Тема урока: Крестовые походы.

  • Разработки уроков
  • doc
  • 28.02.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель урока: 1. Ученики смогут назвать причины Крестовых походов на Восток. 2. Ученики смогут описать действия участников первого крестового похода, используя настенную карту и документы. 3. Ученики смогут рассказать о результатах первых Крестовых походов. Основные понятия: Крестоносцы, духовно- рыцарские ордены. Основные даты: 1095 г.- обращение папы римского с призывом освободить от неверных Иерусалим. 1096-1099 гг. – Первый Крестовый поход.,1099 г. – взятие Иерусалима Крестоносцами, 1187 г. – успешные действия Саладина, потеря христианами Иерусалима. 1204 г.- Осада и взятие Константинополя крестоносцами. Оборудование: Компьютерная презентация «Крестовые походы» , настенная карта «Крестовые походы», документы: «Взятие Иерусалима крестоносцами», «Осада и взятие Константинополя латинами»., рабочая тетрадь с печатной основой., видиофрагмент художественного фильма «Царство небесное»: отвоевание Иерусалима Саладином.
Иконка файла материала Крестовые походы..doc
Тема урока: Крестовые походы. 1. 2. 3. 1. 2. 3. 4. 5. Цель урока: Ученики смогут назвать причины Крестовых походов на Восток. Ученики смогут описать действия участников первого крестового похода, используя  настенную карту и документы. Ученики смогут рассказать о результатах первых Крестовых походов. Основные понятия: Крестоносцы, духовно­ рыцарские ордены. Основные даты: 1095 г.­ обращение папы римского с призывом освободить от неверных  Иерусалим. 1096­1099 гг. – Первый Крестовый поход.,1099 г. – взятие Иерусалима Крестоносцами,  1187 г. – успешные действия Саладина, потеря христианами Иерусалима. 1204 г.­ Осада и взятие  Константинополя крестоносцами. Оборудование: Компьютерная презентация «Крестовые походы» , настенная карта «Крестовые  походы», документы: «Взятие Иерусалима крестоносцами», «Осада и взятие Константинополя  латинами»., рабочая тетрадь с печатной основой., видиофрагмент художественного фильма «Царство  небесное»: отвоевание Иерусалима Саладином. Ход урока 1.Проверка домашнего задания. Учитель задает вопрос: В чем смысл и значение соперничества  римских пап и германских императоров? ( спор об инвеституре –введение в церковную должность.  Победу в споре одержал папа, его власть теперь была выше светской. Сила церкви заключалась в  ее влиянии на верующих. Чем больше верующих, тем выше авторитет церкви. Население  раздробленной Европы – христиане – находились под властью папы. Кроме того папа короновал  императоров, мог отлучить их от церкви. А власть императора распространялась даже не на  всех подданных империи, т.к. в средние века существовала поговорка: «Вассал моего…») П.Изложение нового материала. План. Начало Крестовых походов. Движущие силы. Первый Крестовый поход. К чему привели Крестовые походы. Отвоевание Иерусалима Саладином. Окончание эпохи Крестовых походов 1. Начало Крестовых походов. Движущие силы. а) Работа с классом Учитель проводит небольшой опрос среди учеников, спрашивая, кто и что знает о крестовых походах. После этого учитель говорит, что Крестовые походы – одно из наиболее ярких и уникальных событий  в истории Средневековой Европы, что именно в них рождались многие представления о рыцарстве и  рыцарских подвигах. Запись в тетрадях темы урока. ( слайд №1) Слово учителя В 1095 г. папа римский обратился к верующим с призывом освободить от неверных Иерусалим.  Христианское чувство иногда сильно оскорблялось проявлениями мусульманского фанатизма. (слайд  №2,3) Запись в тетрадях: 1095 г… . б) Сценка с участием учеников класса, иллюстрирующая призыв папы, состав и цели участников  похода.( приложение № 1). Учитель проводит беседу по вопросам: 1. К чему призывал папа римский? 2. Кто отправился в поход?3. Каковы цели участников похода?( Целью похода было объявлено освобождение от мусульман  Палестины, считавшейся Святой землей, поскольку именно с нею были связаны многие события  Ветхого и Нового Завета, там проповедовал и был распят Иисус Христос. Освобождение Гроба  Господня из рук неверных (то есть нехристиан) – мусульман воспринималось, как грандиозный  подвиг во имя веры и церкви, за который можно было заслужить прощение грехов и загробное  спасение.) в)В результате беседы выполняется задание в рабочей тетради № 63 на стр.41. Кто принимал участие в Крестовых походах? Каковы причины, побудившие этих людей отправиться  на Восток? Участники крестовых походов Причины Духовенство, папа Новые земли, доходы. Окончательно закрепить свое положение главы всего христианского мира. Крупные феодалы Громкие титулы, завоевание новых земель Рыцари Получить новые земли, захватить богатые трофеи. Купцы Источник восточных товаров, большие доходы от торговли. Крестьяне Освобождение от зависимости , получение собственного надела для обработки земли. Проверка задания (Слайд № 4.) 2.Первый Крестовый поход. а) Европейцы не первый раз отправлялись в поход против мусульман. Назовите императора,  совершившего поход за Перенеи, который тоже считался богоугодным делом. (Карл Великий). В чем вам видится различие этих событий? ( Карл отправился в поход по  собственной инициативе, как государь единой и могущественной державы. Крестовые походы  были вдохновлены призывом папы в раздробленной между разными государями Европе. Это  свидетельство возросшей силы и авторитета Католической церкви) б) Слово учителя. Участники похода нашивали себе на одежду крест в знак принятия обета освободить Гроб Господень,  ссылаясь на слова Нового Завета «И кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть моим  учеником» (Евангелие от Луки 14,27). (Слайд №5) Первыми в поход отправились толпы европейских бедняков. Им удалось добраться до Малой Азии, однако там они были разгромлены в первом же столкновении с  сарацинами, как европейцы называли сначала арабов, а затем и всех мусульман. Рыцари отправились в поход позже из­за долгих и основательных приготовлений. Слайд № 6 Запись в тетрадях: 1097­1099 гг.­ Первый Крестовый поход в) Работа с картой. Показать направление Первого Крестового похода, Константинополь, Иерусалим.  (слайд № 7) г) Работа с документом: (Приложение № 2)«Взятие г. Иерусалима крестоносцами. Вопрос к  документу: Как автор описывает действия защитников крепости и действия крестоносцев? (слайд №  8.) Учитель обобщает: Таким образом, после Первого Крестового похода европейцы утвердились в  Палестине. 3. К чему привели Крестовые походы.а) Учитель сообщает: После взятия Иерусалима в Палестине было основано Иерусалимское королевство и несколько  вассальных княжеств. В Палестину начали прибывать новые рыцари и переселенцы. Крестоносцы строили укрепленные  замки, возводили новые храмы в Иерусалиме и других городах. Поселенцы получали земли, правители – новые титулы. (слайд № 9,10.) Самой большой и хорошо организованной силой Иерусалимского королевства со временем стали  духовно­рыцарские ордены. Это были братства, созданные по типу монашеских, членами которых  были рыцари. (слайд № 11.) Представители духовно­рыцарских орденов. (слайд №12.) б) Самостоятельная работа с учебником Ученики читают раздел «Подробности» «Три рыцарских ордена на стр.149­150 и устно отвечают на  вопрос 1 после раздела. Запись в тетрадях: духовно­рыцарские ордены – госпитальеры, тамплиеры(храмовники), немецкий  (тевтонский) орден. После этого выполняют задание в рабочей тетраде № 64 на стр.41­42. (О каких духовно­рыцарских  орденах идет речь? ( можно это задание сделать дома). 4. Отвоевание Иерусалима Саладином. а)Слово учителя Однако власть и положение европейцев на Святой земле не было прочным. Для того, чтобы держаться в Палестине, европейцам нужно было беспрерывно противостоять всему мусульманскому миру,  окружавшему крестоносцев со всех сторон. С этой целью в 1147 г. Был провозглашен Второй  крестовый поход , который завершился ничем, рыцари так и не дошли до Палестины. (слайд №13) Запись в тетрадь: 1147 – 1149 гг. – второй крестовый поход. б)Работа с классом Посмотрите на карту Палестины и оцените, кому было проще организовать переброску войск –  крестоносцам, или мусульманам? ( Крестоносцам необходимо было удерживать узкую полоску  вдоль моря, куда дополнительные войска можно было доставить лишь короблями, либо  пробиваясь через мусульманские владения в Малой Азии. Мусульманские же владения раскинулись со всех сторон от Палестины. Поэтому их войска не испытывали больших затруднений при  нападении на Крестоносцев.) в) Слово учителя Крестоносцы терпели все больше неудач. В 1187 г. Египетский султан Салах­ад­Дин (Саладин)  принудил христиан уйти из Иерусалима. Иерусалимское королевство перестало существовать. ( слайд № 14,15. ) г) Просмотр видеофрагмента фильма «Царство небесное» о падении Иерусалима. Запись в тетрадях: 1187 г. – успешные действия Саладина, потеря христианами Иерусалима. 5. Окончание эпохи Крестовых походов. а) Слово учителя В ответ на это был провозглашен Третий Крестовый поход, который возглавили германский  император Фридрих Барбаросса, английский король Львиное сердце и французский король Филипп П. Однако этот поход не привел к желанной цели – крестоносцам удалось захватить важную крепость  Акру, но Иерусалим так и не был отбит. (слайд № 16) Во время четвертого Крестового похода 1202­1204 гг. Крестоносцы овладели столицей Византии  Константинополем и подвергли его страшному разорению. (слайд № 17­18) Учитель сообщает об окончании эпохи Крестовых походов (слайд 19.) III.Закрепление материала. Учащиеся выполняют тест (слайд № 20­24). IV. Подведение итогов урока, выставление оценок в журнал. Учитель предлагает учащимся самостоятельно подвести итог урока и определить результативность  Крестовых походов. Если учащиеся затрудняются, учитель делает это сам:По призыву папы римского рыцари и простолюдины отправились на защиту Гроба Господня. Они  ожидали найти на Ближнем Востоке лучшую долю. Так что ими двигал не только религиозный  фанатизм. Незначительные по размеру армии крестоносцев не смогли соперничать с войсками  могущественных мусульманских государств. Военные успехи европейцев скорее составляли  исключение, чем правило. (слайд № 25). V.Домашнее задание: Прочитать параграф 14­15 Выполнить задания № 70 в рабочей тетради, продолжить работу над 6. проектом «Жизнь средневекового рыцаря»

Посмотрите также