Тема урока: По дороге за мальчиками… (от камня к камню). По главам «Мальчики» романа Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы». 7 класс
Оценка 4.6

Тема урока: По дороге за мальчиками… (от камня к камню). По главам «Мальчики» романа Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы». 7 класс

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
7 кл
24.03.2017
Тема урока: По дороге за мальчиками… (от камня к камню). По главам «Мальчики» романа Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы». 7 класс
Цель изучения темы: вызвать у семиклассников соучастие в постановке нравственных проблем произведения: борьбы добра и зла в душе человека, сострадания к другому человеку, милосердия, деятельной любви к ближнему как проявления человечного в человеке. Задачи: ставить учащихся в ситуации нравственного выбора, обогатить их опытом нравственных переживаний, размышлений о нравственном и безнравственном поступке, о самомнении и самолюбовании, вовлекая в диалог с юными героями Достоевского. (Показать, что подростки в изображении Достоевского особенно подвержены как добрым, так и злым влияниям. Подчиняясь сильному, они способны бездумно и жестоко травить слабого. Но они же ранимы и отзывчивы к добру, как и взрослые, могут глубоко любить и страдать) Отрабатывать навыки отбора нужного материала, умения делать выводы и обобщения, навыки выразительного чтения. Воспитывать чувство сострадания, уважения к человеку.
7. Кутузов А.А..docx

Кутузов Аркадий Александрович,

учитель русского языка и литературы

 

Тема урока: По дороге за мальчиками… (от камня к камню). По главам «Мальчики» романа Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы». 7 класс

Цель изучения темы: вызвать у семиклассников соучастие в постановке нравственных проблем произведения: борьбы добра и зла в душе человека, сострадания к другому человеку, милосердия, деятельной любви к ближнему как проявления человечного в человеке.

Задачи: ставить учащихся в ситуации нравственного выбора, обогатить их опытом нравственных переживаний, размышлений о нравственном и безнравственном поступке, о самомнении и самолюбовании, вовлекая в диалог с юными героями Достоевского.

(Показать, что подростки в изображении Достоевского особенно подвержены как добрым, так и злым влияниям. Подчиняясь сильному, они способны бездумно и жестоко травить слабого. Но они же ранимы и отзывчивы к добру, как и взрослые, могут глубоко любить и страдать)

Отрабатывать навыки отбора нужного материала, умения делать выводы и обобщения, навыки выразительного чтения.

Воспитывать чувство сострадания, уважения к человеку.

 

Тип урока: урок обобщения и систематизации. Форма урока: семинар-исследование

Методические приемы: словарная работа, исследование, проблемное обучение, аналитическая беседа, сопоставительный анализ образов, работа с иллюстрациями и текстом

Словарная работа: образ-символ, характер героя; самолюбие, самолюбование, самодовольство, самоосуждение, великодушие, милосердие.

Оборудование: учебник-хрестоматия, схема характеристики литературного героя, фильм «Мальчики», презентация к уроку (медиапроектор): портрет, иллюстрации. Специальное оформление доски

Ожидаемый результат:

Созданы условия для учебной деятельности посредством формирования навыков анализа литературного произведения.

Формируются эмоционально - ценностное отношение к действительности через приобщение к литературе, нравственные качества личности.

Созданы условия для дальнейшего развития общеучебных интеллектуальных умений: наблюдения, слушания, классификации, обобщения и самоконтроля, самоанализа.

Развиваются творческие способности учащихся посредством выполнения заданий.

Формируются конструктивные, доброжелательные взаимоотношения в классе.

Формируются умения грамотно оформлять связанную устную речь, умение доказывать свою точку зрения, прислушиваться к различным мнениям, умение слушать друг друга.

Формируется уважительное, бережное отношение к родителям, друг к другу, гуманное отношения ко всему окружающему.

 

Эпиграф: Будем, во-первых, и, прежде всего, добры, потом честны, а потом не будем никогда забывать (друг о друге)

Алексей Карамазов

На доске изображение камней и большого камня, соединенных лентой (дорогой), эпиграф, портрет писателя, к словарной работе, затем по ходу урока появятся иллюстрации, название урока (тема).

Учащимся было предварительно дано домашнее задание по отбору материала к уроку о главных героях.

Ход урока

1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

- Настроимся на работу- совместную деятельность. Все мы – люди, кажется, все знаем друг о друге, ан – нет, в каждом есть тайна, и в чем она заключается? (Тайна души, работа, борьба…)

2. Актуализация знаний.

- Итак, мы продолжаем знакомство с главами «Мальчики» из романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы».

- На доске помещены образы-символы: камни и некая связка между ними. Что такое образ-символ? (это условный знак-предмет-слово, который несет в себе иносказательный смысл, объединяющий высшее (божественное), природное и человеческое). Что мы хотели сказать, указав на камни.

- Камень – яркий образ-символ в тексте. Какой смысл он несет? Почему камень? (преграда, могильный, заставляет задуматься о своей жизни, символ выбора, страданий, крепости незыблемости, вечного, бессмертия. Камень – символ преграды, встающей на жизненном пути и заставляющей человека задуматься о своей жизни, это символ страданий, слез, символ той ТВЕРДОЙ, т.е. НЕПРЕЛОЖНОЙ ИСТИНЫ, которая открывается далеко не каждому в жизни)

- Мальчики в повествовании меняются от камней у канавки до Илюшиного камня? Да, они прошли некий путь. На доске записаны слова ЧУВСТВОВАТЬ, СТРАДАТЬ, ПЕРЕЖИВАТЬ. 

- Как они связаны с произведением Достоевского? Что изменится, если мы добавим приставку СО к этим словам? Что означает эта приставка? (Вместе, сообща).

- А получившиеся слова имеют отношение к прочитанным главам? Сочувствие, сострадание, сопереживание были доступны детям с самого начала? (Нет.) Как же сформулируем тему урока? (Путь к состраданию).

- Запишите эти слова

- Наш урок предваряет эпиграф: «Будем, во-первых, и, прежде всего, добры, потом честны, а потом не будем никогда забывать (друг о друге)». Алексей Карамазов

- В нем не хватает последних слов, что мы допишем в конце? Это важно, почему?

«Но зачем нам делаться дурными, господа? Будем, во-первых, и прежде всего, добры, честны, а потом – никогда не будем забывать друг о друге. … Господа, милые мои господа, будем все великодушны и смелы, как Илюшечка, умны, смелы и великодушны… Ах, деточки, ах, милые друзья, не бойтесь жизни! Как хороша жизнь, когда что-нибудь сделаешь хорошее и правдивое!»

Запишите тему урока. Сделайте набросок с доски.

- А какие вопросы нам с вами предстоит раскрыть на уроке, исходя из этой темы? (Вопросы с карточек-заданий)

Словарная работа: образ-символ, характер героя; самолюбие, самолюбование, самодовольство, самоосуждение, великодушие, милосердие. (Организационно-аналитическая группа)

Мы тоже сегодня работаем с вами в группах, и совместно, сообща будем постигать те тайны, которые раскрыл перед нами Достоевский, тайны человеческой души.

- О чем это произведение? (О детстве, роли детей в жизни человека. О детском страдании. Мы слышим боль и отчаяние автора в строчках, посвященных этой теме.)

- А вспомните, кого мы считаем настоящим, истинным, героем художественного произведения? (Того, кто претерпевает изменения в душе, развивается)

- Кто из героев изучаемого отрывка совершает такой путь познания, развития? (Все дети: Илюша, Коля Красоткин, Снегирев)

3. Обобщение и систематизация знаний. Подготовка учащихся к обобщенной деятельности.

- Сейчас мы будем работать в группах. Каждая группа получила свое задание. Результаты работы нужно будет представить классу.

1 группа – Характеристика Илюши Снегирева.

2 группа – Характеристика Коли Красоткина

3 группа – Образ Алексея Карамазова

4 группа – «Языковеды»

5 группа - Организационно-аналитическая

 - Помните правила работы в группе. Время подготовки – 3-5 минут

4. Воспроизведение на новом уровне. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания). Выступления групп с дополнением и вопросами учащихся из других групп.

1 группа - Характеристика Илюши Снегирева

Карточка-задание: Характеристика Илюши Снегирева

1.      Этимология имени и фамилии. Портрет Илюши, как изображены его родственники, описание обстановки в доме. Чем все это важно? Почему автор называет мальчика Илюшей, а не Ильей?

2.      Каким предстает перед нами Илюша в начале произведения? Какие чувства к нему мы испытываем? Меняется ли герой на протяжении прочитанных глав?

3.      Какие события заставили особо страдать Илюшу? Как повлияли эти события на взаимоотношения Илюши с мальчиками и Колей Красоткиным? Какие черты характера Илюши раскрываются в его взаимоот­ношениях с товарищами?

4.      В каких эпизодах страдания Илюши достигают наивысшей глубины и силы? Какие детали (портрета, речи, поведения) заставляют сострадать Илюше? Какова роль главы «Жучка»?

5.      Что скрасило последние дни мальчика

6.      Роль Илюши в пути мальчиков к состраданию и добру.

 (Иллюстрация 1 – Илюша и Алеша Карамазов, иллюстрация 2 – У постели Илюши).

- Сопоставим образ Илюши в начале отрывка и в последних сценах. (Заполнение таблицы:

 

Илюша и Алеша Карамазов

-                     один,

-                     злоба – отражение неправедности жизни взрослых,

-                     познание милосердия

 

У постели Илюши

- окружен людьми (неравнодушными, любящими),

- добро, облегчение мук совести,

- сочувствие, сострадание

 

 

- Какое же открытие совершает для себя Илюша? Как изменился герой в течение жизненного пути? (Открытие товарищества, сочувствия и сопереживания; открытие радости, светлых чувств и переживаний, осознание прощения, счастья прощения и любви)

- Какие еще детали портрета Илюши заставили вас задуматься о том жизненном пути, который совершает герой? (Такие детали портрета мальчика…

… как глаза: темные, большие на светлом вытянутом лице, пропитанные злобой, - отражение несовершенства окружающего мира, символ неправедной, жестокой жизни взрослых людей

… как интерьер, с которым словно срастается герой и его отец, да и вся семья Снегиревых – вспомним эпиграф к уроку: ребенок сравнивается Достоевским с цветком, однако вынужден жить в нищете, мы словно слышим горький плач писателя о детях

… как поведение героя: его слезы в ответ на защиту Карамазова – символ непонимания, удивления, беззащитности, его жажда мщения и осознанное понимание необходимости прощения, его беззаветная любовь к отцу и уверенность в нерушимости семьи)

- Таким образом, камень для Илюши – это некий значимый образ. Постараемся понять, к чему ведет эта тропинка до Илюшиного камня и какую роль сыграли эти образы в жизни Илюши.

Камень

- познание истины, которая «пришибла» мальчика,

- познание веры в человека, в добро, милосердие, любовь

Достоевский постепенно приближает к нам Илюшечку: сначала видим его озлобленным в драке; потом узнаем о причине этой озлобленности; еще больше начинаем понимать его, побывав вместе с Алешей в семье Илюшечки. И, наконец, писатель прямо-таки распахивает перед нами душу мальчика.

Вопросы к 1 группе других групп.

(Доп. вопросы: Чьему приходу Илюша был рад, особенно? (приходу Николая Красоткина) Что связывало этих ребят? (давняя дружба и особые отношения) Что следует понимать под особыми отношениями?) (Илюша очень любил Красоткина, который был старше его, восхищался его смелостью, начитанностью и старался во многом ему подражать,) Что больше всего мучило Илюшу? (Что Красоткин оказался на стороне обидчиков.) Помнит он о дурном поступке, который когда-то совершил по вине злого человека Смердякова. Что это за поступок? (отравил Жучку) Как вы думаете, почему перед смертью он вспоминает об этом все чаще и чаще? (Он уверен, что это наказание ему ниспосланное Богом за Жучку.) Что предпринимает отец, мальчики? (Отец купил щенка, мальчики принесли кролика,) Смогли ли они его утешить?

(Но если дети — «Царство Божие», то чем можно объяснить их жестокосердие? «Дети в школах народ безжалостный: порознь ангелы Божии, а вместе, особенно в школах, весьма часто безжалостны». Это горькое признание Достоевского мы прочитаем во фрагментах из романа «Братья Карамазовы».

Илюша Снегирёв слишком рано почув­ствовал несправедливость этого мира. Край­няя бедность, сумасшедшая мать, больная сестра, жалкий и униженный отец, травля со стороны более обеспеченных и счастливых сверстников в школе... Душа неокрепшего человека обременена недетским опытом страдания. Ему постоянно приходится думать о совсем не детских проблемах. Отец не вы­зывает обидчика на дуэль, так как боится оставить семью без кормильца, без средств к существованию. Семья может погибнуть. Становится понятной причина озлобленности девятилетнего ребёнка. Достоевскому бли­зок образ Илюши, в нём есть некоторые ав­тобиографические черты: отчуждение от сверстников, отсутствие понимания со сто­роны товарищей, одиночество.

Мотив «нищего детства», слишком ран­него познания зла и несправедливости мощ­но звучит в повествовании «Мальчики». То, что видит читатель в сцене первого знаком­ства с Илюшей, — это уже итог истории, пе­ревернувшей его судьбу, потрясшей его душу до основания.

Смердяков научает Илюшу «зверской шутке, подлой шутке» — положить булавку в мясо и дать Жучке. Если нет рядом с ребёнком в переломные моменты его жизни примера добра, появляются смердяковы. Дети ещё не понимают сути нравственного закона: «Не отвечай злом на зло». А потому на оскорб­ление отца Дмитрием Карамазовым Илюша мечтает ответить таким же оскорблением, на травлю мальчиков отвечает утроенной зло­бой. Даже Алёша Карамазов становится объ­ектом ненависти только потому, что он брат Мити. Вот почему возраст 13—14 лет До­стоевский называет тревожным, предупреж­дает об «опасностях отроческого возраста».

Именно в подростковом возрасте, в кри­тические моменты его жизни, ребёнок бо­рется с влекущим его любопытством к дур­ному. Незаметно для себя подросток спосо­бен подменить этические категории (добро или зло, хорошо или плохо, скучно или весе­ло). И тогда зло принимается за добро. Ме­няются местами нравственные полюса).

 

2 группа - Характеристика Коли Красоткина

Карточка-задание: Характеристика Коли Красоткина

1.      Этимология имени и фамилии.

2.      Найдите описание внешности Коли Красоткина. Как рисует Достоевский облик Коли Красоткина?

3.      Незаурядный характер Коли. В чем это проявляется?

4.      Какие из этих черт (самолюбие, самолюбование, самомнение, самодовольство, самовластие, самоутверждение, само­осуждение) присущи Коле? Способен ли Коля на самоосуждение?

5.      Коле свойственны и другие черты. Какие? (доброта, великодушие, независимость, самоанализ, самоосуждение). В чем проявилась доброта и великодушие Коли? Как в истории с Жучкой проявляется характер Коли?

6.      Почему Коля хотел познакомиться с Алешей Карамазовым? Почему Коля откровенен с ним?

7.      Характер отношений мальчиков к Коле? Сопоставьте эпизоды «Коля Красоткин до встречи с Алешей Карамазовым» и Коля Красоткин у Илюшиного камня». Каков герой? Кто повлиял на изменения, которые произошли в Коле?

 

- А другой мальчик – Коля Красоткин – меняется ли? (Да.) И какое значение имеет образ камня, появившегося на жизненном пути героя?

- Постараемся сопоставить эпизоды, в которых появляется Коля Красоткин: до встречи с Алешей Карамазовым и у Илюшиного камня. Каков герой? (Составление таблицы)

Перед встречей с Алешей

-самолюбие

-самодовольство

-самолюбование

-самовластие

 

У Илюшиного камня

-доброта

-великодушие

-самоанализ

-способность к самоосуждению

 

 

- Итак, к чему приходит герой в конце произведения, какие важные открытия совершает он в своей душе? (Это оказался настоящий путь к состраданию, милосердию, добру, умению ценить не только внешнюю красоту – оболочку, но и истинную красоту души людей) (Он сам хотел помириться с Илюшей и желал, чтобы его приход выглядел добровольным и неожиданным.)

Узнав о Жучке и страданиях Илюши, каков он предпринимает план? (выдать Перезвона за Жучку) Почему поверил в это Илюша? (Он верил другу, верил в него и думал, что найти Жучку может только Коля.)

(При описании Коли автор использует прямую речь (мысли Коли о себе). Вначале он самолюбив, в нем мы видим самодовольство, самолюбование, самовластие. У Илюшиного камня это уже другой человек Ему свойственны доброта, великодушие, самоанализ, способность к самоосуждению.

В истории с Жучкой проявились, казалось бы, противоположные черты характера Коли. С одной стороны, он был очень самолюбив, любил «что-нибудь намудрить, начудесить, задать шику, порисоваться». Это ему удалось: он добился желаемого эффекта. С другой стороны, Коля проявил самоотдачу, доброту, сострадание к Илюше, понимая, каким счастьем для смертельно больного мальчика будет встреча с Жучкой, которую он считал погибшей из-за него.)

Вопросы к 2 группе других групп.

Коля умеет непринуждённо общаться и с детьми, и со взрослыми. Он много читает, правда, беспорядочно и бессистемно. Раз­мышляет, хоть и по-детски незрело, о про­блемах современности. Говорит о религии, нигилизме, социализме и других серьёзных вещах. Красоткин обладает сильным, воле­вым характером, может смело дать отпор злу: вспомним его резкий разговор с докто­ром. Этого подростка отличает неуёмная жажда жизни и раскованное поведение в об­ществе. Коля постоянно думает о том, как на него реагируют другие люди. Речь его энер­гична, свободна, эмоциональна.

Колины насмешки Илюше больнее всего: ведь он так был привязан к своему старшему товарищу.Девятилетний ребёнок не просто отстаи­вает чувство собственного достоинства, а бес­страшно бросается на защиту своего унижен­ного отца. Это поднимает его на неизмеримую нравственную высоту над остальными деть­ми — героями Достоевского — и вызывает не­сомненное уважение Коли, который умеет це­нить в людях мужество и сильный характер.

3 группа – Характеристика Алеши Карамазова

Карточка-задание: Характеристика Алеши Карамазова

1.      Этимология имени.

2.      Каким представляется вам Алеша? Какую роль он сыграл в жизни мальчиков?

3.      Каким отношением к детям проникнута речь Алеши? Что считает глав­ным в жизни Алеша? Какие его слова наиболее значительны?

 

– Какую роль в жизни мальчиков сыграл взрослый человек – Алеша Карамазов? (Этот герой – своего рода связующее «звено», он «соединяет» всех мальчиков вместе. Алеша – это олицетворение мира, добра, милосердия (защитил Илюшу от летящих камней), Алеша – это и человек, сохранивший в себе немного «детскости», он ребенок в душе. По мысли Достоевского, ребенок – ангел, лучик из рая, словно предвещающий будущее. Надо уметь сохранить в своей душе ребенка!)

- Нужно ли участие старших в делах детей? (он несёт в себе основную идею романа: главное в человеке это человеколюбие, понимание и сострадание к любому и каждому, это умение прийти на помощь к тем, кто в ней нуждается).

Вопросы к 3 группе других групп.

Многие герои произведений Достоев­ского рассуждают о детях, но дружат с детьми считаные единицы. Среди них и Алёша, во­круг которого сплачиваются двенадцать мальчиков. В лице Алексея школьники нахо­дят себе учителя и верного друга, открывают перед ним сердце.

Алёша хочет уберечь души от зла, посеять в них добро, уважением и любовью укрепить веру в собственные силы, научить принимать другого человека как себя самого, отказав­шись от самолюбия, гордости и высокомерия.

У боль­шого камня, недалеко от церкви в этот скорбный, тихий и ясный день Алёша обводит глазами «светлые лица школьников» и про­износит удивительные по глубине слова.

Никогда дети не забудут Алёшиной речи у камня и о том, как они «хоронили бедного мальчика, в которого прежде бросали камни».

Достоевский придавал детским воспо­минаниям особое значение. Его любимый герой, Алёша Карамазов, говорит мальчикам: «Вам много говорят про воспитание ваше, а вот какое-нибудь этакое прекрасное, святое воспоминание, сохранённое с детства, мо­жет быть, самое лучшее воспоминание и есть. Если много набрать таких воспомина­ний с собою в жизнь, то спасён человек на всю жизнь. И даже если и одно только хоро­шее воспоминание при нас останется в на­шем сердце, то и то может послужить когда-нибудь нам во спасение».

Алёша отогревает их души любовью. При­общает их к деятельной любви, открывая им ценность драгоценных и спасительных вос­поминаний из детства. Он прекрасно пони­мает, что подростки, вступающие в жизнь, должны быть уверены, что существуют не­зыблемые законы, обязательные для всех!

Заканчивая свою речь у камня, Алёша произносит знаменательные слова: «Ну, пой­дёмте же! Вот мы теперь и идём рука в руку». И слышит в ответ возглас Коли Красоткина: «И вечно так, всю жизнь рука в руку! Ура Ка­рамазову!» Велика роль духовного наставни­чества.

 

4 группа - Языковеды

Карточка-задание: Анализ языковых средств

1.      Прочитайте описание мальчиков в начале произведения. Найдите эпитеты, рисующие их облик. Обратите внимание на слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Приведите примеры. О чем это говорит? Соотнесите эти описания с поступком мальчиков.

2.      С помощью каких языковых средств автор вызывает сочувствие к Илюше? (главы «Связался со школьниками», «У Илюшиной постельки»).

3.      Прочитайте названия глав. В какие названия глав автор вынес тему, а в какие – идею главы? В чем особенности слов, вынесенных в названия глав?

4.      В конце произведения Алеша Карамазов произносит речь у камня, возле которого похоронили Илюшу. Какие слова выбирает Алеша, чтобы проникнуть в души мальчиков? Есть ли назидательность в этой речи? Благодаря чему эта речь была единодушно одобрена и поддержана мальчиками?

 

 «С бледненьким худеньким продолговатым личиком, с большими и злобно смотревшими на него глазами. Одет он был в довольно ветхое старенькое пальтишко, из которого уродливо вырос».

«Совершенно озлился, как зверенок»

«Бросился он вдруг ко мне, обнял обеими ручонками шею, стиснул меня…»

«Где же Жучка?» - надорванным голоском спросил Илюша.»

«Это … Жучка!» - прокричал он вдруг надтреснутым от страдания и счастия голоском»

«Он (Илюша) смотрел на Колю своими большими и как-то ужасно выкатившимися глазами, раскрыв рот и побледнев, как полотно»

 

5 группа - Организационно-аналитическая

Карточка-инструкция:

1.      Следить за временем. Подавать сигнал. Подготовка групп – 5 минут. Выступление – 4 минуты.

2.      Вывешивать иллюстрации – ключевые «шаги» на пути к состраданию

3.      Оценивайте выступления групп, учащихся

4.      Объясните значения слов: самолюбие, самолюбование, самодовольство, самоосуждение, великодушие, милосердие.

5.      Подведите итоги урока

 

 Камень как символ в произведении. Можем ли мы сказать, что мальчики прошли путь от камня к камню? Покажите изменения в этом пути. 

 - Какая глава, по-вашему является основной для понимания замысла писателя? Что хотел сказать автор? Чьими устами он говорит это?

(Роман «Братья Карамазовы – последний роман Достоевского. «Смерть Илюши – его заключительная глава. Следовательно, речь у камня – это последнее слово писателя, его завещание нам.)

 - Какие слова Алеши вам кажутся самыми значительными?

«Но зачем нам делаться дурными, господа? Будем, во-первых, и прежде всего, добры, честны, а потом –никогда не будем забывать друг о друге. … Господа, милые мои господа, будем все великодушны и смелы, как Илюшечка, умны, смелы и великодушны… Ах, деточки, ах, милые друзья, не бойтесь жизни! Как хороша жизнь, когда что-нибудь сделаешь хорошее и правдивое!»

И эти слова подводят итог разговору о детстве. В них ненавязчиво указан путь пре­одоления разобщённости, самолюбия и гор­дого одиночества, тоски и безысходности, эгоизма и отчаяния, гнева и раздражитель­ности, зависти и мщения — всего того, что принято называть горестями земными. Это путь преодоления. Вместе. Сообща. Соборно. С любовью в сердце.

И «через тусклое стекло» времени маль­чики, герои Достоевского, навсегда запомнят всё, что потрясло их душу до основания, за­ставило страдать из-за другого человека, что избавило их от эгоизма и самомнения, что помогло им преобразиться. Нравственно. «Выпрямиться» во весь рост.

(Достоевский был уверен, что сострадание к чужому горю объединяет людей, делает их лучшими. Впечатлительным мальчикам открылось безысходное горе капитана Снегирёва, исстрадавшегося Илюши. В бескорыстном порыве помочь Илюше мальчики сближаются, становятся нравственно чище. Чистый и любимый детьми взрослый человек силой нравственного влияния скрепляет это братство.)

Писатель Круглов сказал: «На книгу капнут слезы, но не слезы злобы и отчаяния, а сочувствия, сострадания, любви».

5. Подведение итогов. Рефлексия. Домашнее задание.

- Каков же путь к состраданию, по мысли Ф.М. Достоевского? (Это путь через страдания, испытания, боль, утраты…)

- И к чему еще ведет этот путь? (К добру, миру, милосердию и праведности, справедливости и счастью)

- Почему так важна для писателя тема детского страдания?  (Дети переживают «взрослое» горе и открывают тайну радости любви друг к другу.)

Домашнее задание.

Сочинение «Нужно ли сострадание сегодня?»


 

Скачано с www.znanio.ru

Кутузов Аркадий Александрович, учитель русского языка и литературы

Кутузов Аркадий Александрович, учитель русского языка и литературы

Алексей Карамазов На доске изображение камней и большого камня, соединенных лентой (дорогой), эпиграф, портрет писателя, к словарной работе, затем по ходу урока появятся иллюстрации, название…

Алексей Карамазов На доске изображение камней и большого камня, соединенных лентой (дорогой), эпиграф, портрет писателя, к словарной работе, затем по ходу урока появятся иллюстрации, название…

Словарная работа: образ-символ, характер героя; самолюбие, самолюбование, самодовольство, самоосуждение, великодушие, милосердие

Словарная работа: образ-символ, характер героя; самолюбие, самолюбование, самодовольство, самоосуждение, великодушие, милосердие

Сопоставим образ Илюши в начале отрывка и в последних сценах

Сопоставим образ Илюши в начале отрывка и в последних сценах

Но если дети — «Царство Божие», то чем можно объяснить их жестокосердие? «Дети в школах народ безжалостный: порознь ангелы

Но если дети — «Царство Божие», то чем можно объяснить их жестокосердие? «Дети в школах народ безжалостный: порознь ангелы

А другой мальчик – Коля Красоткин – меняется ли? (Да

А другой мальчик – Коля Красоткин – меняется ли? (Да

Каким представляется вам Алеша?

Каким представляется вам Алеша?

Карточка-задание: Анализ языковых средств 1

Карточка-задание: Анализ языковых средств 1

Илюшечка, умны, смелы и великодушны…

Илюшечка, умны, смелы и великодушны…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2017