Тип урока: изучение нового материала.
Форма организации обучения: работа в группах, работа в парах, фронтальная работа, работа с книгой.
Цель: уточнить понятие « сказочный герой», что герои многих сказок ведут себя сходным образом; учить определять, кто является сказочным героем; совершенствовать умение анализировать сказки русские народные и современные авторские; развивать воображение, критическое мышление, связную речь, навыки выразительного чтения; прививать любовь и интерес к чтению.
Задачи: Продолжить учить детей представлять себе черты характера героя, его интересы, опираясь на высказывания и поступки героя. С помощью системы вопросов побудить детей внимательно перечитывать и просматривать текст. Обсудить возможность использования научных сведений в сказке и в стихотворении. Обнаружить, что герой авторской сказки обладает теми же чертами и поступает так же, как герой народной сказки. Учить обосновывать свою точку зрения. Развивать умение ориентироваться в тексте, определять тему и мысль текста. Воспитание чувства прекрасного через чтение произведения.
Планируемые результаты: учащиеся должны прогнозировать содержание произведения; читать и воспринимать на слух произведения; определять жанр произведения; выбирать виды деятельности на уроке; видеть и понимать поступки героев; рассказывать о герое, подбирая в произведении слова - определения, характеризующие его поступки и описывающие характер.
Основные понятия: Настоящий герой
Межпредметные связи: Окружающий мир, русский язык
Ресурсы :Основные: Учебник литературное чтение (авт. Чуракова Н.А ),
Дополнительные: карточки , мультимедийная установка для воссоздания презентации к уроку.
Тема урока: Что характерно для сказочного героя
Б.Заходер «История Гусеницы».
Тип урока: изучение нового материала.
Форма организации обучения: работа в группах, работа в парах, фронтальная работа,
работа с книгой.
Цель: уточнить понятие « сказочный герой», что герои многих сказок ведут себя сходным
образом; учить определять, кто является сказочным героем; совершенствовать умение
анализировать сказки русские народные и современные авторские; развивать воображение,
критическое мышление, связную речь, навыки выразительного чтения; прививать любовь и
интерес к чтению.
Задачи: Продолжить учить детей представлять себе черты характера героя, его интересы,
опираясь на высказывания и поступки героя. С помощью системы вопросов побудить детей
внимательно перечитывать и просматривать текст. Обсудить возможность использования
научных сведений в сказке и в стихотворении. Обнаружить, что герой авторской сказки
обладает теми же чертами и поступает так же, как герой народной сказки. Учить
обосновывать свою точку зрения. Развивать умение ориентироваться в тексте, определять
тему и мысль текста. Воспитание чувства прекрасного через чтение произведения.
Планируемые результаты: учащиеся должны прогнозировать содержание произведения;
читать и воспринимать на слух произведения; определять жанр произведения; выбирать
виды деятельности на уроке; видеть и понимать поступки героев; рассказывать о герое,
подбирая в произведении слова определения, характеризующие его поступки и
описывающие характер.
Основные понятия: Настоящий герой
Межпредметные связи: Окружающий мир, русский язык
Ресурсы :Основные: Учебник литературное чтение (авт. Чуракова Н.А ),
Дополнительные: карточки , мультимедийная установка для воссоздания презентации к
уроку.
Формируемые УУД:
Личностные:
•
•
•
•
•
•
сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин
успеха в учебе, развивать способность к самооценке;
отстаивать при необходимости свою точку зрения;
выражать свое собственное мнение;
адекватно воспринимать оценку учителя.
Регулятивные:
планировать свои действия;
принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные
учителем ориентиры действия.
Познавательные:
•
•
эмоционально и осознанно воспринимать произведение;
самостоятельно находить в тексе необходимые сведения;осуществлять поиск нужной информации, высказываться и выражать
свои мысли в устной форме;
анализировать поступки, выделять главное;
проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
устанавливать причинно – следственные связи, строить рассуждения.
•
•
•
•
•
•
Коммуникативные:
учитывать разные мнения и формулировать собственное мнение и
позицию в высказываниях;
задавать вопросы по существу, использовать речь для регуляции
своего действия;
• формировать умения работать в паре, группе, умение ставить грамотные
речевые высказывания;
допускать существование различных точек зрения.
•
Ход урока
I.Организационный момент
Цель: 1) мотивировать обучающихся к учебной деятельности посредством создания
эмоциональной обстановки;
Ребята, сегодня на уроке мы работаем под девизом « С малой удачи начинается успех»
Какое ключевое слово в этом высказывание?(Успех)
Что необходимо для успешной работы на уроке?
(Быть внимательным, заинтересованным и.т.д.)
Я желаю вам успешно поработать на уроке. Пожмите друг другу руки и пожелайте
успеха.
Сегодня мы занимаемся в группах и парах. А что нам для этого необходимо?
(Прислушиваться к мнению соседа, работать дружно, помогать друг другу)
II.Проверка Д/з.
Цель: 1) Оценить творческую часть домашнего задания, через рефлексию.
Сегодня мы с вами все вместе проверяем творческую часть домашнего задания. И
первыми будут показывать своё творчество ребята, которые подготовили изменённую
концовку сказки «Колобок». Остальные оцениваем творческую часть (рефлексия: «Плюс»,
«Интересно».)
Вторыми показывают творческую часть группа ребят подготовившие «Синквейны» сказки
«Колобок»,А сейчас «Синквейны» к сказке «Гуси – лебеди» продолжаем оценивать.
III. этап. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Цель: сформировать представления детей о том, что нового они узнают на уроке.
Скажите, ребята, кто – нибудь из вас был знаком до нашего урока с творчеством Б.
Заходера? (ответы детей)
Прочитайте эпиграф урока на слайде:
Ты
Вдохновенный,
Ты, мой читатель,
Душой одарённый,
Ты мне нужнее, чем
Сердце в груди.
Жду. Приходи.
Борис Заходер Сегодня члены клуба «Ключ и заря» приготовили нам небольшую информацию о
писателе.
1 ребёнок
Годы жизни Бориса Владимировича Заходера 9 сентября 1918 года – 7 ноября 2000года.
Он очень сильно любил читать и рано начал придумывать сказки, стихи, загадки.
2 ребёнок. Борис Заходер не только поэт, но ещё и сказочник. Героями его сказок
становятся «братья наши меньшие» птицы, звери, рыбы.
По мотивам сказок писателя «Русачок», «Кот и Кит», Сняты мультипликационные
фильмы.
3 ребёнок. Борис Заходер ещё и переводчик. С его помощью переведены на русский язык
известные произведения, такие как «Винни – Пух и Все –Все Все». , «Малыш и Карлсон,
который живёт на крыше», « Алиса в стране чудес», « Мэри Поппинс».
4 ребёнок За перевод книги «Алиса в Стране Чудес» Борис Заходер награждён почётным
дипломом Андерсена. Это лучшая награда для любого писателя.
5 ребенок. Многие композиторы писали песни на стихи Б. Заходера. Самые известные из
них – это песенки Винни – Пуха, Мэри Поппинс, Алисы в стране Чудес.(прослушивание
отрывок из песен).
Ребята, мы с вами начинаем изучать новый раздел вместе с нашими верными
помощниками Машей и Мишей. А вот какой раздел вам нужно расшифровать.
Зашифровала его наша гостья догадайтесь кто такая. ( Звучит аудиозапись Баба Яга
Догадались? (Баба Яга)
Расшифруй название главы.
Й О Р Е Г Я С Т Е А Д Ж О Р К А К ( Как рождается герой).
Откройте содержание учебника. Найдите название глав, и определите, на какой странице
начинается эта глава.
Тема нашего урока « Как рождается герой»
Подумайте, о чем пойдет речь на уроке?
Кто такой герой?
Проверим наши предположения, обратившись к учебнику.
Сегодня на уроке мы будем говорить о героях, но только сказочных. Что же характерно
для сказочного героя?
Цель нашего урока: Узнать, кто же будет являться главным сказочным героем?
Постарайтесь своими словами рассказать, что характерно для сказочного героя.
Учитывайте все три вывода, которые есть на плакате Летучей Мыши.
3. Первичное восприятие нового материала.
Цель:1) формировать знания и умения по изучаемой теме
Предлагаю вам провести такое исследование ( работа в группах). Вспомнить сказки
«Колобок», «Гуси лебеди», для этого вы должны образовать 4 группы.
Первые две группы должны расставить препятствия в определенной
последовательности.
А следующие две группы должны будут доказать являются ли главные персонажи сказок
настоящими героями
Колобок уходит из дома?
По дороге ему встречаются опасности и
препятствия?
Какие именно?
Уходит ли Алёнушка из дома?
По дороге ей встречаются опасности и
препятствия?
Какие именно?Все ли препятствия ей удалось преодолеть?
Возвращается ли он домой?
Можем ли мы назвать Колобка настоящим
героем?
Вывод:
Все ли препятствия ей удалось преодолеть?
Возвращается ли она домой?
Можем ли мы назвать Алёнушку настоящим
героем?
Вывод:
Отчет представителей групп.
4.Первичная проверка понимания
Цель: проверить степень усвоения нового материала
Как вы думаете, а в современных сказках у которых есть авторы герои ведут себя
подобным образом?
Зачитайте вывод Анишит Йокоповны. (Если сказка написана по всем сказочным законам,
то её герой обязательно ведёт себя по всем правилам.)
Попробуем это проследить в сказке Б. Заходера « История гусеницы».
Члены научного клуба «Путешествие в мир экологии» подготовили нам сообщение о
гусеницах.
1 ребёнок. Из интернет ресурсов мне удалось найти несколько значений гусеницы,
но нас интересует первое значение: Гусеница лечинка бабочек.
Гусеница — личинка бабочек
Гусеница (Синяя гусеница, в другом переводе «Червяк» (англ. Caterpillar)) —
героиня детской книги английского математика и писателя Льюиса Кэрролла (1864
год).
Гусеница (Синяя Гусеница, исполнитель роли — Ральф Ричардсон) — героиня
года Алиса в Стране чудес (фильм, 1972) (ориг.
музыкального кинофильма 1972
название «Alice’s Adventures In Wonderland»), производства Великобритании.
Гусеничный движитель — движитель гусеничного транспорта.
Гусеничная лента — часть движителя гусеничного транспорта.
Гусеница — словесное название российского оружия, обозначающее танковый
мостоукладчик ТММ6
Гусеница — рассказ Александра Куприна эпохи Февральской революции (1918).
Гусеница — героиня российского мультфильма Гагарин (1994), номинированного
на «Оскар» и получившего «Золотую пальмовая ветвь» на фестивале в Каннах (1995).
Гусеница (Зелёная гусеница) — героиня французского
2 ребёнок
мультфильма Minuscule (Насекомые, Крохи, буквально Мелюзга) (2006).
Разновидностей гусениц очень много.
У гусениц обычно пять пар брюшных ног, но число их может сокращаться до двух
четырех пар, а у личинок некоторых видов, живущих на растениях, они и вовсе
отсутствуют.
3 ребёнок. Кроме растительной пищи, гусеницы бабочек могут питаться и пищей
животного происхождения. Гусеницам десятка семейств бабочек свойственно
хищничество.
Откройте страницу 92. и выскажите свое мнение по плану задания.(Перечитать первые три
части этого отрывка. Есть ли у каждой из них – своя тема? Найти, что об этом думает
Миша. Просмотреть эти три части, определить какова же главная Мысль каждой части?)
Прочитайте Машино высказывание. Вы тоже так думаете? (работа по учебнику на
странице 9293)
Миша
тема
О Гусенице
Маша
главная мысль
«Гусеница была очень прожорливая и радовалась, что
еды вокруг много»
Наступила весна
«Наступила весна и везде сделалось очень красиво, но
Гусеница……..»
О Лесном Клопе и Тлях
Нельзя же из –за еды – забывать обо всём на свете!
Физминутка для глаз.
Прочитайте конец первой части и начало второй. Найдите выделенные цветом слова.
Можно ли сказать, что слово «хорошо» в обоих случаях наполнено одним и тем же
смыслом, означает одно и то же?
( Слово «хорошо» в конце первой части произносится от лица Гусеницы и выражает её
взгляд на жизнь. Для гусеницы «хорошо» это когда вокруг много крапивы, то есть еды.
Слово «хорошо» в начале второй части наполнено совсем другим смыслом. Оно
произносится от лица автора и означает, что с наступлением весны вокруг стало красиво.)
В какой части текста говорится о Кузнечике? ( в 5 части). А о птицах (в 4 части).
Найдите как Гусеница называет и Кузнечика, и птиц? Почему? ( Гусеница называет и
Кузнечика, и птиц «пустозвонами». Она считает, что пение и музыка – это пустое занятие
«Песнями сыт не будешь! Для Гусеницы главное и единственное занятие, наполненное
смыслом, это еда.)
Вы догадываетесь, что случилось с Гусеницей в конце последней части отрывка?
( Гусеницу унесла в клюве птица).
Продолжаем читать диалог наших героев. ( с.9394).
Почему поэтесса придумала мальчику именно такую фамилию? ( Мальчик, словно кошка,
утащил из гнезда воронёнка.) Сравните между собой строчки, выделенные одинаково. ( Сначала ворон пострадал от
Жоры, а потом жора испытал то же самое от ворона).
Можете сказать, что в этом стихотворении смешного?(Смешно в этом стихотворении то,
как ворон и Жора меняются местами).
Почему это стихотворение поместили после отрывка из текста Бориса Заходера?( Ответ
уже прозвучал в словах Тани Перовой. Гусеница, так же как и Жора Кошкин,
пренебрежительно относится к птицам и считает, что она права и оказываются в клюве у
птицы.)
Вернемся к плакату Летучей Мыши. Можем ли мы назвать гусеницу сказочным героем?
Чтобы узнать, будет ли она являться настоящим сказочным героем, нам нужно прочитать
всю сказку до конца.
Какую цель ставили на урок?
Добились ли мы ее?
Кто же такой настоящий сказочный герой?
Где пригодятся полученные знания?
Рефлексия.
Продолжите высказывания:
Я узнал …
Мне было интересно…
Я научился …
Я испытал трудности…
Д/з
1 уровень. Сделать проект. « Настоящие герои русских народных сказок»
2 уровень. Составить свою сказку, где гусеница вернется домой настоящим героем.
3 уровень. У.с. 88 92 выразительное чтение .