«Тема предательства и патриотизма в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
7 кл
06.12.2018
Урок литературы а 7-м классе "Тема предательства и патриотизма в повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба" позволит учащимся совершенствовать умения и навыки, приобретенные на предыдущих уроках ,постичь нравственные проблемы. Урок имеет большое воспитательное значение,формирует навыки анализа художественного произведения,а также самостоятельной работы с текстом.
Гоголь. Тарас Бульба урок.docx
Тема урока: «Тема предательства и патриотизма в повести Н.В.Гоголя
«Тарас Бульба»
Цели: помочь учащимся постичь нравственные проблемы в повести «Тарас
Бульба»; воспитывать нравственные качества личности, любовь к Родине;
формировать умение выражать собственную позицию; развивать навыки
анализа художественного текста.
Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков, целевого
применения усвоенного.
Форма урока: урокконференция.
Методы: слово учителя, устные сообщения, беседа по вопросам, просмотр
киноэпизодов, работа с текстом.
Оборудование: портрет Н.В.Гоголя, иллюстрации к повести «Тарас Бульба»,
вопросные листы; мультимедийный проектор, эпизоды из киноэпопеи «Тарас
Бульба» (Россия 2009 год), текст повести.
Подготовка к уроку.
1. Продумать ответы на вопросы (по вопросному листу).
2. Выписать цитаты, ключевые слова или фразы, характеризующие Остапа и
Андрия, их отношение к отцу и матери, товарищам, воинскому долгу, Родине,
поведение в бою и в момент их гибели.
Эпиграф (записан на доске):
«Самое лучшее предназначение есть защищать своё отечество».
Г.Р.Державин.
Ход урока : I Организационный момент.
II Вступительное слово учителя.
Сегодня наш заключительный урок по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»
посвящён теме предательства и патриотизма.
Какой смысл вы вкладываете в понятие патриотизм?
Патриотизм (от греческого patris –«родина») – это любовь к родине,
преданность отечеству.
(Обращает внимание учащихся на эпиграф урока).
III. Выступление подготовленных к уроку учащихся с короткими
сообщениями.
Первый учащийся
Малороссии) и очень хорошо знал местные национальные обычаи и нравы. Он
с воодушевлением собирал народные песни и предания, изучал историческое
прошлое славянских народов.
: Николай Васильевич Гоголь родился на Украине (в : Запорожская Сечь представляла собой своеобразную
В XVI веке украинские казаки построили за днепровскими порогами военное
укрепление Сечь – для защиты рубежей страны от польских, турецких и
татарских (Крыма) набегов. Вокруг главного укрепления возникли и другие, а
рядом с ними хутора, на которых жили и трудились семьи казаков.
Второй учащийся
республику, жившую по своим собственным законам. Запорожцы были
одновременно и крестьянами, и воинами. Они добровольно возложили на себя
задачу охраны южных и западных границ России от угрозы вражеского
нападения. Множество запорожцев отдали свои жизни, защищая Родину и
православную веру.
Третий учащийся: Н.В.Гоголя очень интересовала история Запорожской
Сечи. В повести «Тарас Бульба» он постарался воссоздать одну из страниц
славного прошлого её жителей. Он создаёт вымышленный образ Тараса
Бульбы, в котором соединяет черты многих реальных запорожцев. Писатель
рассказывает о судьбе Тараса и двух его сыновей, Остапа и Андрия. Все они к
концу повествования погибают, но погибают поразному.
IV. Беседа по повести «Тарас Бульба». (Перед каждым учащимся на парте
лежит вопросный лист к повести, полученный заранее на предыдущем уроке
литературы).
Вопросы:
1. Какими художественными средствами Н.В.Гоголь создаёт образы
исторического прошлого?
2.Как в этом произведении показаны цели и идеалы Запорожской Сечи?
3. Как автор использует в повести приём противопоставления, контраста?
4. Как мотивируется предательство Андрия?
5. Какие черты характера Андрия проявляются во время его перехода на
сторону ляхов?
Просмотр первого эпизода из киноэпопеи «Тарас Бульба» Тарас Бульба
казнит своего младшего сына Андрия.
6. Прав ли был Тарас Бульба, покаравший своего сына и можно ли оправдать
Андрия?
7. Колебался ли Тарас, запрещая Остапу предать тело Андрия земле?
Почему?
Просмотр второго эпизода – Казнь Остапа. 8. Как изменился Тарас внешне и внутренне, когда понял, что его Остап
находится в плену у поляков? На что решился отец?
9. Как можно охарактеризовать смерть Остапа? Каково идейное значение его
смерти в произведении?
10. Что почувствовал Бульба, когда увидел на площади казнь своего сына
Остапа?
Просмотр третьего эпизода Гибель Тараса Бульбы.
11. Случайно ли Н.В.Гоголь делает причиной гибели Тараса обыкновенную
люльку (курительную трубку)? Как в этом эпизоде проявляется характер
героя?
12. Как старый казак помогает своим товарищам даже в свой смертный час?
13. Почему Тарас Бульба гибнет именно в огне, на высоком берегу?
Есть ли в повести символические эпизоды?
V. Работа с текстом. (Проверка домашнего задания).
Учитель. Готовясь к уроку, вы поработали с текстом повести и выписали
цитаты, в которых раскрываются отношения двух братьев Остапа и Андрия с
другими героями, вырисовываются их характеры. Посмотрим, что у вас
получилось.
Остап
Андрий
«Да он славно бьётся!» говорил
Бульба. «Добрый будет казак!»
«Остап считался всегда одним из
лучших товарищей».
«…никогда, ни в каком случае не
выдавал своих товарищей. Никакие
плети и розги не могли заставить его
это сделать». «Он был прямодушен с
равными. Он имел доброту в таком
виде, в каком она могла только
существовать при таком характере и в
тогдашнее время».
«Остап, отложивши всякое
попечение, скидал с себя свитку и
ложился на пол, вовсе не думая
просить о помиловании».
«Он душевно был тронут слезами
бедной матери, и это одно только его
смущало и заставляло задумчиво
отпустить голову».
«Впереди всех шел Остап». «Ему
«Э, да ты мазунчик, как я вижу!»
говорил Бульба.
« Имел чувства несколько живее и
более развитые».
«Он был изобретательнее своего
брата; чаще являлся предводителем
довольно опасного предприятия и
иногда с помощью изобретательного
ума своего умел увёртываться от
наказания»
«…кипел жаждою подвига, но
вместе с нею душа его была доступна
другим чувствам».
Женщина чаще стала
представляться горячим мечтам его».
«А что мне отец, товарищи и
отчизна! <…>Так если ж так, так вот
что: нет у меня никого! Никого,
никого!». (Обращаясь к панночке)
«Отчизна моя – ты! <…> И всё, что первому приходилось выпить эту
тяжелую чашу».
«Он <…> произнёс громко: «Дай
же, боже, чтобы все, какие тут ни
стоят еретики, не услышали, как
мучится христианин! Чтобы ни один
из нас не промолвил ни одного
слова!».
«Остап выносил терзания и пытки,
как исполин. Ни крика, ни стону не
было слышно <…> ничто, похожее на
стон, не вырвалось из уст его, не
дрогнулось лицо его».
« Но когда подвели его к последним
смертным мукам, <…>повёл он очами
вокруг себя: боже, всё неведомые, всё
чужие лица! Хоть бы ктонибудь из
близких присутствовал при его
смерти! Он не хотел бы слышать
рыданий и сокрушения слабой
матери, <…> хотел бы он теперь
увидеть твёрдого мужа, который бы
разумным словом освежил его и
утешил при кончине…»
«Тарас стоял в толпе, потупив
голову и в то же время гордо
приподняв очи, и одобрительно
только говорил: «Добре, сынку,
добре!»
ни есть, продам, отдам, погублю за
такую отчизну!»
«…скажи отцу, скажи брату, скажи
казакам, скажи запорожцам, скажи
всем, что отец теперь не отец мне,
брат – не брат, товарищ – не товарищ,
и что я с ними буду биться со всеми.
Со всеми буду биться!
«Оглянулся Андрий: перед ним
Тарас!
Затрясся всем телом и вдруг стал
бледен»… «… бешеный порыв в один
миг пропал, как бы не бывал вовсе, …
стоял, утупивши в землю очи».
« Покорно, как ребенок слез он с
коня и остановился ни жив ни мёртв
перед Тарасом».
« Как хлебный колос, подрезанный
серпом, как молодой барашек,
почуявший под сердцем смертельное
железо, повис он головой и повалился
на траву, не сказавши ни одного
слова».
« Пропал, пропал бесславно, как
подлая собака!»
А теперь обобщим ваши наблюдения и сделаем вывод.
Учитель.
После ответов учащихся учитель подводит итоги: Остап, как и его отец
Тарас Бульба, настоящий патриот. Беззаветная любовь героев к родной земле
и самоотверженность в борьбе с её врагами вызывают восхищение и уважение
у любого человека, прочитавшего эту повесть. Не случайно В.Г.Белинский
назвал это произведение «поэмой о любви к родине».
VI. Оценивание работы учащихся. VII. Домашнее задание: подготовиться к контрольному литературному
диктанту по повести «Тарас Бульба».
Учитель русского языка и литературы школы № 21 г.Ангрен
Нурманова Замира Аблакуловна, телефон +998909571197
«Тема предательства и патриотизма в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»
«Тема предательства и патриотизма в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»
«Тема предательства и патриотизма в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»
«Тема предательства и патриотизма в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»
«Тема предательства и патриотизма в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.