Тема урока «К. М. Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 03.07.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель урока: расширить знания учащихся о русских поэтах-фронтовиках и значении их поэзии во времена Великой Отечественной войны и в наши дни. Задачи: обучающие: 1. дать представление о Великой отечественной войне как историческом событии и как она отразилась в стихотворении К.М. Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…"; 2. показать, что поэзия соединяла высокие и патриотические чувства с глубоко лиричными переживаниями; развивающие: 1. развивать речь учащихся; 2. продолжить работу с поэтическим текстом, научиться выделять главное, определять позицию и эмоциональный настрой автора, приводить примеры; 3. развивать умение анализировать стихотворение с точки зрения средств художественной выразительности; 4. активизировать познавательную активность на уроках литературы, развивать интерес к чтению; 5. развивать коммуникативные и информационные компетентности; 6. раскрывать творческий потенциал учащихся. Воспитательные: воспитывать чувство патриотизма: уважение к старшему поколению; гордость за свой народ, свою Родину; ответственность перед Родиной.
Иконка файла материала Симонов.docx
«К. М. Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги Тема урока Смоленщины…» Цель урока:   расширить знания учащихся о русских поэтах­фронтовиках и значении их поэзии во времена Великой Отечественной войны и в наши дни. Задачи: обучающие: 1.     дать   представление   о   Великой   отечественной   войне   как   историческом событии и как она отразилась в стихотворении К.М. Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…"; 2. показать, что поэзия соединяла высокие и патриотические чувства с    глубоко лиричными переживаниями; развивающие: 1. развивать речь учащихся; 2. продолжить   работу   с   поэтическим   текстом,   научиться   выделять   главное, определять позицию и эмоциональный настрой автора, приводить примеры; 3. развивать   умение   анализировать   стихотворение   с   точки   зрения   средств художественной выразительности; 4. активизировать познавательную активность на уроках литературы, развивать интерес к чтению; 5. развивать коммуникативные и информационные компетентности; 6. раскрывать творческий потенциал учащихся. Воспитательные: воспитывать  чувство патриотизма: уважение к старшему поколению; гордость за свой народ, свою Родину; ответственность перед Родиной. Используемые учебники и учебные пособия:  1.   Литература.   6   класс.   Учеб.   для   общеобразовательных   учреждений   с приложением на электронном носителе. в 2 ч. Автор – составитель В. Я. Коровина. Просвещение, 2011. 2.   Программы   общеобразовательных   учреждений.   Литература.   Под   редакцией Коровиной В.Я. Используемая методическая литература:  1.Методические советы для 6 класса. Литература. Под редакцией В. И. Коровина Москва "Просвещение", 2009. 2. Практикум по литературе: 6 класс. – М.: ВАКО, 2011 3. Универсальные поурочные разработки по литературе: 6 класс. – М.: ВАКО, 2011 Используемое оборудование:  1. Компьютер 2. Проектор 3.ЭкранЭмоциональное вступление к уроку. Урок начинается с просмотра видеоролика «Эхо войны» (Объявление о начале  войны, марширующие юноши , эшелоны, летящие фашистские самолёты, гром  взрывов, вой сирен, стон, плач, гибель женщин и детей.) Вступительное слово учителя Война! Она ворвалась страшной бедой в каждый дом, в каждую семью.  СЛАЙД  (ФРАГМЕНТЫ ВОЙНЫ). Выразите словами и запишите в тетрадь. Война (слышу__________,  вижу _________, чувствую___________) Говорят, когда грохочут пушки, молчат музы. Но от первого до последнего дня войны не умолкал голос поэтов. Никакие канонады и бомбежки не могли заглушить   его.   Никогда   к   голосу   поэтов   так   чутко   не   прислушивались читатели,   как   во   время   Великой   Отечественной   войны.   Сегодня   мы   будем говорить о военной поэзии .Казалось бы, задача людей в военное страшное время – выстоять, выжить и победить, а не писать стихи, романы, пьесы. НО именно в это тяжёлое время литературе придавали большое значение. События Великой   Отечественной   войны   стали   центральной   темой   литературы   того периода. Очевидцы военных действий на разных фронтах в течение нескольких лет   войны   своим   творчеством   воодушевляли   солдат   и   офицеров,   семьям давали   надежду,   помогали   пережить   трудности,   вели   к   Победе.  Обычное «рабочее место»  писателя­фронтовика –  тёмный полог  шинели, узкая  щель окопа, тряский грузовик, пробирающийся по разбитой дороге, партизанская землянка, блиндаж. Многие стихи той поры стали известными песнями. Их пел весь наш народ, жил с ними. (Звучит фрагмент песни «Священная война».) Среди   поэтов,   прошедших   через   Великую   Отечественную   войну,   был Константин  Михайлович  Симонов.  Он  был   военным  корреспондентом   газет «Известия» и «Красная звезда». В первые, особенно тяжёлые месяцы войны, когда   наши   войска   отступали   с   тяжёлыми   боями   и   большими   потерями, оставляя врагу города и сёла, было написано стихотворение «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…», посвящённое другу Симонова, поэту Алексею Суркову.    Сегодня   мы   с   вами   поговорим   о   К.   Симонове   и   его   стихотворении   «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…» Реализация опережающего задания – сообщение о К. М. Симонове.      Выступления учащихся .  1. К.М. Симонов родился в 1915 году в Петрограде. В автобиографии он  вспоминал: “Детство и юность прожил в Рязани и Саратове. Отец (отчим) был  военным, и многие мои воспоминания той поры связаны с жизнью и бытом  военных городков и командирских общежитий”. Отчим стал будущему поэту  преданным отцом, в поэме «Отец» Симонов обратился к нему со словамиблагодарности. Мать любила поэзию, знала наизусть стихи Пушкина и  Лермонтова, Тютчева, привила любовь к поэзии и сыну. 2. К. Симонов окончил семь классов, затем фабрично­заводское училище, стал  токарем, учился в Литературном институте. С 1934 года стал публиковать свои  стихи. К началу войны он был уже признанным поэтом и известным военным  корреспондентом. Всю войну работал корреспондентом газеты «Красная звезда»,  переезжал с фронта на фронт, знал войну “изнутри”. Многие его стихотворения  наши воины носили у себя на груди: «Жди меня, и я вернусь...», «Ты помнишь,  Алёша, дороги Смоленщины...», «Родина», «Майор привёз мальчишку на  лафете...»  3. 14 января 1942 года "Правда" опубликовала стихотворение "Жди меня", и  Константин Михайлович сразу стал обладателем одного из самых громких  литературных имен. Четыре книги "От Черного до Баренцева моря" вобрали хоть  и большую, но только часть написанных Симоновым в войну рассказов и очерков.  Пятая книжка ­ "Югославская тетрадь" ­ результат пребывания писателя осенью  1944 года у партизан Южной Сербии. Шестая ­ "Письма из Чехословакии" ­  рассказывает о боях последних месяцев войны. ­ Публикация «Солдат слова», выполненная группой учащихся. (в ней  содержатся названия и отрывки произведений, иллюстрации обложек книг и   др.) 4. Умер Константин Михайлович в Москве 28 августа 1979 года. Умирая,  Константин Михайлович попросил исполнить его последнюю волю: остаться с  теми, кто погиб в первые дни войны. Согласно завещанию, прах поэта развеяли  под Могилевом над Буйническим полем – там, где в июле 1941 года военкор  Симонов впервые увидел воочию, как наши бойцы сожгли 49 немецких танков и  бронетранспортеров, и где теперь высится валун со строго высеченной надписью  «Константин Симонов»  Вот уже 100 лет прошло со дня рождения  Константина  Симонова, а стихи его живут. Вместе с нами и «седой мальчишка на лафете», и  «сын артиллериста», и безымянный солдат, заклинавший: «Жди меня, и я  вернусь…», и другие герои стихов. Значит, жив поэт!  Слово учителя.  Уже по названиям стихотворений можно судить, что стихи и война шли рядом.  Послушайте, что пишет К. Симонов: «Я вспоминаю сейчас первые тяжёлые  июньские и июльские дни, первые жестокие неудачи и уроки, кровавые дороги, по которым мы отступали и по которым сейчас идём обратно… Я помню деревни, в  которых нас спрашивали: ­ Вы не пустите сюда немцев? А? – и заглядывали в глаза. Спрашивали: ­ Скажите, может, нам уже уезжать отсюда? А? – и снова заглядывали нам в глаза. И было, кажется легче умереть, чем ответить на этот вопрос. Я не мог прежде вспоминать об этом, потому что это было слишком тяжело, но  сейчас об этом, потому что я прошёл и проехал назад, на запад, уже по многим  дорогам из тех, по которым мы когда­то уходили на восток»Можно представить, в каком настроении был К. Симонов, когда писал  стихотворение «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...». 27 июля — бои под Смоленском и отступление под Житомиром. 29 июля — новоржевское направление... И — как крик: немцы перед атакующими частями гонят... женщин и детей.  Прослушивание аудиозаписи стихотворения. (читает народный артист России Алексей Петренко)  Беседа с классом по прочитанному тексту. Анализ стихотворения. ­Какие чувства вызывает у вас это стихотворение?                Тревогу. Сострадание. Страх. Восхищение.  Горе. Боль. Тяжесть испытаний.  Сочувствие. Работа по маркировке текста. (Стихотворение выдано на листочках.) Задание 1: Какие лексические особенности встречаются в тексте? (Зеленым  маркером дети выделяют слова: «тракт, погост, околица, кринки и т. п.»)                              Проводится словарная работа. Задание 2 : Выделите ключевые слова, которые помогают нам воссоздать картину  ­ что поэт увидел на дорогах войны. (Желтым маркером дети отмечают: «дороги  Смоленщины, усталые женщины, изба под Борисовом, плачущие старики,  пожарища и т.д.».) ­ Как вы думаете, почему поэт ­ воин, думая о бедах войны, в первую очередь      вспоминает о стариках, женщинах, слышит « по мертвому плачущий девичий крик…»? (Симонов пишет о тяжелых дорогах, по которым отступали наши войска. Эта картина  полна боли, беспомощного стыда, сочувствия, сострадания). ­ Сколько частей в стихотворении? (В стихотворении две части. Это легко определить  по начальным строкам: “Ты помнишь...”) Анализ 1части: ­  Какая картина возникает в вашем воображении после прочтения первой части?  ( Печальная картина страдания народа. Автор вспоминает о горестных днях  отступления, когда в тылу врага оставались женщины, дети, старики.) ­ Что такое эпитеты? (Художественное, образное определение)  Найдите их в тексте. ­   Какие   эпитеты   передают   настроение   поэта?    (“Бесконечные,   злые   дожди”, “усталые женщины”, “дорожной тоской”, “со вдовьей слезою” и др.) ­  Что такое Родина по мнению поэта? Какое открытие он делает для себя?  (…всё­таки Родина — Не дом городской, где я празднично жил, А эти просёлки, что дедами пройдены…) ­ Какой видится Родина поэту? (Это  “...деревни, деревни, деревни с погостами,   Как будто на них вся Россия сошлась”.) Анализ 2части: ­  Чем отличается по настроению вторая часть стихотворения?  ­  Чьи образы на дорогах войны запечатлела память поэта? (“...седая старуха в  салопчике плисовом”, “весь в белом, как на смерть одетый старик”, “русская  женщина”.)­  Как меняется образ солдата к концу стихотворения? (Это герой, мужественно  защищающий каждую пядь земли. Он всё больше ожесточается против врага.  “На наших глазах умирают товарищи, По­русски рубаху рванув на груди”.) ­   С каким образом поэт связывает образ Родины в стихотворении? (Это образ русской женщины. Он сливается с образом Родины. Именно на  плечи женщин лягут многие тяготы войны. Они будут пахать, сеять, делать  снаряды, недосыпать, недоедать, чтобы приблизить долгожданную Победу.) ­ Что значит, по­вашему, любить Родину? Как поколение К. Симонова смогло доказать свою любовь к Родине? (Поколение фронтовиков доказало любовь Победой.)  ­ Какой период войны описан в стихотворении? (Начало войны – самый сложный и тяжелый период войны). ­ Какую проблему открывает нам автор? (Как тяжело оказаться на дорогах войны, как тяжело смотреть на людей, которые  страдают от потери близких и это еще тяжелее, чем воевать, как тяжело терять  товарищей и осознавать, что по родной русской земле шагает беспощадный враг).   ­ Почему это стихотворение стало популярным, любимым в народе? (Стихотворение  не просто рассказывает о войне, её трудностях, но и  передает переживания, боль, стыд, горечь бойцов, вынужденных отступать.) ­ Почему чувство любви к Родине было особенно остро осознано во время войны?  ( Война сплачивает народ, учит видеть то, чего раньше, может быть, и не  замечали).                                                                                                                                  ­  К чему призывает читателя автор? (Верить в победу)     Творческое задание: В группах сделать фотоколлаж на тему «Эхо войны». Ученики должны отобрать  подходящие фото, придумать название своей работе.                                                           Подведение итогов. Рефлексия. Выразите своё отношение к войне. (Ученики показывают выполненные работы). Домашнее задание:  подготовить выразительное чтение наизусть (можно отрывок по  выбору)

Посмотрите также