Тема: Развитие умения писать частицу не с глаголами.Повторение
– Развитие умений писать глаголы с частицей не, предлоги со словами, графически обозначать орфограмму-пробел.
– Развитие умений устной и письменной речи – воспринимать текст зрительно и на слух, производить свободную запись текста с использованием слов по изученной теме.Развитие умения писать частицу не с глаголами. Повторение
Тема: Развитие умения писать частицу не с глаголами. Повторение
– Развитие умений писать глаголы с частицей не, предлоги со словами, графически обозначать орфограммупробел.
– Развитие умений устной и письменной речи – воспринимать текст зрительно и на слух, производить свободную запись
текста с использованием слов по изученной теме.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ (технология оценивания
учебных успехов)
Ι
. Актуализация
знаний.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Напишите «Классная работа».
3 4
1. Словарная работа.
1. Игра «Соберём букет».
– Угадайте, какие цветы войдут в наш букет, по переводу их названий на
русский язык. (Учитель может показывать изображения цветов и
располагать их на доске по кругу.)
а) «жемчужина» (маргаритка);
б) «цветок солнца» (хризантема);
в) «меч» (гладиолус);
г) «радуга» (ирис);
д) «тростник», «дудка» (сирень).
2. – Нарисуйте цветок из 5 лепестков и на каждом лепестке запишите те
буквы, которые надо запомнить в названиях цветов.
3. – Звукобуквенный анализ слова сирень. (Это слово пришло из
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать
информацию из схем, иллюстраций,
текстов.
2. Представлять информацию в виде
схемы.
3. Выявлять сущность, особенности
объектов.
4. На основе анализа объектов делать
выводы.
5. Обобщать и классифицировать по
признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в
иллюстрации.
© ООО «Баласс», 2014
1греческого языка в значении «дудка», «тростник». После выдавливания
сердцевины из ветки сирени ветка становится полой, как трубка.)
Вариант записи: си|рень – [с'иэр'эн'] – 6 б., 5 зв. Характеристику звуков
можно дать устно или письменно.
4. – Подберите синонимы к прилагательному сиреневый. (Фиолетовый,
лиловый.)
2. Проверка домашнего задания.
– Какие глаголы с частицей не вы записали? Какую орфограмму
обозначили?
П. – Как вы думаете, а есть ли глаголы, с которыми не будет писаться
слитно?
– Послушайте о таких глаголах стихотворение В. Агафонова:
Глаголы, не любя безделья, Бывает всё же, что
глагол
С частицей пишутся раздельно! Совсем без «не» не
может!
Всегда? Нет! Без сомнения, Тогда, куда бы он ни шёл,
–
Бывают исключения. И «не» с ним вместе
тоже.
Пристанет так, что ойойой! – И нет глаголу воли,
Приставкой сразу станет. Если глагол – неволить.
И в ситуации любой Не можем «не» не видеть
Ни разу не отстанет. В глаголе ненавидеть.
© ООО «Баласс», 2014
2II.
Формулирование
проблемы.
III. Развитие
умений.
– Запишите эти два глагола. Как вы их напишете?
– В них не будет приставкой, обозначьте эту приставку.
1 3 3
– Выполните задание № 4, тема 10 в рабочей тетради.
– Как вы нашли нужное слово? Какой признак вам помог? (Не – это
частица, пишется с глаголами отдельно.)
– А почему остальные слова нужно написать слитно? (В них приставки, а
приставка пишется слитно со словами.)
– Как вы думаете, какая сегодня будет тема урока? Сегодня будем
продолжать отрабатывать навык написания не с глаголами.
– Составим план урока.
3 4 6 1 3
Работа в учебнике.
1. Упр. 365. Диктант с подготовкой – развивается умение видеть
изученные орфограммы, объяснять написания, писать под диктовку.
Коллективный разбор заданий. Выборочная проверка учителем.
2. Упр. 366. Диктант с подготовкой. Подготовка самостоятельная.
Возможно письмо по памяти второй строфы.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма
самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьейто помощью?
– Какой был уровень задания?
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё
предположение на основе работы с
материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу
(составлять план).
4. Осуществлять познавательную и
личностную рефлексию.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё
отношение к героям, выражать свои
эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с
определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и
целенаправленной познавательной
деятельности.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и
понимать других.
© ООО «Баласс», 2014
3– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Какую отметку ты бы себе поставил?
– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
Самостоятельный разбор слова колыбелечка по составу.
3. Упр. 367. Свободный диктант.
1) Подготовительная работа.
2. Строить речевое высказывание в
соответствии с поставленными
задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной
форме.
4. Умение работать в паре.
а) Работа до чтения текста.
– Прочитайте название. Какое содержание может быть у этого текста?
б) Чтение текста.
– Подтвердились ли ваши предположения?
– Что для вас явилось неожиданным? (Причина смерти динозавров.)
– Сколько в тексте частей? Почему?
в) Работа над каждой частью (можно сократить беседу по
содержанию, сосредоточиться на отдельных случаях написаний).
2) Словарнограмматическая и орфографическая подготовка.
– Найдите в тексте глаголы. (Можно записать на доске глаголы с
частицей не, которые нужно употребить в тексте: (не) слышали, (не)
дожили, (не) замечали.)
– Найдите слова с орфограммаминепроверяемыми буквами безударных
гласных. (Динозавры, потому, совсем.)
– Назовите слова с орфограммамипроверяемыми буквами безударных
гласных. (Большими, деревья, казались, холмами, озёра, замечали.)
– Подчеркните места, где можно сделать ошибку. (Потому что.)
© ООО «Баласс», 2014
4– Найдите предлоги. Как они пишутся со словами? Подчеркните эти
орфограммы.
– В каких словах есть приставки? Обозначьте их.
3) Запись текста по абзацам.
4) Самопроверка (без помощи учебника).
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма
самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьейто помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Какую отметку ты бы себе поставил?
– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
4 4
– Назовите служебные части речи.
– Как называется орфограммараздельное написание предлога со словом
и частицы не с глаголами? (Орфограммапробел.)
– Обозначьте эти орфограммы в тексте свободного диктанта.
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
IV. Итог урока.
© ООО «Баласс», 2014
5V. Домашнее
задание.
1. Упр. 8, с. 119–120.
2. Звукобуквенный анализ слова стрелял. (П. Напомнить детям, что
буква е в безударном слоге обозначает звук, близкий к [и], его можно
обозначать так: [иэ].)
Деятельность учеников:
Наблюдать за ролью глаголов в речи.
© ООО «Баласс», 2014
6