«Тема предательства и патриотизма в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»
Оценка 4.7

«Тема предательства и патриотизма в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
7 кл
06.12.2018
«Тема предательства и патриотизма  в повести Н.В.Гоголя «Тарас  Бульба»
Урок литературы а 7-м классе "Тема предательства и патриотизма в повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба" позволит учащимся совершенствовать умения и навыки, приобретенные на предыдущих уроках ,постичь нравственные проблемы. Урок имеет большое воспитательное значение,формирует навыки анализа художественного произведения,а также самостоятельной работы с текстом.
Гоголь. Тарас Бульба урок.docx
Тема урока: «Тема предательства и патриотизма  в повести Н.В.Гоголя  «Тарас  Бульба» Цели:  помочь учащимся постичь нравственные проблемы в повести «Тарас  Бульба»;  воспитывать нравственные качества личности, любовь к Родине;  формировать умение выражать собственную позицию; развивать навыки  анализа художественного текста. Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков, целевого  применения усвоенного. Форма урока: урок­конференция. Методы: слово учителя, устные сообщения, беседа по вопросам, просмотр  киноэпизодов,  работа с текстом. Оборудование: портрет Н.В.Гоголя, иллюстрации к повести «Тарас Бульба»,  вопросные листы; мультимедийный проектор, эпизоды из киноэпопеи «Тарас  Бульба» (Россия 2009 год), текст повести. Подготовка к уроку. 1. Продумать ответы на вопросы (по вопросному  листу). 2. Выписать цитаты, ключевые слова или  фразы, характеризующие Остапа и  Андрия, их отношение к отцу и матери, товарищам, воинскому долгу, Родине,  поведение в бою и в момент их гибели. Эпиграф (записан на доске): «Самое лучшее предназначение есть защищать своё отечество». Г.Р.Державин.   Ход урока :  I Организационный момент. II  Вступительное слово учителя. Сегодня наш заключительный урок по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»  посвящён теме предательства и патриотизма. ­ Какой смысл вы вкладываете в понятие патриотизм?       Патриотизм (от греческого  patris –«родина») – это любовь к родине,  преданность отечеству. (Обращает внимание учащихся на эпиграф урока). III.  Выступление подготовленных к уроку учащихся с короткими  сообщениями. Первый учащийся   Малороссии) и очень хорошо знал  местные национальные обычаи и нравы. Он  с воодушевлением собирал народные песни и предания, изучал историческое  прошлое славянских народов.  :  Николай Васильевич Гоголь родился на Украине (в :  Запорожская Сечь представляла собой своеобразную  В XVI веке украинские казаки построили за днепровскими порогами военное  укрепление ­ Сечь – для защиты рубежей страны от польских, турецких и  татарских (Крыма) набегов. Вокруг главного укрепления возникли и другие, а  рядом с ними хутора, на которых жили и трудились семьи казаков.  Второй учащийся   республику, жившую по своим собственным законам. Запорожцы были  одновременно и крестьянами, и воинами. Они добровольно возложили на себя  задачу охраны южных и западных границ России от угрозы вражеского  нападения. Множество запорожцев отдали свои жизни, защищая Родину и  православную веру. Третий учащийся: Н.В.Гоголя очень интересовала история Запорожской  Сечи. В повести «Тарас Бульба» он постарался воссоздать одну из страниц  славного прошлого её жителей. Он создаёт вымышленный образ Тараса  Бульбы, в котором соединяет черты многих реальных запорожцев. Писатель  рассказывает о судьбе  Тараса и двух его сыновей, Остапа и Андрия. Все они к концу повествования погибают, но погибают по­разному. IV. Беседа по повести «Тарас  Бульба». (Перед каждым учащимся на парте  лежит вопросный лист к повести, полученный заранее на предыдущем уроке  литературы). Вопросы: 1. Какими художественными средствами Н.В.Гоголь создаёт образы  исторического прошлого? 2.Как в этом произведении показаны цели и  идеалы Запорожской Сечи? 3. Как автор использует в повести приём противопоставления, контраста?   4. Как мотивируется предательство Андрия? 5. Какие черты характера Андрия проявляются во время его перехода на  сторону ляхов? Просмотр первого эпизода из  киноэпопеи «Тарас Бульба»­ Тарас Бульба  казнит своего младшего сына Андрия.  6. Прав ли был Тарас Бульба, покаравший своего сына и можно ли оправдать  Андрия? 7. Колебался ли Тарас, запрещая Остапу предать тело Андрия земле?  Почему? Просмотр второго эпизода  –  Казнь Остапа. 8. Как изменился Тарас внешне и внутренне, когда понял, что его Остап  находится в плену у поляков? На что решился отец? 9. Как можно охарактеризовать  смерть Остапа? Каково идейное значение его  смерти в произведении? 10. Что почувствовал Бульба, когда  увидел на площади казнь своего сына  Остапа? Просмотр третьего эпизода ­ Гибель Тараса Бульбы. 11. Случайно ли Н.В.Гоголь делает причиной гибели Тараса обыкновенную  люльку (курительную трубку)? Как в этом эпизоде проявляется характер  героя? 12. Как старый казак помогает своим товарищам даже в свой смертный час? 13. Почему Тарас Бульба гибнет именно в огне, на высоком берегу? Есть ли в повести символические эпизоды? V. Работа с текстом. (Проверка домашнего задания). Учитель. Готовясь к уроку, вы поработали с текстом повести и выписали  цитаты, в которых раскрываются отношения двух братьев  Остапа и Андрия с  другими героями, вырисовываются их характеры. Посмотрим, что у вас  получилось. Остап Андрий    «Да он славно бьётся!»­ говорил  Бульба. «Добрый будет казак!»     «Остап считался всегда одним из  лучших товарищей».   «…никогда, ни в каком случае не  выдавал своих товарищей. Никакие  плети и розги не могли заставить его  это сделать». «Он был прямодушен с  равными. Он имел доброту в таком  виде, в каком она могла только  существовать при таком характере и в тогдашнее время».   «Остап, отложивши всякое  попечение, скидал с себя свитку и  ложился на пол, вовсе не думая  просить о помиловании».    «Он душевно был тронут слезами  бедной матери, и это одно только его  смущало и заставляло задумчиво  отпустить голову».    «Впереди всех шел Остап». «Ему  «Э, да ты мазунчик, как я вижу!» ­  говорил Бульба.    « Имел чувства несколько живее и  более развитые».     «Он был изобретательнее своего  брата; чаще являлся предводителем  довольно опасного предприятия и  иногда с помощью изобретательного  ума своего умел увёртываться от  наказания»        «…кипел жаждою подвига, но  вместе с нею душа его была доступна  другим чувствам».     Женщина чаще стала  представляться горячим мечтам его».    «А что мне отец, товарищи и  отчизна! <…>Так если ж так, так вот  что: нет у меня никого! Никого,  никого!». (Обращаясь к панночке)  «Отчизна моя – ты! <…> И всё, что первому приходилось выпить эту  тяжелую чашу».     «Он <…> произнёс громко: «Дай  же, боже, чтобы все, какие тут ни  стоят еретики, не услышали, как  мучится христианин! Чтобы ни один  из нас не промолвил ни одного  слова!».    «Остап выносил терзания и пытки,  как исполин. Ни крика, ни стону не  было слышно <…>­ ничто, похожее на стон,  не вырвалось из уст его, не  дрогнулось лицо его».     « Но когда подвели его к последним смертным мукам, <…>повёл он очами вокруг себя: боже, всё неведомые, всё чужие лица! Хоть бы кто­нибудь из  близких присутствовал при его  смерти! Он не хотел бы слышать  рыданий и сокрушения слабой  матери, <…> хотел бы он теперь  увидеть твёрдого мужа, который бы  разумным словом освежил его и  утешил при кончине…»    «Тарас стоял в толпе, потупив  голову и в то  же время гордо  приподняв очи, и одобрительно  только говорил: «Добре, сынку,  добре!»  ни есть, продам, отдам, погублю за  такую отчизну!»    «…скажи отцу, скажи брату, скажи  казакам, скажи запорожцам, скажи  всем, что отец ­ теперь не отец мне,  брат – не брат, товарищ – не товарищ, и что я с ними буду биться со всеми.  Со всеми буду биться!    «Оглянулся Андрий: перед ним  Тарас! Затрясся всем телом и вдруг стал  бледен»… «… бешеный порыв в один  миг пропал, как бы не бывал вовсе, … стоял, утупивши в землю очи».     « Покорно, как ребенок слез он с  коня и остановился ни жив ни мёртв  перед Тарасом».     « Как хлебный колос, подрезанный  серпом, как молодой барашек,  почуявший под сердцем смертельное  железо, повис он головой и повалился на траву, не сказавши ни одного  слова».     « Пропал, пропал бесславно, как  подлая собака!»      А теперь обобщим ваши наблюдения и сделаем вывод.  Учитель.      После ответов учащихся учитель подводит итоги:  Остап, как и его отец  Тарас Бульба, настоящий патриот. Беззаветная любовь героев к родной земле  и самоотверженность в борьбе с её врагами вызывают восхищение и уважение  у любого человека, прочитавшего эту повесть. Не случайно В.Г.Белинский  назвал это произведение «поэмой о любви к родине».  VI.  Оценивание работы учащихся. VII. Домашнее задание: подготовиться к контрольному литературному  диктанту по повести «Тарас Бульба».   Учитель русского языка и литературы школы № 21 г.Ангрен Нурманова Замира Аблакуловна, телефон +998909571197

«Тема предательства и патриотизма в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

«Тема предательства и патриотизма  в повести Н.В.Гоголя «Тарас  Бульба»

«Тема предательства и патриотизма в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

«Тема предательства и патриотизма  в повести Н.В.Гоголя «Тарас  Бульба»

«Тема предательства и патриотизма в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

«Тема предательства и патриотизма  в повести Н.В.Гоголя «Тарас  Бульба»

«Тема предательства и патриотизма в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

«Тема предательства и патриотизма  в повести Н.В.Гоголя «Тарас  Бульба»

«Тема предательства и патриотизма в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

«Тема предательства и патриотизма  в повести Н.В.Гоголя «Тарас  Бульба»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.12.2018