- ГЕНИАЛЬНОСТЬ – наивысшая степень проявления творческих сил человека (БСЭ).
- ГЕНИАЛЬНОСТЬ (от лат. genius — дух) — необычайно высокие интеллектуальные способности. Например, к совершению изобретений и открытий, оригинальному мышлению, продуктивной деятельности, как наивысшая степень таланта (википедия).
-ГЕНИАЛЬНОСТЬ, высшая степень одаренности, проявляющаяся в максимальной творческой продуктивности, имеющей для соц. жизни исключительное историческое значение (Большая Медицинская Энциклопедия).
- ГЕНИАЛЬНОСТЬ — наивысшее проявление творческих сил человека... Предполагает врожденную способность к продуктивной деятельности в той или иной области при универсальном даровании... (Философский словарь).
- ГЕНИАЛЬНОСТЬ– разновидность шизофрении (Итальянский психолог Ламброзо).
Анализ образов
Моцарт
Как Моцарт относится к жизни, к миропорядку?
Что свидетельствует о славе Моцарта?
Как Сальери отзывается о Моцарте — человеке и композиторе? Как Моцарт относится к своему творчеству, что говорит о служителях искусства?
Как Моцарт отвечает на вопрос: может ли гений совершить злодейство?
(Анализ образов)
Ты заснешьНадолго, Моцарт! Но ужель он прав,И я не гений? Гений и злодействоДве вещи несовместные. Неправда:А Бонаротти? Или это сказкаТупой, бессмысленной толпы- и не былУбийцею создатель Ватикана?Сожалеет ли Сальери о содеянном?
Сожалеет ли
Сальери
о содеянном?
Выберите одно из высказываний и прокомментируйте его.
«Немного творилось бы на свете зла, если бы последнее не проходило под фирмою добра»
(Мария Эшенбах);
«Каждый истинный гений должен быть наивным, иначе это не гений» (ФридрихШиллер).
«Пушкин знал, что он гениален, но у него хватило ума этого не показывать»
(А.Грин).
«В простодушных словах Моцарта,- писал Белинский,- было соединено все жгучее и терзающее для раны, которою страдал Сальери. Он знал себя, как человека, способного на злодейство, а между тем сам гений говорит, что гений и злодейство несовместны и что, следовательно, он, Сальери,- не гений. А! Так я не гений? Вот же тебе, - и яд брошен в стакан гения»
Исполнение Моцартом «Реквиема»- кульминация пьесы. По мнению Бонди, Моцарт в этой сцене «отпевает сам себя»
Обобщение
-Можно ли назвать это произведение исторической или историко-биографической пьесой?
-Как вы думаете, почему в пьесе гибнет носитель созидающего, светлого начала? Что Пушкин хотел этим сказать?
-Кто противопоставлен свободному новатору?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.