Технологическая карта урока
УМК: «Школа России»
Предмет: русский язык
Учебник: «Русский язык 4 кл.» В.П.Канакина
Тема: «Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода дательном падеже»
Тип: Урок «открытия» новых знаний
Задачи:
Образовательные: научить выделять окончания имён прилагательных дательного падежа единственного числа, выбирать способ проверки безударных падежных окончаний имён прилагательных, учить контролировать написание безударных падежных окончаний имён прилагательных;
Развивающие: развивать навык правописания падежных окончаний прилагательных в дательном падеже, продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, приводить примеры, развивать умение работать с учебником;
Воспитывающие: вовлечь в активную познавательную деятельность, совершенствовать навык правописания падежных окончаний имён прилагательных
Памятка по выполнению работы над ошибками по русскому
языку
для учащихся начальной
школы
1. Прочитай предложение, в котором допущена ошибка, выясни
смысл каждого слова.
Если ошибка в построении и записи предложения, продумай
верный вариант записи, и запиши все предложение, старайся не
сделать ошибок.
2. Если ошибка в постановке точки, вопросительного или
восклицательного знака в конце предложения, то спиши
предложение правильно. Поставь в конце нужный знак.
Например: В лесу на полянке расцвели подснежники. Мы сегодня пойдем на
экскурсию в лес? Какое замечательное утро!
Подчеркни поставленный знак. Запомни.
3. Если неверно написана буква в начале предложения (вместо
заглавной написана строчная), то выпиши это предложение
правильно, подчеркни первую букву. Например: С деревьев падают
желтые, красные, оранжевые листья.
4. Если в слове пропущена буква, или вместо одной буквы
написана другая, то напиши слово 3 раза, раздели на слоги,
поставь ударение, подчеркни место ошибки. Например: строй/ка,
строй/ка, строй/ка.
5. Если неправильно выполнен перенос слова, то раздели слово на
слоги для переноса. Запиши все случаи переноса.
Например: ру-чейки, ручей-ки; оси-на.
ЗАПОМНИ! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке и
нельзя переносить на новую строку.
6. Если ошибка в делении слова на слоги, то выпиши слова и
раздели их на слоги. Запиши ещё 3 слова с таким же количеством
слогов.
Например: воIроIбей, уIчиIтель, тоIваIрищ, деIжурIный, моIлоIко, майIка,
масIса.
ЗАПОМНИ! Сколько в слове гласных, столько и слогов.
7. Если неправильно написана в слове приставка, запиши слово
верно. Выдели приставку. Образуй от этого слова 3 однокоренных
слова с разными приставками. Например: приехал, заехал, уехал,
переехал, проехал, отъехал.
ЗАПОМНИ! Приставка – это часть слова, она пишется слитно со
словом.
8. Если неверно написан предлог со словом, то из предложения, в
котором допущена ошибка, выпиши предлог и слово, к которому
относится этот предлог. Докажи раздельное написание предлога
1со словом: между предлогом и словом поставь ещё слово. Подбери
ещё слово с этим предлогом.
Например: к (какому?) берегу; к (крутому) берегу; к (какому?) дому, к
(большому) дому.
ЗАПОМНИ! Предлог – это отдельное слово. Предлог – это часть
речи, оно пишется отдельно от слова. Между предлогом и словом
можно вставить ещё слово. У глаголов нет предлогов (сравни: на
ветке, налетел).
9. Если неверно написан предлог перед местоимением, то выпиши
из предложения это местоимение с предлогом. Запиши ещё 2-3
местоимения на это правило. Например: у нас, ко мне, с тобой, к нему.
ЗАПОМНИ! Предлоги с местоимениями пишутся отдельно.
10. Если слитно написана частица НЕ с глаголом, то выпиши
глагол с НЕ, запиши слово с частицей раздельно. Запиши ещё 2
раза слово на это правило.
Например: не был, не выучил, не знал, не пришел, не слушал.
ЗАПОМНИ! НЕ с глаголами пишется раздельно.
11. Если сделана ошибка в написании словарных слов или
орфограмм, которые ещё не изучались, то запиши слово, поставь
ударение, подчеркни место ошибки.
Например: ребяята.
12. Если с маленькой буквы написаны имена людей, клички
животных, названия стран, городов, деревень, улиц, рек, то
запиши слово верно. Подчеркни заглавную букву. Придумай и
запиши еще 3 слова на это правило.
Например: Саша, Мурзик, Санкт – Петербург, Россия.
ЗАПОМНИ! Имена, отчества и фамилии пишутся с большой буквы.
Клички животных пишутся с большой буквы. Названия стран,
городов, улиц, рек пишутся с большой буквы.
13. Если неверно написаны слоги: жи-ши, ча-ща, чу-щу, то
запиши слово верно, подчеркни этот слог. Придумай и запиши
Подчеркни
ещё
слог Например: жимолость, жил, жизнь,
чижи,шишка,
машина, чашка, часовщик, чудовище, щука, щупальца.
ЗАПОМНИ! Слова с жи-ши пишутся с буквой и, слова с ча-ща
пишутся с буквой а, слова с чу-щу пишутся с буквой у.
14. Если в словах неверно написаны сочетания чк, чн, нч, нщ, щн,
рщ, чт, то запиши слово правильно, подбери и напиши ещё 2-3
слова на это правило. Подчеркни сочетание.
почка, ночной, печной, солнечный,
Например: девочка,
прозрачный, встречный,
жестянщик,
барабанщик, хищница, мощный, фонарщик, почта.
ЗАПОМНИ! Слова с чк, чн, нч, нщ, щн, рщ, чт пишутся без мягкого
знака (ь).
хищник, бизончик,
правило.
кочка,
ночка,
птенчик,
3
слова
на
это
215. Если сделана ошибка в написании мягкого знака – показателя
мягкости, то запиши
слово правильно. Подчеркни мягкий знак одной чертой, а
согласную перед ним обозначь одной зеленой точкой. Запиши
ещё 3-5 слов на это правило.
Например: мальчик, большой, рысь, коньки, маленький, угольки, братья,
смотреть, лошадь.
16. Если сделана ошибка в написании разделительного мягкого
знака (ь), то запиши слово правильно. Подчеркни мягкий знак
одной чертой, а буквы, которые он разделяет, выдели зеленой
(согласную) и красной (гласную) точками. Напиши ещё 3 слова на
это правило.
Например: вьюга, храбростью, деревья, обезьяна, воробьи, соловьи, варенье,
печенье, шьет, бьет.
ЗАПОМНИ! Разделительный мягкий знак (ь) пишется в корне слова
после согласных перед гласными буквами: е, ё, ю, я, и.
17. Если сделана ошибка в написании разделительного твёрдого
знака (ъ), то запиши слово правильно. Выдели приставку, твёрдый
знак подчеркни одной чертой, буквы, которые он разделяет,
выдели синей (согласную) и красной (гласную) точками. Придумай
и запиши ещё 3 слова на это правило.
Например: съезд, отъезд, подъезд, объём, разъем, объяснил, разъяренный.
ЗАПОМНИ! объект, субъект, адъютант.
ЗАПОМНИ! Разделительный твёрдый знак (ъ) пишется только после
приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными:
е, ё, я, ю.
18. Если сделана ошибка в написании безударной гласной в корне
слова, проверяемой ударением, то выпиши это слово, поставь
ударение, выдели корень, подчеркни проверяемую гласную,
напиши проверочное слово. Напиши ещё 2-3 слова на это правило.
Например: цветы (цвет), гористая (горка), волная ( воялны), сидит (сидя),
дарить (дарит), солонка (соль).
ЗАПОМНИ! Безударные гласные в словах пишутся так же, как
ударные.
19. Если сделана ошибка в написании парных звонких и глухих
согласных в корне слова, то нужно выписать слово. Выделить в
нём корень. Подчеркнуть букву, в которой допущена ошибка.
Затем написать проверочное слово, подобрать ещё 2-3 слова на
это правило, подчеркнуть слог.
Например: город (города), мороз (морозы), глазки (глаза), дуб (дубок),
дорожка (дороженька), головка (голова), снег (снега).)
ЗАПОМНИ! Парные согласные нужно проверять как звонкие, так и
глухие. Чтобы проверить парный согласный звук в корне слова,
нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово, в
3котором после этого согласного стоит гласный или звонкий
сонорный звук.
Способы проверки: У существительного: - изменяя число (ногти -
ноготь, локти – локоть); - изменяя падеж (луг - на лугу, лук - в
луке); - подбирая уменьшительно-ласкательный суффикс (дуб –
дубок) - заменяя существительное глаголом (молотьба - молотить,
просьба – просить, ходьба - ходить);
У прилагательных - образование краткой формы: жуткий - жуток.
20. Если не написана непроизносимая согласная в корне слова, то
запиши слово, подбери к нему проверочное слово, выдели корень.
Напиши ещё 2-3 слова на это правило.
Например: свистнул (свисток), честный (честь), звёздный (звезда), местность
(место), солнце (солнышко), здравствуй (здравие).
ЗАПОМНИ! Чтобы проверить непроизносимую согласную в корне
слова, нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово,
чтобы после этого согласного стоял гласный звук.
До чего ж сегодня день чудесНый (чудеса),
СоЛнце (солнечный) в небе празДнично (праздничек) горит,
Освещает (местечко) и окресТность (крест),
И теплом своим серДца (сердечко) бодрит,
Но лежит на пасТбище (пасти) корова,
ГрусТно (грусть) смотрят карие глаза,
Потому что ей пастух суровый
«ЗдраВствуйте!» (здравие) сегодня не сказал.
И ужасно, и опасно
Букву Т писать напрасно!
Всем известно, как прелесТно (пресесть) Букву Т писать уместно!
21. Если ошибка в написании удвоенной согласной в корне слова,
то выпиши слово правильно. Подчеркни орфограмму. Запиши ещё
2-3 слова на это правило. Раздели все слова для переноса.
Например: груп-па, рас-сказ, кол-лектив, ал-лея, пер-рон, суб-бота.
ЗАПОМНИ! При переносе слов с двойными согласными одна буква
остаётся на строке, другая переносится.
22. Если ошибка в написании удвоенной согласной, одна из
которых является частью приставки (суффикса), другая – корня; то
запиши слово правильно. Выдели приставку (суффикс) и корень.
Подбери однокоренное слово, доказывая написание одной
согласной. Подбери 2-3 слова на это правило.
Например: рассвет (свет), рассказ (сказывать, пересказ), оттащить (тащит);
весенний (весна), длинный (длина), малинник (малина).
23. Если допущена ошибка в правописании наречий, то выпиши
слово, в котором допущена ошибка. Обрати внимание на гласную в
конце слова. Подчеркни ее.
Например: справа, слева, сначала, налево, направо, хорошо.
4ЗАПОМНИ! Наречия пишутся в одно слово. Перед ними не бывает
предлогов. Наречия часто оканчиваются на буквы о, а.
24. Если допущена ошибка в написании гласных и согласных в
приставках, то выпиши слово правильно и выдели в нём приставку.
Запиши ещё 2-3 слова с этой же приставкой.
Например: полетели, побежали, подержали.
ЗАПОМНИ! Приставки па не бывает. Исключения: пасынок,
падчерица.
25. Если допущена ошибка в написании суффиксов, то выпиши
слово правильно, выдели суффикс, запиши ещё 2-3 слова с этим
суффиксом. Если суффикс можно проверить, запиши проверочное
слово.
Например: Липовый, дубовый, кленовый, осиновый.
26. Если сделана ошибка в написании слов с шипящим звуком на
конце, то выпиши слово. Объясни написание слова. Запиши ещё 2-
3 слова на это правило.
Например: шалаш (сущ. ед.ч., м.р., 2 скл.), сторож (сущ. ед.ч., м.р., 2 скл.),
камыш (сущ. ед.ч., м.р., 2 скл.), луч (сущ. ед.ч., м.р., 2 скл.);
дочь (сущ., ед.ч., ж. р., 3 скл.), ночь (сущ., ед.ч., ж. р., 3 скл.), речь (сущ., ед.ч.,
ж. р., 3 скл.), рожь (сущ., ед.ч., ж. р., 3 скл.);
с крыш (сущ., мн.ч., Р. п.), много задач (сущ., мн.ч., Р. п.), из-за туч (сущ., мн.ч.,
Р. п.);
кипуч (краткое прил.), могуч (краткое прил.), скрипуч (краткое прил.).
ЗАПОМНИ! У существительных мужского рода в родительном
падеже множественного числа и у имен прилагательных в краткой
форме после шипящих Ь знак не пишется.
У существительных женского рода 3 склонения после шипящего
пишется Ь знак.
27. Если допущена ошибка в написании мягкого знака (ь) в
глаголах неопределённой формы, то поставь вопрос к глаголу и
запиши глагол правильно. Подбери 2-3 слова на это правило.
Например: (что делать?) улыбаться, (что сделать) улыбнуться, (что делать?)
петь.
ЗАПОМНИ! Глаголы неопределённой формы отвечают на вопросы
ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? и пишутся с мягким знаком (ь).
28. Если допущена ошибка в написании мягкого знака (ь) на конце
глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени, то
выпиши глаголы правильно, выдели окончание. Запиши ещё 2-3
глагола на это правило.
Например: пишешь (гл., 2 л., ед.ч.), ругаешь (гл., 2 л., ед.ч.), сидишь (гл., 2 л.,
ед.ч.), читаешь (гл., 2 л., ед.ч.).
ЗАПОМНИ! На конце глаголов 2-го лица, ед. числа пишется мягкий
знак (ь).
29. Если допущена ошибка в правописании безударных падежных
окончаний имён существительных, то выпиши существительное со
словом, от которого оно зависит. Устно поставь существительное
5в начальную форму. Определи склонение, вспомни слово –
помощник. Поставь слово – помощник в нужную форму. Запиши
существительное, выдели окончание. Запиши свой пример на это
правило.
Например: Устно: Шёл по улиц. (улица – 1 скл.,) (весна – по весне) Шёл (где?
по чему? по улиц. - сущ., 1 скл., (по весне)) по улице
Письменно: Шёл (сущ., 1 скл., по весне) по улице; кормить (сущ., 2 скл., слона)
бегемота.
ЗАПОМНИ! Слова помощники: 1 скл. – весна, земля. 2 скл. – слон. 3
скл. – рожь.
Можно пользоваться таблицей безударных падежных окончаний
существительных, но тогда не забывать определять падеж.
30. Если допущена ошибка в правописании безударных окончаний
имён прилагательных, то выпиши прилагательное вместе с тем
существительным, к которому оно относится, поставь к
прилагательному вопрос от существительного. Обрати внимание
на окончание вопроса и вспомни парное окончание. Определи род,
число, падеж прилагательного по существительному.
Например: К лесу (какому?) дальнему ( м.р., ед.ч., Д. п.)
ЗАПОМНИ! Для определения окончания прилагательного надо
знать его род и падеж. Это определи по существительному. Кроме
того, окончание прилагательного можно определить по вопросу,
который задается от существительного. В этом случае надо
хорошо знать родовые окончания имен прилагательных.
31. Если допущена ошибка в правописании безударных личных
окончаний глаголов, то выпиши глагол, в котором допущена
ошибка. Поставь глагол в неопределённую форму. Посмотри на
гласную перед ть. Определи спряжение глагола и гласную,
которую следует писать в окончании глагола ед. и мн. числа.
Запиши свой пример. Например: пишет – писать (гл., I спр., – е); смотрит -
смотреть (гл. исключение, IIспр., - и ); ставит – ставить (гл., II спр., - и)
ЗАПОМНИ! Гласные е - и в окончании глагола следует
устанавливать по неопределенной форме и спряжению.
(I спр. – - е; - ут; - ют. Все остальные глаголы не входящие во 2
спряжение + идти. 2 глагола-исключения: брить, стелить.
II спр. – -и, - ат. – ят. Все глаголы на - ить (говорить) + 7 глаголов-
исключений на - еть видеть, ненавидеть, смотреть, терпеть,
вертеть, зависеть, обидеть + 4 глагола-исключения на – ать гнать,
дышать, держать, слышать)
32. Если допущена ошибка в разбор слова по составу, то выпиши
слово. Разбери его по составу, придумай и запиши слово такой же
конструкции.
Например: поездка, походка.
633. Если ошибка допущена в фонетическом разборе слова, то
выпиши слово. Разбери его фонетически грамотно, не забудь
указать количество звуков и букв в слове.
34. Если неверно выполнен разбор предложения по частям речи,
то выпиши предложение. Над словами сокращенно обозначь,
какой частью речи является каждое слово.
Например: п., сущ., глаг., прил., сущ.
По овражкам заиграли весенние ручейки.
35. Если неверно выполнен разбор по членам предложения, то
выпиши предложение. Подчеркни главные члены. Выпиши
словосочетания с вопросами. Подчеркни второстепенные члены
предложения.
Например: В лесу цветут душистые ландыши. Ландыши (какие?) душистые.
Цветут (где? ) в лесу. ЗАПОМНИ! Слова в предложении связаны
парами по смыслу. Связь слов устанавливается при помощи
вопросов от слова к слову. Подлежащее – это главный член
предложения, обозначает предмет (о ком или о чём говорится в
предложении),
отвечает на вопросы Кто? или Что?,
подчёркивается одной чертой.
Сказуемое – главный член предложения, обозначает действие
предмета (что говорится о подлежащем), отвечает на вопросы Что
делать? Что сделать? подчёркивается двумя чертами.
Определение – второстепенный член предложения. Обозначает
признак предмета,
отвечает на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие? Чей?
Подчёркивается волнистой чертой.
(Признак предмета или явления обозначает определение. Чей? и
Какой? ответы просты, лишь не хватает волнистой черты.
Обстоятельство – второстепенный член предложения. Обозначает
время, место, причину, образ действия. Отвечает на вопросы Где?
Когда? Как? Откуда? и Куда?
Подчёркивается пунктиром с точкой.
На вопросы Где? Когда? Как? Откуда? И Куда? Обстоятельство
всегда вам дадут ответ – да-да.)
Дополнение – второстепенный член предложения. Обозначает
предмет.
Отвечает на вопросы косвенных падежей,
подчёркивается пунктиром.
36. Если допущена ошибка в определении однородных членов
предложения, то выпиши предложение. Подчеркни однородные
члены предложения и слово, от которого они зависят. Правильно
расставь знаки.
Например: Ель, сосна, осина и берёза здесь растут дружно и тесно. В огороде
ребята собрали огурцы, помидоры, перец.
7