Тема: Скелет человека. Строение и соединение костей. Первая помощь при ушибах.

  • Разработки уроков
  • docx
  • 27.02.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель: Формировать представления о строении костей. Задачи: 1. Познакомить детей с скелетом человека. 2. Воспитывать положительное отношение к здоровью. 3. Коррегировать связную речь. Оборудование: учебник, ИКТ Словарная работа: трубчатые, губчатые, плоские кости, ушибы, переломы. Ход I. Организационный момент а) рапорт дежурного б) упражнения на дыхание II. Повторение. 1. Какие вещества входят в состав клетки? 2. Какие вещества являются основным источников энергии в клетке? 3. Каково значение опорно-двигательной системы? 4. Из каких отделов состоит скелет человека?
Иконка файла материала Документ Microsoft Word.docx
Тема: Скелет конечностей. Цель: Формировать  представления о строении костей.  Задачи:  1 Познакомить детей со скелетом человека. 2 Воспитывать положительное отношение к здоровью. 3 Коррегировать связную речь. Оборудование:  учебник, ИКТ Словарная работа: трубчатые, губчатые, плоские кости, ушибы, переломы. Ход I Организационный  момент а) рапорт дежурного б) упражнения на дыхание II. Повторение. 1. Какие виды костей различают в скелете человека? 2. Что такое ушиб? 3. Какую первую помощь нужно оказать при ушибе? 4. Что такое перелом? Какие бывают переломы? 5. Какую первую помощь оказать при переломах? Физминутка.   Из­за парты тихо встали  И по классу зашагали.  И по классу зашагали   Мы шагаем, мы шагаем,   Голову не опускаем,  Дышим ровно, глубоко.  Раз – подняться,  потянуться,   Два – согнуться,  разогнуться,  Три – присесть,  четыре – встать,  пять – руками помахать,   Шесть – за парту тихо сесть. III. Изучение нового материала. (Рассказ с элементами беседы. Просмотр фрагмента видеофильма о строении  скелета человека.) 1. Общий обзор скелета человека.Чтоб черпать полной чашей Труд, счастье, наслажденье,  Залогом жизни нашей Является движенье!  В.В. Розенблат.  “Движение — это жизнь”, — заметил Вольтер. Действительно, человек приспособлен,  а может быть, и приговорён природой к движению. Люди не могут не двигаться и  начинают делать это осознанно уже на четвёртом месяце после рождения — тянуться,  хватать различные предметы. Благодаря чему же мы перемещаемся в пространстве, бегаем, шагаем, прыгаем,  ползаем, плаваем, совершаем каждый день многие тысячи разнообразных  выпрямлений, сгибаний, поворотов? Обеспечивает всё это костно­мышечная  система, или опорно­двигательный аппарат. Он включает кости, связывающие их  соединительные ткани и мышцы. Кости черепа, конечностей и туловища образуют  твёрдый остов тела, или скелет (от греч. “скелетос” — буквально “высохший”).  Мышцы и соединительнотканные образования — хрящи, фасции, связки, сухожилия  — мягкий остов, или гибкий скелет, человеческого тела. Твёрдый остов выполняет  разные функции, главная из которых опорная: он удерживает в определённом  положении все органы, принимает на себя всю тяжесть тела. И вместе с гибким  остовом дарит нам способность двигаться. Кроме того, кости, мышцы, связки служат  надёжным панцирем для скрывающихся в теле внутренних органов и тканей. У истоков изучения скелета. С давних времен многие ученые Древней Греции и Рима  изучали кости. Основатель учения об атомах — Демокрит — собирал остатки  скелетов, посещая кладбища. Клавдий Гален — древнеримский врач и  естествоиспытатель — посылал своих учеников собирать кости павших врагов. Сам  же он совершил путешествие в Александрию, чтобы изучить там единственный  целиком собранный скелет человека. В средние века церковь запрещала вскрытие  трупов. Великий анатом Андрей Везалий под мраком ночи тайно крал трупы  повешенных. Великий немецкий поэт, и ученый Гёте также увлекался изучением скелета, описывал  его строение и роль в жизни организма. Церковь запрещала “мерзкое и богопротивное употребление человека на  анатомические препараты”, хотя еще в начале XVIII века Петр I закупал по высокой  цене за границей коллекции по анатомии. Религия неустанно чинила препятствия изучению организма человека. В первой  половине XIX века в Казани церковники организовали захоронение на городском  кладбище анатомических препаратов и костей человека, которые изучали студенты­ медики. Наука закалялась в этой борьбе и неустанно стремилась к познанию истины. Со  временем много интересного и важного стало известно о скелете человека и  животных.Для всех животных, имеющих сколько­нибудь сложное строение, нужна прочная  основа тела, к которой бы прикреплялись различные органы. У насекомых такой основой является наружный покров тела, состоящий из очень  прочного вещества – хитина. У высших животных и человека вместо этого развился  внутренний костный скелет. У него две функции: во­первых, он является основой,  опорой для всех остальных органов и тканей тела; во­вторых, он защищает наиболее  важные органы. Так, спинной и головной мозг со всех сторон заключены в костный  футляр. Сердце и легкие защищены ребрами. Печень и почки. О которых мы привыкли думать как об органах брюшной полости, находятся в самой верхней её части и также  прикрыты рёбрами (печень – почти целиком). (Просмотр фрагмента видеофильма о строении скелета человека. 4 мин 30  сек. ) В скелете человека различают: скелет головы, скелет туловища и скелет верхних и  нижних конечностей. 2. Скелет головы – череп. Голова всегда считалась священной частью тела. В древности многие верили, что в ней обитает душа. По представлениям полинезийского народа маори, голова служила  вместилищем маны — особой силы человека. Поэтому нельзя было не только  дотрагиваться до голов знатных маори, но даже передавать что­либо через голову  вождя. Многие народы столь же почтительно относились и к черепу. Кельты вывешивали  человеческие черепа перед входом в жилые помещения и святилища. Иногда, дабы  защитить дом от воров, ими унизывали ограду — у жителей горных районов Бирмы,  Таиланда, Лаоса, Китая целые аллеи были “украшены” такими костными останками.  Конкистадоры Кортеса в XVI в. увидели в одном из ацтекских храмов более 136 тыс.  черепов. Испанские завоеватели восприняли их как экспонаты, хотя и не совсем  обычные, но для аборигенов сохраняемые черепа предков служили оберегами от бед и  опасностей. Каков же он, череп, с точки зрения современной анатомии? Специалисты разделяют  его на мозговой, охраняющий головной мозг, и лицевой, образующий костную основу  лица.  Формирование Homo sapiens на заре его истории привело к изменению формы черепа.  Это было обусловлено прямохождением и специализацией рта. Первое обстоятельство повлекло смешение точки опоры головы вперёд, а второе вызвало возникновение  органа речи и изменение процесса питания. Люди научились использовать  хозяйственные орудия и уже не испытывали необходимости в грубой переработке  пиши зубами. К тому же зубы постепенно перестали быть средством защиты и  нападения. Соответственно размеры челюстей и всей лицевой части черепа  уменьшились, а мозговой — возросли. Тем более что увеличился и объём головного  мозга человека. В процессе развития происходило “наплывание” мозгового отдела на лицевой.Мозговой отдел образован рядом костей — плоских, смешанных и воздухоносных.  Нет только, если вспомнить все их виды, трубчатых — ни длинных, ни коротких. Они  просто не нужны. Кости образуют округлую полость черепа, венчающего тело. Вверх от глазниц поднимается снабжённая буграми лобная кость, соединяющаяся  сзади в области крыши (купола) черепа с двумя теменными костями. Уместно  подчеркнуть, что лоб у нас большой из­за хорошего развития мозга, и в том числе его  лобных долей. Сзади расположена затылочная кость, а по бокам — весьма тонкие  височные кости. Поскольку прочность их мала, удар в висок опасен. В “Песне про  купца Калашникова...” М. Ю. Лермонтова молодой купец одним ударом в висок убил  удалого опричника Кирибеевича. Кости черепа разнообразны по форме; зачастую она далека от строгой  геометричности. В этом можно убедиться, рассматривая череп снизу, т. е. со стороны  основания. Сразу бросается в глаза большое затылочное отверстие. Рядом с ним и  впереди расположены более мелкие отверстия и каналы, предназначенные для  черепных нервов и их ветвей, а также кровеносных сосудов.  Лицевая же часть, на строительство которой идёт 16 более тонких костей, связана с  органами дыхания, пищеварения и чувств. Только человеку присущ подбородок треугольной формы, впрочем крайне  изменчивый по очертаниям: у кого­то он может сильно выдаваться вперёд, у кого­то  укорочен и т. д. Такого выступа нет у обезьян, не было его и у древних людей. Его  появление обусловлено развитием членораздельной речи. Нижняя челюсть —  единственная подвижная кость черепа. Правда, на шее есть и ешё одна подвижная  косточка — подъязычная, но она связана с черепом не суставом, а за счёт  окружающих её мышц шеи. На лицевом черепе сразу обращают на себя внимание крупные глазницы и наружное  отверстие полости носа. Его слегка прикрывают сверху сросшиеся друг с другом  мелкие носовые косточки, благодаря чему нос у человека немного выдается вперед.  Чуть ниже глазниц лежат парные верхнечелюстные кости. Череп меняется с возрастом. На первых месяцах развития плода он весь перепончатый (соединительнотканный). Затем в основании появляются хрящи, постепенно  преобразующиеся в кости. А в области крыши черепа хрящи так и не возникают – у  младенцев здесь участки между отдельными костями закрыты соединительной тканью. Довольно широкие промежутки на черепе новорожденного получили название  родничков, которым когда­то приписывали фантастические свойства, вплоть до  способности пропускать “духов” головного мозга. Теперь же никто не сомневается,  что во внутриутробный период швы и роднички необходимы, чтобы самая большая  часть плода – его головка могла изменять форму и легче проходить через родовые  пути женщины. А появившемуся на свет младенцу роднички нужны, так как ребёнок  бурно растет, мозг увеличивается. Чтобы в какой­то момент мозгу не стало тесно в  черепной коробке, природа предусмотрела роднички. 3. Скелет туловища. Скелет туловища состоит из позвоночника и грудной клетки.Основу скелета составляет позвоночник, имеющий оригинальную конструкцию. Если  бы он представлял собой сплошной костный стержень, то наши движения были бы  скованными, лишенными гибкости и доставляли бы такие же неприятные ощущения,  как езда в телеге без рессор по булыжной мостовой. Упругость сотен связок,  хрящевых прослоек и изгибов делает позвоночник прочной и гибкой опорой.  Благодаря такому строению позвоночника человек может нагибаться, прыгать,  кувыркаться, ездить верхом, бегать. (Приложение 1.) Очень прочные межпозвонковые связки допускают самые сложные движения и вместе  с тем создают надежную защиту спинному мозгу — он не подвергается каким­либо  механическим воздействиям при самых невероятных изгибах позвоночника. Вспомните сложные цирковые акробатические номера, и вы поймете, насколько  совершенны подвижность и прочность позвоночника. Изгибы позвоночного столба  соответствуют нагрузке на ось скелета. Поэтому нижняя, более массивная часть  становится опорой при движении, верхняя — помогает сохранять равновесие.  Позвоночный столб можно было бы назвать позвоночной пружиной. Позвоночник связывает части тела, выполняет защитную функцию для спинного мозга и опорную для головы, рук, туловища. Верхний отдел позвоночника поддерживает  голову. Длина позвоночника составляет около 40% длины тела человека. Позвоночник состоит из 33—34 позвонков. В нем различают следующие отделы:  шейный (7 позвонков), грудной (12), поясничный (5), крестцовый (5) и копчиковый (4 —5 позвонков). У взрослого человека крестцовые и копчиковые позвонки срастаются  в крестец и копчик. Позвоночник человека имеет изгибы, играющие роль амортизатора: благодаря им  смягчаются толчки при ходьбе, беге, прыжках, что очень важно для предохранения  внутренних органов и особенно головного мозга от сотрясений. Позвоночник образован позвонками. Типичный позвонок состоит из тела, от которого  сзади отходит дуга. От дуги отходят отростки. Между задней поверхностью тела  позвонка и дугой находится позвоночное отверстие. Накладываясь друг на друга, позвоночные отверстия образуют позвоночный канал, в  котором находится спинной мозг. Грудная клетка образована 12­ю парами ребер, подвижно соединенных с грудным  отделом позвоночника и с грудиной. Грудная клетка защищает сердце, легкие,  крупные сосуды и другие органы от повреждений, служит местом прикрепления  дыхательных мышц и некоторых мышц верхних конечностей. 4. Скелет конечностей.  У человека функции конечностей — рук и ног — четко разграничены. Верхними  человек совершает трудовые операции, множество разнообразных движений, в том  числе сложных, нижние служат для опоры и передвижения. Скелет любой конечности состоит из двух частей: пояса конечностей и скелета  свободной конечности. Кости пояса конечностей соединяют свободные конечности со скелетом туловища.Пояс верхних конечностей образован двумя лопатками и двумя ключицами. Скелет  свободной верхней конечности состоит из трех отделов: плечевой кости, костей  предплечья и кисти. Плечевая кость образует с лопаткой подвижное соединение  {плечевой сустав), позволяющее совершать различные движения рукой. Предплечье образовано лучевой и локтевой костями. Способность лучевой кости  поворачиваться вокруг локтевой позволяет совершать такие движения, как  поворачивание ключа, вращение отвертки. Кисть образована большим количеством мелких костей. В ней различают три отдела:  запястье, пясть и фаланги пальцев. Пояс нижних конечностей {тазовый пояс) составляют две тазовые кости, которые  соединяются с крестцом. Тазовые кости вместе с крестцом образуют кольцо, на  которое опирается позвоночный столб (туловище). С тазовыми костями соединяются  скелет нижних конечностей и мышцы, он служит для них опорой и принимает участие  в их движениях. Тазовый пояс также поддерживает и защищает внутренние органы. Скелет свободной нижней конечности состоит из бедренной кости, костей голени и  стопы. Массивная бедренная кость — самая крупная кость скелета человека. К костям голени относятся большеберцовая и малоберцовая кости. Кости стопы подразделяют на кости предплюсны, плюсны и фаланги пальцев. 5. Сходство и различия между скелетом человека и млекопитающих животных.  (Самостоятельная работа с текстом дидактической карточки, опоры­рисунка,  моделями, рисунками по выявлению особенностей скелета человека, связанных с  прямохождением и трудовой деятельностью.) (Приложение 2.) 6. Особенности скелета человека, связанные с прямохождением, трудовой  деятельностью, развитием мозга. (Продолжение самостоятельной работы. Беседа с  элементами рассказа учителя, дополняющего знания о скелете.) IV. Закрепление материала. 1. Обозначить правильно кости скелета человека. (Работа в группах. Каждой  группе выдаются карточки с названием частей скелета. Нужно быстро и  правильно их поместить на скелет.) 2. Рассказать о строении скелета.  1 группа – скелет головы (череп),  2 группа – скелет туловища (Объясните, какое значение имеет увеличение  размеров позвонков в нижней части позвоночника.)  3 группа – скелет конечностей. Работа в тетрадях Открыли тетради взяли в руки ручку записываем  дату и тему урока  ­ плечо – это крупная плечевая кость ­ предплечье – образовано 2 костями локтевая и лучевая. ­ кисть – состоит из многих мелких и средних костей. Они образуют ладонь и  подвижные пальцы. Откройте учебник на странице 51 рисунок 47 зарисовать.IV. Закрепление.  1. Из каких отделов состоит рука человека? 2. Сколько косточек в кисти пальцев человека? V.  Итог:  Что нового вы узнали на уроке? Что вам больше запомнилось? VI.  Домашнее задание I – II уровень, уровня работа в тетради, дети  III – IV. стр. 47­ 53  параграф 10,  вопросы