирует у учащихся стремление к самообразованию, воспитывает у них стремление   употреблять   слова   в   точном   соответствии   с   их   значением   и стилистической характеристикой.  Возможны такие виды упражнений: 1.      Игра «Кто быстрее?»  Выпишите из словаря синонимы к словам  доброта, совесть, любовь, авторитет и другие. 2.       Образуйте   синонимический   ряд   к   слову  милосердие.  После выполнения задания обратитесь к словарю, чтобы самостоятельно проверить себя, свой активный словарный запас. 3.       Игра   «Кто   больше?»   Приведите   примеры,   когда   антонимы входят в заглавие произведений. 4.      Спишите отрывки из различных художественных произведений и подчеркните антонимы. Ты богат, я очень беден. Ты прозаик – я поэт. (А.С. Пушкин.) 5.       В следующих поэтических строчках выделите фразеологизмы, объяснив их значение. Проверьте правильность своих ответов по словарю. Его почуя, конь дорожный Храпит – и путник осторожный Несется в гору во весь дух… (А.С. Пушкин. «Евгений Онегин».) Видал он виды всякие, Изъездил всю губернию И вдоль и поперек. (Н.А. Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо?») 6.       Назовите   фразеологизмы,   имеющие   в   своем   составе наименования частей человеческого тела (голова, глаза, нос, ноги). Голова – морочить голову, … Ноги – уносить ноги, … Глаза – мозолить глаза, … Нос – задирать нос, … Можно вести учащимся личные тематические словари. Это небольшая записная книжечка, которую удобно хранить в учебнике, значит, она всегда будет под рукой. Использование такой книжечки приводит словарную работу в какую – то систему.  Слова можно давать на уроках по темам: литература , театр, искусство, наука, спорт …  Литература: эссе, пьеса, диалог, рецензия, прототип, эпилог … Наука: доцент, приоритет, диплом, стипендия, кандидат, деканат … Сначала   учащиеся   пишут   словарный   диктант,   затем   идет   объяснение значений новых слов (и по словарю!),  дальше ученики записывают их в свои словари,   придумывают   с   ними   предложения.   Так   новые   слова   входят   в сознание учащихся. Словари можно начать в 5 классе и продолжать его до 9 класса, дополняя начатые списки по темам. Такой словарь может принести ощутимую пользу и учителю,   и   ученикам:   их   можно   повторять   на   уроках   развития   речи   при подготовке к сочинениям.  Таким образом, работа со словарем – важная часть урока. Обращение к словарю должно стать для ученика необходимостью, рефлексом. Причём, к любому   словарю,   начиная   с   орфографического   и   заканчивая   любым специализированным изданием.   Работа со словарём не только обогащает словарный запас учащихся, но способствует повышению их грамотности. Поэтому словарная работа должна присутствовать   на   каждом   уроке,   являясь   основным   моментом   в   его структуре. Нужно, чтобы учащиеся к словарям обращались постоянно. Важно, чтобы   словари   были   у   каждого   ученика   и   на   каждой   парте.   А   интуиция учителю подскажет, на каком этапе урока и сколько времени (не менее 5 – 7 минут)   отводить   словарной   работе.   Только   такое   обучение   может   дать положительные результаты. В заключение добавлю, что целенаправленная, тщательно спланированная и   хорошо   организованная   словарная   работа   помогает   выработать орфографическую грамотность, развивать речь учащихся, прививать любовь к русскому языку.

Тема по самообразованию "Словарная работа на уроках русского языка и литературы"

Тема по самообразованию "Словарная работа на уроках русского языка и литературы"

Тема по самообразованию "Словарная работа на уроках русского языка и литературы"

Тема по самообразованию "Словарная работа на уроках русского языка и литературы"

Тема по самообразованию "Словарная работа на уроках русского языка и литературы"

Тема по самообразованию "Словарная работа на уроках русского языка и литературы"

Тема по самообразованию "Словарная работа на уроках русского языка и литературы"

Тема по самообразованию "Словарная работа на уроках русского языка и литературы"

Тема по самообразованию "Словарная работа на уроках русского языка и литературы"

Тема по самообразованию "Словарная работа на уроках русского языка и литературы"

Тема по самообразованию "Словарная работа на уроках русского языка и литературы"

Тема по самообразованию "Словарная работа на уроках русского языка и литературы"

Тема по самообразованию "Словарная работа на уроках русского языка и литературы"

Тема по самообразованию "Словарная работа на уроках русского языка и литературы"

Тема по самообразованию "Словарная работа на уроках русского языка и литературы"

Тема по самообразованию "Словарная работа на уроках русского языка и литературы"

Тема по самообразованию "Словарная работа на уроках русского языка и литературы"

Тема по самообразованию "Словарная работа на уроках русского языка и литературы"
Скачать файл