Цели: познакомить с жизнью и творчеством А. С. Пушкина или напомнить о них; развивать умения выразительно читать произ¬ведение, передавая интонацией настроение, находить нужный отрывок в тексте по вопросам.
Планируемые результаты: предметные: умения прогнози¬ровать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение;
метапредметные: Р — фор¬мулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание ее, планиро¬вание вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключе¬вых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и худо¬жественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги, К — ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных дей¬ствий, умение договариваться о совместных действиях);
личност¬ные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну, красота человеческих отно¬шений, уважение к старшим, ценность человеческой жизни), про¬явление интереса к чтению и изучению творчества А.С. Пушкина.
Оборудование: портрет А.С. Пушкина, выставка книг писателя, карточки, аудиоприложение к учебнику.
Урок 17
Тема урока: А.С.ПУШКИН. СТИХИ. «НЯНЕ». «ТУЧА».
АВТОРСКОЕ ОТНОШЕНИЕ К ИЗОБРАЖАЕМОМУ.
Цели: познакомить с жизнью и творчеством А. С. Пушкина или напомнить о них; развивать
умения выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение, находить нужный
отрывок в тексте по вопросам.
Планируемые результаты: предметные: умения прогнозировать содержание произведения,
читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух,
исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное
произведение;
метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала
учебника в совместной деятельности, понимание ее, планирование вместе с учителем деятельности
по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ художественного текста,
выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного
текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и худо
жественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги, К — ответы на вопросы на
основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе
(распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о
совместных действиях);
личностные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за
свою страну, красота человеческих отношений, уважение к старшим, ценность человеческой
жизни), проявление интереса к чтению и изучению творчества А.С. Пушкина.
Оборудование: портрет А.С. Пушкина, выставка книг писателя, карточки, аудиоприложение к
учебнику.
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
Х о д у р о к а
—Прочитайте способом «птичий базар».
Собирайтесь вокруг меня все старушки, молодцы и молодушки. Садитесь на шесток,
кто на лавку, да не делайте давку!
— Прочитаем медленно (еще: с ускорением, с замедлением темпа, выразительно).
(Учащиеся рассказывают сказку от имени Ивана, затем свою сказочную историю про Рыбу
III. Проверка домашнего задания
кит.)
IV. Работа по теме урока
1. Знакомство с жизнью и творчеством А.С. Пушкина
—Прочитайте отрывок из стихотворения А.С. Пушкина.
И шепотом рассказывать мне станет
О мертвецах, о подвигах Бовы...
От ужаса не шелохнусь, бывало,
Едва дыша, прижмусь под одеяло,
Не чувствуя ни ног, ни головы.
— Кто из вас знает, помнит, откуда строки, которые вы прочитали? (Из стихотворения А.С.
Пушкина «Сон».)
—О ком рассказывает поэт? (О няне. Он любил слушать бабушку и няню Арину
Родионовну — самых близких его сердцу людей. Будущий поэт любил слушать
страшные истории, хотя и очень боялся.)
— Что вы помните об этом замечательном авторе? Расскажите, пользуясь иллюстрациями на с. 62
—63
чебника.
(Учащиеся рассказывают об А.С. Пушкине. Затем о писателе рассказывает учитель.)
Пушкин! Имя этого величайшего русского поэта сопровождает нас всю жизнь. Мы впервые
слышим его в самом раннем детстве и, еще не умея читать, уже повторяем наизусть со слов
старших: «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет». Мир пушкинских стихов, прозы, сказок о
злой царицемачехе или скромной, доброй царевне, о смешном и доверчивом бесенке, обманутом
ловким Балдой, или царе Дадоне, который в молодости обижал соседей и был в конце жизни за это
наказан, привлекают нас и позже, в школьные годы. В творчестве А.С. Пушкина отразилась
человеческая жизнь, со всеми ее радостями и страшными, удивительными и смешными событиями.
И это увлекает и волнует так, как будто происходит сегодня.
В самом деле, то, что пишет А.С. Пушкин, похоже на волшебство. Читая его произведения, мы
замечаем, что они написаны удивительно понятно — простыми словами, короткими, выра
зительными фразами. Язык поэта чист и ясен. Но за кажущейся простотой кроется великая
мудрость. А.С. Пушкина можно перечитывать много раз и каждый раз поновому снова и снова
радоваться, удивляться.— Прочитайте текст о детстве А.С. Пушкина с. 64—65 учебника про себя.
— Что вам непонятно?
2. Словарная работа
— Что такое арка? (Дугообразное перекрытие проема в стене или пролета между
двумя опорами, сооружение в виде больших ворот такой формы.)
— Что такое рампа? (Низкий барьер вдоль авансцены, закрывающий от зрителя
осветительные приборы, направленные на сцену.)
— Как вы понимаете выражение «дышал стихами»?
V.Физкультминутка
VI.
Продолжение работы по теме урока
Работа со стихотворением «Няне»
(Первичное чтение стихотворения. Обучающиеся слушают аудиоприложение и следят за
чтением по учебнику на с. 66.)
— Что вы испытывали, слушая это стихотворение?
— Как автор относится к своей няне? Какие слова помогают нам понять ее чувства к поэту?
— Найдите в словарике объяснение выделенных слов.
— Какие еще слова и выражения вам непонятны?
— Прочитайте стихотворение самостоятельно. Подумайте, как его надо читать, с какой
интонацией. Почему?
— Вспомните, как я вас учила правильно читать стихи. (Нужно читать как для себя.)
(Выразительное чтение стихотворения вслух.)
— Прочитайте стихотворение, представив себя на месте автора.
(Работа в паре.)
— А сейчас прочитайте всему классу.
(Учитель слушает выступления нескольких учеников.)
— Чье чтение вам больше всего понравилось?
Чтение и анализ стихотворения «Туча»
(Учитель использует аудиоприложение к учебнику. )
— Как Пушкину удается показать, что пора ненастья миновала? Какие слова он для этого
выбирает?
— Объясните значение слова «алчный». (Жадный, корыстолюбивыйу страстно
желающий чегонибудь.)
— Подберите синоним к слову «унылый». (Грустный, печальный.)
— Подберите антоним к слову «ликующий». (Унылый, тоскливый.)
— Можно ли сказать, что поэт ведет воображаемый диалог с тучей? Объясните.
— Приготовьтесь читать выразительно это стихотворение.
— Какое настроение автора вы выразите при чтении этого стихотворения?
(Выразительное чтение стихотворения учащимися.)
Рефлексия
VII.
— С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?
— За что бы вы себя похвалили сегодня?
VIII. Подведение итогов урока
— Что вам запомнилось из биографии А.С. Пушкина?
Домашнее задание
Выучить стихотворение «Няне». По желанию: проиллюстрировать его.