Тема урока: Морфемика и словообразование. Лексика и фразеология. 8 класс.

  • Разработки уроков
  • docx
  • 21.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема урока: Морфемика и словообразование. Лексика и фразеология. 8 класс.Цель: Повторить и систематизировать знания учащихся по морфемике и словообразованию, лексике и фразеологии. Повторяет знания о типах морфем; выполняет морфемный, словообразовательный и лексический анализы слов. Развивается умения рассуждать, анализировать. Тип урока: комбинированный Вид урока: урок- практикум Методы: проблемный, частично – поисковыйконспект
Иконка файла материала конспект.docx
Этапы урока Деятельность учителя Урок русского языка в 8 классе. Организационно – целевой этап: 1. Приветствие. 2. Психологически й настрой на  урок: «Круги» 1. Постановка  цели урока. Операционно –  познавательный  этап : 1. Этап проверки  дом.задания: выборочно проверка  дом.упр. Вр е мя 2 ми н 2  ми н 5  ми н Деятельность  ученика оценивание Приветствуют  учителя. Уч­ся становятся в 2  круга, вращается  внутренний круг, по  ходу говорят друг  другу комплименты. Невербальное Трудные вопросы дом. упр (анализ  текста). Прикасаться, разыскать, замочек,  непогода, каблучок, неряха, бледно­ зеленый, извозчик, придвигать,  бесхитростный. ­ Какое отношение к теме урока имеют  слова объяснительного диктанта?  Запись слов под  диктовку. Терминологический диктант: Морфема­ 1в. Корень ­ 2в. Приставка ­ 3в. Суффикс­ 4 в. Окончание – ­Чтобы правильно  написать эти слова,  необходимо знать их строение, то есть  уметь быстро делать  разбор слова по  составу. 1. Этап  5 в. Основа­ повторения  материала  «Морфе­ мика.Словообр азование» а) Объяснительный  диктант ­ Если вас попросят подобрать слова с  корнями ­дуб­ или ­xqd­, вы, конечно,  легко справитесь с заданием. ­Попробуем усложнить задание.  Подберите слова с корнями ­пт­ и ­ й­ Запишем эти корни на доске. Подсказка: Найти ответ непросто, надо подойти с  другой стороны, уйти от стереотипов,  пойти нестандартным путем. б) Работа над  ­Догадались? Ответ содержится в  Записывают и  озвучивают ответы. Взаимопровер ка Задание: выполнить словообразовательнобобщением знаний о  морфемах. вышесказанной фразе. ­ У каких слов нет окончания?  ­ Вспомните, что означает термин  «Лексика». ­ Прослушав характеристику  определенного пласта лексики,  назовите, о чем идет речь. 1) Слова, недавно вошедшие в  употребление. 2) Слова, вошедшие в русский язык  из  других языков. 3) Слова, употребляемые жителями  той или иной местности. 4) Слова, вышедшие из активного  употребления. 5) Слова, употребляемые  преимущественно людьми одной  профессии. 6) Слова, которые называют предметы  и явления, исчезнувшие из нашей  жизни. 7) Специальные слова, обозначающие  научные понятия. ­ Дайте лексическое значение слова  МИР. ­ Скажите, слово «мир» в значении  «отсутствие войны» и слово «мир» в  значении «земля со всем, что на ней  есть» ­ это просто многозначное слово  или это уже слово ­ омоним. Почему? в) Самостоятельная  работа г) Слово учителя. 2  ми н 3  ми н 3  ми н ФИЗМИНУТКА 1. Этап  повторения  материала  «Лекси­ка и  фразеология». Коррекция ый разбор и  разбор слов по  составу. 1­й вариант ­ первые пять слов  объяснительного  диктанта; 2­й  вариант ­ вторые  пять слов. Ученики называют  примеры. Слова с корнем ­ пт­ ученики найдут  сами: птица, птенец,  птаха, птичник,  птичий. Слова  найти,  подойти, уйти,  пойти как раз и  содержат искомый корень ­й­. Сильнее (сравн. ст.  прил.), страшно  (нар.), жечь (гл.  н.ф.), кино (нескл.  сущ.), спускаясь  (деприч.) ­Словарный состав  языка. ­Вспомните, что означает термин  «омонимы». ­ А что мы называем синонимами и  Неологизмы Самопроверка 1, 1, 2, 3, 1, 2,3, 2, 1. Самопроверка Взаимопровер ка самопроверка Проверка по  очереди и  объяснение  встретившихся орфограмм. нивают свою  работу, работу групп, класса. антонимами? Зачитываются словосочетания: Знаменитый художник – известный  художник; умный ребенок –  понятливый ребенок; бальный наряд –  наряд на уголь; храбрец – трус;  почитать старших – уважать старших;  дверной косяк – косяк рыбы;  крошечный кусочек – здоровенный  кусок; зеленые косы березы –  песчаная коса на море; смелый воин –  храбрый воин. ­ Скажите, в каком словосочетании  слово употреблено в переносном  значении. Почему вы так решили? ­ Самостоятельно составьте  словосочетания с записанными  словами на доске так, чтобы они были  употреблены в переносном смысле. железный, холодный, шептать, носик. ­ Проверьте, что у вас получилось. ­ Это свободные или устойчивые  словосочетания? ­ Как называются устойчивые  сочетания, по лексическому значению  близкие одному слову? Признаки  свободных словосочетаний. 1.Любое из слов  можно заменить. 2. Слово сохра­няет  свою смыс­ловую  само­стоятельность. 3. Создаются в  процессе речи, не требуют запоми­ нания. Признаки  фразеологизмов 1В их составе  нельзя заменить  одно слово  другим 2. Слово теряет  свою смысловую  самостоятель­ ность. 3. Как и слова,  используются  готовыми,  запоминаются. Заимствованные Диалектные. Архаизмы Профессионализмы. Историзмы. Термины 1. Мир. 1) Все то, что  существует на Земле и в космосе.  Происхождение  мира. 2) Земля со всем, что на ней находится.  Известен всему  миру. 3)Человеческое  общество,  объединенное по  каким­нибудь  признакам.  Капиталистический  мир. 4) отдельная  область жизни,  явлений, предметов.  Мир животных. 3  ми н Работа со словарем. Цифровой диктант 3  ми н Заполнение схемы  «Признаки свободных  словосочетаний» и  Признаки  фразеологизмов Самостоятельная  работаЭтап контроля. Творческий диктант Этап подведения  итогов. Рефлексивно – оценочный  этапомашнее  задание: Оценка работы  учащихся на уроке 2  ми н 3  ми н 2. Мир. 1) Отсутствие войны, вооруженных  действий. Борьба за  мир. 2) Соглашение  между воюющими  странами об  окончании войны.  Заключить мир. 3) Отсутствие ссоры, враждебных  отношений с кем­ нибудь. В семье  всегда мир. Омонимы, так как  между значениями  нет общего смысла учащиеся в тетради  ставят только  соответствующие  цифры: 1 – синоним;  2 – омоним, 3 –  антоним. 1.Заменить данные фразеологизмы  одним словом и записать это слово,  составить предложение с одним из  фразеологизмом. 1. Делать из мухи слона. 2. Кровь  с молоком. 3. Мозолить глаза. 4  Как две капли воды. 5. Бить  баклуши. 6. Набрать в рот воды. 7. Семи пядей во лбу. 8. Когда  рак на горе свистнет. 9.  Зарубить на носу. 10. Куры не  клюют. 1. Подобрать к данным фразеоло­ гическим сочетаниям синонимы  из другого столбика, соединив  стрелкой два фразеологизма. 2. Подобрать к данным  фразеологизмам антонимы из  другого столбика. Без задних…; брать себя в …; бросать  слова на …; взять голыми …; водить за …; не разольёшь…; вывести на чистую  …;делать из мухи …; держать язык за  …; держать камень за …; зарубить  себе на …; гроша медного не…; днём с огнём не …; в ежовых рукавицах…;  палец о палец не …;впросак …. ­ Зачем при выполнении морфемного  анализа необходимо определять к  какой части речи относится слово? ­ Какова цель лексического анализа? ­Сможете ли вы после выполненной  работы на уроке, справиться с  заданием домашней работы? ­ Что нового узнали? Что было  трудным? 1. ЛА­ родина, МА – отечество,2  ми н 8  ми н ин 2  ми н приятно. косяк 2. Определить значение  фразеологизмов: Пустить красного петуха ( поджечь что­ либо), зеница ока (самое важное),  скрепя сердце (нехотя, против своей  воли делать что –либо), морочить  голову (отвлекать от основного  пустыми разговорами, кожа да кости  (очень худой), бить ключом (активно,  энергично проявлять себя), как белка в колесе (быть в постоянных заботах,  хлопотах) Нарисуйте в тетради ваше настроение Железный характер, холодный взгляд,  шепчет ветерок,  носик чайника. Фразеологизмы. Работают в парах. Работают  самостоятельно. Рабтают  самостоятельно. Записывают начало  фразеологизма под  диктовку учителя и  самостоятельно  продолжают  фразеологизм. Чтобы узнать  изменяемое слово  или нет, т. к. у  неизменяемого слова нет окончания. Ответы уч­ся Запись дом.задания. смайлики

Посмотрите также