Формирование УУД и ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Риторика
РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ
Урок 27.
Тема: СЛУЖБА НОВОСТЕЙ
Что такое информация
Цель:
– раскрываем понятия «информация» и «газетная информация», их источники;
– знакомим учащихся со способами передачи и хранения информации.
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
Постановка
учебной задачи.
3 3 3
Беседа.
Работа в учебнике.
186. В начале урока учитель вместе с учениками
Задание
размышляют о том, откуда люди получают информацию, то есть
определяют источники информации.
В параграфе предлагаются рисунки, которые помогут школьникам
назвать источники информации. Затем учащиеся вспоминают другие
случаи, когда люди обмениваются информацией. В результате беседы
ученики приходят к выводу, что информацией мы можем
обмениваться, общаясь друг с другом; также информацию мы узнаём
из книг, из газет, из журналов, из телевизионных программ, из
радиопередач. Школьники отмечают, что на уроках они тоже
получают информацию.
© ООО «Баласс», 2015
Формирование УУД и ТОУУ
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать
информацию из схем,
иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию
в виде схемы.
3. Выявлять сущность,
особенности объектов.
4. На основе анализа объектов
делать выводы.
5. Обобщать и
классифицировать по
признакам.ΙI. Открытие
новых знаний.
III. Развитие
умений.
Применение
знаний.
187.
3 4 6 2 3
Задание 186.
Прочитав теоретические сведения,
определение слова
«информация», которое дано в «Толковом словаре» С.И. Ожегова,
учителю необходимо в процессе беседы подчеркнуть, что
информация – это нечто новое; то, что мы слышим впервые; какието
новые сведения; новости науки, культуры, спорта, искусства,
политики и т.д.
Задание
Учитель предлагает школьникам вспомнить треугольник «речевая
ситуация».
что
информация – это важная часть (компонент) речевой ситуации,
которая отвечает на вопрос:
(мы говорим, слышим,
анализируем, пишем, читаем).
1 3 3 2 3
1. Работа в учебнике.
Задание 188.
Анализируя отрывок из «Сказки о попе и работнике его Балде»
А.С. Пушкина, ученики определяют, в какой реплике содержится
запрос информации («Что, батька, так рано поднялся? Чего ты
взыскался?») и ответ попа, который сообщает: «Нужен мне
Проанализировав его,
ученики усваивают,
что?
© ООО «Баласс», 2015
6. Ориентироваться на
развороте учебника.
7. Находить ответы на
вопросы в иллюстрации.
Личностные результаты
1. Развиваем умения
выказывать своё отношение к
героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и
целенаправленной
познавательной деятельности.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение
высказывать своё
предположение на основе
работы с материалом
учебника.
2. Оценивать учебные189.
работник: повар, конюх и плотник...». Диалог продолжается: Балда
соглашается быть у попа работником: «Буду служить тебе
славно, // Усердно и очень исправно, // В год за три щелчка тебе по
лбу, // Есть же мне давай варёную полбу».
Задание
Ученики читают теоретические сведения, рассматривают рисунок,
на котором указаны сигналы и технические средства, при помощи
которых хранится и передаётся информация. Школьники называют
другие сигналы и технические средства для передачи информации.
Важно, чтобы учащиеся поняли, что средства, способы передачи
информации – это ещё не информация.
190.
Задание
Проанализировав сообщения, учащиеся делают вывод, что все эти
сообщения состоят из шести слов, но говорится в них о разном:
– о болезни отца и необходимости приехать;
– о признании в любви;
– о приезде и необходимости встретить.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма
самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьейто помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
действия в соответствии с
поставленной задачей.
3. Прогнозировать
предстоящую работу
(составлять план).
4. Осуществлять
познавательную и личностную
рефлексию.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать
и понимать других.
2. Строить речевое
высказывание в соответствии с
поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в
устной форме.
4. Умение работать в паре.
© ООО «Баласс», 2015– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
П Резервный материал.
Беседа о специфике газеты.
– Мы живём в такое время, когда средства массовой коммуникации
(радио, телевидение, газеты, журналы) играют в нашей жизни
большую роль.
– Что вы знаете об этом?
– Средства массовой коммуникации постоянно знакомят читателей,
слушателей, зрителей с теми политическими событиями, которые
происходят в мире, с новостями науки, культуры, искусства, с
жизнью как известных, так и не очень известных, простых людей.
– Одним из средств массовой коммуникации, которые доступны
большинству людей (куда любой может обратиться, попросить о
помощи, поставить проблему, высказать свое мнение и т.д.), является
газета. Каждый из нас может написать в газету. А как вы думаете, в
каких случаях вы могли бы написать в газету?
Ученики дают различные ответы:
– Мне кажется, что в газету пишут тогда, когда человек нуждается в
помощи, совете. Например, у человека какаято проблема и он
надеется, рассказав о ней, получить ответ на волнующие его вопросы.
– Я думаю, что любой из нас может написать в газету, если захочет
© ООО «Баласс», 2015поделиться своими мыслями по какомунибудь вопросу.
– А я считаю, что ещё мы можем обратиться в газету, если в нашей
школе, в нашем классе или округе произошло какоенибудь
интересное событие и мы захотели бы рассказать о нём.
Учитель обобщает:
– Да, действительно, любой человек может написать в газету, но
чтобы его материал достиг цели, надо многое уметь и знать. Многие
писатели начинали свой путь в газете, поскольку работа
корреспондента требует умения ясно излагать свои мысли,
оперативно, быстро откликаться на событие.
Профессия журналиста помогает совершенствовать писательское
мастерство.
Но работа корреспондента не так легка и проста, как может
показаться на первый взгляд. Журналист пишет о том, что есть в
жизни. Он обязательно должен сообщать о том, что происходит:
точно, правдиво, достоверно.
Вот что говорил о трудностях профессии репортёра Булат
Окуджава:
«Я много лет проработал в газете, но ушёл из неё, ибо самым
трудным было для меня описание того, что вижу в данный момент».
Итак, даже талантливым людям совсем не просто быть газетчиком,
корреспондентом.
– Что же представляет собой газета, как она строится, какие
© ООО «Баласс», 2015материалы в ней помещаются? Рассмотрите экземпляры газет и
ответьте на вопрос: «О чём пишут в газетах?».
Учащиеся говорят о том, что из газет мы узнаём различные новости,
что, где происходит. В газетах пишут о недостатках, о плохом и
хорошем в нашей жизни. О какихто интересных событиях, иногда
смешных.
О происшествиях, о достижениях. В газетах пишут о наиболее
важных событиях.
Обобщая сказанное учениками, учитель делает вывод:
– Действительно, газета имеет очень важное значение в нашей жизни.
Без новостей, без постоянного обогащения своих знаний и
представлений о мире человек, общество не могут развиваться.
Ежедневно газеты несут людям новую информацию, информацию о
том, что происходит: новости науки, культуры, искусства, спорта.
Далее учитель спрашивает у ребят:
– А кто, повашему, является автором газетных материалов?
– Журналисты, корреспонденты.
– Учителя, ученики.
– Могут писать все: от простых людей до профессионалов
журналистов, корреспондентов, репортёров, хроникёров и т.д.
Для того чтобы ученики ответили, как строится газета (как
располагаются материалы в газете), учитель предлагает им
рассмотреть дома один номер «Юношеской газеты» (или любой
другой) и определить, о чём говорится в материалах на первой,
второй, третьей и четвёртой страницах.
© ООО «Баласс», 2015ΙV. Итог урока.
V. Домашнее
задание.
– Что нового узнали сегодня на уроке?
Задание 191.
Ученики сами пишут разные по содержанию сообщения из десяти
слов. Например:
Приходи ко мне сегодня в пять часов вечера. Игорь Петров.
Приеду к тебе в гости 20 марта на неделю. Марина.
Административную контрольную работу по математике будем
писать в следующую среду... и т.д.
© ООО «Баласс», 2015