Тема урока "Правописание личных ударных окончаний глаголов".

  • Работа в классе
  • Разработки уроков
  • docx
  • 25.02.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Формировать умения писать личные ударные окончания глаголов, определять спряжение, осуществлять орфографический самоконтроль.Совершенствовать умения употреблять глаголы настоящего и будущего времени, определять лицо и число глаголов. Развивать монологическую речь учащихся, способствовать обогащению словарного запаса детей.Воспитывать интерес к изучаемому предмету. Оборудование: карточки для работы в парах, в группах, карточки для работы индивидуально, слова – опоры на доске.Совершенствовать умения употреблять глаголы настоящего и будущего времени, определять лицо и число глаголов.
Иконка файла материала ударные окончания.docx
Тема урока "Правописание личных ударных окончаний глаголов". 4­й  класс  Цели.  1. Формировать умения писать  личные ударные окончания  глаголов, определять спряжение,  осуществлять орфографический  самоконтроль. 2. Совершенствовать умения  употреблять глаголы настоящего  и будущего времени, определять  лицо и число глаголов. 3. Развивать монологическую речь  учащихся, способствовать  обогащению словарного запаса  детей. 4. Воспитывать интерес к  изучаемому предмету.  Оборудование: карточки для работы в парах, в группах, карточки для работы индивидуально, слова – опоры на доске. Ход урока I. Организационный момент. Подберите к данным словам антонимы: Скучно ­ … (интересно) В одиночестве ­ … (в коллективе) Много ­ … (мало) Подберите к данным словам синонимы: Сосредоточенно ­ … (внимательно) Злой ­ …. (коварный)(Слова записаны на доске, после ответов детей выставляю каждое слово на  карточке) Соотнесём данные слова с предстоящей работой на уроке. Надеемся, что урок будет интересным, нужно проявить внимание, работать будем в коллективе,  нас могут подстерегать коварства, и вероятно, знаний у нас ещё недостаточно. Постараемся восполнить пробелы.  II. Словарная работа.  Начнём урок с повторения изученных словарных слов. Я буду зачитывать  определения лексических значений слов из словаря Ожегова, ваша задача  определить слово. (Дети отгадывают слова и по одному записывают их на доске, объясняя  орфограммы)   Специалист по сельскому  хозяйству.   Описание чьей­нибудь жизни.  Поддаваться действию огня,  уничтожаться огнём.  Колдун, чародей.  Игра в ответы на вопросы,  обычно объединённые какой­ нибудь темой.  Поездка или передвижение  пешком по каким­нибудь местам, странам. Агроном, биография, гореть, волшебник, викторина, путешествие. ­ Какое слово вы бы исключили как лишнее? Гореть­ гл. неопред. формы. III. Постановка цели. Повторение знаний о глаголе. ­ Продолжаем исследование самой огнедышащей, самой живой части речи –  глагола.­ Перед вами карточка с номерами. Слушайте внимательно, если моё  высказывание верное, то обведите номер в кружок, если высказывание  неверное – зачеркните номер. Работу выполняйте вместе с соседом по парте. 1    2    3     4    5 1. Глагол обозначает действие. 2. Глаголы настоящего и будущего  времени изменяются по падежам. 3. Изменение глаголов настоящего  и будущего времени по лицам и  числам называется –  спряжением. 4. Глаголы настоящего и будущего  времени 2 лица ед.ч. Имеют  окончание ­ете, ­ёте, ­ите. 5. Глаголы настоящего и будущего  времени 3 лица мн.ч. Имеют  окончание ­ат/ят, ­ут/­ют. ­ Какие номера зачеркнули? ­ Дайте правильные ответы? ­ Что общего в заданных вопросах? Все вопросы о глаголе. (Ошибка во втором и четвёртом высказывании. 2. Глаголы настоящего и будущего времени изменяются по лицам и числам) 4. Глаголы настоящего и будущего времени 2 лица ед. ч. имеют окончание  ­ишь, ­ёшь, ­ешь) IV. Распределение слов на группы с последующим определением темы  урока. Поёшь, поговоришь, летит, стоят, споёт, везём, лает. ­ Прочитайте слова, что общего? Все слова ­ глаголы.­ Какое слово вы бы исключили как лишнее?  ­ Глагол лает лишний, так как у нег безударное личное окончание.  Безударное окончание глагола требует специального правила. С этим  правилом будем знакомиться на следующих уроках. ­ Что общего в оставшихся словах? У всех слов ударные окончания. ­ Что вы знаете про личные ударные окончания глаголов? (Под ударением личные ударные окончания глаголов пишутся так как  слышатся) ­ Кто определит тему урока? Правописание личных ударных окончаний  глаголов. ­ На какие две группы можно разделить слова? 1 и 2 спряжение. ­ Какие личные окончания имеют глаголы 1 спряжения? 2 спряжения? ­ Запишем данные слова в 2 группы с комментированием. V. Развитие речи. ­ Вам может показаться, что правописание личных ударных окончаний  глаголов – это очень простая тема. Нельзя ошибиться в правописании  ударных окончаний, мы не напишем ­и­ вместо ­ё­ , но всё же глаголы с  ударными окончаниями не так просты, таят в себе коварства.  ­ Возьмите карточку №1  1 л. жгу  пеку  2 л. жжёшь печёшь 3 л. жжёт  печёт  1 л. жжём  печём  2 л. жжёте  печёте  3 л. жгут  пекут  Мама (печь) пирог, а мы с сестрой (испечь) торт.  В день прощания с лагерем на лесной поляне мы (зажечь) костёр.Колючий ветер (жечь) лицо. ­ Посмотрите, как проспрягали глаголы жечь, печь. Прочитаем. Что общего в  глаголах? Глаголы с ударными окончаниями, 1­ого спряжения. ­ Однажды в магазине я услышала разговор двух ребят, которые покупали  бенгальские огни. Один сказал другому: “Здорово, мы скоро “зажгём”  бенгальские огни”. ­ В чём же коварство глаголов, какую ошибку допустили ребята? В корнях  чередование согласных, в 1 лице мн. ч. нужно говорить “зажжём”. ­ Запомните личные формы этих глаголов. ­ Ниже даны предложения. Какое задание предложите? Спишите предложения, раскрывая скобки, правильно употребляйте глаголы в  настоящем или будущем простом времени. (Проверка. Дети читают предложения, я выставляю на доску карточки со  словами.) Определим время, лицо, число глаголов. Печёт, испечём, зажжём, жжёт.  VI. Работа с текстом. Работа в группах. ­ Возьмите карточку №2. Перед вами текст. Прочитайте его. В каком времени  употреблены глаголы? Что ещё общего в данных глаголах? (Глаголы  настоящего времени, множественного числа, 3 лица, 2 – ого спряжения –  окончания ударные.) Последние косые лучи осеннего солнца золотят унылую степь. Шелестят  сухие травы. В вечернем воздухе кричат вороны. ­ Замените глаголы настоящего времени мн.ч., на глаголы будущего простого  времени единственного числа. Работаем в группах.  (Последний косой луч осеннего солнца позолотит унылую степь.  Зашелестит сухая трава. В вечернем воздухе закричит ворона).  Проверка. Синтаксический разбор последнего предложения.VII. Домашнее задание. Оставшиеся предложения записать в тетрадь, произвести синтаксический  разбор. VIII. Рефлексия. ­ Какая часть урока была трудной? ­ Какая часть урока была наиболее интересной? Спасибо всем за работу.

Посмотрите также