Урок проблемный:почему лишайники были названы «СФИНКСАМИ»? Учащиеся работают в группах по заданию учителя.Первая группа разрешает проблему: почему лишайники были названы «СФИНКСАМИ»?
Вторая группа рассказывает о размножении лишайников.
Третья группа представляет результаты исследовательской работы
Четвертая представляет сказку
К уроку добавлена небольшая презентация,необходимая в процессе урока,где есть ответы к кроссворду.Урок заканчивается синквейном.
лишайн.docx
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8»
с. Грушевского Александровского района
Ставропольского края
Тема урока: «Лишайники»
6класс
Горгосова Любовь Николаевна
учитель биологии задачи,
направленные на достижение предметных результатов:
Цель урока – знакомство учащихся с многообразием и особенностями строения лишайников.
Учебные
сформировать у учащихся представления о лишайниках как симбиотических организмах.
Учебные задачи, направленные на формирование личностных результатов:
умение вести диалог на основе взаимного уважения;
способствовать формированию устойчивого личного познавательного интереса к ранее
незнакомым объектам живой природы;
формировать убеждения в необходимости сохранения природы, бережного к ней отношения;
формирование у учащихся мотивации к познанию нового и научного мировоззрения на основе
проведения простейших исследований.
Учебные задачи, направленные на формирование метапредметных результатов:
развивать у обучающихся умение составлять план своих действий на уроке;
организовать деятельность учащихся по развитию учебноинтеллектуальных умений и навыков:
работать с текстом, осуществлять сравнение, обобщать и делать выводы;
Формирование УУД
Познавательные УУД:
Продолжить формирование умения находить отличия, работать с информационными текстами,
объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки.
Коммуникативные УУД
Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при
работе в группе (паре).
Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.
Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.
Регулятивные УУД
Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную
проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать
версии.
Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы,
интересоваться чужим мнением, высказывать свое.
Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при
необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
Личностные УУД
Создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
самопознанию.
Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию.
Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Оценивать
Форма урока: комбинированный урок
Формы работы:
1.Фронтальная, групповая, индивидуальная;
2.Эвристическая беседа с элементами учебного диалога;
3.Работа с текстом, рисунками, справочным аппаратом учебника;
4.Лабораторный опыт.
Формы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль.
Ресурсы урока: таблица «Лишайники», подборка дополнительных текстов, карточки, природные
объекты – лишайники, видеоролик «Лишайники».
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Методы: проблемный, частичнопоисковый.
Ключевые понятия: лишайники: накипные, листоватые, кустистые, слоевище, симбиоз.
Межпредметные
география,
собственный
экология.
группы
в
работу
вклад
связи: 1.Организационный момент.
Приветствие.
Подготовка аудитории к работе.
Проверка наличия обучающихся.
2. Проверка ранее изученного материала.
Фронтальный опрос
Дополнительные вопросы.
3. Мотивация учебной деятельности.
Эпиграфом к уроку являются слова великого английского ученого Чарльза Дарвина: (слайд № 1).
Работа с кроссвордом. Ключевое слово «Лишайники»
о
д
о
р
о
с
1
в
2
н
а
р
4
п
р
о
о
и
и
е
в
м
б
в
и
б
5
г
л
т
8
с
6
с
у
р
7
т
Л
И
3
Ш
А
Й
Н
И
и
з
л
з
и
щ
И
о
а
и
п
т
ш
я
и
ц
е
к
ы
а
К
е
з
1. Низшие растения, живущие в основном в воде.
2. Группа растений, у которых нет ни корней, ни стеблей, ни листьев.
3. Часть плодового тела гриба.
4. Организмы, питающиеся органическими веществами других живых организмов.
5. Тонкие белые нити, образующие тело гриба.
6. Так называется тело низших растений.
7. Грибпаразит
8. Тесное сожительство двух живых организмов полезное как одному так и другому. Сообщение цели урока (слайд № 2).
4. Изучение нового материала.
Актуализация знаний.
(слайд № 3).
С давних времен по свету ходит легенда о чудовище с лицом человека, телом льва и крыльями
птицы – сфинксе. Это мистическое существо всегда интересовало человека. Но это была лишь
фантазия поэтов и художников, а на самом деле ,где, в какомнибудь забытом уголке природы
найдется существо, представляющее такое сочетание двух совершенно разных организмов, каковы
мифологические полуптицы, полулюди, полузвери? Биологу на первый взгляд, такой вопрос
должен показаться просто абсурдом. И потому понятно было изумление ботаников, когда такое
загадочное существо, подобно сфинксу, нашлось в природе»
В 1885 году на улицах Москвы появилась необычная афиша. Климент Аркадьевич Тимирязев
приглашал на публичную лекцию всех желающих. Лекция называлась «Растение – сфинкс».
Слушателей собралось много. Тимирязев рассказывал о…лишайниках!
Почему лишайники были названы «СФИНКСАМИ»?
(слайд№4)
Нам предстоит ответить на этот вопрос.
Что же это за удивительные чудеса природы лишайники. Сейчас вы их увидите, просмотрев
видеофильм о многообразии лишайников и ответите на вопрос: разнообразны ли по внешнему
виду и по окраске лишайники. (слайд №5)
(слайд № 6 )
Как называется наука о лишайниках?
Лихенология (задание было дано заранее: найти в словаре название науки, которая занимается
изучением лишайников (от греческого слова leichen — означает лишай, лишайник) это наука о
лишайниках.
Для более эффективного изучения отдела лишайники я предлагаю вам поработать с текстом
учебника в группах. Работа в группах по заданию учителя.
1 группа – Прочитать на странице 104 текст о питании лишайников.
Ответить на вопросы:
1.Как вы думаете, лишайники это низшие растения или высшие? Можно ли их вообще отнести к
растениям?
2.Почему лишайник считают примером симбиоза?
3. Почему лишайники были названы «СФИНКСАМИ»?
4. Исследовательская работа
2 группа. Прочитать текст легенды и рассказать его: существует легенда о том, как однажды много
дней и ночей древнееврейский народ шёл по пустыне, по колено, утопая в сыпучем песке. Все
припасы, взятые с собой, были съедены. Люди падали от изнеможения и истощения на горячий
песок и уже готовились к смерти. Утром, когда солнце стало накалять пустыню, неожиданно
поднялся ветер. И вдруг путешественники заметили, как по песку, подгоняемые ветром, катятся
серые комочки. Ветер поднимал их кверху, и казалось, что они падают с неба. Манна, манна! С неба
падает манна! Небесная манна! Все бросились собирать эту “манну”: брали серые комочки, ели их
сухими, варили кашу и пекли лепешки.
Почему произошло это чудо? А может и.нет. Мы думаем эта легенда связана с размножением
лишайников (дальше рассказываете о размножении лишайников).
2.Прочитать текст о размножении лишайников и рассказать его.
3 группа. Прочитать текст о значении лишайников.
Ответить на вопросы:
1.Почему лишайники называют пионерами растительного мира?
2. На столе лежат духи, лакмус, желатин, краска, спирт, крахмал. Что объединяет эти вещества?
3. Исследовательская работа по получению краски из лишайников.
4. Являются индикаторами загрязнения воздуха. 5.Исследовательская работа по значению лишайников
6. Показ сказки на тему значение лишайников .
Первая группа разрешает проблему: почему лишайники были названы «СФИНКСАМИ»?
(слайд №6)
Жил был гриб одноклеточный, одинокий такой и как всегда голодный. И решил он побродить по
свету, голод утолить свой и заодно невесту себе подобрать.
Долго он ходил, искал по свету ту единственную и неповторимую. И наконец, нашел девицу
красавицу – водоросль зеленую, себе под стать, да еще и одноклеточную.
Понравилась невеста грибному жениху, и стали они вместе жить поживать, да добра наживать.
Водоросль зеленая мастерицей была, рукодельницей лепешки могла испечь крахмальные, сахара
к чаю приготовить и киселя наварить.
Да и гриб домовитый был хозяйственный. То воды принесет, то соли к столу достанет. Не житье, а
прямо сказка!
Гриб и водоросль жили долго и счастливо, и родилось у них чудо природное раньше никем
невиданное. И росло оно не по дням, не по часам, а по годам и по столетиям очень медленно!
А назвали его родители лишайником. Хорошее имя дали богатырю природному. Мог он камни
точить, горы голыми руками рушить и на скалы неприступные взбираться. А силу ему богатырскую
и выдержку прекрасную гриб и водоросль придавали, от невзгод его оберегали.
Вот такой чудесный пример дружбы и любви в природе.
А человек этой дружбе название дал научное – заморское – симбиоз.
Сказка ложь, да в ней намек добрым молодцам урок!
Что в этой сказке ложь, а что, правда – судить вам, ребята! А я так думаю, что в этой сказке
каждое слово – истинная, правда!
Вторая группа рассказывает о размножении лишайников.
(слайд №7)
Третья группа представляет результаты исследовательской работы Для определения частоты встречаемости вида лишайника осматривали все выбранные деревья от
основания ствола и до нижних ветвей.
Проведя наши исследования, можно сделать следующий вывод: Лесной массив является
экологически благополучной, т.к. сильных загрязнений воздушной среды не выявлено. А у
автомобильной дороги лишайников в малом количестве, это говорит о сильном загрязнении. Можем
сделать вывод, чем сильнее загрязнён воздух, тем меньшую площадь покрывают лишайники на
стволах деревьев. Они располагаются у основания стволов и на корнях деревьев, даже пнях. По
своему виду они напоминают мхи, это связано с заболоченным участком рассматриваемой
территории. Лишайники, обильно растущие на стволах клена и ели, являются яркими показателями
чистого воздуха. Чистотой воздуха отличается территория школьного парка. На стволах деревьев
различной породы можно увидеть плотно прилегающие к поверхности желтые диски ксантории
настенной (золотянки).
(слайд №8)
Предложили инсценировку сказки о значении лишайников
Увидела лиса бородатые деревья в лесу.
– Как же они носят такие длинные бороды? Интересно, они им не мешают?– посмотрела на
лишайники лиса.
– Пусть себе растут, они нам не мешают совсем,– ответили ей лишайники.
– Если бы у меня был такой длины хвост, я уже давно бы упала,– засмеялась лиса.
– А есть ли у вас друзья?
И тут внимание лисы привлёк маленький зверёк с пушистым хвостом, который ловко прыгнул на
ветку ели и сорвал кусочек серой бороды лишайника.
– Ты зачем сорвала кусочек длинной бороды?– задала вопрос лиса белке.
– У меня родились бельчата. Да вот беда: ещё не поспели орехи, грибы, а детки просят есть. Отнесу
им на завтрак лишайник.
– Когда ты оторвала кусочек, ему не было больно?– заботливо спросила лиса.
– Кушайте, кушайте! – сказал лишайник.– Вы белки и птицы всегда мною лакомитесь, а мышке
достается то, что упадет на дорожку, или озорник – ветер сорвёт для неё. А мне от этого большая
польза. Мои семена – споры по всему лесу разлетаются, и вырастет на одной сосне еще одна
борода.
– Ты прав, лишайник, тебя в лесу много. Но однажды я очень испугалась, что ты исчезнешь совсем.
Помнишь, к нам в лес приходили маралы. Они лакомились тобой. Мы с сорокой думали, что теперь
нам уже и ничего не останется. – Никогда не бойся за меня белка. В одном месте съедят, в другом – появлюсь, как в сказке.
– Смотри, белка, еще одни гости летят к лишайнику,– сказала лиса.
– Это маленькие птички. Слышите, как красиво они свистят:
Птички стали выбирать веточки лишайника подлиннее. Видимо для того, чтобы построить
надежное теплое гнёздышко для своих деток.
– Мы совсем немного возьмём,– сказали птички.
– Какой ты добрый дедушка – лишайник ни для кого своей бороды не жалеешь.
– Чего же её жалеть? Пусть кто как может разности мои споры по всему лесу. Я где угодно
прижиться могу: даже в птичьих гнездах.
– И даже в моём пушистом хвосте?– засмеялась лиса
– Смешная ты лиса!– сказал бородач – лишайник. Как ты будешь меня такого длинного на хвосте
носить. У тебя сейчас своих забот хватает. Лисятам нору уже подготовила?
– Давно подготовила. Скоро появятся у меня лисята, я им про тебя расскажу дедушка – лишайник.
А потом мы всем выводком придем посмотреть на тебя. Малышам будет интересно посмотреть на
твоё сказочное царство, потрогать твою длинную бороду.– Рад всегда гостям! Приходите! –
ответил лисе лишайник.
5.Проверка усвоенных на уроке знаний:
Закончите предложение:
Я узнал(а)…
Я умею…
Составление синквейна о лишайниках
6. Сообщение домашнего задания.
Параграф 19, выполнить задание в рабочей тетради № 6567 стр.44
7.Подведение итогов урока.
1.Оценить степень реализации поставленных целей.
2.Оценить работу обучающихся во время урока.
Тема урока: «Лишайники»
Тема урока: «Лишайники»
Тема урока: «Лишайники»
Тема урока: «Лишайники»
Тема урока: «Лишайники»
Тема урока: «Лишайники»
Тема урока: «Лишайники»
Тема урока: «Лишайники»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.