Тема урока: Гидролиз солей.
Цель: усвоение нового понятия – гидролиз соли
Задачи:
Обучающие:
1. Отработать умения осуществлять экспериментальное определение среды в растворах солей.
2. Формировать умения теоретически обосновать результаты эксперимента по гидролизу соли.
3. Формировать умения составлять уравнение гидролиза солей.
Развивающие:
1. Развивать умение ставить не сложные проблемы, проводить опыты и формулировать гипотезы;
2. Совершенствовать умения работать с лабораторным оборудованием и реактивами;
3. Продолжить формирование умений оформления результатов эксперимента;
4. Развивать способность к адекватному само- и взаимоконтролю;
5. Развивать умение участвовать в проблемном диалоге.
Воспитательные:
1.Продолжить формирование научного мировоззрения учащихся;
2. Воспитывать культуру общения через работу в парах «ученик- ученик», «учитель- ученик», а также наблюдательность, пытливость, инициативу.
Методы и приемы:
Проектирование, беседа, разбор проблемной ситуаций, проведение эксперимента; лабораторная работа, фронтальный опрос, самостоятельная работа с текстом, взаимопроверка результатов самостоятельной работы в парах, выставление отметок, работа с наглядными средствами - таблица растворимости солей, кислот, оснований и карточки.
Оборудование и реактивы:
растворы солей: хлорид алюминия, карбонат натрия, хлорид натрия; индикаторы - лакмус, фенолфталеин, универсальная индикаторная бумажка;
соляная кислота, гидроксид натрия, вода.
167615090128.doc
Тема урока: Гидролиз солей.
Цель: усвоение нового понятия – гидролиз соли
Задачи:
Обучающие:
солей.
1. Отработать умения осуществлять экспериментальное определение среды в растворах
2. Формировать умения теоретически обосновать результаты эксперимента по гидролизу
соли.
3. Формировать умения составлять уравнение гидролиза солей.
Развивающие:
1. Развивать умение ставить не сложные проблемы, проводить опыты и формулировать
гипотезы;
Совершенствовать умения работать с лабораторным оборудованием и реактивами;
2.
3. Продолжить формирование умений оформления результатов эксперимента;
4. Развивать способность к адекватному само и взаимоконтролю;
5. Развивать умение участвовать в проблемном диалоге.
Воспитательные:
1.Продолжить формирование научного мировоззрения учащихся;
2. Воспитывать культуру общения через работу в парах «ученик ученик», «учитель ученик»,
а также наблюдательность, пытливость, инициативу.
Методы и приемы:
Проектирование, беседа, разбор проблемной ситуаций, проведение эксперимента; лабораторная
работа, фронтальный опрос, самостоятельная работа с текстом, взаимопроверка результатов
самостоятельной работы в парах, выставление отметок, работа с наглядными средствами
таблица растворимости солей, кислот, оснований и карточки.
Оборудование и реактивы:
растворы солей: хлорид алюминия, карбонат натрия, хлорид натрия; индикаторы лакмус,
фенолфталеин, универсальная индикаторная бумажка;
соляная кислота, гидроксид натрия, вода.
Таблица растворимости солей, кислот, оснований. Карточки ТБ и заданий.
План урока
1. Актуализация имеющихся знаний
Работа индикаторов в различных средах.
Проведение опыта.
2.Эксперимент (изменение цвета индикаторов в растворах солей).
3.Создание проблемной ситуации. 4.Выдвижение гипотез и доказательство их через составление уравнения реакции гидролиза
соли.
5.Сбор и обмен информацией.
6.Составление алгоритма для составления уравнения реакции гидролиза соли.
7.Закрепление (работа в парах).
8.Подведение итогов. Домашнее задание.
I.Этап подготовка к
изучению нового материала,
актуализация знаний и
опыта, постановка
проблемы, формулирование
гипотез, определение
методов исследования.
1.Организационный
момент
2.Актуализация
имеющихся знаний.
Какие вы знаете
индикаторы?
Как индикаторы изменяют
свой цвет в кислой и
щелочной среде?
Давайте проведем
эксперимент и на опыте
убедимся, что происходит с
цветом индикаторов в
разных средах. Но чтобы
преступить к эксперименту,
давайте вспомним ТБ.
( Можно обратиться к вашим
памяткам) .
Кто желает проделать опыт
на лабораторном столе. По
ходу опыта оформляет
таблицу его ассистент или я.
Опыт: в пробирки с
растворами соляной
кислоты, гидроксида натрия
и воды опускают
универсальную
индикаторную бумажку или
приливают лакмус
(фенолфталеин).
Формы и методы работы
учителя
Виды деятельности
учащихся
Приветствие. Запись темы
урока на доске.
Подготовка к уроку,
приветствие.
Запись темы урока в
тетради.
Фронтальный опрос в форме
беседы
Устные ответы на вопросы
учителя
Беседа. Карточка «Правила
ТБ»
Устные ответы
Объяснение условий опыта и
задания на карточке №1.
Таблица 1 заранее на доске.
Ученик
проводит опыт на
демонстрационном столе.
Наблюдают. Делают выводы
и записи на доске
в таблице и в тетради.
Наблюдение: в соляной
кислоте лакмус изменил
цвет на красный; в
гидроксиде натрия синий; Что мы увидели по ходу
опыта?
Наблюдение: в соляной
кислоте лакмус изменил
цвет на красный; в
гидроксиде натрия синий;
в воде цвет не изменился.
Какие ионы изменили цвет
индикатора?
в кислоте –катион
водорода, в щелочи –
гидроксид ион, в воде
отсутствуют и те и другие
ионы.
А давайте посмотрим, как
будут вести себя
индикаторы в водных
растворах солей? Для этого
в группах проведем работу
3.Создание проблемной
ситуации и формулировка
проблемы.
Класс на 3 группы:
1.карбонат натрия
2. хлорид алюминия
3. хлорид натрия.
Задание:
1.Опытным путем
определить среду в растворе
соли.
2.Написать уравнение
диссоциации соли.
4.Презентация результатов
эксперимента.
Представьте свои
результаты по заданию.
5.П р о б л е м а:
Давайте сравним
в воде цвет не изменился.
Фронтальный опрос в форме
беседы
Устные ответы на вопросы
учителя
в кислоте –катион
водорода, в щелочи –
гидроксид ион, в воде
отсутствуют и те и другие
ионы
Беседа. Карточка №2 с
заданием. Таблица №2
Выполнение эксперимента.
Наблюдение. Оформление
таблицы 2. Составление
уравнения диссоциации
«своей» соли.
Монолог
По одному из группы
представляют свои
результаты в таблицу 2 на
доске.
Работа с таблицами. результаты таблиц 1 и 2.
Что мы видим?
Что некоторые соли
изменяют цвет
индикатора как
кислота или основание, но
и есть случай, когда цвет
не изменяется.
Почему же водные растворы
солей в одних случаях
изменяют окраску
индикаторов, а в других
нет?
6.Г и п о т е з ы :
Какие будут у вас мнения
по этому вопросу?
Беседа. Устные вопросы
Сравнение. Анализ
результатов.
Устные ответы и выводы.
Гипотезы записывают на
доске
Беседа. Устный вопрос.
Высказанные гипотезы
записывает ученик от
каждой группы.
(присутствие катионов и
анионв).
А достаточно ли у нас
знаний, чтобы разрешить
возникшую проблему?
нет
Что необходимо вам?
дополнительная
информация
II этап проверка гипотезы на основе сбора фактов, знаний по исследуемой проблеме.
Защита гипотез каждой группой, их анализ, оппонирование
1.Работа в группах.
Объяснение заданий по
тексту. Постановка задачи.
Карточка №3
Работа в группах. Работа с
текстом.
Самостоятельный поиск
информации. Составление
схемы гидролиза солей.
Каждой группе раздается
текст. Ставится задача.
1,2 группа:
по аналогии составить
уравнение гидролиза
«своей» соли.
объяснить причину наличия
ионов водорода или
гидроксидиона в их
растворах.
3 группа:
выясняет, почему соль не подверглась гидролизу.
дает объяснение, какие
соли гидролизу не
подвержены.
2.Обмен информацией и ее
обработка.
К доске по одному ученику
от каждой группы,
которые пишут уравнения
гидролиза своей соли и
объясняют причины
наличия ионов в их
растворах.
Вопросы:
В растворах, каких солей
реакция среды щелочная?
В растворах, каких солей
реакция среды кислотная?
Какие соли гидролизу не
подвержены?
Выводы и уравнения
записываются в тетрадях: 1.
(Соль,
образованная
слабым основанием и
сильной кислотой, имеет
кислую реакцию, так как
в растворе избыток ионов
водорода.)
2. Соль,
образованная
сильным основанием и
слабой кислотой, имеет
щелочную реакцию, так
как в растворе избыток
гидроксид ионов.
По одному от группы на
доске записывают уравнения
гидролиза и
объясняют причины наличия
ионов Н+ и ОН, остальные
учащиеся фиксируют их у
себя в тетрадях..
Задает вопросы
Выводы и уравнения
записывают в тетради.
III этап теоретические выводы на основе рефлексии полученных фактов и новых знаний
Обращает внимание
учеников на гипотезы.
Устные вопросы. Диалог.
Работа на доске. Сравнение.
Анализ. Выводы.
1.Пришло время обратить
наше внимание на наши
гипотезы на доске: на
сколько верна каждая из
них?
Каким способом вы доказывали свои гипотезы?
Правильно ли были выбраны
средства подтверждения
гипотез?
IV этап оформление результатов исследования
1.Вы осуществляли
доказательства гипотез,
построив систему своих
действий, которая для
разных солей является
единой.
Можно ли назвать эту
систему действий
алгоритмом для составления
уравнения гидролиза солей?
Самостоятельная работа по
составлению алгоритма и
записывают его в тетрадь.
Для закрепления изученного
материала проведем работу
по вариантам. Карточка№4
Работа в парах
По заданию на карточке №4
2.Пропишите этот алгоритм,
чтобы мы могли
воспользоваться им в
дальнейшем.
3.Работа в парах
1. Карточка
с правильными ответами
предлагается
учащимся.
Затем поменяться с соседом
тетрадями,
проверить
задания и выставить друг
другу оценки.
2.Учительпросит поднять
правую руку тех учащихся,
которые получили 5 и 4, и
левую руку,
которые
получили 3.
3.Объективность
поставленных
оценок
проверяется учителем после
урока
при проверке
домашнего задания.
V.Подведение итогов.
Домашнее задание.
Компьютерное оформление
алгоритма.
Выставляет оценки за урок и
комментирует их. Домашнее
задание на карточках.
Записывают домашнее
задание. Оценивают свою
деятельность на уроке.
Перечисляют, что они
делали, на уроке и зачем
проводилась та или иная
форма работы. Приложение.
Таблица №1
Формула
вещества
Кислота
Основание
Вода
Лакмус
Фенолфталеин
Универсальная
индикаторная
Реакция
Лакмус
Фенолфталеин
Красный
Синий
Фиолетовый
Малиновый
Универсальная
индикаторная
Красный
Синий
Светло желтый
Реакция
Кислая
Щелочная
Нейтральная
Формула
вещества
Кислота
Основание
Вода
Формула
соли
Лакмус
Фенолфталеин
AlCl3
Na2CO3
NaCl
красный
синий
фиолетовый
малиновый
Универсальная
индикаторн
бумажка
Реакция
кислая
щелочная
нейтральная
Таблица №2
Формула
соли
Лакмус
Фенолфталеин
Универсальн
индикатор
Реакция
Какие
ионы
Формула
соли
Лакмус
Фенолфталеин
Универсальн
индикатор
Реакция
Какие
ионы
Карточка №1.
Опыт 1.
в пробирки с растворами соляной кислоты, гидроксида натрия и воды опускают универсальную
индикаторную бумажку или приливают лакмус (фенолфталеин).
Карточка №2.
Задание:
1.Опытным путем определить среду в растворе соли Na2CO3. 2.Написать уравнение диссоциации этой соли.
Карточка №3.
Задание к тексту:
1 группа:
по аналогии составить уравнение гидролиза «своей» соли.
объяснить причину наличия ионов водорода или гидроксидиона в их растворах.
Карточка №3.
Задание к тексту:
3 группа:
выяснить, почему соль не подверглась гидролизу.
дать объяснение, какие соли гидролизу не подвержены.
Карточка №3.
Задание к тексту:
2 группа:
по аналогии составить уравнение гидролиза «своей» соли.
объяснить причину наличия ионов водорода или гидроксидиона в их растворах.
Карточка №2.
Задание:
1.Опытным путем определить среду в растворе соли AlCl3.
2.Написать уравнение диссоциации этой соли.
Карточка №2.
Задание:
1.Опытным путем определить среду в растворе соли NaCl.
2.Написать уравнение диссоциации этой соли.
Основной текст
Гидролиз солей – реакция некоторых солей с водой, протекающие с образованием слабого
электролита.
Гидролиз процесс обратимый.
Любую соль можно представить как продукт взаимодействия кислоты с основанием. Эти
вещества могут быть слабыми и сильными электролитами(см. дополнительную информацию).
1.Соль образованная сильным основанием и слабой кислотой.
Диссоциация в растворе:
NaOH сильное основание
Na2 CO3
H2 CO3 слабая кислота
Н2О
Na2 CO3
→
2 Na
+ + CO3
ˉ
Первая ступень гидролиза:
CO3
+ ОНˉ
ˉ
↔ H CO3
ˉ + Н+ ОНˉ «Слабый»
анион
Вторая ступень гидролиза:
↔ H2 CO3 + ОНˉ
HCO3
+ Н+ ОНˉ
ˉ
Ионы слабой кислоты притягивают к себе ионы Н+ от молекулы воды с целью образовать
слабый электролит H2 CO3. В результате высвобождаются ионы ОНˉ , которые и
обусловливают щелочную среду раствора соли Na2 CO3
2.Соль образованная слабым основанием и сильной кислотой.
Диссоциация в растворе:
Fe(OH)2 слабое основание
Fe(NO3)2
HNO3 сильная кислота
Н2О
Fe(NO3)2
→ Fe 2+ + 2NO3
ˉ
Первая ступень гидролиза:
↔ FeOH+ + Н+
Fe 2+ + Н+ ОНˉ
«Слабый»
катион
Вторая ступень гидролиза:
↔ Fe(OH)2 + Н+
FeOH+ + Н+ ОНˉ
Ионы слабого основания притягивают к себе ионы ОН от молекулы воды с целью образовать
слабый электролит Fe(OH)2. В результате высвобождаются ионы Н+, которые и
обусловливают кислотную среду раствора соли Fe(NO3)2.
Дополнительная информация
1.Что сильнее основание или кислота, тот и определяет среду: кислую или щелочную.
2.Диссоциацию и гидролиз многоосновных кислот и оснований учитываем только по первой
ступени. Например:
Al(OH)3= Al(OH)2 + OH,
H 3PO4= H + H2PO4.
3.Ряд активности кисло:
HCl
→ HNO3
H 2SO4
→ H 2SO3→H 2CO3→CH 3COOH → H 2S → H 2SiO3
H 3PO4
4.Ряд активности оснований (их силы):
NaOH → LiOH → NH 4OH → Ca(OH)2
→ Pb(OH)2
→
все остальные
KOH Ba(OH)2 Mg(OH) 2
5.Чем правее в своем ряду стоит кислота и основание, тем они слабее.
6.Количество молекул воды, участвующих в гидролизе соли по схеме реакции, определяется
произведением валентности катиона на число его атомов в формуле соли:
Na 2SO4 2Na =1×2=2 (H
2O)
→ →
ZnCl2 1Zn =2×1=2 (H
Al 2 (SO)4 2→ Al = 3×2= 6 (H 2O)
2O)
7.Гидролиз идет по катиону, если основание слабое, и по аниону, если кислота слабая.
Алгоритм написания уравнения гидролиза
1.Определяем, чем образована соль:
FeCL2 = Fe(OH) 2+ H2 SO4
слабое сильная
основание кислота
2.Предполагаем, как мог бы пойти гидролиз:
FeCL2+2 Н 2О = Fe2+ + 2CLˉ + 2ОНˉ + 2Н+.
3.Поскольку Fe(OH)2 – слабое основание,
то катионы Fe будут связываться анионами
ОН из воды и гидролиз, будет протекать так:
Fe2+ + 2CLˉ + 2ОНˉ + 2Н+ = FeOH + + 2CLˉ + 2ОНˉ + 2Н+
4.Определяем реакцию среды:
ОНˉ + 2Н+ = Н 2О +2Н +
кислая среда
→
5.Определяем новую соль по ионам, оставшимся в растворе:
Fe(OH)+ + CLˉ = [Fe(OH)] CL гидроксохлорид железа(II) основная соль.
Гидролиз идет по катиону.
Домашнее задание:
1.хлорид алюминия + карбонат натрия
Составьте уравнение реакции. Определите осадок и среду водного раствора получившейся соли
и составьте уравнение ее гидролиза.
2. хлорид алюминия + сульфид натрия
Составьте уравнение реакции. Определите осадок и среду водного раствора получившейся соли
и составьте уравнение ее гидролиза.
3. хлорид цинка + карбонат натрия
Составьте уравнение реакции. Определите осадок и среду водного раствора получившейся соли
и составьте уравнение ее гидролиза.
4. хлорид цинка + сульфид натрия
Составьте уравнение реакции. Определите осадок и среду водного раствора получившейся соли
и составьте уравнение ее гидролиза.
5 хлорид железа + карбонат натрия
Составьте уравнение реакции. Определите осадок и среду водного раствора получившейся соли
и составьте уравнение ее гидролиза. 6. хлорид железа + сульфид натрия
Составьте уравнение реакции. Определите осадок и среду водного раствора получившейся соли
и составьте уравнение ее гидролиза.
7. хлорид магния + карбонат натрия
Составьте уравнение реакции. Определите осадок и среду водного раствора получившейся соли
и составьте уравнение ее гидролиза.
8. хлорид магния + сульфид натрия
Составьте уравнение реакции. Определите осадок и среду водного раствора получившейся соли
и составьте уравнение ее гидролиза.
9. сульфат меди + карбонат натрия
Составьте уравнение реакции. Определите осадок и среду водного раствора получившейся соли
и составьте уравнение ее гидролиза.
10. сульфат меди + сульфид натрия
Составьте уравнение реакции. Определите осадок и среду водного раствора получившейся соли
и составьте уравнение ее гидролиза.
11. хлорид кальция + карбонат натрия
Составьте уравнение реакции. Определите осадок и среду водного раствора получившейся соли
и составьте уравнение ее гидролиза.
12. хлорид кальция + карбонат натрия
Составьте уравнение реакции. Определите осадок и среду водного раствора получившейся соли
и составьте уравнение ее гидролиза.
13 сульфат кальция + карбонат натрия
Составьте уравнение реакции. Определите осадок и среду водного раствора получившейся соли
и составьте уравнение ее гидролиза.
14. сульфат кальция + сульфид натрия
Составьте уравнение реакции. Определите осадок и среду водного раствора получившейся соли
и составьте уравнение ее гидролиза.
Тема урока: Гидролиз солей.
Тема урока: Гидролиз солей.
Тема урока: Гидролиз солей.
Тема урока: Гидролиз солей.
Тема урока: Гидролиз солей.
Тема урока: Гидролиз солей.
Тема урока: Гидролиз солей.
Тема урока: Гидролиз солей.
Тема урока: Гидролиз солей.
Тема урока: Гидролиз солей.
Тема урока: Гидролиз солей.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.