Методическая разработка раздела программы
Оценка 4.7

Методическая разработка раздела программы

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
биология
6 кл
24.03.2017
Методическая разработка раздела программы
В условиях динамически развивающегося мира все большое значение приобретает биологическое образование, обеспечивающее формирование у школьников биологической культуры – одной из важнейшей составляющей общей культуры человека.Курс «Биология. Бактерии. Грибы. Растения» для 6 класса выступает первым биологическим курсом, «азбукой школьной биологии». Актуальность раздела «Царство Растения»обусловлена противоречием между растущим интересом учащихся к природе родного края, необходимостью реализации компетентностно-ориентированного подхода в преподавании биологии и сложностями решения данных задач в рамках имеющейся программы.
Методическая разработка раздела.docx

Муниципальное образовательное учреждение

Ошминская средняя общеобразовательная школа

 

 

 

 

Методическая разработка раздела

образовательной учебной программы по биологии

 

 по теме«Царство Растения»

 

Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс

 

 

 

 

 

                                                             Выполнила:

Чикишева Светлана Геннадьевна,

учитель биологии 

 первой квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с. Ошминское

2014

 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

1.                               Пояснительная записка………………………………………………3-4

2.                               Цели и задачи раздела………………………………………………..5-6

3.                               Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала обучающимися в соответствии с возрастными особенностями…………………………………………7-9

4.                               Ожидаемые результаты освоения раздела программы……………..10-11

5.                               Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методом, форм организации деятельности обучающихся…………………………………………..12-18

6.                               Система знаний и система деятельности…………………………….19-20

7.                               Календарно - тематическое планирование по разделу………………21

8.                               Методическая разработка урока……………………………………...22-33

9.                               Список используемой литературы…………………………………...34-35

10.                           Приложения……………………………………………………………36-60

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Пояснительная записка

 

В условиях динамически развивающегося мира все большое значение приобретает биологическое образование, обеспечивающее формирование у школьников биологической культуры – одной из важнейшей составляющей общей культуры человека.

Биология – это наука, которая:

Биология (от греч. bios — жизнь, logos — наука) — наука о жизни, об общих закономерностях существования и развития живых существ. Предметом ее изучения являются живые организмы, их строение, функции, развитие, взаимоотношения со средой и происхождение. Подобно физике и химии она относится к естественным наукам, предметом изучения которых является природа.

Курс «Биология. Бактерии. Грибы. Растения» для 6 класса выступает первым биологическим курсом, «азбукой школьной биологии».

Актуальность раздела «Царство Растения»обусловлена противоречием между растущим интересом учащихся к природе родного края, необходимостью реализации компетентностно-ориентированного подхода в преподавании биологии и сложностями решения данных задач в рамках имеющейся программы.

Основным мотивом создания разработки раздела программы по биологии В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой, темы «царство Растения» является то, что:

1.В 6 классе происходит формирование базовых знаний и умений по теме «Царство Растения», необходимых для дальнейшего изучения  этой темы  в биологии;

2.Происходит  развитие познавательного интереса к  теме «Царство Растения», вовлеченности учащихся в изучение темы с использованием  краеведческого материала;

3.Формируются основы важных компетенций (готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач).

Реализуя содержательно-методическую направленность при разработке раздела необходимо опираться на следующие приоритеты:

 1. Обеспечение личностной успешности школьников, с учетом индивидуальных особенностей;

2.Системное обучение работе с гербарными образцами;

3.Системное обучение работе с различными видами и стилями     информации.

При разработке раздела учитывалось взаимодействие научного, культурологического, гуманистического, личностно-деятельностного подходов.

Актуальность программы обусловлена противоречием между растущим интересом учащихся к природе родного края, необходимостью реализации компетентностно-ориентированного подхода в преподавании биологии и сложностями решения данных задач в рамках имеющихся программ,

Методическая разработка раздела программы предусматривает  выбор учителем средств, методов и форм организации учебной деятельности с учетом психолого - педагогической характеристики учащихся, развитие их самостоятельности при изучении предмета.

 

 

2.Цели и задачи раздела

При разработке методического раздела обозначились следующие  цели и задачи:

Цель курса – дать учащимся базовые знания об экологическом и систематическом разнообразии растений.

 

Задачи:

Образовательные:

1.Образовательные:

§        Формирование знаний о многообразии и особенностях организации основных групп растений;

§        Формирование представлений о взаимосвязи строения и жизнедеятельности растений;

§        Выявление взаимосвязей компонентов живой природы с окружающей средой и их взаимодействие;

§        Раскрытие значения растений;

§        Формирование знаний о классификации и происхождении растений;

§        Формирование знаний об экологической и хозяйственной роли растений.

Развивающие задачи:

§        Развитие познавательных интересов и способностей учащихся;

§        Развитие речи, воображения, мышления, основ коммуникативных умений;

§        Развитие у учащихся умений проводить наблюдения за живыми объектами, работать с лабораторным и экскурсионным оборудованием, проводить простые опыты и ставить эксперименты по изучению жизнедеятельности растений;

§        Привитие учащимся интереса к познанию объектов живой природы, в том числе при изучении природы родного края

 

Воспитательные:

1.Воспитание бережного отношения кприроде;

2.Эстетическое воспитание на примере красоты различных видов растений;

3.Развитие способностей к самообразованию;

4.Формирование личностного отношения к полученным знаниям;

5.Формирование нравственного опыта и культуры общественного поведения в коллективной жизни, совместной деятельности и общении.

6. Использование СМИ для развития мотивации учебно-познавательной деятельности.

7. Применение полученных знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально – ответственного поведения в ней.

8. Воспитание позитивного ценностного отношения к природе, как к общечеловеческому достоянию.

 

 

3.Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала обучающимися в соответствии с возрастными особенностями

Подростковый период – это период бурного роста и развития организма, когда происходит интенсивный рост тела. Этот период обычно называют трудным, подчеркивая чрезвычайный и сложный характер глубоких качественных изменений, которые происходят в этот период и в организме, и психике человека.  6 класс, то есть 10-12летний возраст, пограничный между детством и отрочеством.

Контингент школьников подросткового возраста  - это ученики средних классов. Обучение и развитие в средней школе специфически отличается от младшей школы, усиливается это и «кризисностью» возраста.

Непоследовательность поведения, перепады настроения, неожиданные выходки подростков заставляют говорить об особом «подростковом комплексе», подчеркивая специфику этого возраста и особо сложные задачи, которые он ставит перед воспитателями и родителями.

Подростковый возраст традиционно делится на две фазы: негативную (собственно критическую) – младший подростковый возраст (10-12 лет), и позитивную – старший подростковый возраст (13-15 лет).

Социальный статус подростка остается прежним: все подростки учатся в школе, находятся на иждивении родителей или государства. Отличия отражаются во внутреннем содержании, иначе расставляются акценты: семья, школа и сверстники приобретают новые значения и смыслы.

Необходимо учитывать, что в этот период подросток живет как бы в особом мире, характеризующийся рядом противоречий.

1.Физиологические противоречия. Во время ускоренного роста довольно часто возникают несоответствия в темпах развития отдельных органов и частей тела (например: лицевая часть головы вырастает быстрее, чем черепная коробка; рост конечностей опережает рост корпуса и т.д.). Возникает угловатость, неловкость в движениях. Неожиданные приступы утомления сменяются повышенным мышечным тонусом и сверхактивностью в движениях. Но главное противоречие обусловлено половым созреванием. Это вызывает резкое усиление общего обмена веществ, что приводит не только к подъему энергетического тонуса, но и к повышению нервного тонуса (увеличивается чувствительность, раздражительность). Пустяковы раздражители могут привести к смене настроения, а длительное воздействие приводит к функциональным расстройствам нервной системы ( вялость, нарушения сна, рассеянность и т.д.)

2.Противоречия социальной ситуации. Подросток вынужден пребывать как бы в ножницах двойной морали. С одной стороны, взрослые продолжают применять к нему «детскую мораль», с другой – начинают использовать

«мораль взрослых», требуя, чтобы подросток самостоятельно планировал и контролировал свои действия по выполнению растущего круга обязанностей.

Происходит разрыв между правами и обязанностями подростка. Ребенок требует, чтобы ему предоставили свободу и права, не понимая, что это сопряжено с ответственностью.

3.Психологичекие противоречия. К 10-12 годам мышление ребенка развивается до уровня логических операций, ему оказываются доступными абстракция и обобщения. Этому способствует программа школы, в которой подростки знакомятся с основами мышления.

Мышление подростка позволяет ему выделить определенные объекты из системы связей с другими объектами, прослеживать судьбу этих выделенных объектов, их изменения и превращения. На этом этапе познавательного развития подросток испытывает потребность в построении целостной картины мира, в котором  он живет. Для ее построения он остро нуждается в выделении устойчивых, неизменных объектов, которые бы послужили своеобразными опорами при построении систем отсчета. В познании законов физического мира это, оказывается, сделать намного легче, чем в познании законов межчеловеческих отношений и социального мира.

Развертывается огромная. Напряженная внутренняя работа по самопознанию, самооценке, самоиспытанию, самоопределению. Это необходимо, так как нельзя прийти к самовоспитанию и самосовершенствованию, к самокритике и самоконтролю. Но для выполнения ее подростку нужны не только педагогические беседы, но и реальные испытательные житейские ситуации.

 

 

4.Ожидаемые результаты освоения раздела программы.

В результате изучения раздела «Царство Растения» учащиеся должны:

А) Знать/понимать:

·          характерные признаки царства Растения, отличающие его от других царств живой природы

·          принцип деления растений на низшие и высшие

·          особенности жизненных циклов основных групп растений

·          общую характеристику основных групп растений

 

Б) уметь:

·          давать общую характеристику основных групп растений,

·          классификационное положение различных представителей царства Растения

·          сравнивать растения различных систематических групп между собой, делать выводы

·          работать с карточками-определителями для выявления систематического положения растений

·          давать описание растений по гербарным материалам, сравнивать, делать выводы об их принадлежности к той или иной систематической группе

В)Использовать приобретенные знания и умения в реальной жизни для решения практических задач:

·          объяснять роль растений в природе и их практическое значение

·          понимать эстетическую ценность растений и необходимость бережного отношения к природе

 

 

5.Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности учащихся.

Для развития творчества учащихся используется не одно отдельно взятая технология или подход, а совокупность методов и приемов нескольких, что дает большую эффективность  и позволяет учителю выстраивать учебную деятельность, исходя из потребностей учащихся и социального заказа общества.

Технология критического мышления.

Основные стадии учебного действия «вызов - осмысление-рефлексия». Использовать как прием обучения на уроке или на каком-либо его этапе помогает включить в творческий процесс целый класс.

Использование пятиминутных эссе, небольших дискуссий,  побуждают ребёнка искать образы в уже имеющемся личном  практическом опыте, применять их в новых условиях и создавать новый ни на что не похожий свой продукт, а это уже творчество. Для развития умения рефлектировать полезен приём З-Х-У (Знаем - Хотим узнать - Узнали).

Игровые технологии.

По Г.К. Селевко существуют следующие виды игры:

ü  сюжетные,

ü  ролевые,

ü  деловые, 

ü  имитационные,

ü  драматизации.

В качестве примера приведу  употребляемые мной игровые приёмы на отдельных  этапах урока. Приём имитации различных отделов растений (одна группа учащихся имитируют зеленые водоросли, бурые водоросли, папоротники и т.п., а другая группа учащихся называет их и обосновывает свой ответ).

Дети получают свои роли, вместе создают или следуют уже созданному сюжету. Действие участников игры считаются успешными или нет в соответствии с принятыми правилами. Игроки могут свободно импровизировать в рамках выбранных правил, определяя направление и исход игры.

В данном случае школьники получают возможность двигаться, менять позы, что немаловажно для уроков биологии.

     Последнее время огромное внимание уделяется применению в школе здоровьесберегающих технологий и поэтому важно использовать на уроках физкультминутки с музыкальным и визуальным сопровождением. Целебное воздействие музыки отмечали еще великие ученые Древней Греции: Платон, Гиппократ, Аристотель и др. По мнению великого Авиценны, звуки, построенные в гармоничную, связную композицию, способны возносить душу от слабости к силе. Платон считал, что музыка помогает выработать стойкий характер. Методику проведения некоторых антистрессовых комплексов упражнений я предлагаю вашему вниманию.

Упражнения, направляющие энергию на использование потенциала мозга без напряжения.

«Кнопки мозга». Сложите ладони перед грудью пальцами вверх, не дышите, сдавите изо всех сил основания ладоней. Напряжены мускулы плеч и груди. Теперь втяните живот и потянитесь вверх. Как будто, опираясь на руки, выглядываете из окна. Всего 10-15 с и стало жарко. Повторите 3 раза.

Сложите руки в замок, обхватите ими затылок, направьте локти вперед. Потяните голову к локтям. Не сопротивляйтесь, растягивайте шейный отдел позвоночника. Тяните ровно - так, чтобы было приятно, 10-15 с.

Минутный массаж ушных раковин: осторожно поворачивайте уши три раза снизу вверх. Делайте упражнение, когда вы рассеяны. Разотрите хорошенько уши - вначале только мочки, а потом все ухо целиком ладонями: вверх - вниз, вперед - назад, при этом поцокайте языком как лошадка 15-20 с. Упражнение подготовит к напряженной работе.

«Ленивая восьмерка». Вытянуть вперед руку, сжатую в кулак и с поднятым вверх большим пальцем. Затем начать медленно описывать в воздухе большой знак бесконечности (в виде лежащей восьмерки). Далее следует повторить это упражнение по 4 раза каждой рукой, потом - сцепив обе руки. На последнем этапе необходимо включить все тело, описывая эту восьмерку уже всем корпусом. Упражнение не только «заряжает мозги» - это отличное коррекционное упражнение после работы на компьютере.

«Ворона». Произнесите «Ка-аа-аа-аар». При этом старайтесь поднять как можно выше мягкое небо и маленький язычок - 6 раз. Затем попробуйте делать это беззвучно и с закрытым ртом.

Дыхательная гимнастика.

 Носовое дыхание. Своей задачей ставим обучение ребенка правильному физиологическому дыханию, которое предполагает активное участие в дыхательном процессе диафрагмы, дыхательную релаксацию, дыхание носом, всем телом. В первую очередь обращаем внимание на носовое дыхание, так как нос фильтрует воздух и защищает дыхательную систему человека от пыли и грязи. Нос служит барьером на пути не только пыли, но и различных микробов, обитающих в воздухе. Слизистая оболочка носа обладает бактерицидными свойствами, поэтому многие болезнетворные бактерии задерживаются и погибают здесь. Закаливающее носовое дыхание: сжать пальцы в кулак, во время вдоха широко открыть рот и насколько возможно высунуть язык, стараясь его кончиком достать до подбородка, выдохнуть, разжав пальцы.

«Дыхание плача». Представьте себе, что вы плачете - делаете вдох, на всхлипе. После вдоха - паузы нет, сразу делаете продолжительный выдох (можно произносить звук «хооо», «фууу», «фффф»). После выдоха следует естественная пауза 1-2 с (в это время не дышать). После этого снова сделать короткий вдох.

Я считаю, что игровые технологии являются эффективными приемами в изучении языка. Увлекательность учебного процесса, новизна предмета не оставляют детей равнодушными.  А где интерес, там и дети. Поэтому на каждом уроке у меня присутствуют элементы игры, и тем самым происходит внедрение в обучение здоровье сберегающих технологий, а это ведет к снижению показателей заболеваемости детей.

Метод проектов. ( Дж. Дьюн).

      Одним из действенных способов организации учебной и воспитательной деятельности учащиеся на уроках  биологии в 6 классе является проектная методика. Учащимся  предлагается определенная, взятая из реальной жизни, проблема, знакомая и значимая для них. Чтобы решить ее, учащиеся должны приложить имеющиеся у них знания и сформированные умения и навыки, а также новые, которыми еще предстоит овладеть. При работе над проектом знания по биологии  выступают как средство, с помощью которого учащиеся получают необходимые им сведения, и как способ общения друг с другом.

Проектная методика, как способ организации исследовательской  и природоохранной деятельности может быть использована на любом этапе обучения. В зависимости от сформированных у учащихся коммуникативных умений и навыков на уроках по биологии  будут варьировать типы и содержание проектов. Можно выполнить следующие виды проектов:

 -  творческие (выпустить совместную газету, устроить праздник для своего класса);

 -  ролевые, игровые, которые предлагают участникам принять на себя роли, определенные содержанием проекта;

- исследовательские;

- природоохранные проекты.

     Мы в разделе «Царство Растения» выполняем информационный проект, где участники собирают определенную информацию о редких видах растений и выступают с сообщениями.

Использование проектной методики на уроках биологии и в воспитательной работе в разделе «Царство Растения» позволяет соблюсти деятельный характер обучения экологическим знаниям, сделать процесс обучения интересным и увлекательным для учащихся. Данный метод в целом и в частности на каждом из своих этапов включает воображение, творческую активность учащихся.

           В работе я использую свои игры: «ДА – НЕТ –ка», «Третий – лишний»,«Закончи фразу» и другие.В практике часто использую игры соревновательного характера на уроках и во внеклассной работе. Биологические игры часто предполагают проблемный характер обучения: есть проблемный вопрос, на который надо найти ответ, что стимулирует учеников к творческому поиску.

Четкое планирование ожидаемого результата деятельности учащихся может привести  к высокой результативности учебно-воспитательного процесса. Применение современных образовательных методов и технологий позволяют осуществить контроль достижения задач и целей урока. Разрабатывая уроки по биологии, необходимо решить проблему отбора и структурирования содержания учебного материала, определить методы и приемы, которые будут применяться на данном уроке.

Широкое распространение в образовательном процессе получают современные педагогические технологии. Одной из таких является технология групповой деятельности. Установлено, что совместная деятельность опосредует межличностные отношения. В совместной деятельности рождается групповой эффект, и это увеличивает возможности каждого человека. Организация групповых способов обучения может быть комбинированной и включать различные формы: групповую, парную, индивидуальную. Но доминирующую роль имеет групповое общение.

Выделяют пять уровней групповой учебно-познавательной деятельности.

1.Фронтальная работа в классе, направленная на достижение общей цели;

2.Работа в статичных парах;

3.Групповая организация учебных занятий (на принципе дифференциации);

4.Межгрупповая работа (каждая группа имеет свое задание в общей цели);

5.Фронтально-коллективная деятельность.

Групповая технология – это особый способ организации деятельности, который включат в себя следующие моменты: взаимное обогащение учащихся, организацию совместных действий, распределение заданий, коммуникацию, обмен способами действий, взаимопонимание и рефлексию.

Данная технология требует временного разделения класса на группы для совместного решения определенных задач. Главными особенностями организации групповой работы учащихся на уроке являются:

- класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;

- каждая группа получает определенное задание и выполняет его сообща под руководством лидера группы или учителя;

- задания в группе выполняется способом, позволяющим учитывать и оценивать индивидуальные успехи каждого члена группы;

- состав группы непостоянный, при формировании учитывается эффективность выполнения задания и реализации учебных возможностей каждого.

Одно из самых важных условий – продуманное комплектование групп.

Комплектуются группы следующим образом:

1. по уровню учебных успехов учащихся;

2. по характеру межличностных отношений.

Можно объединять по однородности ( гомогенная группа) или по разнородности (гетерогенная группа) учебных успехов. Гомогенные группы могут состоять из сильных, средних или даже слабых учеников.

Комплектование групп можно осуществлять:

-по определенному признаку, который задает учитель или лидер группы (по первой букве имени: гласная или согласная; в какое время года родился: на четыре группы; по цвету глаз и т.д.);

-по выбору лидера (лидер в данном случае может либо назначаться организатором, либо выбираться членами групп, а лидер набирает себе команду);

-по выбору педагога (решая определенные педагогические задачи, учитель может объединить учеников с близкими интеллектуальными возможностями, со схожим темпом работы, а может создать равные по силе группы).

Решение обучающих и воспитательных задач лучше осуществлять в гетерогенной группе, где создаются благоприятные условия для взаимодействия и сотрудничества. Сильный ученик поведет за собой остальных (учит не только учитель, но и ученики учат друг друга).

Кроме того, психологи рекомендуют подбирать в группу учащихся, между которыми сложились отношения доброжелательности, так как при этом условии возникает психологическая атмосфера взаимопонимания и взаимопомощи, снижается тревожность и страх. Именно в группе происходит обучение рефлексии, то есть умению смотреть на себя, на свою деятельность со стороны, понимать, что ты делаешь, зачем и почему ты делаешь и говоришь то или иное, и оценивать свои действия

Роль учителя должна в себя включать функции организатора и  режиссера урока, быть соучастником коллективной деятельности. Его действия должны заключаться в следующем: объяснить цели предстоящей работы, разбить учащихся на группы, раздать задания, контролировать ход работы( участие в работе группы, но без навязывания своего мнения), подвести итоги, оценить (но после самооценки учащихся).

Групповая работа складывается из следующих элементов:

1.Подготовительный этап:

- постановка познавательной задачи;

- инструктаж;

- деление на группы;

- раздача дидактического материала группам;

2.Групповая работа:

- знакомство и планирование работы;

- распределение заданий;

- выполнение;

 - обсуждение;

- подведение итогов;

3.Заключительная часть:

- сообщение о результатах работы;

- анализ выполнения, рефлексия;

- получение общего вывода о групповой работе и достижения поставленной задачи.

Групповая форма работы на уроке может применяться для решения всех дидактических задач, и особенно целесообразно применять при проведении практических работ, работ- практикумов.

В ходе такой работы максимально используются коллективные обсуждения результатов, взаимные консультации.

Преимущества групповой работы:

-грамотно организованная работа в группе, работает на сохранение психического и физического здоровья учащегося;

-формирует навыки общения, сотрудничества, взаимопомощи;

в результате общения достигается взаимопонимание, столь необходимое для развития личности;

-учит участвовать и контролировать свое участие в работе группы, уважать ценности и правила, принятые группой, обосновывать свое мнение и отстаивать собственную позицию;

-у каждого учащегося есть возможность выдвинуть и реализовать идею;

-улучшает творческое мышление, учит самооценке и самоуважению;

-не дает возможности спрятаться, задействованы все;

-вклад и участие каждого члена повышает производительность в целом;

-совместная работа в небольших группах – ключ к успеху коллектива.

Достоинства групповой организации учебной работы учащихся на уроке очевидны, но ее нельзя противопоставлять другим формам.

 

6. Система знаний и система деятельности

Эта технология предполагает, что постепенно (по мере освоения учениками способов учебной деятельности) учитель перестает быть главным носителем новой учебной информации и организует работу учеников таким образом, чтобы они сами извлекали новые сведения из различных учебных источников биологических знаний.

Вместо вопросов и заданий на освоение собственно-биологического содержания: например, как называется источник, из которого мы узнаем о растениях, каковы особенности строения представителей отдела Моховидные и т.д., учитель будет ставить вопросы, связанные с управлением действиями учеников:

·                 для выбора (поиска) учениками источников своей учебной познавательной деятельности, например: по какому источнику лучше всего изучать папоротники;

·                 для планирования, выбора или проговаривания способов своей деятельности: по какому плану следует изучать строение и особенности местообитания цветковых растений, каковы причины широкого распространения ихв природе;

·                 для рецензирования результатов работы одноклассников или самоанализа школьниками результатов своей деятельности, учитель  предлагает  сделать анализ правильности выполнения задания и при необходимости объяснить, какие ошибочные действия вы (одноклассники) совершили.

В итоге нужно стремиться к тому, чтобы к концу обучения логика освоения нового материала сводилась к:

ü     постановке учителем заданий на определение учениками целей, планов (а иногда и темы) своей учебной работы и их выполнение;

ü     постановке заданий на выбор источников для выполнения работы, их отбор и предъявление;

ü     постановке заданий на уяснение школьниками способов изучения материала на основе избранных источников и осуществление ими соответствующих приемов работы;

ü     постановке заданий на анализ школьниками результатов своей деятельности, их оценка – анализ и коррекция учителем результатов работы.

В разделе также рекомендуется использование технологий, связанных с поэтапным освоением учащимися новых умений. Шаг за шагом ученики осваивают правила выполнения тех или иных учебных действий, учитель показывает им образцы правильного осуществления действий (например, как делать сравнение биологических объектов), далее ученики выполняют учебные действия с опорой на правило, а затем учатся использовать осваиваемые умения в нестандартных ситуациях.

При освоении сложных умений, состоящих из нескольких операций (например, умения работать с источником), используется прием пошагового освоения способов учебной деятельности.

При освоении несложных умений используется прием подведения учащихся к самостоятельному определению правил выполнения учебных действий, когда сначала школьники под руководством учителя интуитивно выполняют действия, затем анализируют свои операции и формулируют правило их рационального выполнения.

Для развития мыслительных умений предлагается широкий круг проблемно-познавательных заданий: на самостоятельное определение понятий по изученным признакам, на анализ, сравнение, обобщение, на критический анализ источников информации, на умение различать мифологические и биологические факты, на выявление оценочных суждений и т. д.

Особое место в обучении, на основе данного раздела, отводится развитию познавательного интереса учащихся к биологии. Помимо традиционных приемов и методов перечислю аудиовизуальные приемы, используемые при разработке уроков на электронных носителях:

·                 приемы эмоционально-образного воздействия (использование музыкальных фрагментов, фрагментов научно-популярных и художественных видеофильмов);

·                 приемы пропаганды произведений художественной литературы (Приложение 1) и изобразительного искусства;

·                 приемы анимации изобразительной наглядности, мультипликации, декламации поэтических произведений.

В разделе предусмотрено использование исследовательских технологий, связанных с приобщением шестиклассников к элементам научного творчества.  Задания этих видов не являются обязательными для учащихся, они выполняются на добровольной основе, вместе с тем именно они позволяют дифференцированно подходить к удовлетворению личностно значимых интересов шестиклассников,  раскрывать их индивидуальные возможности.

 Задача учителя заключается в том, чтобы каждый ученик нашел те темы и виды деятельности, которые позволят ему реализовать свой потенциал наилучшим образом. При этом в равной степени следует поощрять тех, кто уже приобретает вкус к научной деятельности (пишет сообщения), и тех, кто успешно проявляет себя в исследовательской, природоохранной и других видах работ.

Для организации исследований предлагается использование групповых проектных технологий и индивидуальных сообщений. Для работы над проектами, которые выполняются на протяжении учебного года, ученикам предлагается по группам, в зависимости от индивидуальных интересов, приступить к работе по расширенному изучению одной из тем: «С чем связано широкое распространение растений в природе», «Использование растений в жизни человека», «Ядовитые растения». В ходе реализации исследовательских, компьютерных, творческих проектов происходит пошаговая преобразующая деятельность, направленная не только на решение конкретной ситуации или проблемы, но и личностное приращение обучающегося. Дети овладевают целым рядом биологических понятий, которые также встречаются и в других дисциплинах, например в медицине и экологии. Знания по данной теме позволяют лучше понять значимость представителей этого царства для жизни и здоровья человека и их глобальное значение для поддержания жизни на Земле.

В дальнейшем знания, полученные при изучении «Царства Растения», помогут учащимся в повседневной жизни. Все это позволяет расширить связи биологической науки с  другими учебными предметами (химия, история, краеведение, литература, география), способствует общению школьников с учащимися из других школ, например, в ходе проектной деятельности, в том числе через Интернет, содействует их социальной адаптации в современном мире.

   Система знаний по разделу «Царство Растения» готовит учащихся к пониманию эволюции живого мира на Земле.

 

7.Календарно- тематическое планирование по разделу

Методическая разработка составлена:

-по программе: В.В.Пасечника

Биология. Программы общеобразовательных учреждений.6-9 классы,10-11 классы. – М., Просвещение, 2010.

-по учебнику:Биология. Бактерии. Грибы. Растения. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений./ под ред. В.В.Пасечника– М., Просвещение, 2010.

Тематическое планирование раздела «царство Растения»(линия В.В.Пасечника,  6 класс  «Биология. Бактерии. Грибы. Растения.»)

Раздел

Тема урока

Тип урока

Царство Растения

( 5 час)

1.Разнообразие, распространение и значение растений.(1час)

Изучение нового материала

 

2.Одноклеточные и многоклеточные водоросли.

(1час)

Изучение нового материала

 

3.Мхи. Папоротники.Хвощи и плауны.

(1час)

Изучение нового материала.

 

4.Голосеменные.

 (1 час)

Изучение нового материала.

 

5.Покрытосеменные или цветковые

( 1час)

Изучение нового материала.

 

 

8.Методическая разработка урока

 

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

 

Отдел Голосеменные.

 

Цель урока: Изучение особенностей голосеменных растений, их строения, размножения и значения.

Задачи:

-  образовательныее: сформировать знания об особенностях строения и размножения голосеменных растений; выявить черты усложнения голосеменных по сравнению с папоротникообразными; научить определять наиболее распространённые местные хвойные растения  по строению побегов и формам шишек; выявить черты приспособленности класса Хвойных к перенесению неблагоприятных условий среды

- развивающие:  развивать навыков работы с гербарным материалом, определительными карточками; развивать умения работы с ЭОР, проводить анализ и делать выводы.

-воспитательные: продолжить формирование эмоционально-ценностного, эстетического отношения к живой природе.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Форма работы:комбинированный с элементами лабораторной работы.

Техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран,  

 гербарные экземпляры различных голосеменных растений, коллекция шишек

 хвойных растений.

 

 

 

 

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

 

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

 

1

2

3

5

6

7

1.

Организационный момент

 

Приветствие, подготовка учащихся к работе.

Настраиваются на работу.

2

2.

Актуализация знаний

Презентация №1 слайд практический Найди лишнее растение

 

 

 

 

 

 

 

Слайд №2

Демонстрация презентации.

Найти лишнее растение и объяснить почему?

 

 

Задаёт вопрос: как вы считаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке.

 

Знакомит с многообразием голосеменных растений, их классификацией  и задаёт вопрос: что объединяет все предложенные в презентации растения?

Выполняют задания, обсуждают в парах и объясняют, почему данное растение лишнее.

Высказывают предположение о теме урока, что речь пойдёт о хвойных растениях.

Высказывают предположения: семена располагаются голо на поверхности.

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изучение нового материала

Слайд №3

 

 

 

 

 

 

 

Слайд №4

 

 

 

И-модуль  №2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

№ 6

Поясняет, что для нашей местности характерен только класс Хвойные, на примере которых мы будем изучать голосеменные растения. Задаёт вопрос: Какова цель нашего урока? 

Уточняет тему и цель урока.

1.Демонстрация модуля

Кого называют семенными растениями?

Сколько известно современных голосеменных?

Хвойные – самая многочисленная группа.

Как можно узнать хвойные?

Как размножаются хвойные?

 

2. Лабораторная работа с раздаточным материалом с побегами хвойных растений

 

Рассматривают слайд и называют хвойные растения.

Формулируют цель урока.

 

Записывают число, тему урока.

 

Смотрят, слушают, записывают план - конспект

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют лабораторную работу (Приложение)

Рассматривают, сравнивают побеги хвойных растений и записывают  данные в тетради

 

25

 

 

П- модуль №3

 

 

 

 

 

И- модуль №4

3. Определение голосеменных растений по шишкам. Демонстрация        П - модуля.

 

4. Демонстрация модуля. Значение голосеменных.

Видеофрагменты. Значение хвойных растений в природе и жизни человека. 

Подведём итоги урока, Вопрос: добились ли мы поставленной в начале урока цели?

Сравнивают и определяют отличительные признаки шишек хвойных растений.

 

Просматривают и записывают в тетрадь.

записывают  данные в тетради

Высказывают своё мнение и делают выводы.

 

4.

Закрепление пройденного материала.

Контрольный модуль №5

Демонстрация  модуля.

Решение теста

Решают тест с выбором одного или нескольких ответов.

5

5.

Организация домашнего задания

 

Сообщает домашнее задание: 

- параграф 42,

- составить синквейн одного растения класса Хвойные,

- составить кроссворд по теме голосеменные растения.

Записывают задание в дневник

2

6.

Подведение итогов урока

 

Подводит итоги урока, комментирует отметки за работу на уроке.

Выставляют отметки в дневники

3

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение к плану-конспекту урока

Отдел Голосеменные.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.

 

Информа-ционный

Презентация

голосеменные.ppt

2.

Отдел голосемен-ные. Общая характерис-тика.

Информа-ционный

И-модуль

http://www.fcior.edu.ru/card/7711/otdel-golosemennye-obshaya-harakteristika.html

3.

Отдел голосемен-ные. Общая характерис-тика и значение в природе.

Практичес-кий

П-модуль

http://www.fcior.edu.ru/card/1650/otdel-golosemennye-obshaya-harakteristika-i-znachenie-v-prirode.html

4.

Видеофраг-менты. Значение хвойных растений.

Информа-ционный

Видеофрамен-ты

видеофрагменты

5.

Контроль. Внешнее строение хвойных растений. Часть2 (детализиро-ванное представле-ние)

Контроль-ный

К-модуль

http://www.fcior.edu.ru/card/6505/kontrol-vneshnee-stroenie-hvoynyh-rasteniy-chast-2-iz-2-detalizirovannoe-predstavlenie.html

6.

Лаборатор-ная работа

Приложе-ние

Лабораторная работа

Лабораторная работа.doc

 

 

 

 

 


СПИСОК ЛИТЕРАРУРЫ:

        Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. М.: НИИ школьных технологий.2005

        3.Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В.В.Козлова, А.М. Кондакова.- 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.- 59с.-(Стандарты второго поколения).

        Никишов В.И. Справочник школьника по биологии 6-9 классы. М:. Дрофа, 1996.

        Порфилова Л. Д. Тематические игры по ботанике. М:. Сфера, 2003

        Энциклопедический словарь юного биолога. М:. Педагогика, 1986

        Биология. Программа общеобразовательных учреждений 6-9 классы, 10-11 классы. Москва. Просвещение. 2010 г. 

        Оценка качества подготовки выпускников основной школы по биологии. М. Дрофа2001г.

        Оценка качества подготовки выпускников средней школы по биологии. М. Дрофа2001г.

        Педагогические технологии. М.Б.Буланова-Топоркова, А.в.Духавнева и др. М – Ростов-на-Дону. «МарТ» 2004г

        Образовательные технологии. Ю.Н.Кулюткина. Санкт Петербург. КАРО 2001.

        Содержание и технологии обучения. Л.Г.Сёмушкин, Н.Г.Ярошенко. М.мастерство 2001г.

        Контроль знаний по биологии. К.В.Маринова..Москва. «Владос» 2004 г.

         Открытые уроки. Биология. Л.А.Попова. Москва. «ВАКО» 2010г.

         Биология. Мир животных. Е.Н.Демьянов, А.И.Никишов. Москва. «ВЛАДОС» 2004г.

        Биология 10-11. Практикум. В.В.Козлов, Н.Д.Никандров. Москва. «Просвещение» 2008г.

        Биология, экология, здоровый образ жизни. В.В.Балабанова, Т.А.Максимцева. Волгоград. «Учитель» 2001 г.

        Интернет - ресурсы: http://him.1september.ru/

http://www.floranimal.ru/

http://learndiology.narod.ru/

http://www.chemnet.ru/

 

 

 

 

 

 

Приложения

 

Биологический диктант по теме « Водоросли»

 

1.                   Органоиды, используемые клетками для передвижения.

   2. Группа водорослей, побывавшая в космосе.

3.Крупный хлоропласт в клетках водорослей.

4.Эта водоросль содержит большое количество йода.

5.Берега этого моря образованы бурыми водорослями.

6. Анфельция, порфира, радимения.

 

Ключ: жгутики, одноклеточные зеленые, хроматофор, ламинария, Саргассово, красные водоросли.

                          

 

 

 

«Дерево Знаний»

 

Этот игровой момент проверяет качество полученных знаний, способствует поднятию интереса к изучаемому предмету.

На доске нарисовано дерево, к ветвям прикреплены листья разного цвета, на которых написаны вопросы по разделу «Царство Растения». Каждый цвет означает разный уровень сложности.  Ученик вправе сам оценить свои силы, возможности и уровень знаний, выбирая вопрос. Ученики  по очереди подходят к «дереву», срывают листья с вопросами, читают их вслух и отвечают.

 

 

 

 

 

максимка7

 

 

 

 

 

 

 

Список вопросов:

1 уровень

1.       Назовите одноклеточные водоросли

2.       Что такое спирогира?

3.       Какое второе название есть у покрытосеменных?.

4.       Какие отделы растений вы знаете?

5.       Какое значение имеют растения для нашей планеты?

2 уровень

1.       Как растения, выращивают в нашей местности?

2.Что такое морская капуста?

3.Назовите жизненные формы растений

                3 уровень

1.Почему в тропических лесах до сих пор произрастают папоротники, а у нас нет?

2. Почему среди плаунов больше всего видов, находящихся в Красной книге?

3. Почему необходимо охранять растения?

4. Где в клетках содержатся пигменты?

5. Какие растения относятся к кустарничкам?

               4 уровень

1. Какое растение индейцы назвали «следом белого человека?

2. Почему в сосновом лесу хорошо дышится?

 

З А Г А Д К И

 

На верхушке стебелька солнышко и облака.

Ответ:

 

 

 Обжигает, как огонь!

 Ты смотри, ёё не тронь!

 Расплелась под старой сливой

 Очень жгучая...

 

 

 Ветки деревца — как руки,

 Серебристые листы.

 А из гибких, тонких прутьев

 Можно многое сплести:

 И диваны, и корзины,

 Стулья, кресла и гардины.

 И полезна, и красива

 Вечно плачущая...

 

 Есть и брюшки, есть и шляпки —

Развесёлые ребятки!

 А живут на ветках дуба!

 Много тут не надо думать!

 Очень любит их свинья.

 И любуюсь ими я.

 Цветом тёмно-жёлтые

 Гладенькие ...!

 

 Цветочки открыто глядят на меня,

 И утром глядят, и в течение дня.

 На них с удивленьем я тоже гляжу,

 Ведь сходство с лицом я в цветах нахожу!

 Назвали красиво! Вот чудное слово —

 Зовут ясноглазый цветочек — ...

 

 

 На Новый год ей каждый рад,

 Хоть колюч её наряд!

 

 Хоть неплохо я одета,

Бьет озноб меня всегда.

И весной, и жарким летам

Вся дрожу, как в холода.

 

 

 Стоит солнышко на ножке,

А внутри горошки.

 

Я травянистое растение

С цветком сиреневого цвета,

Но переставьте ударение

И превращуся я в конфетку!

 

 

 Весной зеленела,

Летом загорала,

Осенью надела

Красные кораллы.

 

 

 У кого есть шапка без головы,а нога без сапога?

 

 Носит красную рубашку,

Ну а сам похож на чашку.

 

 

 Стоит дуб, полон круп,

Пятачком покрыт.

 

 

 На тебя он глядит свысока —

 Не найдешь горделивей цветка.

 Он в осеннем саду властелин,

 Это яркий цветной...

 

 

 У извилистой дорожки

 Растёт солнышко на ножке.

 Как дозреет солнышко,

 Будет горстка зёрнышек.

 

Белые сапожки, зеленые серёжки.

 

 Не шмель, не пчела, а жалит.

 

 

 Много платьев,

 Много хруста.

 Как зовут её?

 

 

 Что за ребятки на пеньках

 Столпились тесной кучкой?

 И держат зонтики в руках,

Застигнутые тучкой?

 

 Только тронь —

 И отдёрнешь ладонь:

 Обжигает трава

 Как огонь.

 

 После дождика подружки

 Поселились на опушке.

 Шляпы разноцветные —

 Самые заметные.

 

 

 Первым вылез из землицы

 На проталинке.

 Он мороза не боится,

 Хоть и маленький.

 

 

 Лето житель луговой

 Встретил в шапке меховой.

 

 

 Эта модница лесная

 Часто свой наряд меняет:

 В шубке белой зимой,

 Вся в серёжках весной,

 Сарафан зелёный летом,

 В день осенний в плащ одета.

 Если ветер налетит,

 Золотистый плащ шуршит.

 

 

Игра «Закончите фразы»:

 

·          Водоросли очень разнообразны, и среди них имеются как многоклеточные растения, так и … (одноклеточные).

·          Одноклеточной зеленой водорослью, имеющей жгутики, является … (хламидомонада).

·          Зеленую окраску водорослей определяет особая структура - …(хроматофор).

·          Водоросли, состоящие из многих клеток, расположенных в один ряд, называют …(нитчатые).

·          Для спирогиры характерен особый способ полового размножения … (конъюгация).

·          Бурая водоросль, которую употребляют в пищу, называя «морской капустой», - это … (ламинария).

·          Из морских водорослей получают … (агар-агар, удобрения, бумагу и т.п.).

·          Тело бурой или красной водоросли называют … (слоевище или талом).

·          Растение, на котором развиваются половые органы, называют … (гаметофит).

·          Растение, на котором развиваются споры, называют … (спорофит).

·          Орган папоротниковидных, в котором развиваются мужские половые клетки (сперматозоиды), называется …(антеридий).

·          Орган папоротниковиных, в котором развиваются женские половые клетки (яйцеклетки), называется …(архегоний).

·          Зеленые мхи крепятся к поверхности земли с помощью …(ризоидов).

·          Оплодотворение (слияние половых клеток) у мхов и папоротников происходит при главном условии - …(наличие воды).

·          После оплодотворения и образования зиготы у мхов развивается …(коробочка или спорофит).

·          Свойство мхов удерживать и накапливать воду называют …(гигроскопичность).

·          Большинство мохообразных принимает участие в образовании такого полезного ископаемого как …(торф).

·          Папоротники прикрепляются к поверхности земли и получают из почвы питательные вещества благодаря …(придаточным корням).

·          Листья папоротника имеют особое название - …(вайи).

·          Споры у папоротника развиваются в особых мешочках на обратной стороне листа - …(сорусах).

·          В результате прорастания споры папоротника развивается гаметофит, называемый …(заростком).

·          Хвощ полевой является биологическим индикатором – он позволяет определить …(кислотность почвы).

·          Каменный уголь образовался на Земле более 300 млн. лет назад из …(древовидных папоротников).

·          Голосеменные относятся к семенным потому, что растение развивается из …(семени).

·          Голосеменные получили свое название потому, что их семя располагается …(семена лежат открыто, голо на поверхности чешуй шишек).

·          Особые видоизмененные листья у большинства голосеменных - …(хвоинки).

·          Большинство голосеменных являются растениями с особенным строением листьев и потому называются …(хвойными).

·          На побегах хвойных растений развиваются два типа шишек - …(мужские и женские).

·          В мужских шишках созревают … (спермии).

·          В женских шишках созревают …(яйцеклетки).

·          Хвойные выделяют особые летучие вещества …(фитонциды), которые обладают бактерицидным свойством.

 

 

 

 

 

Кроссворд по биологии 6 класс

  «Голосеменные хвойные»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.       Теневыносливое хвойное растение, занимающее в нашей стране огромные площади.

2.       Светолюбивое холодостойкое хвойное растение, ежегодно сбрасывающее хвою.

3.       Отдел растений, у которого семена лежат открыто на поверхности чешуи шишек.

4.       Небольшое деревце или кустарник с игольчатыми листьями, с мясистыми сросшимися чешуями шишек, образующих шишкоягоду.

5.       Название сибирской сосны из семян которой получают пищевое масло, а сами семена используют в пищу, как «орешки»

6.       Наиболее известная группа голосеменных , название которой основано на названии видоизмененных листьев этих растений.

7.       Орган полового размножения голосеменных растений.

8.       Светолюбивое, очень распространенное хвойное растение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ель

2. лиственница

3. голосеменные

4. можжевельник

5. кедр

6. хвойные

7. шишка

8. сосна

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕСТ

 

«Водоросли. Мхи. Папоротники. Хвощи. Плауны»

1) Голосеменные                

2) Моховидные

3)Покрытосеменные        

4)Папоротниковидные

2. Зеленые водоросли - это группа растений, образующая систематическую категорию

1)семейство      

2)отдел       

3)класс      

4)тип

3. Почему водоросли относят к наиболее просто организованным растениям?

1)у них нет тканей и органов

2)они живут преимущественно в воде

3)в их клетках на свету происходит фотосинтез

4)среди них есть не только многоклеточные, но и одноклеточные виды

4. Водоросли поглощают воду и минеральные соли из окружающей среды

1)корнями                                            

2)ризоидами

3)всей поверхностью тела                  

4)специализированными клетками

5. Чем папоротники отличаются от водорослей?

1)имеют в клетках хлоропласты

2)состоят из тканей и органов

3)имеют в клетках ядро и цитоплазму

4)бывают одноклеточные и многоклеточные

6. У мхов в процессе эволюции появились

1)плоды с семенами    

2)корни, прочно удерживающие растение в почве

3)листья и стебли              

4)разнообразные цветки

7. Заболачивание местности может вызвать большое скопление

1)плаунов      

2)хвощей           

3)папоротников              

4)сфагнума

8. Для оплодотворения папоротников и мхов необходимо наличие

1)воздушной среды        

2)водной среды          

3)почвы           

4)света

9. Сходство заростка папоротника с многоклеточной водорослью свидетельствует обих

1)принадлежности к царству растений      

2)принадлежности к одному отделу

3)родстве

4)изменчивости

10. К какой группе относят растения, которые не имеют корней, стеблей и листьев?

1)хвощей        

2)водорослей             

3)мхов            

4)папоротников

11. Древние папоротники вымерли в процессе эволюции, так как

1)их уничтожили животные

2)их интенсивно использовал древний человек

3)произошло похолодание и снижение влажности воздуха

4)появились цветковые растения

12. Стебель с листьями в процессе эволюции впервые появился у

1)водорослей      

2)моховидных      

3)хвощевидных       

4)папоротниковидных

13. На рисунке изображен представитель отдела

1)Моховидные             

2)Папоротниковидные

3) Плауновидные         

4) Голосеменные

14. Какую из приведенных систематических категорий считают наименьшей?

1) вид           

2) тип        

3) семейство   

4) род

15. Представитель какого отдела царства Растения изображен  на рисунке

1) Покрытосеменные

2) Бурые водоросли

3)Плауновидные

4)Моховидные

16. Споры какого растения применяют в металлургии, пиротехнике, медицине?

1)папоротник мужской   

2)кукушкин лён        

3)плаун     

4)хвощ

17. К одноклеточным организмам относится

1) улотрикс

2)ламинария       

3)спирогира                   

4)хлорелла

18. К основным отличиям папоротников от водорослей можно отнести:

1)половое размножение        

2)спорообразование             

3) наличие проводящих систем

4) способность к фотосинтезу

19. Какой цифрой обозначена часть папоротника, развивающаяся из споры? 

1)1              2)2            3)3              4)4

20. Коробочка со спорами (спорангий) — это:

1)самостоятельное растение    

2)паразитирующая часть мха

3)предросток (заросток)                             

4)гаметофит

21.  Половые клетки у сфагнума образуются:

1)на зеленой части растения          

2)в коробочках со спорами

3)в спорах                                       

4)в предростке

22. Из споры мха вырастает:

1)коробочка со спорами            

2)зеленое растение с листьями и стеблем

3)предросток (зеленая нить)          

4)заросток

23. Почвы, на которых растут заросли хвощей:

1)щелочные и нуждаются в гипсовании

2)кислые и нуждаются в известковании

3)нейтральные и не нуждаются в указанных мерах

4)могут быть всех указанных видов

24. Спорофит папоротника — это:

1)предросток       

2)заросток       

3)взрослое зеленое растение      

4)спорангий

25. Из споры папоротника вырастает:

1)заросток       

2)спорангий       

3)взрослое растение     

4)зигота

26. Оплодотворение у папоротников происходит:

1) на листьях    

2) в спорангиях     

3) в цветках 

4) на  заростке 

27. Представитель какого отдела царства Растения изображен на рисунке?

1)Папоротниковидные 

2)Голосеменные   

3)Хвощевидные  

4)Моховидные

В1. Выберите три ответа из шести:  Какие признаки характерны для растений отдела папоротниковидные?

1)оплодотворение связано с наличием воды

2)в цикле развития формируется обоеполый заросток

3)орган размножения - цветок

4)опыление осуществляют насекомые

5)укрепляются в почве с помощью ризоидов

6)размножаются с помощью спор

В 2. Установите соответствие между характерным признаком растений и отделом, для которого этот признак характерен. К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго и запишите выбранные цифры в таблицу под соответствующими буквами.

ПРИЗНАК РАСТЕНИЙ

A)Отсутствуют корни.

Б) Имеется корневище.

B)Способствуют заболачиванию местности.

Г) Содержат водоносные клетки.

Д) В цикле развития имеется заросток.

Е) Споры формируются на поверхности листьев или побегов.

ОТДЕЛ

1)Моховидные (Мхи)

2)Папоротниковидные

В 3.  Выберите три ответа из шести:  Какие растения относятся к низшим?

1)красные водоросли (Багрянки)

2)настоящие водоросли

3)лишайники

4)моховидные

5)плауновидные

6)хвощевидные

В 4. Определите правильную последовательность в развитии папоротника, начиная с образования гамет:

A)образование спор

Б) прорастание заростка

B)оплодотворение

Г) образование листостебельного растения

Д) образование гамет

В 5. Установите последовательность развития мха кукушкин лен, начиная с прорастания споры:

A)оплодотворение

Б) появление зеленой нити — предростка

B)попадание споры на землю

Г) развитие зеленого растения

Д) формирование коробочки со спорами


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное образовательное учреждение

Муниципальное образовательное учреждение

СОДЕРЖАНИЕ: 1.

СОДЕРЖАНИЕ: 1.

Пояснительная записка В условиях динамически развивающегося мира все большое значение приобретает биологическое образование, обеспечивающее формирование у школьников биологической культуры – одной из важнейшей составляющей общей…

Пояснительная записка В условиях динамически развивающегося мира все большое значение приобретает биологическое образование, обеспечивающее формирование у школьников биологической культуры – одной из важнейшей составляющей общей…

Формируются основы важных компетенций (готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач)

Формируются основы важных компетенций (готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач)

Формирование знаний о многообразии и особенностях организации основных групп растений; §

Формирование знаний о многообразии и особенностях организации основных групп растений; §

Применение полученных знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально – ответственного поведения в ней

Применение полученных знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально – ответственного поведения в ней

Необходимо учитывать, что в этот период подросток живет как бы в особом мире, характеризующийся рядом противоречий

Необходимо учитывать, что в этот период подросток живет как бы в особом мире, характеризующийся рядом противоречий

Для ее построения он остро нуждается в выделении устойчивых, неизменных объектов, которые бы послужили своеобразными опорами при построении систем отсчета

Для ее построения он остро нуждается в выделении устойчивых, неизменных объектов, которые бы послужили своеобразными опорами при построении систем отсчета

В)Использовать приобретенные знания и умения в реальной жизни для решения практических задач: · объяснять роль растений в природе и их практическое значение · понимать эстетическую…

В)Использовать приобретенные знания и умения в реальной жизни для решения практических задач: · объяснять роль растений в природе и их практическое значение · понимать эстетическую…

В качестве примера приведу употребляемые мной игровые приёмы на отдельных этапах урока

В качестве примера приведу употребляемые мной игровые приёмы на отдельных этапах урока

Сложите руки в замок, обхватите ими затылок, направьте локти вперед

Сложите руки в замок, обхватите ими затылок, направьте локти вперед

Закаливающее носовое дыхание: сжать пальцы в кулак, во время вдоха широко открыть рот и насколько возможно высунуть язык, стараясь его кончиком достать до подбородка, выдохнуть,…

Закаливающее носовое дыхание: сжать пальцы в кулак, во время вдоха широко открыть рот и насколько возможно высунуть язык, стараясь его кончиком достать до подбородка, выдохнуть,…

Можно выполнить следующие виды проектов: - творческие (выпустить совместную газету, устроить праздник для своего класса); - ролевые, игровые, которые предлагают участникам принять на себя роли,…

Можно выполнить следующие виды проектов: - творческие (выпустить совместную газету, устроить праздник для своего класса); - ролевые, игровые, которые предлагают участникам принять на себя роли,…

Широкое распространение в образовательном процессе получают современные педагогические технологии

Широкое распространение в образовательном процессе получают современные педагогические технологии

Комплектуются группы следующим образом: 1

Комплектуются группы следующим образом: 1

Групповая работа складывается из следующих элементов: 1

Групповая работа складывается из следующих элементов: 1

Достоинства групповой организации учебной работы учащихся на уроке очевидны, но ее нельзя противопоставлять другим формам

Достоинства групповой организации учебной работы учащихся на уроке очевидны, но ее нельзя противопоставлять другим формам

В итоге нужно стремиться к тому, чтобы к концу обучения логика освоения нового материала сводилась к: ü постановке учителем заданий на определение учениками целей, планов…

В итоге нужно стремиться к тому, чтобы к концу обучения логика освоения нового материала сводилась к: ü постановке учителем заданий на определение учениками целей, планов…

Для развития мыслительных умений предлагается широкий круг проблемно-познавательных заданий: на самостоятельное определение понятий по изученным признакам, на анализ, сравнение, обобщение, на критический анализ источников информации,…

Для развития мыслительных умений предлагается широкий круг проблемно-познавательных заданий: на самостоятельное определение понятий по изученным признакам, на анализ, сравнение, обобщение, на критический анализ источников информации,…

Для организации исследований предлагается использование групповых проектных технологий и индивидуальных сообщений

Для организации исследований предлагается использование групповых проектных технологий и индивидуальных сообщений

Биология. Бактерии. Грибы. Растения

Биология. Бактерии. Грибы. Растения

Хвойных к перенесению неблагоприятных условий среды - развивающие: развивать навыков работы с гербарным материалом, определительными карточками; развивать умения работы с

Хвойных к перенесению неблагоприятных условий среды - развивающие: развивать навыков работы с гербарным материалом, определительными карточками; развивать умения работы с

Актуализация знаний Презентация №1 слайд практический

Актуализация знаний Презентация №1 слайд практический

Изучение нового материала

Изучение нового материала

П- модуль №3 И- модуль №4 3

П- модуль №3 И- модуль №4 3

Приложение к плану-конспекту урока

Приложение к плану-конспекту урока

СПИСОК ЛИТЕРАРУРЫ: —

СПИСОК ЛИТЕРАРУРЫ: —

Приложения Биологический диктант по теме «

Приложения Биологический диктант по теме «

Список вопросов: 1 уровень 1

Список вопросов: 1 уровень 1

З А Г А Д К И На верхушке стебелька солнышко и облака

З А Г А Д К И На верхушке стебелька солнышко и облака

Стоит солнышко на ножке, А внутри горошки

Стоит солнышко на ножке, А внутри горошки

Как зовут её? Что за ребятки на пеньках

Как зовут её? Что за ребятки на пеньках

Водоросли очень разнообразны, и среди них имеются как многоклеточные растения, так и … (одноклеточные)

Водоросли очень разнообразны, и среди них имеются как многоклеточные растения, так и … (одноклеточные)

Папоротники прикрепляются к поверхности земли и получают из почвы питательные вещества благодаря …(придаточным корням)

Папоротники прикрепляются к поверхности земли и получают из почвы питательные вещества благодаря …(придаточным корням)

Кроссворд по биологии 6 класс «Голосеменные хвойные» 1

Кроссворд по биологии 6 класс «Голосеменные хвойные» 1

1. ель 2. лиственница 3. голосеменные 4. можжевельник 5. кедр 6. хвойные 7. шишка 8. сосна

1. ель 2. лиственница 3. голосеменные 4. можжевельник 5. кедр 6. хвойные 7. шишка 8. сосна

ТЕСТ «Водоросли. Мхи. Папоротники

ТЕСТ «Водоросли. Мхи. Папоротники

Заболачивание местности может вызвать большое скопление 1)плаунов 2)хвощей 3)папоротников 4)сфагнума 8

Заболачивание местности может вызвать большое скопление 1)плаунов 2)хвощей 3)папоротников 4)сфагнума 8

Стебель с листьями в процессе эволюции впервые появился у 1)водорослей 2)моховидных 3)хвощевидных 4)папоротниковидных 13

Стебель с листьями в процессе эволюции впервые появился у 1)водорослей 2)моховидных 3)хвощевидных 4)папоротниковидных 13

К основным отличиям папоротников от водорослей можно отнести: 1)половое размножение 2)спорообразование 3) наличие проводящих систем 4) способность к фотосинтезу 19

К основным отличиям папоротников от водорослей можно отнести: 1)половое размножение 2)спорообразование 3) наличие проводящих систем 4) способность к фотосинтезу 19

Из споры папоротника вырастает: 1)заросток 2)спорангий 3)взрослое растение 4)зигота 26

Из споры папоротника вырастает: 1)заросток 2)спорангий 3)взрослое растение 4)зигота 26

A)Отсутствуют корни. Б) Имеется корневище

A)Отсутствуют корни. Б) Имеется корневище
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2017