Конспект урока "Карело-финский эпос" (7 класс, литература)
Оценка 4.9

Конспект урока "Карело-финский эпос" (7 класс, литература)

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература
7 кл
04.11.2017
Конспект урока "Карело-финский эпос" (7 класс, литература)
Конспект урока по литературе "Карело-финский эпос " для 7 класса. Урок построен в соответствии ФГОС. Все компоненты урока выдержаны, отражены различные виды деятельности, цели и задачи реализуются в конце занятия. Обязательным компонентом урока является рефлексия. Занятие интересное и увлекательное, дети делают определенные выводы в конце занятия.
Тема урока карело -финский эпос.docx
Тема урока: КАРЕЛО­ФИНСКИЙ ЭПОС «КАЛЕВАЛА» С нынешнего дня вовеки По утрам вставай ты, солнце, Каждый день приветствуй счастьем, Чтоб росло богатство наше, Чтобы шла добыча в сети, Чтобы в руки шла удача! Совершай благополучно Свой урочный путь по небу, В красоте кончай дорогу, Отдыхай с отрадой ночью! «Калевала» СОДЕРЖАНИЕ УРОКА 1. Работа с эпиграфом. — Нравится ли вам эпиграф к уроку? Как вы полагаете, почему? — Что он вам напоминает? (Конечно же, это часть песни­восхваления богу Солнцу.) — Какие художественные приемы мы можем выделить в этом  отрывке? Олицетворение: «По утрам вставай ты, солнце,/ Каждый день  приветствуй счастьем...»‚ «росло богатство», «шла добыча» и т. д. В данном эпиграфе к уроку перед нами явное отождествление  явлений природы, реалий быта с деятельностью людей по принципу  сходства. Олицетворение — это целый образ, складывающийся из отдельных словесных метафор. Этот образ в  художественном произведении имеет самостоятельное предметное  значение. Обращение к солнцу как живому существу предполагает,  что солнце может вставать, ходить по небу и заходить вечером  за горизонт, после чего отдыхать «с отрадой ночью».  Метафорические словосочетания складываются в единый,  полновесный и как бы ощутимый образ. Итак, мы с вами вспомнили хорошо нам известное теоретико­ литературное понятие — прием олицетворения. Запишем его в наши тетради по  литературе и будем использовать при дальнейшей работе с  текстом: Изображение явлений природы и неживых предметов как  живых существ называется олицетворением. Давайте еще раз выразительно прочитаем эпиграф к уроку и  проанализируем его. — Для чего древние сказители использовали именно этот  художественный прием? (Картина Мира оживала, а зрители видели все, о чем пелось, ярко,  образно и объемно.) — Верили и сказители, и слушатели или нет в то, о чем пелось, в  то, что Солнце действительно живое и ходит по небу? Безусловно, перед нами фрагмент обрядовой песни какого­то  древнего народа. Народ этот явно исповедовал многобожие, поэтому олицетворял все вокруг.  Следовательно, и прием олицетворения не был тогда чисто художественным приемом: люди именно так и воспринимали жизнь, окружающий мир. — Можно ли по данному тексту определить, чей это эпос, какого  народа и примерно когда был создал? Перед нами перевод, перевод на русский язык, поэтому он сделан  по образу и подобию языческих песнопений древних русичей и славян. Но можно  сделать общий вывод. Вывод (записывается на доске и в тетрадях по литературе): Мировосприятие древних народов во многом сходно, так как эти  народы жили в едином мифологическом пространстве, олицетворяя все сущее,  обожествляя явления природы, животный и растительный мир. Мы  помним, что «язычество — это комплекс первобытных  верований и обрядов, предшествовавший возникновению  мировых религий», и эти верования, часто заимствовались  близкородственными и соседствующими народами, переплетались  между собой. Из сохранившихся эпических повествований, мифов  и легенд мы часто черпаем сведения о тех народах, чьи мифы до  нас не дошли. Так, из древнего финно­угорского эпоса «Калевала»  мы узнаем много интересного и о скандинавских народах, чей эпос  сохранился, и о славянах, жавших на территории современной  России, чьи мифы до нас не дошли, а легенды трансформировались  в богатырский эпос — былины. 2. Слово учителя. Предки карел и финнов жили в древности по соседству с предками  русичей, племенами иж рой и водью, и потомками варяжских завоевателей, осевших на  северных землях. Эти земли тогда назывались Ингерманландией  или, позднее, Ингрией. Ингрия — это Ижорская земля русских  летописей (показываем на современной географической карте  примерные границы этой земли), вошедшая в состав Новгородского государства. Поэтому с полным правом можно сказать, что многое  в мировосприятии финно­угорских и русских народов было сходно. Мифы и легенды славянских и финно­угорских народов дополняли  друг друга, более того, они были понятны и близки соседям, не  вызывали у них чувства отторжения. В течение многих столетий народ Финляндии и Карелии складывал  эпические и лирические песни, известные теперь всему миру, — карело­ финский эпос «Калевала». Из века в век пели в народе руны —  отдельные песни с завершенным сюжетом, из которых и состоит весь эпос— о Сотворении мира, об изначальном океане,  из которого все мы вышли, о Космосе, частью которого мы  являемся. Таковым было мировоззрение древних финно­угорских  народов. Таковым оно долго оставалось и в Финляндии, и в  Карелии, и на территории России. Еще на рубеже ХIХ—ХХ веков  на праздниках и народных сходках садились двое певцов друг  против друга и, взявшись за руки, заводили песнь о происхождении  Земли, страны Калевалы, ее сынов и дочерей. Дети слушали эти  руны, запоминали их, а потом передавали своим детям, как память  народную, как истинную историю, как красивую сказку о том, что  было или могло быть. 3. Чтение рун из финно­угорского эпоса «Калевала».    «О том, как родился Вяйнемейнен», «На полях Калевалы вырастает хлеб», «И лмаранен выковывает чудесную мельницу Са мп о». 4. Беседа по прочитанному, слово учителя и словесное  рисование. — Слышали ли вы раньше о «Калевале»? Читали ли ее? — Как вы думаете, был ли похожим взгляд на мир двух соседних  народов — финно­ угорских и славянских? Объясните почему. — Почему, несмотря на территориальную близость, мифы древних  славян и предков карело­финнов отличались друг от друга, были самобытными? — Расскажите, чем миф отличается от реальности. Почему до сих  пор в Карелии и Финляндии, на севере Российской Федерации, в Республике Коми и на Волге (мордва, чуваши и другие народы) любят слушать  старинные руны, не отражающие реальную действительность?  Древние предки угро­финского народа пришли на Карельский  перешеек в I тысячелетии нашей эры. Затем они продвинулись на  север и северо­запад Европы, а часть племен добралась до  Скандинавии. Некоторые угро­финские племена осели на севере  теперешней России (карелы, коми, мордва), а другие — на Волге  (мордва, чуваши). Суровый климат этой древней земли наложил  свой отпечаток на быт и нравы народа, до сих пор славящегося  своим сдержанным характером и немногословием. О суровой  красоте этого края и рассказывает нам эпос «Калевала». Вывод (записывается на доске и в тетрадях по литературе): Жива довольно далеко друг от друга, финно­угорские народы  ощущают свою генетическую и историческую общность прежде  всего благодаря общей, единой памяти народа — своему эпосу. — Первое повествование — «О том, как родился Вяйнемейнен»  — является мифом или легендой? Какие черты мифа вы можете выделить в этом  повествовании? — Есть ли черты сходства между Илматар, праматерью карело­ финского народа, и славянской Макошью? Аргументируйте свой ответ. — Вспомните, какие существуют виды мифов. К какому из них  можно отнести только что прочитанные руны из «Калевалы»? Если к нескольким видам, то  аргументируйте свой ответ цитатами из текста самого эпоса. Докажите это. Сформулируйте своими словами  понятие собирательный образ. — Легендарный кузнец Илмаринен тоже образ собирательный. Как  вы думаете, какие черты финно­угорского племени он олицетворяет и почему? — Какие особенности устного народного поэтического творчества  ярко проступают в — Какие силы олицетворяет собой образ кузнеца Илмаринена?  Докажите это. этом повествовании? Подкрепите свой ответ цитатами из текста. — Чем характерна речь повествователя? К какому типу речи ее  можно отнести и почему? — Найдите в тексте изобразительно­выразительные средства языка, присущие устному поэтическому творчеству. Охарактеризуйте их. — Попробуйте пересказать миф о том, как родился Вяйнемейнен,  сохраняя не только его содержание, но и стиль речи. Кузнец Илмаринен — собирательный образ трудового и духовно  богатого угро­финского народа, издавна стоящего на стороне светлых сил — «светлого  мира». Именно поэтому кузнец и выковывает волшебную мельницу  Сампо, которая должна осчастливить весь народ. Ведьма Лоухи, будучи представителем «темного мира», присваивает  мельницу, чтобы обездолить финский народ. Борьба темных и светлых сил характерна для всего эпоса «Калевала», постоянно демонстрирующего победы сил  добра. — Давайте мы с вами попробуем составить слов есный портрет  Вяйнемейнена. Какие — Если вы читали эпос «Калевала» самостоятельно, то  подготовьте устный рассказ о черты его внешности, на ваш взгляд, являются главными, а какие — второстепенными? Какие черты его характера обязательно надо отобразить в словесном  портрете? — Можно ли утверждать, что Вяйнемейнен — это собирательный  образ целого народа? прочитанном: что понравилось и запомнилось; что показалось  странным или неприемлемым; что особенно впечатлило и почему;  какие герои показались знакомыми, узнаваемыми, на кого хотелось бы походить. 5. Домашнее задание: 1. Подготовить рассказ о расселении финно­угорских и славянских  народов в древности, 2. Читать эпос "Калевала" в детском варианте. об их быте и нравах.

Конспект урока "Карело-финский эпос" (7 класс, литература)

Конспект урока "Карело-финский эпос" (7 класс, литература)

Конспект урока "Карело-финский эпос" (7 класс, литература)

Конспект урока "Карело-финский эпос" (7 класс, литература)

Конспект урока "Карело-финский эпос" (7 класс, литература)

Конспект урока "Карело-финский эпос" (7 класс, литература)

Конспект урока "Карело-финский эпос" (7 класс, литература)

Конспект урока "Карело-финский эпос" (7 класс, литература)

Конспект урока "Карело-финский эпос" (7 класс, литература)

Конспект урока "Карело-финский эпос" (7 класс, литература)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.11.2017