Тема урока: « Нравственные уроки по повести В.Г. Короленко «В дурном обществе»»

  • Презентации учебные
  • Разработки уроков
  • pptx
  • 05.01.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала урок по моцарту.pptx

Тема урока: А. С. Пушкин. «Моцарт и Сальери». «Гений и злодейство—две вещи несовместные».

Нет правды на земле, Но правды нет и выше А.С.Пушкин.


Что вам известно о реальных Моцарте и Сальери?
Почему Пушкин обращается к теме Моцарта Сальери?
Что послужило поводом к написанию этой трагедии?

Прототипы образов пьесы

Составляем кластер

Гениальность – это ….

- ГЕНИАЛЬНОСТЬ – наивысшая степень проявления творческих сил человека (БСЭ).
- ГЕНИАЛЬНОСТЬ  (от лат. genius — дух) — необычайно высокие интеллектуальные способности. Например, к совершению изобретений и открытий, оригинальному мышлению, продуктивной деятельности, как наивысшая степень таланта (википедия).
-ГЕНИАЛЬНОСТЬ, высшая степень одаренности, проявляющаяся в максимальной творческой продуктивности, имеющей для соц. жизни исключительное историческое значение (Большая Медицинская Энциклопедия). 
- ГЕНИАЛЬНОСТЬ — наивысшее проявление творческих сил человека... Предполагает врожденную способность к продуктивной деятельности в той или иной области при универсальном даровании... (Философский словарь).
- ГЕНИАЛЬНОСТЬ– разновидность шизофрении (Итальянский психолог Ламброзо).

Вольфганг Амадей Моцарт

Музыка гениальных композиторов
Кого можно назвать таковым?

Антонио Сальери

Анализ образов

Моцарт
Как Моцарт относится к жизни, к миропорядку?
Что свидетельствует о славе Моцарта?
Как Сальери отзывается о Моцарте — человеке и композиторе? Как Моцарт относится к своему творчеству, что говорит о служителях искусства?
Как Моцарт отвечает на вопрос: может ли гений совершить злодейство?

(Анализ образов)

Анализ образов

Сальери
Как Сальери относится к жизни и к миропорядку?
Что говорит Сальери о своем творчестве, каков его путь к славе?
Как Сальери оценивает свою славу?

(Анализ образов)

Где ж правота, когда священный дар,
Когда бессмертный гений – не в награду
Любви горящей, самоотверженья,
Трудов, усердия, молений послан –
А озаряет голову безумца,
Гуляки праздного?

«Прав ли Сальери в своих
претензиях к Богу?»

1. Когда звучат строки: «Гений и злодейство – две вещи несовместные»?
2. Почему звучат дважды?
3. В чём признаётся Сальери самому себе?

М.А.Врубель. Иллюстрация к трагедии «Моцарт и Сальери. Яд.

Сальери признаёт гениальность Моцарта, но совершает преступление. Почему?

Ты заснешь Надолго, Моцарт! Но ужель он прав, И я не гений? Гений и злодейство Две вещи несовместные. Неправда: А Бонаротти? Или это сказка Тупой, бессмысленной толпы- и не был Убийцею создатель Ватикана? Сожалеет ли Сальери о содеянном?

Сожалеет ли
Сальери
о содеянном?

Сравните судьбы двух гениев: В.А.Моцарта и А.С. Пушкина.

Выберите одно из высказываний и прокомментируйте его.
«Немного творилось бы на свете зла, если бы последнее не проходило под фирмою добра»
(Мария Эшенбах);
«Каждый истинный гений должен быть наивным, иначе это не гений» (ФридрихШиллер).
«Пушкин знал, что он гениален, но у него хватило ума этого не показывать»
(А.Грин).
«В простодушных словах Моцарта,- писал Белинский,- было соединено все жгучее и терзающее для раны, которою страдал Сальери. Он знал себя, как человека, способного на злодейство, а между тем сам гений говорит, что гений и злодейство несовместны и что, следовательно, он, Сальери,- не гений. А! Так я не гений? Вот же тебе, - и яд брошен в стакан гения»
Исполнение Моцартом «Реквиема»- кульминация пьесы. По мнению Бонди, Моцарт в этой сцене «отпевает сам себя»

«Дар напрасный, дар случайный, Жизнь, зачем ты мне дана?»

Обобщение

-Можно ли назвать это произведение исторической или историко-биографической пьесой?
-Как вы думаете, почему в пьесе гибнет носитель созидающего, светлого начала? Что Пушкин хотел этим сказать?
-Кто противопоставлен свободному новатору?

«Моцарт и Сальери» - своеобразный реквием Пушкина самому себе. ЗАВИСТЬ, КЛЕВЕТА, СПЛЕТНИ, МАТЕРИАЛЬНОЕ НЕБЛАГОПОЛУЧИЕ – и сам Пушкин, и его герои «Маленьких трагедий» страдают от этого! «Нет правды на земле…» - приговор «ужасному веку» и «ужасным сердцам».