Конспект урока по литературе "Карело-финский эпос " для 7 класса. Урок построен в соответствии ФГОС. Все компоненты урока выдержаны, отражены различные виды деятельности, цели и задачи реализуются в конце занятия. Обязательным компонентом урока является рефлексия. Занятие интересное и увлекательное, дети делают определенные выводы в конце занятия.
Тема урока карело -финский эпос.docx
Тема урока: КАРЕЛОФИНСКИЙ ЭПОС «КАЛЕВАЛА»
С нынешнего дня вовеки
По утрам вставай ты, солнце,
Каждый день приветствуй счастьем,
Чтоб росло богатство наше,
Чтобы шла добыча в сети,
Чтобы в руки шла удача!
Совершай благополучно
Свой урочный путь по небу,
В красоте кончай дорогу,
Отдыхай с отрадой ночью!
«Калевала»
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
1. Работа с эпиграфом.
— Нравится ли вам эпиграф к уроку? Как вы полагаете, почему?
— Что он вам напоминает?
(Конечно же, это часть песнивосхваления богу Солнцу.)
— Какие художественные приемы мы можем выделить в этом
отрывке?
Олицетворение: «По утрам вставай ты, солнце,/ Каждый день
приветствуй
счастьем...»‚ «росло богатство», «шла добыча» и т. д.
В данном эпиграфе к уроку перед нами явное отождествление
явлений природы, реалий
быта с деятельностью людей по принципу
сходства. Олицетворение — это целый образ,
складывающийся из отдельных словесных метафор. Этот образ в
художественном произведении имеет самостоятельное предметное
значение. Обращение к солнцу как живому существу предполагает,
что солнце может вставать, ходить по небу и заходить вечером
за горизонт, после чего отдыхать «с отрадой ночью».
Метафорические словосочетания складываются в единый,
полновесный и как бы ощутимый образ.
Итак, мы с вами вспомнили хорошо нам известное теоретико
литературное понятие —
прием олицетворения. Запишем его в наши тетради по
литературе и будем использовать при дальнейшей работе с
текстом:
Изображение явлений природы и неживых предметов как
живых существ называется
олицетворением.
Давайте еще раз выразительно прочитаем эпиграф к уроку и
проанализируем его. — Для чего древние сказители использовали именно этот
художественный прием?
(Картина Мира оживала, а зрители видели все, о чем пелось, ярко,
образно и объемно.)
— Верили и сказители, и слушатели или нет в то, о чем пелось, в
то, что Солнце
действительно живое и ходит по небу?
Безусловно, перед нами фрагмент обрядовой песни какогото
древнего народа. Народ этот
явно исповедовал многобожие, поэтому олицетворял все вокруг.
Следовательно, и прием
олицетворения не был тогда чисто художественным приемом: люди
именно так и воспринимали жизнь, окружающий мир.
— Можно ли по данному тексту определить, чей это эпос, какого
народа и примерно
когда был создал?
Перед нами перевод, перевод на русский язык, поэтому он сделан
по образу и подобию
языческих песнопений древних русичей и славян. Но можно
сделать общий вывод.
Вывод (записывается на доске и в тетрадях по литературе):
Мировосприятие древних народов во многом сходно, так как эти
народы жили в едином
мифологическом пространстве, олицетворяя все сущее,
обожествляя явления природы, животный и растительный мир. Мы
помним, что «язычество — это комплекс первобытных
верований и обрядов, предшествовавший возникновению
мировых религий», и эти верования, часто заимствовались
близкородственными и соседствующими народами, переплетались
между собой. Из сохранившихся эпических повествований, мифов
и легенд мы часто черпаем сведения о тех народах, чьи мифы до
нас не дошли. Так, из древнего финноугорского эпоса «Калевала»
мы узнаем много интересного и о скандинавских народах, чей эпос
сохранился, и о славянах, жавших на территории современной
России, чьи мифы до нас не дошли, а легенды трансформировались
в богатырский эпос — былины.
2. Слово учителя.
Предки карел и финнов жили в древности по соседству с предками
русичей, племенами
иж рой и водью, и потомками варяжских завоевателей, осевших на
северных землях. Эти земли тогда назывались Ингерманландией
или, позднее, Ингрией. Ингрия — это Ижорская земля русских
летописей (показываем на современной географической карте
примерные границы этой земли), вошедшая в состав Новгородского
государства. Поэтому с полным правом можно сказать, что многое
в мировосприятии финноугорских и русских народов было сходно.
Мифы и легенды славянских и финноугорских народов дополняли
друг друга, более того, они были понятны и близки соседям, не
вызывали у них чувства отторжения.
В течение многих столетий народ Финляндии и Карелии складывал
эпические и
лирические песни, известные теперь всему миру, — карело
финский эпос «Калевала». Из века в век пели в народе руны —
отдельные песни с завершенным сюжетом, из которых и состоит весь эпос— о Сотворении мира, об изначальном океане,
из которого все мы вышли, о Космосе, частью которого мы
являемся. Таковым было мировоззрение древних финноугорских
народов. Таковым оно долго оставалось и в Финляндии, и в
Карелии, и на территории России. Еще на рубеже ХIХ—ХХ веков
на праздниках и народных сходках садились двое певцов друг
против друга и, взявшись за руки, заводили песнь о происхождении
Земли, страны Калевалы, ее сынов и дочерей. Дети слушали эти
руны, запоминали их, а потом передавали своим детям, как память
народную, как истинную историю, как красивую сказку о том, что
было или могло быть.
3. Чтение рун из финноугорского эпоса «Калевала».
«О том, как родился Вяйнемейнен»,
«На полях Калевалы вырастает хлеб»,
«И лмаранен выковывает чудесную мельницу Са мп о».
4. Беседа по прочитанному, слово учителя и словесное
рисование.
— Слышали ли вы раньше о «Калевале»? Читали ли ее?
— Как вы думаете, был ли похожим взгляд на мир двух соседних
народов — финно
угорских и славянских? Объясните почему.
— Почему, несмотря на территориальную близость, мифы древних
славян и предков
карелофиннов отличались друг от друга, были самобытными?
— Расскажите, чем миф отличается от реальности. Почему до сих
пор в Карелии и
Финляндии, на севере Российской Федерации, в Республике Коми и
на Волге (мордва, чуваши и другие народы) любят слушать
старинные руны, не отражающие реальную действительность?
Древние предки угрофинского народа пришли на Карельский
перешеек в I тысячелетии нашей эры. Затем они продвинулись на
север и северозапад Европы, а часть племен добралась до
Скандинавии. Некоторые угрофинские племена осели на севере
теперешней России (карелы, коми, мордва), а другие — на Волге
(мордва, чуваши). Суровый климат этой древней земли наложил
свой отпечаток на быт и нравы народа, до сих пор славящегося
своим сдержанным характером и немногословием. О суровой
красоте этого края и рассказывает нам эпос «Калевала».
Вывод (записывается на доске и в тетрадях по литературе):
Жива довольно далеко друг от друга, финноугорские народы
ощущают свою генетическую и историческую общность прежде
всего благодаря общей, единой памяти народа — своему эпосу.
— Первое повествование — «О том, как родился Вяйнемейнен»
— является мифом или
легендой? Какие черты мифа вы можете выделить в этом
повествовании?
— Есть ли черты сходства между Илматар, праматерью карело
финского народа, и
славянской Макошью? Аргументируйте свой ответ. — Вспомните, какие существуют виды мифов. К какому из них
можно отнести только что
прочитанные руны из «Калевалы»? Если к нескольким видам, то
аргументируйте свой ответ
цитатами из текста самого эпоса.
Докажите это. Сформулируйте своими словами
понятие собирательный образ.
— Легендарный кузнец Илмаринен тоже образ собирательный. Как
вы думаете, какие
черты финноугорского племени он олицетворяет и почему?
— Какие особенности устного народного поэтического творчества
ярко проступают в
— Какие силы олицетворяет собой образ кузнеца Илмаринена?
Докажите это.
этом повествовании? Подкрепите свой ответ цитатами из текста.
— Чем характерна речь повествователя? К какому типу речи ее
можно отнести и почему?
— Найдите в тексте изобразительновыразительные средства языка,
присущие устному
поэтическому творчеству. Охарактеризуйте их.
— Попробуйте пересказать миф о том, как родился Вяйнемейнен,
сохраняя не только его
содержание, но и стиль речи.
Кузнец Илмаринен — собирательный образ трудового и духовно
богатого угрофинского
народа, издавна стоящего на стороне светлых сил — «светлого
мира». Именно поэтому кузнец и выковывает волшебную мельницу
Сампо, которая должна осчастливить весь народ. Ведьма
Лоухи, будучи представителем «темного мира», присваивает
мельницу, чтобы обездолить
финский народ. Борьба темных и светлых сил характерна для всего
эпоса «Калевала», постоянно демонстрирующего победы сил
добра.
— Давайте мы с вами попробуем составить слов есный портрет
Вяйнемейнена. Какие
— Если вы читали эпос «Калевала» самостоятельно, то
подготовьте устный рассказ о
черты его внешности, на ваш взгляд, являются главными, а какие —
второстепенными? Какие
черты его характера обязательно надо отобразить в словесном
портрете?
— Можно ли утверждать, что Вяйнемейнен — это собирательный
образ целого народа?
прочитанном: что понравилось и запомнилось; что показалось
странным или неприемлемым; что особенно впечатлило и почему;
какие герои показались знакомыми, узнаваемыми, на кого
хотелось бы походить.
5. Домашнее задание: 1. Подготовить рассказ о расселении финноугорских и славянских
народов в древности,
2. Читать эпос "Калевала" в детском варианте.
об их быте и нравах.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.