План – конспект урока по информатике для 9 класса.
Тема урока: Алгоритмы с ветвящейся структурой
Цель урока:
Образовательная: познакомить учащихся с оператором ветвления на Паскале, с типами ветвления; с формой записи оператора ветвления на Паскале.
Развивающая: сформировать умение записи оператора ветвления в среде программирования Паскаль; развить логическое мышление.
Воспитательная: повысить мотивацию к изучению предмета информатики.
Оборудование: компьютерный класс с установленным ПО, презентация «Ветвления на Паскале», проектор, экран.
Дидактические материалы к учебному занятию: опорный конспект урока.
Тип урока: комбинированный.
Формы учебной работы учащихся: фронтальная работа, индивидуальная работа учащихся.
План урока:
1. Организационный момент.
2. Актуализация деятельности учащихся
2. Объяснение нового материала
3. Закрепление изученного материала.
4. Подведение итогов работы
Ход урока.
1. Организационный момент
2. Актуализация деятельности учащихся
- Проверка домашнего задания, вопросы по домашнему заданию.
1. Как записывается заголовок программы на Паскале? Program (name)
2. Как записывается раздел описания переменных? Var
3. С какими типами числовых величин работает Паскаль? Целые и вещественные
4. Как записывается оператор присваивания? :=
5. Как записывается оператор ввода и вывода в Паскале? Read (readln), write (writeln)
3. Объяснение нового материала.
Показ презентации «Программирование ветвлений на Паскале». ( пособия Паскаль-Полякова – Паскаль Основы).
Условный оператор используется для выполнения одного из двух возможных вариантов программы.
Формат записи оператор ветвления:
if логическое_условие если логическое_условие верно
then оператор_1 то выполняется оператор_1 ,
else оператор_2; иначе оператор_2;
Перед else точка с запятой не ставится!
Формат полного оператора ветвления: Формат неполного оператора ветвления:
if <логическое выражение> if <логическое выражение>
then <оператор 1> then <оператор>
else <оператор 2>;
Логическое выражение:
• Простой формой логического выражения является операция отношения:
o < меньше,
o > больше,
o <= меньше или равно,
o >= больше или равно,
o = равно,
o <> не равно.
• Сложные формы логических выражений составляются с использованием логических операций:
o not логическое отрицание (НЕ),
o and логическое умножение (И),
o or логическое сложение (ИЛИ),
o xor исключающее ИЛИ
• Порядок действий:
• Отрицание, умножение, сложение, операции отношений.
•
Операторные скобки:
• Если после слов then или else нужно выполнить не один оператор, а несколько, то эти операторы заключают в операторные скобки: begin … end
• Конструкция такого вида:
Begin <последовательность операторов> end
относится к составным операторам.
• Операторы ветвления могут быть вложены друг в друга, необходимо только следить за тем, чтобы then и else одного и того же оператора располагались друг под другом.
В качестве примера рассмотрим следующую задачу:
• Из двух заданных целых чисел выбрать наибольшее.
• Математическая модель:
Данные: x, y
Результат:
• Варианты:
Если x=6, y=9, то max=9
Если x=5, y=1, то max=5
Если x=8, y=8, то max=8
Программа: Блок-схема:
• Program Prim;
• Var x, y, max: integer;
• Begin
• Writeln (‘Введите два числа’);
• Readln (x, y);
• ifx>=ythenmax:=x
else max:=y;
• Writeln (‘наибольшее = ’,max);
• End.
4. Выполнение самостоятельной практической работы.
Задачи для самостоятельного решения:
1. Дано целое число. Если оно является положительным, то прибавить к нему 1, в противном случае вычесть из него два. Вывести полученное число.
• Набрать программу решения задачи_1 на компьютере. Протестировать её.
(1 балл)
• Задача 2. Изменить программу, чтобы вычислялось меньшее из двух чисел. Протестировать.
(2 балла)
• Задача 3. Составить и протестировать программу, вычисляющую большее(меньшее) из трёх чисел. Протестировать.
( 3 балла)
5. Домашнее задание (задачи в тетради).
6. Подведение итогов занятия. (Оценить работы учащихся.)
Приложение 1.
Программирование ветвлений на Паскале.
Опорный конспект учащегося.
Условный оператор используется для выполнения одного из двух возможных вариантов программы.
Формат записи команды ветвления:
if логическое_условие если логическое_условие верно
then оператор_1 то выполняется оператор_1 ,
else оператор_2; иначе оператор_2;
Перед else точка с запятой не ставится!
Формат полного оператора ветвления: Формат неполного оператора ветвления:
if <логическое выражение> if <логическое выражение>
then <оператор 1> then <оператор>;
else <оператор 2>;
Логическое выражение:
• Простой формой логического выражения является операция отношения:
o < меньше,
o > больше,
o <= меньше или равно,
o >= больше или равно,
o = равно,
o <> не равно.
• Сложные формы логических выражений составляются с использованием логических операций:
o not логическое отрицание (НЕ),
o and логическое умножение (И),
o or логическое сложение (ИЛИ),
o xor исключающее ИЛИ
• Порядок действий:
• Отрицание, умножение, сложение, операции отношений.
Операторные скобки:
• Если после слов then или else нужно выполнить не один оператор, а несколько, то эти операторы заключают в операторные скобки: begin … end
• Конструкция такого вида:
Begin <последовательность операторов> end
относится к составным операторам.
• Операторы ветвления могут быть вложены друг в друга, необходимо только следить за тем, чтобы then и else одного и того же оператора располагались друг под другом.
Пример:
• Из двух заданных целых чисел выбрать наибольшее.
• Математическая модель:
Данные: x, y
Результат:
• Варианты:
Если x=5, y=8, то max=8
Если x=6, y=1, то max=6
Если x=5, y=5, то max=5
Программа: Блок-схема:
• _______________________________
• _______________________________
• _______________________________
• _______________________________
• _______________________________
• _______________________________
_______________________________
• _______________________________
• _______________________________
Задачи для самостоятельного решения:
1. Дано целое число. Если оно является положительным, то прибавить к нему 1, в противном случае вычесть из него два. Вывести полученное число.
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
2. Даны три стороны одного треугольника и три стороны другого треугольника. Определить, будут ли эти треугольники равновеликими, т. е. имеют ли они равные площади.
____________________________________
____________________________________
____________________________________
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.