Тема урока «К. М. Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…»
Оценка 4.7

Тема урока «К. М. Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…»

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
6 кл
03.07.2019
Тема урока  «К. М. Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…»
Цель урока: расширить знания учащихся о русских поэтах-фронтовиках и значении их поэзии во времена Великой Отечественной войны и в наши дни. Задачи: обучающие: 1. дать представление о Великой отечественной войне как историческом событии и как она отразилась в стихотворении К.М. Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…"; 2. показать, что поэзия соединяла высокие и патриотические чувства с глубоко лиричными переживаниями; развивающие: 1. развивать речь учащихся; 2. продолжить работу с поэтическим текстом, научиться выделять главное, определять позицию и эмоциональный настрой автора, приводить примеры; 3. развивать умение анализировать стихотворение с точки зрения средств художественной выразительности; 4. активизировать познавательную активность на уроках литературы, развивать интерес к чтению; 5. развивать коммуникативные и информационные компетентности; 6. раскрывать творческий потенциал учащихся. Воспитательные: воспитывать чувство патриотизма: уважение к старшему поколению; гордость за свой народ, свою Родину; ответственность перед Родиной.
Симонов.docx
«К. М. Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги Тема урока Смоленщины…» Цель урока:   расширить знания учащихся о русских поэтах­фронтовиках и значении их поэзии во времена Великой Отечественной войны и в наши дни. Задачи: обучающие: 1.     дать   представление   о   Великой   отечественной   войне   как   историческом событии и как она отразилась в стихотворении К.М. Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…"; 2. показать, что поэзия соединяла высокие и патриотические чувства с    глубоко лиричными переживаниями; развивающие: 1. развивать речь учащихся; 2. продолжить   работу   с   поэтическим   текстом,   научиться   выделять   главное, определять позицию и эмоциональный настрой автора, приводить примеры; 3. развивать   умение   анализировать   стихотворение   с   точки   зрения   средств художественной выразительности; 4. активизировать познавательную активность на уроках литературы, развивать интерес к чтению; 5. развивать коммуникативные и информационные компетентности; 6. раскрывать творческий потенциал учащихся. Воспитательные: воспитывать  чувство патриотизма: уважение к старшему поколению; гордость за свой народ, свою Родину; ответственность перед Родиной. Используемые учебники и учебные пособия:  1.   Литература.   6   класс.   Учеб.   для   общеобразовательных   учреждений   с приложением на электронном носителе. в 2 ч. Автор – составитель В. Я. Коровина. Просвещение, 2011. 2.   Программы   общеобразовательных   учреждений.   Литература.   Под   редакцией Коровиной В.Я. Используемая методическая литература:  1.Методические советы для 6 класса. Литература. Под редакцией В. И. Коровина Москва "Просвещение", 2009. 2. Практикум по литературе: 6 класс. – М.: ВАКО, 2011 3. Универсальные поурочные разработки по литературе: 6 класс. – М.: ВАКО, 2011 Используемое оборудование:  1. Компьютер 2. Проектор 3.Экран Эмоциональное вступление к уроку. Урок начинается с просмотра видеоролика «Эхо войны» (Объявление о начале  войны, марширующие юноши , эшелоны, летящие фашистские самолёты, гром  взрывов, вой сирен, стон, плач, гибель женщин и детей.) Вступительное слово учителя Война! Она ворвалась страшной бедой в каждый дом, в каждую семью.  СЛАЙД  (ФРАГМЕНТЫ ВОЙНЫ). Выразите словами и запишите в тетрадь. Война (слышу__________,  вижу _________, чувствую___________) Говорят, когда грохочут пушки, молчат музы. Но от первого до последнего дня войны не умолкал голос поэтов. Никакие канонады и бомбежки не могли заглушить   его.   Никогда   к   голосу   поэтов   так   чутко   не   прислушивались читатели,   как   во   время   Великой   Отечественной   войны.   Сегодня   мы   будем говорить о военной поэзии .Казалось бы, задача людей в военное страшное время – выстоять, выжить и победить, а не писать стихи, романы, пьесы. НО именно в это тяжёлое время литературе придавали большое значение. События Великой   Отечественной   войны   стали   центральной   темой   литературы   того периода. Очевидцы военных действий на разных фронтах в течение нескольких лет   войны   своим   творчеством   воодушевляли   солдат   и   офицеров,   семьям давали   надежду,   помогали   пережить   трудности,   вели   к   Победе.  Обычное «рабочее место»  писателя­фронтовика –  тёмный полог  шинели, узкая  щель окопа, тряский грузовик, пробирающийся по разбитой дороге, партизанская землянка, блиндаж. Многие стихи той поры стали известными песнями. Их пел весь наш народ, жил с ними. (Звучит фрагмент песни «Священная война».) Среди   поэтов,   прошедших   через   Великую   Отечественную   войну,   был Константин  Михайлович  Симонов.  Он  был   военным  корреспондентом   газет «Известия» и «Красная звезда». В первые, особенно тяжёлые месяцы войны, когда   наши   войска   отступали   с   тяжёлыми   боями   и   большими   потерями, оставляя врагу города и сёла, было написано стихотворение «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…», посвящённое другу Симонова, поэту Алексею Суркову.    Сегодня   мы   с   вами   поговорим   о   К.   Симонове   и   его   стихотворении   «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…» Реализация опережающего задания – сообщение о К. М. Симонове.      Выступления учащихся .  1. К.М. Симонов родился в 1915 году в Петрограде. В автобиографии он  вспоминал: “Детство и юность прожил в Рязани и Саратове. Отец (отчим) был  военным, и многие мои воспоминания той поры связаны с жизнью и бытом  военных городков и командирских общежитий”. Отчим стал будущему поэту  преданным отцом, в поэме «Отец» Симонов обратился к нему со словами благодарности. Мать любила поэзию, знала наизусть стихи Пушкина и  Лермонтова, Тютчева, привила любовь к поэзии и сыну. 2. К. Симонов окончил семь классов, затем фабрично­заводское училище, стал  токарем, учился в Литературном институте. С 1934 года стал публиковать свои  стихи. К началу войны он был уже признанным поэтом и известным военным  корреспондентом. Всю войну работал корреспондентом газеты «Красная звезда»,  переезжал с фронта на фронт, знал войну “изнутри”. Многие его стихотворения  наши воины носили у себя на груди: «Жди меня, и я вернусь...», «Ты помнишь,  Алёша, дороги Смоленщины...», «Родина», «Майор привёз мальчишку на  лафете...»  3. 14 января 1942 года "Правда" опубликовала стихотворение "Жди меня", и  Константин Михайлович сразу стал обладателем одного из самых громких  литературных имен. Четыре книги "От Черного до Баренцева моря" вобрали хоть  и большую, но только часть написанных Симоновым в войну рассказов и очерков.  Пятая книжка ­ "Югославская тетрадь" ­ результат пребывания писателя осенью  1944 года у партизан Южной Сербии. Шестая ­ "Письма из Чехословакии" ­  рассказывает о боях последних месяцев войны. ­ Публикация «Солдат слова», выполненная группой учащихся. (в ней  содержатся названия и отрывки произведений, иллюстрации обложек книг и   др.) 4. Умер Константин Михайлович в Москве 28 августа 1979 года. Умирая,  Константин Михайлович попросил исполнить его последнюю волю: остаться с  теми, кто погиб в первые дни войны. Согласно завещанию, прах поэта развеяли  под Могилевом над Буйническим полем – там, где в июле 1941 года военкор  Симонов впервые увидел воочию, как наши бойцы сожгли 49 немецких танков и  бронетранспортеров, и где теперь высится валун со строго высеченной надписью  «Константин Симонов»  Вот уже 100 лет прошло со дня рождения  Константина  Симонова, а стихи его живут. Вместе с нами и «седой мальчишка на лафете», и  «сын артиллериста», и безымянный солдат, заклинавший: «Жди меня, и я  вернусь…», и другие герои стихов. Значит, жив поэт!  Слово учителя.  Уже по названиям стихотворений можно судить, что стихи и война шли рядом.  Послушайте, что пишет К. Симонов: «Я вспоминаю сейчас первые тяжёлые  июньские и июльские дни, первые жестокие неудачи и уроки, кровавые дороги, по которым мы отступали и по которым сейчас идём обратно… Я помню деревни, в  которых нас спрашивали: ­ Вы не пустите сюда немцев? А? – и заглядывали в глаза. Спрашивали: ­ Скажите, может, нам уже уезжать отсюда? А? – и снова заглядывали нам в глаза. И было, кажется легче умереть, чем ответить на этот вопрос. Я не мог прежде вспоминать об этом, потому что это было слишком тяжело, но  сейчас об этом, потому что я прошёл и проехал назад, на запад, уже по многим  дорогам из тех, по которым мы когда­то уходили на восток» Можно представить, в каком настроении был К. Симонов, когда писал  стихотворение «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...». 27 июля — бои под Смоленском и отступление под Житомиром. 29 июля — новоржевское направление... И — как крик: немцы перед атакующими частями гонят... женщин и детей.  Прослушивание аудиозаписи стихотворения. (читает народный артист России Алексей Петренко)  Беседа с классом по прочитанному тексту. Анализ стихотворения. ­Какие чувства вызывает у вас это стихотворение?                Тревогу. Сострадание. Страх. Восхищение.  Горе. Боль. Тяжесть испытаний.  Сочувствие. Работа по маркировке текста. (Стихотворение выдано на листочках.) Задание 1: Какие лексические особенности встречаются в тексте? (Зеленым  маркером дети выделяют слова: «тракт, погост, околица, кринки и т. п.»)                              Проводится словарная работа. Задание 2 : Выделите ключевые слова, которые помогают нам воссоздать картину  ­ что поэт увидел на дорогах войны. (Желтым маркером дети отмечают: «дороги  Смоленщины, усталые женщины, изба под Борисовом, плачущие старики,  пожарища и т.д.».) ­ Как вы думаете, почему поэт ­ воин, думая о бедах войны, в первую очередь      вспоминает о стариках, женщинах, слышит « по мертвому плачущий девичий крик…»? (Симонов пишет о тяжелых дорогах, по которым отступали наши войска. Эта картина  полна боли, беспомощного стыда, сочувствия, сострадания). ­ Сколько частей в стихотворении? (В стихотворении две части. Это легко определить  по начальным строкам: “Ты помнишь...”) Анализ 1части: ­  Какая картина возникает в вашем воображении после прочтения первой части?  ( Печальная картина страдания народа. Автор вспоминает о горестных днях  отступления, когда в тылу врага оставались женщины, дети, старики.) ­ Что такое эпитеты? (Художественное, образное определение)  Найдите их в тексте. ­   Какие   эпитеты   передают   настроение   поэта?    (“Бесконечные,   злые   дожди”, “усталые женщины”, “дорожной тоской”, “со вдовьей слезою” и др.) ­  Что такое Родина по мнению поэта? Какое открытие он делает для себя?  (…всё­таки Родина — Не дом городской, где я празднично жил, А эти просёлки, что дедами пройдены…) ­ Какой видится Родина поэту? (Это  “...деревни, деревни, деревни с погостами,   Как будто на них вся Россия сошлась”.) Анализ 2части: ­  Чем отличается по настроению вторая часть стихотворения?  ­  Чьи образы на дорогах войны запечатлела память поэта? (“...седая старуха в  салопчике плисовом”, “весь в белом, как на смерть одетый старик”, “русская  женщина”.) ­  Как меняется образ солдата к концу стихотворения? (Это герой, мужественно  защищающий каждую пядь земли. Он всё больше ожесточается против врага.  “На наших глазах умирают товарищи, По­русски рубаху рванув на груди”.) ­   С каким образом поэт связывает образ Родины в стихотворении? (Это образ русской женщины. Он сливается с образом Родины. Именно на  плечи женщин лягут многие тяготы войны. Они будут пахать, сеять, делать  снаряды, недосыпать, недоедать, чтобы приблизить долгожданную Победу.) ­ Что значит, по­вашему, любить Родину? Как поколение К. Симонова смогло доказать свою любовь к Родине? (Поколение фронтовиков доказало любовь Победой.)  ­ Какой период войны описан в стихотворении? (Начало войны – самый сложный и тяжелый период войны). ­ Какую проблему открывает нам автор? (Как тяжело оказаться на дорогах войны, как тяжело смотреть на людей, которые  страдают от потери близких и это еще тяжелее, чем воевать, как тяжело терять  товарищей и осознавать, что по родной русской земле шагает беспощадный враг).   ­ Почему это стихотворение стало популярным, любимым в народе? (Стихотворение  не просто рассказывает о войне, её трудностях, но и  передает переживания, боль, стыд, горечь бойцов, вынужденных отступать.) ­ Почему чувство любви к Родине было особенно остро осознано во время войны?  ( Война сплачивает народ, учит видеть то, чего раньше, может быть, и не  замечали).                                                                                                                                  ­  К чему призывает читателя автор? (Верить в победу)     Творческое задание: В группах сделать фотоколлаж на тему «Эхо войны». Ученики должны отобрать  подходящие фото, придумать название своей работе.                                                           Подведение итогов. Рефлексия. Выразите своё отношение к войне. (Ученики показывают выполненные работы). Домашнее задание:  подготовить выразительное чтение наизусть (можно отрывок по  выбору)

Тема урока «К. М. Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…»

Тема урока  «К. М. Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…»

Тема урока «К. М. Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…»

Тема урока  «К. М. Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…»

Тема урока «К. М. Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…»

Тема урока  «К. М. Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…»

Тема урока «К. М. Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…»

Тема урока  «К. М. Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…»

Тема урока «К. М. Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…»

Тема урока  «К. М. Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.07.2019