Тема самообразования Развитие индивидуальности ребенка как предмет воспитательной деятельности классного руководителя
Оценка 4.8
Памятки +1
docx
воспитательная работа +1
1 кл—11 кл
12.02.2017
Работа классного руководителя очень сложная и трудоемкая, многоемкая и многообразная, круг обязанностей очень широк, а огорчения и неудачи более часты, чем радости и победы. И вместе с тем нет в школе работы более интересной, дающей большую отдачу, чем деятельность по руководству классным коллективом. Классное руководство – это радость общения, это круг своих детей. Классное руководство – это реализация педагогического сотрудничества. Классное руководство – это стремление быть нужным каждому своему воспитаннику и это радость небольших достижений и больших побед в воспитании человека, в его самореализации. Данные материалы будут неоспоримой помощью при планировании воспитательной работы.
развитие индивидуальности ребенка как предмет воспитательной деятельности кл.руководителя.docx
Тема самообразования:
Развитие индивидуальности ребенка как предмет
воспитательной деятельности классного руководителя Работа классного руководителя очень сложная и трудоемкая, многоемкая и
многообразная, круг обязанностей очень широк, а огорчения и неудачи более часты, чем
радости и победы. И вместе с тем нет в школе работы более интересной, дающей большую
отдачу, чем деятельность по руководству классным коллективом. Классное руководство –
это радость общения, это круг своих детей. Классное руководство – это реализация
педагогического сотрудничества. Классное руководство – это стремление быть нужным
каждому своему воспитаннику и это радость небольших достижений и больших побед в
воспитании человека, в его самореализации.
Что же нужно знать и уметь классному руководителю, чтобы эти победы
состоялись, чтобы каждый ребенок мог раскрыть свою индивидуальность?
Под индивидуальностью понимается интегративное свойство человека, отражающее
его способность к самоосуществлению (стать и быть самим собой ), обусловливающее
достижение им социального успеха, характеризующее его творческое отношение к себе и
своему бытию, к социальному и природному окружению, представляющее собой
неповторимое сочетание и содержание общих, особенных и единичных черт конкретного
индивидуума и выступающее в качестве цели, предмета и средства воспитательной
деятельности.
Для того чтобы процесс становления и проявления индивидуальности ребенка
протекал успешно, надо создавать определенные педагогические условия.
Первым педагогическим условием является наличие у классного руководителя
целостного и адекватного представления о каждом ученике его, достижениях и проблемах
об индивидуальных сторонах его личности. Это представление классного руководителя о
своих воспитанниках формируется как произвольно, так и непроизвольно в процессе
воспитательного взаимодействия с учащимися, во время наблюдения за их поведением,
участия в классных и школьных делах, построением отношений с одноклассниками,
учителями, другими детьми и взрослыми. Чтобы получаемая информация была объективна
и достоверна, классный руководитель должен использовать в своей практической
деятельности методики психологопедагогической диагностики, современные приемы и
методы анализа и систематизации педагогической информации.
Вторым условием является ориентация воспитания на актуализацию и реализацию
потребности ребенка стать и быть самим собой, на формирование у него знаний умений и
навыков самопознания, самопроектирования, самостроительства и саморефлексии, на
освоение им нравственных форм и способов самореализации и самоутверждения. Данное
условие является необходимой предпосылкой обеспечения направленности
воспитательной деятельности на развитие индивидуальности ребенка.
Третьим условием является создание в классе творческой атмосферы, чтобы детям
хотелось демонстрировать свои возможности и способности быть инициативными,
активными и творческими для того чтобы накапливать опыт социального успеха.
Четвертое условие – профессиональная компетентность и мастерство классного
руководителя, его стремление к постоянному самообразованию и повышению уровня
профессионализма.
Пятое условие – поддержка усилий классного руководителя и учащихся со стороны
воспитательной, психологической и социальнопедагогической служб школы, их
взаимодействие в работе по развитию индивидуальности детей.
И, наконец, шестое условие – взаимодействие с родителями, ведь только тесное
сотрудничество с родителями приведет к достижению целей воспитательного процесса.
Родители знают свое родное и любимое чадо, конечно же, лучше, чем классный
руководитель, но иногда именно педагог оказывается в состоянии усилить влияние семьи на ребенка или, напротив, нейтрализовать это влияние, если того потребует жизненная
ситуация.
Почему же так важно соблюдать все эти условия? Каждый ребенок от природы
уникален и, не зная его индивидуальных особенностей, можно сломать его траекторию
развития, а значит – сломать судьбу. Представим себе детей в виде природных материалов,
где один ребенок, например, глина, а другой – алмаз. Предназначение первого – стать
гончарным изделием, второго – бриллиантом.
Но, если мы не будем этого знать, так же как и особенностей данных материалов,
мы наверняка все испортим. Почему необходимо сотрудничество с педколлективом и
родителями? Потому что только совместными, одновременными, четкими действиями
можно сделать так, что из обычного куска глины получится предмет, который будет
востребован, а из алмаза – бриллиант, сияющий всеми своими гранями.
Вот это и будет победа – победа ребенка, который сумеет самореализоваться и
победа педагога, который этому способствовал!
Этапы реализации программы:
I этап – подготовительный (2014/2015 гг.)
Аналитикодиагностическая деятельность. Поиск и коррекция инновационных технологий,
форм, методов и способов воспитания с учетом личностно значимой модели образования.
Изучение современных технологий новаторов, обобщение их педагогического опыта.
Определение стратегии и тактики деятельности.
II этап – практический (2015/2017 гг.)
Апробация и использование в учебновоспитательном процессе личностно
ориентированных технологий, приемов, методов воспитания школьников, социальной и
психологопедагогической поддержки личности ребенка в процессе развития и
раскрытия индивидуальных особенностей его личности.
III этап – обобщающий (2017/2019 гг.)
Обработка и интерпретация данных за 5 лет. Соотношение результатов реализации
программы с поставленными целью и задачами. Определение перспектив и путей
дальнейшего совершенствования и использования воспитательной системы.
Цели и задачи программы:
основе
на
народных
нравственности
Целью программы является гармоничное развитие личности школьника, умеющего нести
ответственность за себя и окружающих его людей, и привитие ему основополагающих
принципов
традиций.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
Воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции, сопричастности к
героической истории Российского государства, готовности служить Отечеству.
Формирование духовнонравственных ориентиров на основе традиционных
общечеловеческих ценностей.
Раскрытие роли народных традиций в формировании личности учащихся.
Физическое развитие учащихся, формирование навыков здорового образа жизни, личной
гигиены.
Консолидация и координация деятельности школы, семьи, общественности в духовно
нравственном воспитании учащихся.
Развитие форм ученического самоуправления.
Принципы программы:
1.Принцип природосообразности.
2.Принцип целостности учебновоспитательного процесса.
3.Принцип сотрудничества.
4.Деятельностный подход. 5.Личностноориентированный подход.
6.Возрастной подход.
Ожидаемые результаты:
1.Знание и понимание учащимися истоков отечественной материальной и духовной
культуры, осознание основ народных традиций, способность к творчеству, умение жить по
законам гармонии и красоты.
2. Духовнонравственный потенциал подрастающего поколения. Высокий уровень
самосознания, самодисциплины, способность сделать правильный нравственный выбор.
Гуманность, уважение прав, свобод и достоинства других людей. Ответственность за себя,
свои поступки по отношению к окружающим людям.
3. Убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит свою Родину,
гордится ее славной историей, изучает историкокультурное наследие, верен своему
гражданскому долгу и готов к защите Отечества.
4. Ведение здорового образа жизни, физическое развитие и стремление к
физическому самосовершенствованию, отсутствие вредных привычек, отношение к
духовному и физическому здоровью как к важной личной и общественной ценности,
экологической культуре.
5.Взаимодействие семьи и школы в процессе духовнонравственного воспитания.
6. Убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей
Родиной, изучает ее историкокультурное, духовное наследие, верен своему гражданскому
долгу и готов к защите Отечества.
7. Настоящий гражданин любит и бережёт природу, занимает активную позицию в
борьбе за сохранение мира на земле. Воспитание экологической культуры.
Основные направления работы.
Блоки
Воспитательные задачи
Я отвечаю за
себя
Я отвечаю за
Отечество
1) Формирование духовнонравственных ориентиров.
2) Формирование гражданского отношения к себе.
3) Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения,
ответственности и исполнительности.
4) Формирование потребности самообразования, самовоспитания своих
моральноволевых качеств.
1) Воспитание понимания Отечества как непреходящей ценности, связи
с предыдущими поколениями.
2) Формирование гражданского отношения к Отечеству.
3) Воспитание верности духовным традициям России.
4) Развитие общественной активности, воспитание сознательного
отношения к народному достоянию, уважения к национальным
традициям.
5) Воспитание чувства патриотизма, сопричастности к героической
истории Российского государства, формирование у подрастающего
поколения верности Родине, готовности служению Отечеству и его вооруженной защите.
Я отвечаю за
своё здоровье
1) Создание условий для сохранения физического, психического,
духовного и нравственного здоровья учащихся.
2) Воспитание негативного отношения к вредным привычкам.
3) Пропаганда физической культуры и здорового образа жизни
Я отвечаю за
культуру
1) Раскрытие духовных основ отечественной культуры.
2) Воспитание у школьников чувства прекрасного, развитие творческого
мышления, художественных способностей, формирование эстетических
вкусов, идеалов.
3) Формирование понимания значимости искусства в жизни каждого
гражданина.
Я отвечаю за
семью
1) Формирование представлений о семейных ценностях.
2) Формирование уважения к членам семьи, воспитание семьянина,
любящего своих родителей.
3) Формирование у учащихся понимания сущности основных
социальных ролей сына – мужа, дочери жены.
Я отвечаю за
школу
1) Формирование у учащихся осознания принадлежности к школьному
коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов,
к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в
коллективе.
2) Воспитание сознательного отношения к учебе, развитие
познавательной активности, формирование готовности школьников к
сознательному выбору профессии.
Я отвечаю за
планету
1) Воспитание понимания взаимосвязей между человеком, обществом,
природой.
2) Воспитание гуманистического отношения к людям.
3) Формирование эстетического отношения учащихся к окружающей
среде и труду как источнику радости и творчества людей.
Диагностика.
Изучение особенностей учащихся, понимание мотивов их поведения дают возможность
предвидеть их реакции в различных ситуациях, что, в свою очередь, делает воспитательную работу
Направления диагностики:
1. Изучение индивидуальных особенностей личности учащегося:
рациональной
более
и
экономной.
общие сведения;
способности;
темперамент;
тип личности в общении;
самооценка;
успешность в деятельности;
уровень воспитанности.
2. Изучение межличностных отношений:
социометрия;
социальнопсихологический климат в классе;
общие сведения;
способности;
темперамент;
тип личности в общении;
самооценка;
успешность в деятельности;
уровень воспитанности.
3. Формы диагностики:
анкетирование;
тестирование;
наблюдение;
беседы.
Работа с родителями.
Взаимодействие классного руководителя и родителей заключается в том, что обе стороны
должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших
качеств и свойств, необходимых для самоопределения и самореализации. В основе такого
взаимодействия лежат принципы взаимного уважения и доверия, взаимной поддержки и
помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.
Формы работы с родителями:
1) анкетирование
2) беседа
3) консультации
4) родительские собрания, посещение семьи, проведение совместных часов общения,
классных часов, вечеров, экскурсий, походов классного руководителя, родителей и детей.
Задачи:
выработать рекомендации по развитию умения творить
изучить литературу по теме самообразования
создать оптимально комфортные условия развития личности
принимать активное участие в конкурсных программах
План работы
Задачи и направления
Способы достижения, результаты Составление плана воспитательной
работы на учебный год.
Редактирование плана
Работа с документацией.
Анализ документации. Оформление.
Изучить литературу: по теме
самообразования.
Планирование работы с учащимися.
Изучение
Составление плана, ведение дневника
наблюдений
Взаимопосещение классных часов коллег.
В течение года согласно плану
Оформление папки классного
руководителя
Пополнение папки новыми
материалами.
Публикация авторских материалов на
личном сайте
публикация
Принять участие в конкурсных
программах для развития
индивидуальности ребенка
Принять участие в конкурсных научно
исследовательских программах для
развития индивидуальности ребенка
Конкурсы различного уровня
Конкурсы по линии дополнительного
образования
Внедрение электронных пособий для
работы с родителями и обучающимися.
Консультации для родителей и
учащихся.
Применение ИКТ на классных часах.
Составление презентаций.
Изучение интернет ресурсов по теме
самообразования.
Работа в сети интернет
Посещение МО классных руководителей. Выступления, доклады
Изучение педагогической печати
Изучение
Изучение опыта работы других педагогов
через сеть Интернет.
Работа в сети интернет
Проведение классных часов с ИКТ
(презентации).
Использование ИКТ.
Продолжение изучения темы по
самообразованию.
Работа со статьями по теме в сети
интернет.
Подготовка к конкурсным программам
согласно плана школы
Изучение положений Повышение уровня психологической
грамотности.
Взаимосвязь с психологом
Посещение открытых мероприятий коллег Обмен опытом
Обращение к трудам Сухомлинского и
А.С. Макаренко.
Разработка открытого классного часа
Изучение
Подбор материала
Решение вопросов по изучению темы в
сообществе классных руководителей.
Работа с компьютером по обмену
опытом через интернет.
Посещение классных часов коллег района Обмен опытом
Составить диагностику результатов
деятельности
Составление
Выступление на педсовете с анализом
работы по теме самообразования.
Составление анализа работы и
практических рекомендаций по теме.
Практические рекомендации для
педагогов
Тема самообразования Развитие индивидуальности ребенка как предмет воспитательной деятельности классного руководителя
Тема самообразования Развитие индивидуальности ребенка как предмет воспитательной деятельности классного руководителя
Тема самообразования Развитие индивидуальности ребенка как предмет воспитательной деятельности классного руководителя
Тема самообразования Развитие индивидуальности ребенка как предмет воспитательной деятельности классного руководителя
Тема самообразования Развитие индивидуальности ребенка как предмет воспитательной деятельности классного руководителя
Тема самообразования Развитие индивидуальности ребенка как предмет воспитательной деятельности классного руководителя
Тема самообразования Развитие индивидуальности ребенка как предмет воспитательной деятельности классного руководителя
Тема самообразования Развитие индивидуальности ребенка как предмет воспитательной деятельности классного руководителя
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.