Тема урока по биологии на тему: "Виды корней. Типы корневых систем." (6 класс)
Оценка 4.9

Тема урока по биологии на тему: "Виды корней. Типы корневых систем." (6 класс)

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
биология
6 кл
25.03.2017
Тема урока по биологии на тему: "Виды корней. Типы корневых систем." (6 класс)
Цель урока: Знакомство учащихся с органами растения, познакомить с функциями корня, многофункциональности этого органа, показать, что каждое растение имеет не один корень, а корневую систему, показать, что корни. Научить учащихся распознавать на учебных объектах типы корневых систем. Показать значимость корневой системы для растения. В процессе урока учащиеся ответят на такие вопросы: Перечислите виды корней. Какие типы корневых систем вы знаете и в чем их особенности? Как влияет тип почвы на корневую систему? Какую корневую систему имеют однодольные и двудольные растения?
Биология 6 класс интер.docx

Биология 6 класс

Тема урока: Виды корней. Типы корневых систем.

Цель: формировать представление учащихся о видах и типах корневых систем.

Задачи:

·         продолжить знакомство учащихся с органами растения, познакомить с функциями корня,  многофункциональности этого органа, показать, что каждое растение имеет не один корень, а корневую систему, показать, что корни.

·         научить учащихся распознавать на учебных объектах типы корневых систем.

·         показать значимость корневой системы для растения.

Методы и методические приемы: словесный, наглядный, практический

Тип урока: комбинированный

Оборудование:

Презентация по теме « Виды корней. Типы корневых систем»

Комнатные растения.

Комнатное растение с корневой системой, выросшей в водном растворе.

Ход урока

I.                   Организационный момент.

Готовность к уроку, отсутствующие, выяснение непонятных вопросов при подготовке к уроку.

II. Контроль  знаний

Фронтальный устный опрос по теме «Семя»

1.                 Каково внешнее и внутреннее строение семени фасоли?

2.                 Каково внешнее и внутреннее строение семени пшеницы?

3.                 Какие условия необходимы для прорастания семян?

4.                 Почему разные семена растений не высевают  в одно время?

5.                 Какое значение имеют семена в природе и жизни человека?

6.                 Какое биологическое значение имеет тот факт, что первым за пределами кожуры появляется зародышевый корень?

III.                         Изучение нового материала

Активизация учащихся к изучению новой темы

 Сегодня нам предстоит заглянуть туда, куда мы заглядываем достаточно редко. У окружающих нас растений обычно мы видим только их надземную часть – побег (демонстрация любого комнатного растения в цветочном горшке). Но ведь у растений под землей тоже есть органы. Эти органы называются корни.

Кто-нибудь из вас пытался заглянуть в цветочный горшок? Давайте с вами совершим маленькое путешествие (демонстрация комнатного растения в банке с водой). Посмотрите, как много корней  даже у такого маленького комнатного растения.

 А представьте, как много корней окружающих нас растений сокрыто от наших глаз.

 СЛАЙД № 3

Ученые подсчитали, что общая длина корней у одного растения пшеницы составляет 600 км. Раз у растения так много корней, значит, они  нужны растению и играют важную роль в его жизни. СЛАЙД № 4

1. Функции корня.  СЛАЙД № 5

Давайте с вами выясним, какие функции выполняет корень. СЛАЙД № 6-7

Один писатель так написал о деревьях: “Шумят летом деревья в налетевшем теплом ветре; низко склоняют ветви, теряя желтую листву в сырую осеннюю непогоду; сгибаются, скрипят и стонут в порывах снежных метелей и бурь…” Но ведь почти всегда им удается устоять. Как же это у них получается? (ответ учащихся). Действительно, все очень просто, деревья крепко держатся за землю своими корнями. Поэтому говорят, что корни выполняют опорную функцию.

Вы знаете, что комнатные растения или растения на ваших земельных участках необходимо поливать и иногда подкармливать. Куда поступает вода и питательные вещества? (ответ учащихся). Конечно, в почву. А в почве есть корни. Значит, благодаря корню в растение поступают вода и минеральные вещества. СЛАЙД № 8-9

Ребята, вы знаете, что обычно различные баночки с аппетитными вареньем, компотами и другими вкусностями мама убирает в погреб про запас. Вот так и клетки корней могут накапливать необходимые растению вещества, поэтому корни часто служат подземной кладовой, т.к. в них могут накапливаться запасные вещества. СЛАЙД № 10

  Таким образом, корень выполняет следующие функции: СЛАЙД № 11

·         опорная,

·         всасывает воду и минеральные вещества из почвы,

·         запасает вещества.

Мы можем сказать, что корень играет очень важную роль в жизни растения. А что же такое корень? Как вы объясните?

Корень – это вегетативный орган растения, обычно находящийся под землей.

2.Виды корней.

Вернемся к проросткам. Если бы нам удалось проследить постепенное развитие корня, то мы бы увидели следующую картину  СЛАЙД № 12-14 Через 2-3 дня после своего появления из семени зародышевой корешок начал постепенно утолщаться в своей верхней части. Это образовался главный корень. По мере роста всего проростка главный корень растет вертикально вниз, а на нем появляются боковые корешки, которые тоже растут. Они появляются сначала вблизи основания главного корня, а уж потом ближе к его кончику, но никогда не растут на самой верхушке.

Посмотрите на проращенные семена на ваших столах и найдите на них главный и боковые корни. Корни также могут образовываться на нижней части побега, и тогда их называют придаточными. Границу между стеблем и корнем можно увидеть на вашем проростке фасоли, т.к. стебель намного толще корня. СЛАЙД № 15

Выполните  в рабочей тетради задание

img013 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Чтобы усилить появление придаточных растений проводят окучивание путем подсыпания к основаниям побега земли это необходимо для повышения урожая, к примеру, у таких растений как картофель, томаты, кукуруза и других культурных растений. СЛАЙД № 16

3. Типы корневых систем.

Постепенно у растения образуется множество корней, которые могут ветвиться. Вместе все корни одного растения образуют корневую систему. СЛАЙД № 17

Корневую систему различных растений разделяют на два типа.  Если у растения хорошо различим главный корень, и от него отходят многочисленные боковые, как вы видите на слайде, такую корневую систему называют стержневой. Такие корневые системы характерны для двудольных растений. СЛАЙД № 18

Но помимо двудольных растений, как вы знаете, существуют еще и однодольные.

СЛАЙД № 19

У таких растений зародышевый корешок в проростке перестает расти вскоре после появления из семени. При этом от основания стебля начинает развиваться множество придаточных корней. Все эти корни имеют примерно одинаковую длину и толщину. Они образуют как бы пучок, или мочку, у основания стебля. Такую корневую систему называют мочковатой. Она встречается, к примеру, у лука, лилий. СЛАЙД № 20

img013Выполнение в рабочей тетради задания № 2,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

У вас на столах лежат растения, посмотрите и скажите какую корневую систему имеет подорожник и одуванчик?

3.      Характер расположения корней.

Характер расположения корней растения в почве во многом зависит от того, на какой почве обитает растение. СЛАЙД № 21

Так у деревьев, кустарников и трав, произрастающих на засушливых почвах, корневая система может уходить на глубину десятки метров, потому что вода в таких почвах находится на очень большой глубине. Подумайте, какие растения засушливых мест вы знаете? ( Верблюжья колючка имеет корень до 20 метров)

А у растений, находящихся на хорошо увлажненной и даже болотистой почве, корни располагаются близко к поверхности. Почему? Действительно, им не нужно проникать на большую глубину в поисках влаги. Назовите примеры таких растений.

А теперь давайте попробуем определить типы корневых систем на гербариях.

 Рассмотрите гербарные образцы растений и разделите их на растения  с мочковатой и стержневой корневой системой. ( Дети называют растения со стержневой и мочковатой корневой системой)

 

 Ребята! В вопросах ЕГЭ есть  такое задание: при посадке лука, луковицы бросали как попало.  Вырастут ли они корешками вверх? (ответы детей) Конечно нет! У корней и стеблей есть определенные направления роста. Стебли растут вверх к свету и это называется фототропизм, а корни вниз – геотропизм. СЛАЙД № 22

Это можно доказать  следующим опытом: горшок с растением положить на бок и через 4 дня стебли повернут и будут расти вверх, и корни вниз

IV. Закрепление:

0.       Перечислите виды корней.

1.       Какие типы корневых систем вы знаете и в чем их особенности?

2.       Как влияет тип почвы на корневую систему?

3.       Какую корневую систему имеют однодольные и двудольные растения?

4.       СЛАЙД № 23 Тест 1.Первым при прорастании семени появляется корень:

а) главный;

б) боковой;

в) придаточный;

г) главный или боковой.

2. Мочковатая корневая система характерна для растений:

а) пшеницы и ржи;

б) ржи и лопуха;

в) лопуха и одуванчика;

г) одуванчика и подорожника.

3. Стержневая корневая система характерна для растений:

а) одуванчика и подорожника;

б) подорожника и лопуха;

в) лопуха и одуванчика;

 г) все ответы верны.

6.СЛАЙД № 24. Какой тип корневой системы у цикория и овса? Фасоли и одуванчика?

V. Подведение итога урока

Релаксация

Сегодня на уроке мы узнали, что существует три вида корней: главные, боковые и придаточные. Главные корни развиваются из зародышевого корешка семени. Боковые  корни растут от главного, а придаточные от стеблей, листьев.

Мы познакомились с типами корневых систем: стержневая и мочковатая.  Цветковые растения класса однодольные имеют мочковатую корневую систему, а класса двудольные – стержневую.

СЛАЙД № 25. На следующих уроках мы узнаем, по каким признакам можно еще определять принадлежность растений к классу однодольные и двудольные. Узнаем о том, как японцы могут выращивать сады на подоконниках, развивая искусство бансай. Их растения имеют высоту 40-60 см., хотя нередко достигают возраста 100-120 лет!

 

Выставление и комментирование  оценок, благодарность учащихся за работу на уроке. СЛАЙД № 26

 

VI. Домашнее задание: СЛАЙД № 27

§     , вопросы к параграфу


 

Биология 6 класс Тема урока:

Биология 6 класс Тема урока:

Конечно, в почву. А в почве есть корни

Конечно, в почву. А в почве есть корни

Такую корневую систему называют мочковатой

Такую корневую систему называют мочковатой

Стержневая корневая система характерна для растений: а) одуванчика и подорожника; б) подорожника и лопуха; в) лопуха и одуванчика; г) все ответы верны

Стержневая корневая система характерна для растений: а) одуванчика и подорожника; б) подорожника и лопуха; в) лопуха и одуванчика; г) все ответы верны
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.03.2017