Тема: ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЗАЛАМ МУЗЕЕВ
Цели: познакомить с историей создания бумаги, письменности, книги, счета, средств связи; развивать историческое мышление; воспитывать интерес к истории предков, уважительное отношение к старинным вещам.
Оборудование: ребусы; выставка книг; загадки; карточки с представленными иероглифами и буквами славянского алфавита; запись песни В. Шаинского «Чему учат в школе».Тема: ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЗАЛАМ МУЗЕЕВ
Т е м а : ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЗАЛАМ МУЗЕЕВ
Ц е л и : познакомить с историей создания бумаги, письменности, книги, счета, средств связи; развивать историческое
мышление; воспитывать интерес к истории предков, уважительное отношение к старинным вещам.
О б о р у д о в а н и е : ребусы; выставка книг; загадки; карточки с представленными иероглифами и буквами славянского
алфавита; запись песни В. Шаинского «Чему учат в школе».
Х о д у р о к а
I. Сообщение темы урока.
– Прочитайте р е б у с ы :
(Книга.)
(Телефон.)
– Сегодня мы продолжим путешествие по залам музеев и узнаем историю создания книги и телефона.
II. Работа по учебнику.
З а д а н и е 3.
– Составьте пословицы и догадайтесь, в какой музейный зал мы отправимся. (Истории письменности и книги.)
Сперва аз да буки, а там и науки.
Ученье – свет, а неученье – тьма. Книга – твой друг, без неё как без рук.
З а д а н и е 4.
– Прочитайте текст в учебнике. Как и на чём писали в старину?
– Какими были раньше книги?
З а л № 3 . «История письменности и книги».
– Продолжая «гулять» по музею, зайдем в зал, который рассказывает об истории книги, письменности и счета.
До появления книг и письменности все знания и умения людей хранились только в их памяти и передавались из уст в
уста (отсюда и пошло понятие «устное предание»). Только книги сделали доступными для всех читающих людей знания и
умения, добытые и накопленные всем человечеством.
Как и у людей, у книг есть своя судьба и своя история. Попытаемся заглянуть в далёкое прошлое книг. В том виде, в
котором мы привыкли их видеть в наше время, книги существуют уже более 500 лет. Но это не значит, что до этого
времени человечество не знало книг вообще. Только вот книги имели другой, часто непривычный для нас вид. Наши
далёкие предки были людьми изобретательными и использовали для изготовления первых книг то, что предлагала им
окружающая природа.
Древние ассирийцы писали на сырых глиняных табличках специальной палочкой, причем буквы напоминали клинышки.
Поэтому такую письменность и назвали «клинописью».
Там, где росли пальмы, люди научились делать страницы из пальмовых листьев, затем сшивали их в форме веера и
писали на них тонкими заострёнными палочками. Такие книги назывались «лонтраны» и существовали в Индонезии.
Племена американских индейцев жили в горных районах, где растительность была скудной, но зато в горах было много
металлов. Поэтому свои записи индейцы часто делали на медных и даже на золотых пластинах. Кроме того, они изобрели
узелковую грамоту – кипу, где каждый узелок по своему размеру, положению и цвету нити мог обозначать какоелибо
слово, например «мир», «смерть» или «богатство». Из таких нитей часто плели целые пояса и отправляли с ними гонцов в
соседнее племя.
Там, где не было никакой растительности, например у жителей Крайнего Севера, писали на костях животных и
моржовых клыках.Жители Средней Азии писали на тканях. В Китае писали на шёлке.
Наши с вами предки, населявшие земли Древней Руси, писали на бересте и липовых досках. Причём если доску
покрывали расплавленным воском, то надписи можно было счищать и вновь писать на доске, залив её новым воском, и так
много раз.
Но основными в истории книги материалами сталипапирус, пергамент и бумага.
Итак, наша экскурсия продолжается, и мы переносимся с вами в Древний Египет – родину папируса.
Первый материал, на котором можно было писать, был изготовлен из растения, которое называлось папирусом. Это
изобретение было сделано египтянами примерно за 2000 лет до н. э. И в течение двух с половиной тысячелетий папирус
был единственным материалом для письма в большинстве стран древнего мира.
В современном мире люди пишут на бумаге, которую научились делать из древесины.
– Отгадайте з а г а д к у :
Не дерево, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает. (Книга.)
– Какие книги у вас были первыми?
– Какие книги помогают вам учиться?
– Расскажите, как устроена книга, где у неё обложка, переплёт, титульный лист.
– Как скрепляются страницы?
Самая знаменитая книга – это святыня христианства Библия. Она переведена более чем на 2000 языков. О ней знают
во всех странах мира.
– Прочитайте, что говорит про книгу народная мудрость и что говорят о ней писатели.
Хорошая книга – точно беседа с умным человеком. (А. Н. Толстой.)
Люди перестают мыслить, когда перестают читать. (Д. Дидро.)
Чтение – вот лучшее учение. (Народная мудрость.)
– Как же люди научились писать? Это произошло не сразу. Сначала люди рисовали.
Надо было написать слово «олень» – рисовали оленя, слово «охотник» – рисовали охотника и т. д.Но постепенно люди поняли, что незачем точно рисовать предмет, достаточно обозначить его в записи какимнибудь
знаком.
Итак, сначала люди рисовали быка, затем только его голову и, наконец, обозначили знаком
Постепенно такие знаки пришли на смену картинкам. Упрощенные рисункизнаки стали употребляться для
– небосвод и падающие с
обозначения отдельного слова. Например, в китайском языке дождь обозначался так:
него капли дождя.
.
Постепенно количество слов в языках разных народов увеличивалось, и пользоваться большим количеством разных
знаков стало трудно.
Поэтому значками стали обозначать не отдельные слова, а слоги и даже звуки.
Получилось, что постепенно от письма рисунками и значками люди перешли к письму буквами. Буквы менялись с
виду: поворачивались слева направо, «ложились на спину», «вставали» на голову».
– у египтян,
– у гиксов,
– у финикийцев,
– в греческом (гамма),
– в славянском,
– гражданский шрифт Петра I.
Первые люди оставляли письмена на камнях, потом они придумали письмо на восковых дощечках. А мы с вами пишем
на бумаге, и книги печатают тоже на бумаге.
Самые первые книги люди переписывали пером и кистью. Заглавные буквы они вырисовывали в виде разных фигурок.
Например, вместо «Н» переписчик мог нарисовать двух сражающихся воинов. Заглавные буквы выводили не черными,
а красными чернилами. И потом, когда книги стали печатать на станках, первые буквы все равно рисовали красками, чаще
всего красным цветом. Отсюда пошло название «красная строка».Изза этого книги были очень дорогими. Иногда случалось, что пустые места, оставляемые для начальных букв, так и
оставались незаполненными. Изза этого первая строка каждого отрывка получалась короче остальных строк.
С л а в я н с к и й а л ф а в и т :
аз – «А»
буки – «Б»
веди – «В»
глаголь – «Г»
добро – «Д»
живите – «Ж»
земля – «З» и т. д.
– Кто напечатал первую книгу на Руси? (Иван Фёдоров.)
– Где установлен памятник Ивану Фёдорову?
– Кто создал славянский алфавит? (Священники Кирилл и Мефодий.)
З а д а н и е 5.
– Прочитайте в учебнике стихотворение С. Маршака.
– Как печатают современные книги?
– Из чего делают бумагу? Как появилась бумага?В течение многих тысячелетий люди искали материал для письма. Наши далекие предки с этой целью использовали
камень и глину. И тот и другой материал был дешевым и доступным для письма, но книги из них были очень тяжелыми.
На смену им пришли деревянные дощечки, покрытые слоем воска. Их сменил папирус – растение, близкое нашим
болотным осокам. Берега реки Нил были покрыты зарослями папируса. Стебли папируса разрезали на тонкие продольные
полосы и укладывали их слоями крестнакрест друг на друга. Смазывали клеем, проглаживали деревянной гладилкой,
сушили на солнце и свертывали в трубку. Впоследствии греки называли их «библос» (отсюда пошло слово «библиотека»).
Папирус был предшественником бумаги, потому она и стала называться у немцев «папир», у англичан — «пейпер», у
испанцев — «папель»; русское «бумага» происходит от итальянского «бамбаджио» – хлопок. Первым сырьем для бумаги
после папируса были тряпки из хлопчатобумажных тканей.
Еще один материал для письма стали вырабатывать в городе Пергаме. По имени города материал и получил название
«пергамент». Он был плотнее и прочнее предшественника, не пропускал краску, чернила, на нем можно было писать с
обеих сторон. Сырьем для пергамента служили шкуры телят и овец. Стоил пергамент гораздо дороже папируса, так как
приходилось истреблять целые стада телят и овец. Иногда книга стоила дороже поместья, поэтому ее приковывали к
стене цепями.
Прошло много времени, прежде чем был найден самый удобный материал для письма, который стали называть
бумагой. Точную дату, когда появилась бумага, еще не указал ни один историк. Существует много сказаний, легенд об
изобретении бумаги в Китае. Способ выделки бумаги китайцы долго хранили в секрете. И тем не менее, секрет был
раскрыт. По китайскому способу бумагу стали изготовлять сначала в Корее (VI в.), а затем – в Японии (конец VII в.).
Японская бумага превзошла по качеству китайскую.
Бумага продавалась изготовителям в разные страны мира.
В Европе (в Германии) бумага стала производиться в начале XVII в. К этому времени там было уже 218 бумажных
мельниц. Сам способ оставался трудоемким и малопроизводительным. Началом машинного производства послужили два
изобретения: в Голландии на рубеже XVII–XVIII вв. был создан удобный размалывающий аппарат ролл, а во Франции –
механизированный отлив бумаги (изобретен Н. Л. Роббером). Появилось и новое сырье – древесина. Известный
французский физик Реомюр в 1730 г. сделал сообщение о возможности вырабатывать бумагу из древесины. Бумага
завоевывает Европу. В XVIII в. по указу Петра I в России было построено несколько больших бумажных мельниц близПетербурга и в самом городе, неподалеку от Адмиралтейства. Огромный бумажный завод построил в Калужском
наместничестве Афанасий Гончаров (прадед жены А. С. Пушкина). К этому времени уже насчитывалось более 20 крупных
бумажных фабрик. Но их не хватало, чтобы обеспечить потребность России в бумаге. Ее попрежнему ввозили изза
границы. В настоящее время в нашей стране построено достаточно бумажных комбинатов – флагманов целлюлозно
бумажной индустрии.
З а л № 4. «История возникновения счёта».
З а д а н и е 6.
– Прочитайте в учебнике текст и рассмотрите картинки.
– Какими были счётные устройства? Расскажите по рисункам об истории создания счётных устройств. (Самые
древние – палочки, камушки; затем – счёты, арифмометр; современные устройства – калькулятор, компьютер.)
– Заполните крестословицу. Расскажите историю создания счётных устройств.
З а л № 5 . «История создания средств связи, почты».
– Многомного лет назад, когда не было ни самолетов, ни пароходов, почту отправляли с гонцами. Спешат гонцы
всадники, передают друг другу письмовесточку. Была почта и голубиная. Летят голуби, к лапкам трубочки привязаны, ав трубочках – письма на маленьком клочке бумаги. Или звенела колокольчиками почтовая тройка. Пыль летела изпод
копыт. Уставали кони... Доставляли почту и на воздушных шарах. А теперь наши письма путешествуют по железной
дороге, на самолете, на машинах, по Интернету.
– Прочитайте в учебнике текст. Какими способами в старину и какими сейчас передают новости и сообщения?
– Названия каких устройств означают «далеко слышу» и «далеко вижу»? С кем можно связаться с помощью
компьютера?
– Соотнесите названия устройств связи и их дословное значение:
– Что такое электронная почта?
– Умеете ли вы писать свой адрес и адрес своего друга на почтовом конверте? Если нет, то научитесь.
– Знает ли ктонибудь из вас, кем и когда был изобретен телефон и как он выглядел?
Первый практически пригодный для передачи человеческой речи телефон был изобретен Александром Грейамом
Беллом в 1876 г.
Мы живем в век информационных перегрузок. Скорость обмена информацией заметно возросла с использованием
современных средств связи: телефона, радио, телевидения, компьютера, факса, Интернета.
III. Итог урока.
– Наше путешествие подошло к концу. Я думаю, оно вам понравилось.