3 3 3
Беседа по схеме учебника (с. 101).
– Какие виды рассуждений по особенностям их основной части вы знаете? (Рассуждения-объяcнения и рассуждения-доказательства.)
– Вспомним, как называются в рассуждении-объяснении основные части текста. (Тезис, объяснение, вывод.)
– Запишем нужные названия в схему «Рассуждение-доказательство». (Естественно, основная часть будет называться иначе.)
– Сколько абзацев может быть в основной части? Как это показано на схеме?
– А теперь главное: часто ли в жизни мы встречаем рассуждения?
(Когда спрашиваем о чём-то и наш вопрос начинается с «почему».)
Риторика
ТЕКСТ
Урок 20.
Тема: СКАЖИ МНЕ, ПОЧЕМУ...
Основные части рассуждения. Аргументы.
Цель:
Вспоминаем основные части рассуждения (изученное во 2м и 3м классах).
Знакомим детей с видами аргументов и с требованиями к ним.
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
Постановка
учебной задачи.
3 3 3
Беседа по схеме учебника (с. 101).
– Какие виды рассуждений по особенностям их основной части
вы знаете? (Рассужденияобъяcнения и рассуждениядоказательства.)
– Вспомним, как называются в рассужденииобъяснении основные
части текста. (Тезис, объяснение, вывод.)
– Запишем нужные названия в схему «Рассуждениедоказательство».
(Естественно, основная часть будет называться иначе.)
– Сколько абзацев может быть в основной части? Как это показано
на схеме?
– А теперь главное: часто ли в жизни мы встречаем рассуждения?
(Когда спрашиваем о чёмто и наш вопрос начинается с «почему».)
– Например?
© ООО «Баласс», 2014
Формирование УУД и ТОУУ
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать
информацию из схем,
иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию
в виде схемы.(Учительница спрашивает, почему ты поставил здесь запятую.
Почему ты сегодня плохо выучил урок?
Почему братьямесяцы помогли сироте?
И ещё мы спрашиваем у авторов, например: почему вы не наказали
злую мачеху за то, что она унижала и обижала Золушку?)
– И многомного других «почему». У поэта Владимира Орлова есть
даже стихотворение «Почемучки и Потомучки». Какими вы
представляете себе фантастические существа? Попробуйте их
изобразить.
– А могут Почемучки превратиться в Потомучек?
Класс делится на две команды. Выбирается тема (предмет речи).
Жюри оценивает отдельно вопросы с «почему» и ответы с «потому».
Выигрывает та команда, которая наберёт больше баллов за
интересные вопросы и отдельно за правильные ответы.
ΙI. Открытие
новых знаний.
3 4 6 2 3
Задания 149–150.
Смешная сказка о двух глупых барашках позволяет показать, что
тезис хочу (не хочу) с тобой разговаривать, дружить,
беседовать
требует серьёзных, убедительных обоснований, что цвет барашков
(чёрный–белый) не является доказательным аргументом тезиса. И в
самом деле, когда набежали тучи, сверкнула молния и ударил гром,
барашки потянулись друг к другу и поняли, что им есть о чём
потолковать друг с другом. Что же они сказали друг другу: какой
3. Выявлять сущность,
особенности объектов.
4. На основе анализа объектов
делать выводы.
5. Обобщать и
классифицировать по
признакам.
6. Ориентироваться на
развороте учебника.
7. Находить ответы на
© ООО «Баласс», 2014аргумент привели:
вопросы в иллюстрации.
– Ты чёрный, а я белый, но оба мы барашки!..
– Ты белый, а я чёрный, но мы оба барашки!..
И оба эти аргумента доказывали тезис: «И я хочу с тобой беседовать
и дружить».
Дети хорошо понимают глубокий смысл этой смешной истории (дело
не в цвете кожи, не в одежде и т.д. – не это определяет отношения
между людьми, а желание быть вместе).
Учитель обобщает: в рассуждении большое значение имеют
аргументы, они должны быть убедительными, серьёзными – иначе
тезис останется недоказанным.
Задание 151.
Смысл задания – научить различать:
– главную мысль абзаца (суждение);
– аргументы, её подтверждающие.
Задание облегчено тем, что суждения выделены в тексте.
Задание 152.
Знакомит детей с тем, что факты бывают различными. Приводятся
два типа фактов – по разным основаниям:
а) научные, экспериментальные – ненаучные, житейские;
б) конкретные – обобщённые (из жизни, из наблюдений). На схеме
отчётливо видна структура аргумента с разного рода фактами.
Задание 153.
Во всех примерах суждения – первые предложения. В первом
© ООО «Баласс», 2014III. Развитие
умений.
Применение
знаний.
примере развивается мысль о том, что учитель «очень любил
Москву», во втором – приводится факт, что Москва впервые
упоминается в летописи 1147 года.
Суждение третьего предложения подкрепляется ссылками на
иностранные источники. Суждение, что московское метро – лучшее в
мире, подтверждается его описанием, той пользой, которую оно
приносит людям.
1 3 2
1. Работа в учебнике.
Задание 154.
Выясняется несколько доказательств теоремы Пифагора. Дети
выписывают их названия из главы «Стул невесты»: доказательство
Евклида, метод сложения, метод разложения, метод вычитания,
укладка паркета, стул невесты (другие, увы, в книге не
упоминаются). Но и этого достаточно, чтобы убедительно
проиллюстрировать мысль: доказательств может быть много и самых
различных. Нередко учёные ищут не просто доказательства,
а самые короткие и экономные.
Задание 155.
Разговор Оли и Риторика о дружбе мальчиков с девочками. Важно
обратить внимание на то, как умело Оля, вначале соглашаясь с
Риториком, затем возражает ему. При этом она согласна с тем, что в
жизни бывает иначе, дружить мальчику с девочкой трудно, их
дружба вызывает насмешки и т.д. И вдруг после аргумента согласия
Личностные результаты
1. Развиваем умения
выказывать своё отношение к
героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и
целенаправленной
познавательной деятельности.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение
высказывать своё
предположение на основе
работы с материалом
учебника.
© ООО «Баласс», 2014делает неожиданный вывод («...лучше дружить девочке с девочкой, а
мальчику с мальчиком»). Оба спорящих опираются на примеры из
жизни – конкретные и обобщённые.
Задание 156.
Рисунки подсказывают те примеры, которые можно использовать,
отвечая на вопрос задания.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма
самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьейто помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
2. Оценивать учебные
действия в соответствии с
поставленной задачей.
3. Прогнозировать
предстоящую работу
(составлять план).
4. Осуществлять
познавательную и личностную
рефлексию.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать
и понимать других.
2. Строить речевое
высказывание в соответствии с
поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в
устной форме.
4. Умение работать в паре.
ΙV. Итог урока.
– Что нового узнали сегодня на уроке?
V. Домашнее
задание.
Предлагается выписать из любого учебника 3 вопроса с «почему» и
ответить на эти вопросы письменно.
© ООО «Баласс», 2014© ООО «Баласс», 2014