Тема: Понятие об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных
Оценка 5

Тема: Понятие об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных

Оценка 5
Работа в классе
doc
русский язык
3 кл
07.05.2017
Тема: Понятие об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных
Тема: Понятие об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных Цель: – формирование понятия одушевлённости и неодушевлённости как грамматического признака имени существительного, развитие умений различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные по вопросам, определять тематические группы неодушевлённых существительных.Словарная работа. – Запишите лишнее слово. Прыгать, сорока, стрекотать, летать. Вперёд, назад, затем, галерея. Черёмуха, заяц, пшеница, рябина. Аромат, хозяйственный, волшебный, серебряный. Пассажир, корреспондент, грамматика, иллюстратор.Тема: Понятие об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных
РЯ Имена сущ одуш и неодуш 70-72.doc
Тема: Понятие об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных Цель:   – формирование понятия одушевлённости и неодушевлённости как грамматического признака имени существительного, развитие   умений   различать   одушевлённые   и   неодушевлённые   имена   существительные   по   вопросам,   определять тематические группы неодушевлённых существительных. Этапы урока Ход урока Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Ι . Актуализация  знаний.  – Откройте тетрадь.  – Что надо записать? (Дату.)  Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа». 3  4   1. Словарная работа. – Запишите лишнее слово. Прыгать, сорока, стрекотать, летать. Вперёд, назад, затем, галерея. Черёмуха, заяц, пшеница, рябина. Аромат, хозяйственный, волшебный, серебряный. Пассажир, корреспондент, грамматика, иллюстратор. – На какие вопросы отвечают записанные слова? (кто? что?) – О каких предметах вы спросите что это? А о каких – кто это? Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать  информацию из схем, иллюстраций,  текстов. 2. Представлять информацию в виде  схемы. 3. Выявлять сущность, особенности  объектов. 4. На основе анализа объектов делать  выводы. 5. Обобщать и классифицировать по  признакам. 6. Ориентироваться на развороте  учебника. 7. Находить ответы на вопросы в  иллюстрации. II.  Формулирование  проблемы,  планирование  деятельности.  1  3  3  1. Подводящий к теме диалог. На слайде (доске) записаны слова. Друг, ветер, снег, слон. – Что объединяет все эти слова? (Это имена существительные.) – Распределите слова в две группы. Предложите, какие это могут быть группы.   Подсказка:   вспомните,   на   какие   вопросы   отвечают   имена существительные. Сформулируйте основной вопрос урока:  Чем отличаются слова, отвечающие на вопрос кто? и что?  – Как они называются?  Фиксируется учителем на доске, слайде. 2. Прочитайте название параграфа на с. 13. – неодушевлённые? – Как вы думаете, что это за имена существительные? Приведите примеры таких слов. Проверим наши предположения. План. Учитель вместе с детьми составляет план.  Что   вы   представили,   прочитав   слова  одушевлённые  и Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с  материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в  соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую  работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и  личностную рефлексию. – Что мы сейчас делали? (Формулировали тему урока, составляли план, планировали свою деятельность.) III. Открытие  новых знаний 3  4 1. Наблюдение над новым материалом. а) Упр. 218 – знакомство с понятием одушевлённые и неодушевлённые существительные. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и  понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными  задачами.  3. Оформлять свои мысли в устной  форме. 4. Умение работать в паре. Ученики самостоятельно выполняют все «шаги» в задании. Затем следует коллективная проверка. – Попробуйте уточнить вопрос, поставленный в начале урока. (Что такое одушевлённые   и   неодушевлённые   существительные,   чем   они отличаются? На какие вопросы отвечают одушевлённые, а на какие – неодушевлённые   существительные?   –   уточнение   может   быть   разным.) Сравните с формулировкой основного вопроса урока в учебнике (с. 196). б)  Упр. 219 – формируется умение определять основание деления и распределять слова в группы. Одновременно   у   доски   работают   два   ученика.   Один   записывает   в столбик   одушевлённые   имена   существительные,   другой   – неодушевлённые. Слово  учусь  дети   не  записывают  (что делаю?  –  глагол).  Учитель обратит   внимание   детей   на   то,   что   в   упражнении   предложены однокоренные слова, которые отвечают на разные вопросы. 2. Работа с определением. –  Проверьте   свои   предположения,   прочитав   определение   в   рамке учебника (с. 14) Ученики читают определение про себя, затем вслух, приводят свои примеры. –  Как   вы   думаете,   может   ли   одушевлённое   существительное   стать неодушевлённым или наоборот? (Нет, если существительное отвечает на вопрос кто? – оно не может отвечать на вопрос что?) Одушевлённость   или   неодушевлённость   –   это   постоянный   признак каждого имени существительного. 3.  Наблюдение   за   изменением   одушевлённых   и   неодушевлённых существительных. Упр. 220. Ученики читают вопросы и существительные, сравнивают и находят отличия в вопросах и в окончаниях одушевлённых и неодушевлённых существительных. Сделайте вывод: какие окончания у слов, отвечающих на выделенные вопросы?   (У   одушевлённых   (кого?),   а   у   неодушевлённых   (что?)   – нулевое.) 1  3  5  3   Работа в учебнике. 1.  Упр. 221 – развивается умение определять тематические группы неодушевлённых имён существительных. Возможна   комментированная   запись   слов   с   обозначением орфограмм. Обобщающий   вопрос:   какие   тематические   группы   неодушевлённых существительных можете назвать? 2.  Упр.   222   –   совершенствуется   умение   подбирать   слова   разных тематических групп и определять их грамматическую отнесённость к неодушевлённым именам существительным. Выполняется самостоятельно. Взаимопроверка в парах. VΙ . Развитие  умений –  применение  знания.  Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё  отношение к героям, выражать свои  эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с определённой  ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной  деятельности. Вопросы   к   ученику,   выполнявшему   работу   (начало   формирования   алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать?  – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Какую отметку ты бы себе поставил? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу. – Что мы сейчас делали?  – Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.) V. Итог урока. 4  4 – Назовите ключевые слова урока. –  Какие   тематические   группы   слов   можно   выделить   среди неодушевлённых имён существительных? – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник?  – За что? VI. Домашнее  задание. 1. Упр. 3, с. 19. 2. Выучить правило на с. 14. Деятельность учеников: Определять грамматические признаки имён существительных. Определять начальную форму имени существительного. Наблюдать за использованием имён существительных в речи. Русский язык ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ОДУШЕВЛЁННЫЕ И НЕОДУШЕВЛЁННЫЕ Урок 71 (64). Тема: Имена существительные в речи. Цель:    –  развитие   умений   определять   тематические   группы   одушевлённых   и   неодушевлённых   существительных,  различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, находить их в тексте и употреблять в речи. П – повышенный уровень М – максимальный уровень Этапы урока Ход урока Ι . Актуализация  знаний.  – Откройте тетрадь.  – Что надо записать? (Дату.)  Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа».  3  4   1. Языковая разминка. 1. Упражнение «Да – нет». – Если услышите имя существительное, то хлопните в ладоши. Закат,   колокольчик,   синего,   идёт,   в,   угольки,   чернота,   чёрный, Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать  информацию из схем, иллюстраций,  текстов. 2. Представлять информацию в виде  схемы. 3. Выявлять сущность, особенности  объектов. 4. На основе анализа объектов делать  выводы. 5. Обобщать и классифицировать по чернеть, черно, орфограмма. признакам. 2. Игра «Добрый волшебник». – Измените одну букву в слове так, чтобы получилось неодушевлённое имя существительное. Вопрос:  кто?  лиса  (липа),  кот  (рот),  коза  (коса),  цапля  (капля),  щука (рука). 2. Словарная работа. –  Прочитайте   отрывок   из   стихотворения   С.Я.   Маршака   (текст представлен на слайде): А в дальнем краю, среди горных стремнин, Куда не проникнут колёса машин, Осёдланный конь быстроногий Бежит по отвесной дороге. –  Выпишите слова с орфограммой­непроверяемой буквой безударного гласного   в   корне,   запишите   по   два   однокоренных   слова.   Обозначьте орфограмму. Машина, машинка, машинный. Дорога, дорожный, придорожный. Колёса, колёсный, исколесить. – Индивидуальное задание: обозначить в тексте (на доске) орфограмму­ букву безударного гласного в корне, проверяемого ударением.  1  3  3  – Какой текст записан на доске? (Стихотворный, художественный.) – Подсчитайте и назовите все имена существительные; прилагательные; глаголы. Сделайте вывод. (Чаще других частей речи автор употребляет имена   существительные.)   Почему?   (Они   называют   героев,   место,   где происходит действие.) II.  Формулирование  проблемы,  планирование  6. Ориентироваться на развороте  учебника. 7. Находить ответы на вопросы в  иллюстрации. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с  материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в  соответствии с поставленной задачей. деятельности.  – О чём пойдёт речь на уроке? (Дети сами формулируют тему урока.) – Важна ли для нас эта тема? Объясните свою точку зрения. IIΙ . Развитие  умений –  применение  знания.  План. Учитель вместе с детьми составляет план. – Что мы сейчас делали? (Формулировали тему урока, составляли план, планировали свою деятельность.) 1  3  5  3   1. Работа в учебнике. Упр.   223   –   уточнение   лексического   значения   неодушевлённых  имён существительных изморось и изморозь. Ученики   сначала   делают   предположения,   опираясь   на   контекст (говорится о разных временах года, следовательно, предполагается, что это разные природные явления). Затем ученики читают статью в толковом словарике (с. 192), проверяют свои предположения. Подбор   однокоренных   слов,   определение   их   грамматического признака: 1) Изморозь (неодуш.), мороз (неодуш.), морозный. 2) Изморось (неодуш.), моросит, морось. –  Запомните,   как   пишутся   эти   слова,   не   путайте   их   лексическое значение, употребляйте правильно в речи. Упр.   Наблюдение   над   лексическим   значением   имён существительных баранка и стрелки, на которых строится игра слов в стихотворениях Александра Шибаева и Генриха Сапгира.   224. 3. Прогнозировать предстоящую  работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и  личностную рефлексию. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и  понимать других. 2. Строить речевое высказывание в  соответствии с поставленными  задачами.  3. Оформлять свои мысли в устной  форме. 4. Умение работать в паре. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё  отношение к героям, выражать свои  эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с определённой  ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению  и целенаправленной познавательной  деятельности. – Почему художник именно так проиллюстрировал эти стихотворения? – Как вы думаете, понял ли Афанасий шутливый смысл этих стихов? Затем   дети   устно   называют   все   имена   существительные, определяют, одушевлённые они или неодушевлённые. –  Прочитайте слова в рамке. На какой слог падает ударение в слове шофёр? Какая в слове орфограмма? –  Что вы можете сказать об этих словах? Почему они объединены в рамке? (Это синонимы.) Составьте предложения с этими словами. 2. Работа в рабочей тетради. Выполнение задания № 2, тема 7 в рабочей тетради. –  Как   вы   рассуждали,   чтобы   найти   нужный   вариант?   (Искали   слова, которые отвечают на вопросы кто? что?) –  Чем отличаются слова  Роза  и  роза? (Одно называет имя, другое – цветок.) – Что вам помогло определить значение? (Большая буква.) –  Какие ещё группы одушевлённых имён существительных вы можете назвать? (Названия людей, животных, клички животных.) –  Приведите   примеры   одинаковых   слов,   которые   могут   быть   как одушевлёнными,   так   и   неодушевлёнными.   (Лилия  (имя)   –  лилия (цветок), Пушок (кличка) – пушок (пух).) Вопросы   к   ученику,   выполнявшему   работу   (начало   формирования   алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать?  – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Какую отметку ты бы себе поставил? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу. – Что мы сейчас делали?  – Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.) 4  4 – Почему разные предметы называются одним и тем же словом? Приведите примеры. – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник?  – За что? IV. Итог урока. V. Домашнее  задание. Упр. 4, с. 20. Деятельность учеников: Определять грамматические признаки имён существительных. Определять начальную форму имени существительного. Наблюдать за использованием имён существительных в речи. Русский язык ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ОДУШЕВЛЁННЫЕ И НЕОДУШЕВЛЁННЫЕ Урок 72 (65). Тема: Урок­обобщение. Что мы знаем об именах существительных Цель:    –  развитие   умений   составлять   устный   рассказ   на   лингвистическую   тему   об   имени   существительном   по   изученным признакам;   –  закрепление   умений   находить   имена   существительные   в   тексте,   разграничивать   омонимичные   слова­имена существительные, опираясь на контекст и словарные статьи, определять изученные признаки имён существительных как части речи. П – повышенный уровень М – максимальный уровень Этапы урока Ход урока Ι . Актуализация  знаний.  – Откройте тетрадь.  – Что надо записать? (Дату.)  Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа».  3  4   Языковая разминка. Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать  информацию из схем, иллюстраций,  текстов. 2. Представлять информацию в виде  схемы. 3. Выявлять сущность, особенности  объектов. Упр. 229. Отгадывание загадок (устно). Ответы на вопросы: 1) Из ноготков на пальцах ребёнка. 2) Лук со стрелами (оружие). 3) Кистью винограда. 4) Скрипичным ключом, а также тем, что бьёт из­под земли. – Какие слова повторяются в вопросах и ответах? – К какой части речи они относятся? Докажите. –  Одинаковые это слова или разные? Своё мнение обоснуйте. (Разные, обозначают разные предметы.) –  Попробуйте   загадать   свою   загадку.   Какие   слова   можно   для   этого взять? (Баранка, стрелка, лисичка.) 4. На основе анализа объектов делать  выводы. 5. Обобщать и классифицировать по  признакам. 6. Ориентироваться на развороте  учебника. 7. Находить ответы на вопросы в  иллюстрации. II.  Формулирование  проблемы,  планирование  деятельности.   1  3  3  – На основе языковой разминки предположите, чем будем заниматься на уроке. –  Как можно использовать одинаковые слова с разными значениями в речи? Учитель добавляет:  – А также в процессе этой работы будем повторять всё, что узнали об имени существительном. План. Учитель вместе с детьми составляет план. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с  материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в  соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую  работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и  личностную рефлексию. – Что мы сейчас делали? (Формулировали тему урока, составляли план, IIΙ . Развитие  умений –  применение  знания.  планировали свою деятельность.) 1  3  5  3   1. Словарная работа. Проводится по трём вариантам. I вариант работает со словом шофёр; II вариант – тарелка; III вариант – баранка. По плану: 1) Выяснение лексического значения слова по толковому словарю. 2) Запись слова в транскрипции, подчёркивание в слове орфограммы. 3)   Запись   предложения   с   данным   словом.   («Куртка   шофёра   пахнет бензином». (Дж. Родари); «Эй вы, глупые тарелки, что вы скачете, как белки?» (К. Чуковский); «Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испёк спозаранку».) По ходу проверки ученики записывают слова другого варианта, запоминают написание буквы гласного в корне. 2. Обобщение изученного. Развитие умений. 1. Беседа об имени существительном. –  Представьте,   что   вы   получили   заказ   –   выполнить   портрет   Имени Существительного.   Кого   бы   вы   изобразили?   Как?   (Предположения детей.) Какая профессия могла бы быть у Имени Существительного? (Диктор, фокусник, волшебник.) Почему? – Как бы вы по­своему назвали эту часть речи? 2.  Упр. 225 – развивается умение отличать разные значения слова Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и  понимать других. 2. Строить речевое высказывание в  соответствии с поставленными  задачами.  3. Оформлять свои мысли в устной  форме. 4. Умение работать в паре. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё  отношение к героям, выражать свои  эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с определённой  ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению  и целенаправленной познавательной  деятельности. перо, опираясь на текст и на словарную статью, находить в тексте одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Ученики читают задание по «шагам» и выполняют его. Методическая рекомендация:  следует обратить внимание детей на две словарные статьи к слову перо. Первая показывает, что у слова перо  несколько значений, вторая – что есть ещё одно слово  перо, в значении   которого   нет   ничего   общего   со   словом  перо  в   первой словарной статье. Именно поэтому в словаре две словарные статьи к слову  перо  (понятие   «омонимы»   вводится   только   на   повышенном уровне). 3. Упр. 226. Рассказ о слове перо по плану. 1) Лексическое значение. (Можно прочитать или пересказать статьи из толкового словаря.) 2) Состав слова: пер о ; окончание – ­о, основа пер­, состоит из корня. Однокоренные слова пёрышко, перьевая (подушка). 3) неодушевлённое. 4) Звуко­буквенный анализ и запись: перо – 4 б. [п'иэро‘] – 4 зв. 5) В слове есть орфограмма – проверяемая буква безударного гласного в корне слова. Проверочное слово – перья. Запись: перо – перья. 4.  Упр.   227   –   развитие   умений   работать   с   омонимами,   отличать омонимы от других слов. Продолжение   лексической   работы. стихотворения. –  Похожи   чем­то   ключ   для   отпирания   и   запирания   замка   и   родник? (Нет.)  Что?  перо  –   имя   существительное,   обозначает   предмет,   Вопросы   после   чтения – Значит, в одной или в разных словарных статьях будет дано толкование значений этого слова? (В разных.) Проверим это. Найдите слово ключ в толковом словаре в конце учебника. 5. Упр. 228. Выполняется аналогично упр. 226. 6. Дополнительно: упражнение «Найди имя существительное». На   доске   вывешивается   картина.   Нужно   найти   на   картине предметы и записать их названия в тетрадь. Кто больше? – Выберите одно из записанных слов. Что вы могли бы рассказать о нём?  Ученики рассказывают о слове, стараясь не заглядывать в план. Вопросы   к   ученику,   выполнявшему   работу   (начало   формирования   алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать?  – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Какую отметку ты бы себе поставил? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу. – Что мы сейчас делали?  – Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.) IV. Итог урока. 4  4 – Что нового узнали об имени существительном, об употреблении слов этой части речи в тексте? – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник?  – За что? V. Домашнее  задание. 1) Упр. 5, с. 20. 2) Нарисовать портрет Имени Существительного. Деятельность учеников: Определять грамматические признаки имён существительных. Определять начальную форму имени существительного. Наблюдать за использованием имён существительных в речи.

Тема: Понятие об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных

Тема: Понятие об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных

Тема: Понятие об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных

Тема: Понятие об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных

Тема: Понятие об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных

Тема: Понятие об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных

Тема: Понятие об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных

Тема: Понятие об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных

Тема: Понятие об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных

Тема: Понятие об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных

Тема: Понятие об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных

Тема: Понятие об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных

Тема: Понятие об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных

Тема: Понятие об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных

Тема: Понятие об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных

Тема: Понятие об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных

Тема: Понятие об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных

Тема: Понятие об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных

Тема: Понятие об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных

Тема: Понятие об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных

Тема: Понятие об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных

Тема: Понятие об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных

Тема: Понятие об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных

Тема: Понятие об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных

Тема: Понятие об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных

Тема: Понятие об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных

Тема: Понятие об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных

Тема: Понятие об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных

Тема: Понятие об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных

Тема: Понятие об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных

Тема: Понятие об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных

Тема: Понятие об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных

Тема: Понятие об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных

Тема: Понятие об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных

Тема: Понятие об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных

Тема: Понятие об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных

Тема: Понятие об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных

Тема: Понятие об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.05.2017