НЭП(причины, цели, содержание, итоги) Новая экономическая политика — экономическая политика, проводившаяся в Советской России и СССР в 20-е годы. Была принята 15 марта 1921 года X съездом РКП(б), сменив политику «военного коммунизма», проводившуюся в ходе Гражданской войны. Новая экономическая политика имела целью восстановление народного хозяйства и последующий переход к социализму. Главное содержание НЭП — замена продразвёрстки продналогом в деревне (при продразвёрстке изымали до 70 % зерна, при продналоге — около 30 %), использование рынка и различных форм собственности, привлечение иностранного капитала в форме концессий, проведение денежной реформы (1922-1924), в результате которой рубль стал конвертируемой валютой.НЭП(причины, цели, содержание, итоги) Новая экономическая политика — экономическая политика, проводившаяся в Советской России и СССР в 20-е годы. Была принята 15 марта 1921 года X съездом РКП(б), сменив политику «военного коммунизма», проводившуюся в ходе Гражданской войны. Новая экономическая политика имела целью восстановление народного хозяйства и последующий переход к социализму. Главное содержание НЭП — замена продразвёрстки продналогом в деревне (при продразвёрстке изымали до 70 % зерна, при продналоге — около 30 %), использование рынка и различных форм собственности, привлечение иностранного капитала в форме концессий, проведение денежной реформы (1922-1924), в результате которой рубль стал конвертируемой валютой.
НЭП.docx
ФИО учителя: Ткаченко А.С.
Предмет :история
Класс: 9 класс
УМК:. Учебник Данилова А. А., Косулиной Л. Г., Брандта М. Ю.
История России ХХ начало ХХI века», М., Просвещение, 2011 г;
Тип урока: развивающий
Тема: «Советская Россия перед выбором»
(Экономическая политика советской власти в 1920е годы,
переход к нэпу)
Методы : объяснительноиллюстративный и репродуктивный
Задачи урока:
1. Образовательные – учащиеся должны понимать содержание
основных понятий темы урока: нэп, продналог, «золотой
червонец», нэпманы, совбуры, бюрократический аппарат,
иностранные инвестиции, концессии, осереднячивание
крестьян.
2. Развивающие – развитие умений и навыков аналитической
культуры:
Определить причинноследственные связи;
Сравнивать;
Кратко характеризовать проблему;
Обобщать и делать вывод;
Осуществлять анализ и синтез при работе с
историческими источниками.
3. Ценностные ориентиры урока – общечеловеческие ценности,
толерантность, уважение к историческому прошлому.
Учебная нагрузка и программное обеспечение:
История – 2 урока в неделю, примерная программа Министерства
образования и науки РФ по истории для основной школы, учебник
Данилова А. А., Косулиной Л. Г., Брандта М. Ю. История России ХХ начало ХХI века», М., Просвещение, 2011 г; плакатноиллюстративный
материал, презентация по теме урока, аудио и видеозаписи.
Ход урока.
1. Оргмомент.
2. Подготовка к изучению нового материала.
Историческая разминка:
О каких событиях советской истории вели речь на уроках?
(гражданская война, интервенция, экономическая политика красных и
белых, экономический и политический кризис)
3. Изучение нового материала.
Переходим к изучению следующего периода советской истории – после
окончания гражданской войны – в 20е годы ХХ столетия.
Остановимся на экономической политике советской власти в 1920е годы.
В марте 1921 года открылся Х съезд РКП(б).
Предлагаю посмотреть хронику 1921 года – Что провозгласил съезд?
Чем стал известен?
Видео.
Когда произошли события?
Март 1921 год – Х съезд РКП(б) провозгласил переход к новой
экономической политике (нэпу).
Попробуем порассуждать, чем вызвана смена экономического курса?
( 1921 год – голод в Поволжье
Недовольство крестьян продразверсткой – крестьянские восстания
Февраль – март 1921 год – Кронштадтский мятеж
Опаснее для большевистской власти, чем
Деникин, Юденич. Колчак вместе взятые)
Сделаем выводы – в чем причины перехода к нэпу?
1. экономический кризис, вызванный войной. 2. политический кризис (угроза власти большевиков).
Из этих событий Ленин извлек 2 принципиальных урока –
для сохранения власти
Нужно идти на соглашение с крестьянством;
Ужесточить борьбу с противниками политики большевиков.
а значит перейти к нэпу.
Очевидец событий, поэт Демьян Бедный, в 1922 году показал разное
отношение к нэпу в обществе. Он писал:
Кто говорит: передышка.
Кто говорит: карачун.
Кто говорит: старой жизни отрыжка.
Кто говорит: новой жизни канун.
Крик бесшабашный, на чтото похожий:
«Нэп! Сторонися, прохожий!
Нэп!»
Чем объяснить столь разные отклики об одном и том же явлении?
Для этого следует обратиться к содержанию нэпа, понять суть явления.
Вернемся к поставленному вопросу в конце урока.
Вспомним основные мероприятия политики «военного коммунизма»?
Сравним с основными мероприятиями нэпа:
1. Замена продразверстки продналогом.
В чем отличие – услышим слова Ленина, прозвучавшие
на Х съезде партии?
Аудиозапись.
Выясним из документа в тексте учебника на стр.
(размер меньше, учитывает возможности крестьянских хозяйств, остатки
продовольствия в распоряжении крестьян)
Схема – а также объявлялся заранее, накануне посевной и
не менялся в течении года – Почему?
Т. О. давал стимулы для развития хозяйства. 2. Произошли коренные изменения в области промышленного
производства
Отмена полной национализации, мелкие и средние предприятия
передавались в частные руки.
Крупные предприятия оставались государственные, но
получили значительную хозяйственную самостоятельность,
деятельность строилась на принципах хозрасчета,
могли передаваться в аренду частным лицам.
Допускалось создание концессий – совместных советскоиностранных
предприятий, с привлечением
иностранного капитала.
3. Новшества потребовали
Отмены принудительного труда – появился рынок рабочей силы.
4. Уравнительное распределение отменялось
з/п начислялась в зависимости от квалификации рабочего, количества и
качества выпущенной продукции.
5. Проведена денежная реформа
Итог – введение твердой денежной единицы «золотого червонца»
Высоко ценился на мировом валютном рынке.
6. Произошло возрождение рынка и торговли.
Внешняя торговля оставалась в руках государства.
Т. О. в руках государства сохранились командные высоты в экономике
– Какие?
(крупная промышленность и внешняя торговля)
Сопоставим нэп и политику «военного коммунизма»?
(противоположность)
Объяснения Ленина:
Вначале – нэп – вынужденное отступление, передышка перед
решительным штурмом высот коммунизма.
Осень 1921 года – нэп – возможный путь перехода к социализму
«Нэп – это всерьез и надолго»
(экономическое соревнование между различными укладами
ведения хозяйства в конечном итоге приведет к тому, что
социалистический уклад вытеснит капиталистический)
Какую позицию вы считаете приемлемой? Подведем итоги нэпа:
1) Экономические – Вспомним поставленную задачу?
(преодолеть экономический кризис)
Быстрыми темпами восстанавливалось сельское хозяйство –
к 1923 году – восстановлены дореволюционные посевные площади
выросли объемы урожая
Промышленное производство развивалось медленными темпами.
Т. О. к 1928 году – по основным экономическим показателям страна
достигла уровня 1913 года.
2) Введение нэпа вызвало изменения социальной структуры:
Уничтожены русская буржуазия, помещики;
Урон понесла интеллигенция;
«Пролетариат вышел из войны ослабленный» (Ленин)
В 1920 году – численность 1,7 млн. человек промышленных рабочих.
К 1928 году – выросла в 5 раз.
С восстановлением хозяйства изменился образ жизни и улучшилось
материальное положение рабочих – рабочий день составлял 7,4 ч,
предоставлялся ежегодный отпуск, повысилась заработная плата, но
рост уровня жизни тормозили высокие цены, нехватка товаров первой
необходимости.
Появилась новая советская буржуазия – нэпманы, совбуры
Откуда? Кто они?
(предприниматели, торговцы)
Давайте их увидим и оценим положение в обществе.
Видео
(за пределами советского общества, лишены
избирательных прав, не могли быть членами профсоюзов)
Увеличение бюрократического аппарата –
Число чиновников выросло от 1 млн. до 2,5 млн. человек.
Изменилась структура крестьянских хозяйств.
Схема – Какие крестьянские хозяйства можно выделить?
(в деревне – осереднячивание крестьян)
Повторим и отметим основные итоги нэпа:
1) восстановление промышленности и сельского хозяйства; 2) изменение социальной структуры (увеличение числа промышленных
рабочих, появление нэпманов, совбуров,
рост бюрократии, осереднячивание
крестьян)
Итак, преодолен послевоенный экономический кризис и восстановлено
хозяйство за счет восстановление старого производства –
ремонтировались довоенные станки и механизмы, распахивались
заброшенные пахотные земли.
Но острая нехватка промышленных товаров и высокие цены требовали
увеличения производства и создание новых отраслей – Каким способом?
1) Привлечение иностранных инвестиций, однако
Иностранные предприниматели опасались непредсказуемой политики
большевиков, не желали рисковать капиталами, так как хорошо
помнили национализацию иностранной собственности в 1917 году.
Последние надежды на то, что «заграница нам поможет» рухнули в 1929
году, когда на Западе разразился мировой экономический кризис.
2) Внутренние возможности невелики –
Частный капитал слабый, население практически не имело сбережений.
3) Государственный сектор доходов приносил немного, так как
середняк производил продукты прежде всего для собственного
потребления, был слабо связан с рынком, тем более останавливали
низкие закупочные цены государства на зерно.
Т. О. экспорт с/х продукции сократился.
Т. О. не оказалось средств для развития
Сократился импорт оборудования, необходимого для
модернизации экономики
импорт товаров широкого потребления.
Т. О. у крестьян не появилось стимула к расширению хозяйства
(на вырученные деньги купить нечего).
Результат – 1927 год –начало экономического кризиса.
С прилавков исчезли масло, сыр, молоко, выросли цены.
Для борьбы с кризисом использовали методы пропаганды
К чему призывают плакаты? Убеждения не дают результата правительство принимает чрезвычайные меры
– изъятие хлеба (в деревню направили 30 тыс. членов партии,
на поиски спрятанного зерна приглашалась беднота
за 25 % конфиската)
Окажутся ли результативны эти меры? Почему?
(замкнутый круг)
Нет средств для
промышленного
развития
промышленных
ТУПИК Недостаток
Сократилась
продажа
хлеба
товаров
В 1929 году – введены продовольственные карточки на хлеб,
продовольственные товары, промышленные товары, т. е.
Кризис нэпа – требовалась корректировка.
Вернемся к вопросу урока – чем объяснить столь разные отклики об одном и
том же явлении?
Для кого «новой жизни канун»? (для буржуа, зажиточных крестьян, мелких
торговцев, так как воспряли духом,
активизировали деятельность)
Для рядовых коммунистов (среди них рабочие, бедные крестьяне)?
«отрыжка старой жизни»
«передышка», так как
верили руководству партии.
«карачун», так как смерть идеи, за которую боролись.
Ваше мнение – какую позицию занимаете вы?
Ваше понимание нэпа?
4. Домашнее задание – §18. Записи.
Тема: «Советская Россия перед выбором»
Тема: «Советская Россия перед выбором»
Тема: «Советская Россия перед выбором»
Тема: «Советская Россия перед выбором»
Тема: «Советская Россия перед выбором»
Тема: «Советская Россия перед выбором»
Тема: «Советская Россия перед выбором»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.