Тема: Развитие творческих способностей младших школьников на основе изучения геометрического материала
Оценка 4.9
Семинары
doc
математика
2 кл
07.03.2018
Материал по теме "Развитие творческих способностей младших школьников на основе изучения геометрического материала" раскрывает проблемные "точки" методики преподавания геометрии в школьном курсе математики в начальных классах. Большое место принадлежит образному мышлению, это дает возможность интеграции уроков математики с уроками трудового обучения.Система развития творческих способностей младших школьников на интегрированных уроках геометрии и технологии
Развитие творческих способностей школьников на основе изучения геометрического материала.doc
Соболева Люция Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ «СШ №13»
Развитие творческих способностей младших школьников на основе изучения
геометрического материала
«Вдохновение нужно в геометрии,
как и в поэзии». А.С.Пушкин
Современное состояние общества характеризуется повышением внимания
к внутреннему миру и уникальным возможностям отдельно взятой личности.
Главной целью школы, как социального института в современных условиях является
разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, творческих
способностей,
способных
к самореализации личности. Благоприятными условиями для формирования твор
навыков самообразования,
учебных умений,
ческих способностей младших школьников является практическая деятельность.
Школьный курс геометрии всегда был и остаётся одной из проблемных «точек»
методики преподавания математики. В геометрическом материале очень много
общего с художественным восприятием мира, поскольку большое место
принадлежит образному мышлению. Это можно использовать, т.к. мышление
младших школьников нагляднообразное и нагляднодейственное. Всё это даёт
возможность интеграции уроков математики с уроками трудового обучения.
Уроки труда дают реальную возможность для формирования практических навыков
по вычерчиванию, построению, измерению и т.д. Таким образом, систему развития
творческих способностей младших школьников можно представить в виде схемы:
Математика Наглядная геометрия Технология
Начальный этап – изучение темы на уроке математики. Затем она углублённо
изучается на факультативе «Наглядная геометрия». И заключительный этап —
интегрированный урок технологии.
Мы считаем, что игра – это поле творчества. Именно в игре проявляется гибкость и оригинальность мышления. На занятия к нам приходят сказочные герои: Незнайка,
Карандаш, Буратино, Точка, Самоделкин, Циркуль, а также вредная проказница —
Резинка и др. Дети помогают им выполнять какиелибо задания, путешествуют
вместе с ними по стране Геометрии.
Точка
елкин
арандаш
иркуль
знайка
ратино
Злючка
Самод
К
Ц
Не
Бу
Резинка
Структура «Наглядной геометрии» состоит из 4 этапов.
1 этап – Разминка:
геометрические ребусы, кроссворды, графические диктанты, игры;
2 этап Развитие психологических механизмов как основа развития творческих
способностей (памяти, внимания, воображения, наблюдательности);
Для развития воображения:
Надень волшебные очки, через которые мы видим всё вокруг нас только в виде
треугольников (квадратов и т.д.), нарисуй, что у тебя получилось.
Дорисуй так, чтобы получился какойто предмет. Игра «Давай пофантазируем».
Даются различные фигуры или несколько фигур.
Во второй этап мы также включаем задачи — шутки, задания с палочками.
Для развития пространственных представлений:
1. Катя, Маша и Петя нарисовали пейзажи, которые они видят. Найди и обозначь
нужной буквой тот пейзаж, который нарисовал каждый из детей. 2. Игра «Составь узор» работа с математическим набором:
Положи зеленый кружок так, чтобы он был выше красного квадрата, но ниже
красного треугольника. Справа от зеленого кружка положи желтый треугольник, а
слева желтый квадрат. За желтым треугольником положи красный кружок так,
чтобы между ним и желтым треугольником находился зеленый квадрат. У детей на
столах должен получиться рисунок (узор):
После показа узора на доске задаются вопросы по расположению фигур:
Какая фигура следует за зеленым квадратом? и т.д.
3. этап Решение частичнопоисковых задач разного уровня, решение которых они
находят самостоятельно без участия учителя или при его незначительной помощи,
открывают новые для себя знания и способы их добывания. Это задания на выявление
закономерностей: раздели фигуры на группы, найди «лишний» рисунок, найди
закономерность и нарисуй все следующие многоугольники.
∆ ▀
∆ ▀
O
O
⌂▼ ▌◄ ♦
⌂▼ ▌◄ ♦
◊
◊
Для развития творческих способностей учащихся огромное значение имеют такие
частичнопоисковые задания, которые содержат несколько вариантов решений.
4 этап Решение творческих задач. Такие задания требуют большей или полной
самостоятельности и рассчитаны на поисковую деятельность, неординарный,
нетрадиционный подход и творческое применение знаний. Примером таких заданий могут быть разнообразные игры на составление фигурсилуэтов по своему замыслу:
«Монгольская игра», «Танграм» (из квадрата), «Вьетнамская игра» (из круга),
«Колумбово яйцо», «Удивительный треугольник».
Вьетнамская игра (из круга)
Колумбово яйцо (овал)
Решая творческие, нестандартные задания, дети испытывают радость приобщения
к творческому мышлению. Ещё в 19 веке немецкий педагог Ф. Фребель основал
Монгольская игра «Танграм» (из
квадрата)
интегрированный курс обучения математике при помощи оригами, на основе
которого можно улучшить и упрочить геометрические знания и умения, а также
развивать творческие способности учащихся. Обращая внимание детей на те
геометрические фигуры, которые получаются в процессе складывания, учащиеся
отрабатывают основные геометрические понятия. Иногда оригамные фигуры мы
связываем в рассказах, сказках, которые дети придумывают, проявляя свою
фантазию. Безусловно, оригами способствует развитию творческих способностей
младших школьников, при этом учитываются возрастные особенности детей.
Соединим эти два вида искусства: хокку и оригами.
О, проснись, проснись!
Стань товарищем моим,
Спящий мотылек!
Бабочки полет,
Будит тихую поляну
В солнечных лучах.
Управление развитием творческих способностей младших школьников, учитывая
их возрастные и индивидуальные особенности, в интеграционном курсе математики
и трудового обучения на основе геометрического материала, возможно в проектной
деятельности, лучше это организовать в 34 классе. Таким образом, данная система
работы эффективна для развития творческих способностей младших школьников. Изучение геометрического материала оказывает позитивное влияние на развитие
коммуникативных навыков младших школьников, способствуют формированию
умения личностного взаимодействия учащихся и их родителей.
Тема: Развитие творческих способностей младших школьников на основе изучения геометрического материала
Тема: Развитие творческих способностей младших школьников на основе изучения геометрического материала
Тема: Развитие творческих способностей младших школьников на основе изучения геометрического материала
Тема: Развитие творческих способностей младших школьников на основе изучения геометрического материала
Тема: Развитие творческих способностей младших школьников на основе изучения геометрического материала
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.