Тема урока: Что характерно для сказочного героя Б.Заходер «История Гусеницы».

  • Разработки уроков
  • docx
  • 01.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тип урока: изучение нового материала. Форма организации обучения: работа в группах, работа в парах, фронтальная работа, работа с книгой. Цель: уточнить понятие « сказочный герой», что герои многих сказок ведут себя сходным образом; учить определять, кто является сказочным героем; совершенствовать умение анализировать сказки русские народные и современные авторские; развивать воображение, критическое мышление, связную речь, навыки выразительного чтения; прививать любовь и интерес к чтению. Задачи: Продолжить учить детей представлять себе черты характера героя, его интересы, опираясь на высказывания и поступки героя. С помощью системы вопросов побудить детей внимательно перечитывать и просматривать текст. Обсудить возможность использования научных сведений в сказке и в стихотворении. Обнаружить, что герой авторской сказки обладает теми же чертами и поступает так же, как герой народной сказки. Учить обосновывать свою точку зрения. Развивать умение ориентироваться в тексте, определять тему и мысль текста. Воспитание чувства прекрасного через чтение произведения. Планируемые результаты: учащиеся должны прогнозировать содержание произведения; читать и воспринимать на слух произведения; определять жанр произведения; выбирать виды деятельности на уроке; видеть и понимать поступки героев; рассказывать о герое, подбирая в произведении слова - определения, характеризующие его поступки и описывающие характер. Основные понятия: Настоящий герой Межпредметные связи: Окружающий мир, русский язык Ресурсы :Основные: Учебник литературное чтение (авт. Чуракова Н.А ), Дополнительные: карточки , мультимедийная установка для воссоздания презентации к уроку.
Иконка файла материала 2 (24).docx
Тема урока: Что  характерно для сказочного героя                         Б.Заходер «История Гусеницы». Тип урока: изучение нового материала. Форма   организации   обучения:   работа   в   группах,   работа   в   парах,   фронтальная   работа, работа с книгой. Цель: уточнить понятие « сказочный герой», что герои многих сказок ведут себя сходным образом;   учить   определять,   кто   является   сказочным   героем;   совершенствовать   умение анализировать сказки русские народные и современные авторские; развивать воображение, критическое мышление, связную речь, навыки выразительного чтения; прививать любовь и интерес к чтению. Задачи: Продолжить учить детей представлять себе черты характера героя, его интересы, опираясь на высказывания и поступки героя. С помощью системы вопросов побудить детей внимательно перечитывать и просматривать текст. Обсудить возможность использования научных сведений в сказке и в стихотворении. Обнаружить, что герой авторской сказки обладает   теми   же   чертами   и   поступает   так   же,   как   герой   народной   сказки.   Учить обосновывать свою точку зрения. Развивать умение ориентироваться в тексте, определять тему и мысль текста. Воспитание чувства прекрасного через чтение  произведения. Планируемые   результаты:   учащиеся   должны   прогнозировать   содержание   произведения; читать и воспринимать на слух произведения; определять жанр произведения; выбирать виды деятельности на уроке; видеть и понимать поступки героев; рассказывать о герое, подбирая   в   произведении   слова   ­   определения,   характеризующие   его   поступки   и описывающие характер. Основные понятия: Настоящий герой Межпредметные связи: Окружающий мир, русский язык Ресурсы :Основные: Учебник     литературное чтение       (авт.    Чуракова Н.А  ), Дополнительные:   карточки , мультимедийная установка для воссоздания презентации к  уроку.  Формируемые УУД:            Личностные:   • • • • • • сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе,  развивать способность к самооценке; отстаивать при необходимости свою точку зрения; выражать свое собственное мнение; адекватно воспринимать оценку учителя. Регулятивные: планировать свои действия; принимать   и   сохранять   учебную   задачу,   учитывать   выделенные учителем ориентиры действия.             Познавательные:     • • эмоционально и осознанно воспринимать произведение; самостоятельно находить в тексе необходимые сведения;осуществлять поиск нужной информации,  высказываться и выражать свои мысли в устной форме; анализировать поступки, выделять главное; проводить сравнение,  классификацию по разным критериям;  устанавливать причинно – следственные связи, строить рассуждения. • • • • • • Коммуникативные: учитывать   разные   мнения  и  формулировать   собственное  мнение  и позицию в высказываниях; задавать   вопросы   по   существу,     использовать   речь   для   регуляции своего действия; • формировать умения работать в паре, группе, умение ставить грамотные речевые высказывания; допускать существование различных точек зрения. •                                          Ход урока I.Организационный момент Цель:   1)   мотивировать   обучающихся   к   учебной   деятельности   посредством   создания эмоциональной обстановки; ­ Ребята, сегодня на уроке мы работаем под девизом « С малой удачи начинается успех» ­ Какое ключевое слово в этом высказывание?(Успех)  ­ Что необходимо для успешной работы на уроке? (Быть внимательным, заинтересованным и.т.д.) ­  Я   желаю   вам   успешно  поработать   на  уроке.   Пожмите   друг   другу  руки   и   пожелайте успеха.    ­   Сегодня   мы   занимаемся   в   группах   и   парах.   А   что   нам   для   этого   необходимо? (Прислушиваться к мнению соседа, работать дружно, помогать друг другу) II.Проверка Д/з.  Цель: 1) Оценить творческую часть домашнего задания, через рефлексию. ­ Сегодня мы с вами все вместе  проверяем  творческую часть домашнего задания. И  первыми будут показывать своё творчество ребята, которые подготовили  изменённую  концовку сказки «Колобок». Остальные  оцениваем творческую часть (рефлексия: «Плюс», «Интересно».) ­ Вторыми показывают творческую часть группа ребят подготовившие «Синквейны» сказки «Колобок»,А сейчас «Синквейны» к сказке «Гуси – лебеди»  продолжаем оценивать. III. этап. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Цель: сформировать представления детей о том, что нового они узнают на уроке. ­ Скажите, ребята, кто – нибудь из вас был знаком до нашего урока с творчеством Б.  Заходера? (ответы детей) ­ Прочитайте эпиграф урока на слайде: Ты­ Вдохновенный,  Ты, мой читатель, Душой одарённый,­ Ты мне нужнее, чем Сердце в груди. Жду. Приходи.                                Борис Заходер­ Сегодня члены клуба «Ключ и заря» приготовили нам небольшую информацию о  писателе.  1 ребёнок  Годы жизни Бориса Владимировича Заходера  9 сентября 1918 года – 7 ноября 2000года.  Он очень сильно любил читать и рано начал придумывать сказки, стихи, загадки. 2 ребёнок. Борис Заходер не только поэт, но ещё и сказочник. Героями его сказок  становятся «братья наши меньшие» ­ птицы, звери, рыбы. По мотивам сказок писателя «Русачок», «Кот и Кит», Сняты мультипликационные  фильмы.  3 ребёнок. Борис Заходер ещё и переводчик. С его помощью переведены на русский язык  известные произведения, такие как «Винни – Пух и Все –Все­ Все». , «Малыш и Карлсон,  который живёт на крыше», « Алиса в стране чудес», « Мэри Поппинс». 4 ребёнок За перевод книги «Алиса в Стране Чудес» Борис Заходер награждён почётным  дипломом Андерсена. Это лучшая награда для любого писателя. 5 ребенок. Многие композиторы писали песни на стихи Б. Заходера. Самые известные из  них – это песенки Винни – Пуха, Мэри Поппинс, Алисы в стране Чудес.(прослушивание  отрывок из песен). ­ Ребята, мы с вами начинаем изучать новый раздел вместе с нашими верными  помощниками Машей и Мишей. А вот какой раздел вам нужно расшифровать.  Зашифровала его наша гостья догадайтесь кто такая. ( Звучит аудиозапись Баба Яга  Догадались? (Баба Яга) ­ Расшифруй название главы. Й О Р Е Г Я С Т Е А Д Ж О Р К А К ( Как рождается герой). ­ Откройте содержание учебника. Найдите название глав, и определите, на какой странице  начинается эта глава. ­ Тема нашего урока « Как рождается герой» ­ Подумайте, о чем пойдет речь на уроке? ­ Кто такой герой? ­ Проверим наши предположения, обратившись к учебнику. ­ Сегодня на уроке мы будем говорить о героях, но только сказочных. Что же характерно для сказочного героя? ­ Цель нашего урока: Узнать, кто же будет являться главным сказочным героем? ­  Постарайтесь своими словами рассказать, что характерно для сказочного героя.  Учитывайте все три вывода, которые есть на плакате Летучей Мыши. 3. Первичное восприятие нового материала.  Цель:1) формировать знания и умения по изучаемой теме Предлагаю вам провести такое исследование ( работа в группах). Вспомнить сказки  «Колобок», «Гуси ­лебеди», для этого вы должны образовать 4 группы. ­ Первые две группы должны  расставить препятствия в   определенной  последовательности. ­ А следующие две группы должны будут доказать являются ли  главные персонажи сказок  настоящими героями Колобок уходит из дома? По дороге ему  встречаются опасности и  препятствия? Какие именно? Уходит ли  Алёнушка из дома? По дороге ей встречаются опасности и  препятствия? Какие именно?Все ли препятствия ей удалось преодолеть? Возвращается ли он домой? Можем ли мы назвать Колобка настоящим  героем? Вывод: Все ли препятствия ей удалось преодолеть? Возвращается ли она домой? Можем ли мы назвать Алёнушку  настоящим  героем? Вывод: Отчет представителей групп. 4.Первичная проверка понимания  Цель: проверить степень усвоения нового материала ­ Как вы думаете, а в современных сказках у которых есть авторы герои ведут себя  подобным образом?  ­ Зачитайте вывод  Анишит  Йокоповны. (Если сказка написана по всем сказочным законам, то её герой обязательно ведёт себя по всем правилам.) ­ Попробуем это проследить в сказке Б. Заходера « История гусеницы». ­ Члены научного клуба «Путешествие в мир экологии» подготовили нам сообщение о  гусеницах.          1 ребёнок. Из интернет ресурсов мне удалось найти несколько значений гусеницы,  но нас интересует первое значение: Гусеница­ лечинка бабочек. Гусеница — личинка бабочек  Гусеница (Синяя гусеница, в другом переводе «Червяк» (англ. Caterpillar)) —  героиня детской книги английского математика и писателя Льюиса Кэрролла (1864  год). Гусеница (Синяя Гусеница, исполнитель роли — Ральф Ричардсон) — героиня      года Алиса в Стране чудес (фильм, 1972) (ориг.  музыкального кинофильма 1972 название «Alice’s Adventures In Wonderland»), производства Великобритании.   Гусеничный движитель — движитель гусеничного транспорта. Гусеничная лента — часть движителя гусеничного транспорта. Гусеница — словесное название российского оружия, обозначающее танковый  мостоукладчик ТММ­6 Гусеница — рассказ Александра Куприна эпохи Февральской революции (1918). Гусеница — героиня российского мультфильма Гагарин (1994), номинированного  на «Оскар» и получившего «Золотую пальмовая ветвь» на фестивале в Каннах (1995). Гусеница (Зелёная гусеница) — героиня французского  2 ребёнок мультфильма Minuscule (Насекомые, Крохи, буквально Мелюзга) (2006).   Разновидностей гусениц очень много. У гусениц обычно пять пар брюшных ног, но число их может сокращаться до двух­ четырех пар, а у личинок некоторых видов, живущих на растениях, они и вовсе  отсутствуют. 3 ребёнок. Кроме растительной пищи, гусеницы бабочек могут питаться и пищей  животного происхождения. Гусеницам десятка семейств бабочек свойственно  хищничество. Откройте страницу 92. и выскажите свое мнение по плану задания.(Перечитать первые три  части этого отрывка.   Есть ли у каждой из них – своя тема? Найти, что об этом думает  Миша. Просмотреть эти три части, определить какова же главная Мысль каждой части?)  ­ Прочитайте Машино высказывание. Вы тоже так думаете? (работа по учебнику на  странице 92­93) Миша тема О Гусенице Маша главная мысль «Гусеница   была   очень   прожорливая   и   радовалась,   что еды вокруг много» Наступила весна «Наступила весна и везде сделалось очень красиво, но Гусеница……..» О Лесном Клопе и Тлях Нельзя  же из –за еды – забывать обо всём на свете! Физминутка для глаз. ­ Прочитайте  конец первой части и начало второй. Найдите выделенные цветом слова.  Можно ли сказать, что слово «хорошо» в обоих случаях наполнено одним и тем же  смыслом, означает одно и то же?  ( Слово «хорошо» в конце первой части произносится от лица Гусеницы и выражает её  взгляд на жизнь. Для гусеницы «хорошо» ­ это когда вокруг много крапивы, то есть еды.  Слово «хорошо» в начале второй части наполнено совсем другим смыслом. Оно  произносится от лица автора и означает, что с наступлением весны вокруг стало красиво.)  ­ В какой части текста говорится о Кузнечике? ( в 5 части). А о птицах (в  4 части). ­  Найдите как Гусеница называет и Кузнечика, и птиц? Почему? ( Гусеница называет и  Кузнечика, и птиц «пустозвонами». Она считает, что пение и музыка – это пустое занятие  «Песнями сыт не будешь!  Для Гусеницы главное и единственное занятие, наполненное  смыслом,­ это еда.) ­ Вы догадываетесь, что случилось с Гусеницей в конце последней части отрывка?  ( Гусеницу унесла в клюве птица). ­ Продолжаем читать диалог наших героев. ( с.93­94). ­ Почему поэтесса придумала мальчику именно такую фамилию? ( Мальчик, словно кошка, утащил из гнезда воронёнка.)­ Сравните между собой строчки, выделенные одинаково. (  Сначала  ворон пострадал от  Жоры, а потом жора испытал то же самое от ворона). ­Можете сказать, что в этом стихотворении смешного?(Смешно в этом стихотворении то,  как ворон и Жора меняются местами). ­ Почему это стихотворение поместили после отрывка из текста Бориса Заходера?( Ответ  уже прозвучал в словах Тани Перовой. Гусеница, так же как и Жора Кошкин,  пренебрежительно относится к птицам и считает, что она права и оказываются в клюве у  птицы.) ­ Вернемся к плакату Летучей Мыши. Можем ли мы назвать гусеницу сказочным героем? ­ Чтобы узнать, будет ли она являться настоящим сказочным героем, нам нужно прочитать  всю сказку до конца.                                                                   ­  Какую цель ставили на урок? Добились ли мы ее? ­ Кто же такой настоящий сказочный  герой?               ­ Где пригодятся полученные знания?   Рефлексия.  Продолжите высказывания: Я узнал … Мне было интересно… Я научился … Я испытал трудности… Д/з 1 уровень. Сделать проект. « Настоящие герои русских народных сказок» 2 уровень. Составить свою сказку, где гусеница вернется домой настоящим героем. 3 уровень. У.с. 88 ­92 выразительное чтение .

Посмотрите также