Лев Толстой. Мастерство писателя в передаче внутренних переживаний героев. 7 класс
Оценка 4.9
Разработки курсов
docx
русская литература
7 кл
28.03.2017
Урок построен с помощью использования различных методов и приемов. На уроке ребята проводят исследование некоторых глав изучаемого произведения , а также работают в паре и в группах. Высокий уровень сложности для учащихся, но за счет коллаборативной среды это не ощущается.
Л Толстой.docx
Дата: 12.03.16
Класс: 7 б
Урок №52
Тема урока: Л. Н. Толстой. « Детство».
Мастерство писателя в передаче внутренних
переживаний героев.
Тип урока: комбинированный (повторение и изучение нового).
Цель урока: Раскрыть мастерство писателя в изображении внутреннего мира
героя.
Задачи урока:
А) Обучающая. Провести исследование текста по проблеме взросления,
увидеть, что взросление героя раскрывается через взаимоотношения с
окружающим миром.
Б) Развивающая. Развивать навыки читательской компетентности путем
решения интерпретационных задач, развивать навыки социального
взаимодействия учащихся.
В) Воспитательная. Воспитывать доброе, позитивное отношение к людям и
окружающему миру.
Методы урока: поисковый, исследовательский, практический, работа в
группах, в парах
Приемы: Решение интепретационных задач, самооценивание.
Используемые технологии: ИКТ, Элементы арттерапии ( составление
коллажа).
Ожидаемый результат: развитие познавательных качеств деятельности
учащихся.
Ресурсы: Учебник, текст произведения, задания на А4,компьютер, эпиграф,
музыка Шопена, эмблемы Оргмомент.
Эмоциональный
настрой.
Проблема урока
1 этап. Актуализация( 10 мин)
Здравствуйте, мои семиклассники!
«Детство – самая счастливая пора». Вам доводилось слышать эту фразу? Согласны
ли вы с таким утверждением?
Как вы понимаете «счастливая пора»?
Считаете ли вы, что означает безоблачный период жизни, без всяких проблем?
( Некоторые из взрослых , возвращаясь мысленно в детство, считают, что в
этот период возникает множество сложных ситуаций, которые особенно
трудны, так как ребёнок впервые сталкивается и с радостью, и с болью. Часто
забавная игра оборачивается серьёзными взрослыми проблемами, решать
которые приходится самим детям ).
Ребята, сегодня у нас урок – мастерская
по повести Л.Н. Толстого «Детство».
Интрига
Обратите внимание на тему, название и эпиграф к нашему уроку.
Найдите в них то общее, что может стать сегодня предметом нашего исследования
( душа ребенка)
Подсказка в форме загадки:
Это есть у каждого из вас, это есть только у вас, у нас это тоже есть, но в
другом качестве.
Сообщение темы.
Общая постановка
целей урока.
Да, действительно, сегодня мы поговорим о душевных качествах, о переживаниях,
сложных проблемах, которые решают дети – герои повести « Детство», поговорим и
о писательском мастерстве, благодаря которому автору удалось выразить свою мысль
о взрослении личности так достоверно.
Небольшое дополнение: Слово "мастерство" термином не является и в словари не
входит. Тем не менее оно часто встречается в темах сочинений, которые вы будете
писать в старщих классах, в самых разных сочетаниях: «Мастерство Грибоедова
драматурга», «Мастерство психологического анализа в романах Тургенева»,
«Поэтическое мастерство Тютчева» и тому подобное. В прошлом веке был издан
сборник «Мастерство русских классиков», посвящённый мастерству Некрасова,
Тургенева, Пушкина Л.Толстого и других писателей. Каждый из авторов вкладывает
в это слово своё собственное значение.
Для нас главное: увидеть ЧТО говорит писатель и КАК он это говорит, увидеть
согласие между формой и содержанием художественного текста.
Эту нехитрую истину мы и положим в основание критерия успешности нашей работы.
Подготовка к
восприятию
Звучит тихая музыка.
F.SHopen_fortepiano__melodiya_raya_(iPlayer.fm)
Послушайте, что я хочу сейчас вам рассказать. Долго, очень долго плыли сквозь пустое пространство безжизненные тела – планета
Икс и планета Игрик. Не проносились над ней дождевые облака открытий, гонимые
ветром познания, не расцветали на пустошах и в долинах цветы откровения, не
пламенел в недрах пламени огонь озарения. Мимо нас проплывали они. Но ничто не
бывает вечным, все развивается, все меняется, все когдато образуется впервые.
Четыре стихии: огонь, вода, земля, воздух слетелись на молчаливый призыв пустоты
для того, чтобы начать великий и волнующий процесс созидания. Закипела на планете
работа огня, воздуха, земли и воды. Каждая стихия принесла на планету свое
представление, какой ей быть, какими силами и живительными соками напитать тело
планеты. И было их четыре, четыре силы, силы планетообразования.
И был итог сотворчества – планета, обретшая свое имя.
Давайте на 45 минут превратимся в стихии, участвующие в процессе
планетообразования.
Какими станут эти планеты ( постеры), зависит от вас, от того, какие взаимодействия
вы установите друг с другом.
Раздаются эмблема пары (всего 4 пары) каждому ученику.
Пары комплектуются заранее с учетом равных возможностей,
способностей и психофизических особенностей детей.
Итак, элементы одной стихии, объединяйтесь!
Ребята по эмблемам находят свою пару
Формирование пар
«Снежный ком»
Работа в парах
2 этап Работа в парах ( 20 мин).
Оценка:
5 1215б.
4 811б
3 510б
2 меньше 5б
3 этап Работа в группах. (10 мин).
Вернитесь в исходное положение.
1 группа ЗемляОгонь
Составьте постер « Планета Николеньки Иртеньева.
Дайте название этой планете.
Расскажите, что в детстве он для себя открыл, чему научился?
Как развивался внутренний мир Николеньки Иртеньева?
Что пережил мальчик?
2 группа Вода Воздух Составьте постер « Планета Детство».
Подумайте, что для вас является самым важным на этой планете, какие переживания,
трудности могут встретиться?
Защита постера. 5 мин.
Формирование
групп
Постер с
элементами
коллажа.
Что сегодня узнали о душе героя повести «Детство»?
Герой взрослеет, учится строить отношения с миром, эти отношения не всегда
простые, надо уметь преодолевать горе.
Как автор показал внутренние переживания героя? (Через исповедальность,
детализацию, самоанализ, стремление к совершенству)
Детство не только счастливая, но и очень сложная пора жизни человека, когда очень
часто, оказавшись перед нравственным выбором, поступаешь неправильно и до конца
жизни не можешь понять, «куда же девалось сострадание»?
Выводы по уроку
«Жить это значит
делать
художественное
произведение из
самого себя».
Рефлексия
Что открыли, узнали на уроке?
Оправдались ли ваши ожидания от урока?
Что вы взяли с сегодняшнего урока?
Над чем заставил задуматься урок?
Прочитать повесть «Отрочество» и подумать, какие проблемы поднимает Л.Н.
Толстой в этой повести?
Я благодарю всех за удачный научный подвиг на почве эксперимента.
Желаю всем удачи!
Учащиеся сдают листы самопроверки.
Объяснение
домашнего задания
Итоги урока
Лев Толстой. Мастерство писателя в передаче внутренних переживаний героев. 7 класс
Лев Толстой. Мастерство писателя в передаче внутренних переживаний героев. 7 класс
Лев Толстой. Мастерство писателя в передаче внутренних переживаний героев. 7 класс
Лев Толстой. Мастерство писателя в передаче внутренних переживаний героев. 7 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.