Тема: Разбор имени прилагательного как части речи. Закрепление
– Развитие умений систематизировать изученные признаки прилагательного, проводить разбор прилагательного как части речи в соответствии с заданным порядком.
Словарная работа с элементами проверки домашнего задания.
– Запишите слова в два столбика.
Учитель диктует слова 1-го столбика: апельсин, аромат, одежда, погода, корреспондент, путешествие.
Слова 2-го столбика: праздничная, юный, облачная, оранжевые, печальные, яблочный.Разбор имени прилагательного как части речи. Закрепление
Тема: Разбор имени прилагательного как части речи. Закрепление
– Развитие умений систематизировать изученные признаки прилагательного, проводить разбор прилагательного как части
речи в соответствии с заданным порядком.
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Напишите «Классная работа».
3 4
1. Словарная работа с элементами проверки домашнего задания.
– Запишите слова в два столбика.
Учитель диктует слова 1го столбика: апельсин, аромат, одежда,
погода, корреспондент, путешествие.
Слова 2го столбика: праздничная, юный, облачная, оранжевые,
печальные, яблочный.
– Слова какой части речи записаны в 1м столбике? Во 2м столбике?
– Составьте словосочетания, соедините линией существительное с
подходящим по смыслу прилагательным. С чего вы начнёте выполнять
это задание? (С определения рода и числа существительных, затем нужно
поставить вопрос и подобрать по смыслу подходящее прилагательное.)
Ученики составляют пары слов, обозначают орфограммубукву
безударного гласного в корне, не проверяемую ударением. Затем
© ООО «Баласс», 2014 1
Формирование УУД,
ТОУУ (технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать
информацию из схем, иллюстраций,
текстов.
2. Представлять информацию в виде
схемы.
3. Выявлять сущность, особенности
объектов.
4. На основе анализа объектов делать
выводы.
5. Обобщать и классифицировать по
признакам.
6. Ориентироваться на развороте
учебника.
7. Находить ответы на вопросы в
иллюстрации.выполняется звукобуквенный анализ слова юный.
Запись: ю|ный – [й'у‘ный] – 4 б., 5 зв.
Характеристику звуков ученики дают устно.
2. Проверка домашнего задания.
1. Устный опрос по теме «Имя прилагательное как часть речи».
– Задайте вопросы по этой теме (один ряд другому).
Варианты вопросов:
– Что такое имя прилагательное?
– Приведите примеры прилагательных, описывающих внешность человека
(животное, какойто предмет и т.д.).
– С какой частью речи связаны имена прилагательные? Почему?
– Как изменяются прилагательные?
– Что общего есть у прилагательных и существительных? Чем они
отличаются?
– Зачем нужны прилагательные в речи?
2. Проверка задания № 3, тема 9 в рабочей тетради.
– Что нужно сделать, чтобы правильно задать вопрос к прилагательному?
(Найти существительное, к которому оно относится.)
– Назовите существительное, от которого задаём вопрос: каких?
(Пород.)
– А к какому слову нужно задать вопрос: каких? (К прилагательному
горных.)
3. Упр. 320 – развивается умение вычленять из текста имена
прилагательные вместе с существительными, к которым они
относятся, обозначать графически зависимость прилагательного от
© ООО «Баласс», 2014 2II.
Формулирование
проблемы.
III. Развитие
умений.
существительного. Выполняется по заданию.
4. Чтение вопросов после упр. 320 про себя (с. 83).
– Какие вопросы не звучали на уроке? Ответьте на них.
Если все вопросы дети назвали при устном опросе, то их читать не
надо.
1 3 3
– Просмотрите информацию в рамке (с. 83) и сформулируйте цель урока.
– Каким видом чтения вы пользовались? (Ознакомительным.)
– На что сразу следует обратить внимание? (На выделенные жирным
шрифтом слова.)
Запись темы урока на доске.
Разбор имени прилагательного как части речи.
– Какие вопросы у вас возникают по этой теме?
– Давайте составим план.
Знакомство с порядком морфологического разбора имени
прилагательного.
– Как вы думаете, с чего нужно начать разбор? Проверьте себя ещё раз,
внимательно прочитав порядок разбора.
Чтение и комментирование порядка разбора в рамке на с. 83.
3 4 6 1 3
Работа в учебнике
1. Упр. 321 – развитие умений с опорой на алгоритм в рамке.
Комментированный письменный разбор прилагательных.
2. Запись текста под диктовку учителя. (При недостатке времени
можно выборочно записать 1–2 предложения.)
Рысь
© ООО «Баласс», 2014 3
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё
предположение на основе работы с
материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую
работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и
личностную рефлексию.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё
отношение к героям, выражать свои
эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии
с определённой ситуацией.3. Формируем мотивацию к обучению и
целенаправленной познавательной
деятельности.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и
понимать других.
2. Строить речевое высказывание в
соответствии с поставленными
задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной
форме.
4. Умение работать в паре.
Дремучий лес. Корни вековых деревьев ползут по земле. Любит рысь
такие места. По виду рысь похожа на кошку, только более крупная.
Она плоская с боков, в груди узкая, только лапы толстые, сильные.
Мех густой, рыжеватый, с пятнами.
– Кто из вас видел рысь? Что ещё надо было бы описать? (Уши, хвост.)
Составьте предложения. (Вариант:
У рыси уши заканчиваются
кисточками чёрных волос. Вместо хвоста у неё небольшой обрубок.)
– Разберите прилагательное дремучий как часть речи.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма
самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьейто помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Какую отметку ты бы себе поставил?
– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
4 4
– Назовите ключевые слова (сочетания) по теме «Имя прилагательное».
Слова можно записать на доске, а затем сравнить с предварительной
записью, сделанной учителем.
Вариант записи в тетрадях: часть речи, самостоятельная, признак
предмета, связь с существительным, род, число, украшают и
уточняют речь.
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
IV. Итог урока.
© ООО «Баласс», 2014 4– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
V. Домашнее
задание.
1. Упр. 4, с. 99–100.
2. Подготовить устный рассказ «Что я знаю об имени прилагательном» по
ключевым словам.
Деятельность учеников:
– Группировать слова по частям речи.
– Находить в тексте имена прилагательные по вопросу.
– Наблюдать за ролью имён прилагательных в речи.
© ООО «Баласс», 2014 5