Тема: «Советская Россия перед выбором»
Оценка 4.9

Тема: «Советская Россия перед выбором»

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
история
9 кл
27.03.2018
Тема: «Советская Россия перед выбором»
НЭП(причины, цели, содержание, итоги) Новая экономическая политика — экономическая политика, проводившаяся в Советской России и СССР в 20-е годы. Была принята 15 марта 1921 года X съездом РКП(б), сменив политику «военного коммунизма», проводившуюся в ходе Гражданской войны. Новая экономическая политика имела целью восстановление народного хозяйства и последующий переход к социализму. Главное содержание НЭП — замена продразвёрстки продналогом в деревне (при продразвёрстке изымали до 70 % зерна, при продналоге — около 30 %), использование рынка и различных форм собственности, привлечение иностранного капитала в форме концессий, проведение денежной реформы (1922-1924), в результате которой рубль стал конвертируемой валютой.НЭП(причины, цели, содержание, итоги) Новая экономическая политика — экономическая политика, проводившаяся в Советской России и СССР в 20-е годы. Была принята 15 марта 1921 года X съездом РКП(б), сменив политику «военного коммунизма», проводившуюся в ходе Гражданской войны. Новая экономическая политика имела целью восстановление народного хозяйства и последующий переход к социализму. Главное содержание НЭП — замена продразвёрстки продналогом в деревне (при продразвёрстке изымали до 70 % зерна, при продналоге — около 30 %), использование рынка и различных форм собственности, привлечение иностранного капитала в форме концессий, проведение денежной реформы (1922-1924), в результате которой рубль стал конвертируемой валютой.
НЭП.docx
ФИО учителя: Ткаченко А.С. Предмет :история   Класс: 9 класс УМК:.  Учебник   Данилова   А.   А.,   Косулиной   Л.   Г.,   Брандта   М.   Ю. История России ХХ ­ начало ХХI века», М., Просвещение, 2011 г; Тип урока: развивающий Тема: «Советская Россия перед выбором»             (Экономическая политика советской власти в 1920­е годы,               переход к нэпу) Методы : объяснительно­иллюстративный и репродуктивный  Задачи урока:  1. Образовательные – учащиеся должны понимать содержание  основных понятий темы урока: нэп, продналог, «золотой  червонец», нэпманы, совбуры, бюрократический аппарат,  иностранные инвестиции, концессии, осереднячивание  крестьян. 2. Развивающие – развитие умений и навыков аналитической  культуры:  Определить причинно­следственные связи;  Сравнивать;  Кратко характеризовать проблему;  Обобщать и делать вывод;  Осуществлять анализ и синтез при работе с  историческими источниками. 3. Ценностные ориентиры урока – общечеловеческие ценности,  толерантность, уважение к историческому прошлому. Учебная нагрузка и программное  обеспечение: История – 2 урока в неделю, примерная программа Министерства  образования и науки РФ по истории для основной школы, учебник  Данилова А. А., Косулиной Л. Г., Брандта М. Ю.  История России ХХ ­ начало ХХI века», М., Просвещение, 2011 г; плакатно­иллюстративный материал, презентация по теме урока, аудио­ и видеозаписи. Ход урока. 1. Оргмомент. 2. Подготовка к изучению нового материала. Историческая разминка: ­ О каких событиях советской истории вели речь на уроках?      (гражданская война, интервенция, экономическая политика красных и        белых, экономический и политический кризис) 3. Изучение нового материала.     Переходим к изучению следующего периода советской истории – после  окончания гражданской войны – в 20­е годы ХХ столетия.     Остановимся на экономической политике советской власти в 1920­е годы.     В марте 1921 года открылся Х съезд РКП(б).     Предлагаю посмотреть хронику 1921 года – Что провозгласил съезд?                                                                                   Чем стал известен? Видео. ­ Когда произошли события? Март 1921 год – Х съезд РКП(б) провозгласил переход к новой                               экономической политике (нэпу). ­ Попробуем порассуждать, чем вызвана смена экономического курса?       ( 1921 год – голод в Поволжье          Недовольство крестьян продразверсткой – крестьянские восстания          Февраль – март 1921 год – Кронштадтский мятеж                                                          Опаснее для большевистской власти, чем                                                          Деникин, Юденич. Колчак вместе взятые) ­ Сделаем выводы – в чем причины перехода к нэпу?       1. экономический кризис, вызванный войной. 2. политический кризис (угроза власти большевиков). Из этих событий Ленин извлек 2 принципиальных урока –                                  для сохранения власти  Нужно идти на соглашение с крестьянством;  Ужесточить борьбу с противниками политики большевиков.                                а  значит перейти к нэпу.      Очевидец событий, поэт Демьян Бедный, в 1922 году показал разное  отношение к нэпу в обществе. Он писал: Кто говорит: передышка. Кто говорит: карачун. Кто говорит: старой жизни отрыжка. Кто говорит: новой жизни канун. Крик бесшабашный, на что­то похожий: «Нэп! Сторонися, прохожий! Нэп!» ­ Чем объяснить столь разные отклики об одном и том же явлении? Для этого следует обратиться к содержанию нэпа, понять суть явления. Вернемся к поставленному вопросу в конце урока. ­ Вспомним основные мероприятия политики «военного коммунизма»? Сравним с основными мероприятиями нэпа: 1. Замена продразверстки продналогом. ­ В чем отличие – услышим слова Ленина, прозвучавшие                                  на Х съезде  партии? Аудиозапись.                              ­ Выясним из документа в тексте учебника на стр.     (размер меньше, учитывает возможности крестьянских хозяйств, остатки  продовольствия  ­  в распоряжении крестьян) Схема – а также объявлялся заранее, накануне посевной и                 не менялся в течении года – Почему? Т. О. давал стимулы для развития хозяйства. 2. Произошли коренные изменения в области промышленного  производства ­ Отмена полной национализации, мелкие и средние предприятия  передавались в частные руки. Крупные предприятия оставались государственные, но получили значительную хозяйственную самостоятельность, деятельность строилась на принципах хозрасчета, могли передаваться в аренду частным лицам. Допускалось создание концессий – совместных советско­иностранных                                                               предприятий, с привлечением                                                                   иностранного капитала. 3. Новшества потребовали Отмены принудительного труда – появился рынок рабочей силы. 4. Уравнительное распределение отменялось з/п  начислялась в зависимости от квалификации рабочего, количества и качества  выпущенной продукции. 5. Проведена денежная реформа Итог – введение твердой денежной единицы «золотого червонца»             Высоко ценился на мировом валютном рынке. 6. Произошло возрождение рынка и торговли. Внешняя торговля оставалась в руках государства. Т. О. в руках государства сохранились командные высоты в экономике  – Какие? (крупная промышленность и внешняя торговля) ­ Сопоставим нэп и политику «военного коммунизма»?                                                        (противоположность) Объяснения Ленина:  Вначале – нэп – вынужденное отступление, передышка перед  решительным штурмом высот коммунизма.  Осень 1921 года – нэп – возможный путь перехода к социализму «Нэп – это всерьез и надолго» (экономическое соревнование между различными укладами  ведения хозяйства в конечном итоге приведет к тому, что  социалистический уклад вытеснит капиталистический) ­ Какую позицию вы считаете приемлемой? Подведем итоги нэпа: 1)  Экономические – Вспомним поставленную задачу?                                 (преодолеть экономический кризис) Быстрыми темпами восстанавливалось сельское хозяйство –  к 1923 году – восстановлены дореволюционные посевные площади                       ­ выросли объемы урожая Промышленное производство развивалось медленными темпами.  Т. О. к 1928 году – по основным экономическим показателям страна                                    достигла уровня 1913 года. 2) Введение нэпа вызвало изменения социальной структуры:  Уничтожены русская буржуазия, помещики;  Урон понесла интеллигенция;  «Пролетариат вышел из войны ослабленный» (Ленин) В 1920 году – численность 1,7 млн. человек промышленных рабочих. К 1928 году – выросла в 5 раз. С восстановлением хозяйства изменился образ жизни и улучшилось  материальное положение рабочих – рабочий день составлял 7,4 ч,  предоставлялся ежегодный отпуск, повысилась заработная плата, но  рост уровня жизни тормозили высокие цены, нехватка товаров первой  необходимости.  Появилась новая советская буржуазия – нэпманы, совбуры                                                                       ­ Откуда? Кто они?                               (предприниматели, торговцы)   ­  Давайте их увидим и оценим положение в обществе. Видео                     (за пределами советского общества, лишены                       избирательных прав, не могли быть членами профсоюзов)  Увеличение бюрократического аппарата –  Число чиновников выросло от 1 млн. до 2,5 млн. человек.  Изменилась структура крестьянских хозяйств. Схема – Какие крестьянские хозяйства можно выделить?                                        (в деревне – осереднячивание крестьян) ­ Повторим и отметим основные итоги нэпа: 1) восстановление промышленности и сельского хозяйства; 2) изменение социальной структуры (увеличение числа промышленных                                                                  рабочих, появление нэпманов, совбуров,                                                                 рост бюрократии, осереднячивание                                                                  крестьян)   Итак, преодолен послевоенный экономический кризис и восстановлено              хозяйство за счет восстановление старого производства –              ремонтировались довоенные станки и механизмы, распахивались             заброшенные пахотные земли. Но острая нехватка промышленных товаров и высокие цены требовали  увеличения производства и создание новых отраслей – Каким способом? 1) Привлечение иностранных инвестиций, однако Иностранные предприниматели опасались непредсказуемой политики  большевиков, не желали рисковать капиталами, так как хорошо  помнили национализацию иностранной собственности в 1917 году.  Последние надежды на то, что «заграница нам поможет» рухнули в 1929 году, когда на Западе разразился мировой экономический кризис. 2) Внутренние возможности невелики –  Частный капитал слабый, население практически не имело сбережений. 3) Государственный сектор доходов приносил немного, так как середняк производил продукты прежде всего для собственного  потребления, был слабо связан с рынком, тем более останавливали  низкие закупочные цены государства на зерно. Т. О. экспорт с/х продукции сократился. Т. О. не оказалось средств для развития           Сократился импорт оборудования, необходимого для                                                               модернизации экономики                       импорт товаров широкого потребления. Т. О. у крестьян не появилось стимула к расширению хозяйства             (на вырученные деньги купить нечего). Результат – 1927 год –начало экономического кризиса.            С прилавков исчезли масло, сыр, молоко, выросли цены. Для борьбы с кризисом использовали методы пропаганды ­ К чему призывают плакаты? Убеждения не дают результата правительство принимает чрезвычайные меры  – изъятие хлеба (в деревню направили 30 тыс. членов партии,                               на поиски спрятанного зерна приглашалась беднота                                за 25 % конфиската) ­ Окажутся ли результативны эти меры? Почему?                                                                       (замкнутый круг) Нет средств для промышленного развития промышленных ТУПИК Недостаток Сократилась продажа хлеба товаров В 1929 году – введены продовольственные карточки на хлеб,                           продовольственные товары, промышленные товары, т. е. Кризис нэпа – требовалась корректировка. Вернемся к вопросу урока – чем объяснить столь разные отклики об одном и                                                    том же явлении? ­ Для кого «новой жизни канун»?  (для буржуа, зажиточных крестьян, мелких                                                               торговцев, так как воспряли духом,                                                               активизировали деятельность) ­ Для рядовых коммунистов (среди них рабочие, бедные крестьяне)?  «отрыжка старой жизни» «передышка», так как верили руководству партии.  «карачун», так как смерть идеи, за которую боролись. ­ Ваше мнение – какую позицию занимаете вы?                           ­ Ваше понимание нэпа? 4. Домашнее задание – §18. Записи.

Тема: «Советская Россия перед выбором»

Тема: «Советская Россия перед выбором»

Тема: «Советская Россия перед выбором»

Тема: «Советская Россия перед выбором»

Тема: «Советская Россия перед выбором»

Тема: «Советская Россия перед выбором»

Тема: «Советская Россия перед выбором»

Тема: «Советская Россия перед выбором»

Тема: «Советская Россия перед выбором»

Тема: «Советская Россия перед выбором»

Тема: «Советская Россия перед выбором»

Тема: «Советская Россия перед выбором»

Тема: «Советская Россия перед выбором»

Тема: «Советская Россия перед выбором»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.03.2018