Тема урока: «Русское государство и общество в середине XVI в.». Класс: 7 Предмет: ____история России Тип урока: открытие нового знания Форма урока: комбинированный урок с элементами практической работы. Презентация и разработка урока истории 7 класс, Историко - культурный стандарт

  • Разработки уроков
  • docx
  • 13.02.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Презентация, технологическая карта, приложение ( документы к уроку), контурная карта и рабочие листы для учащихся.
Иконка файла материала Технологическая карта урока.docx
Тема урока: «Русское государство и общество в середине   XVI в.». Технологическая карта урока Класс: 7 Предмет: ____история России Тип урока: открытие нового знания  Форма урока: комбинированный урок с элементами практической работы.  Задачи урока: Личностные:  осмысление социально­нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному  поведению в современном обществе;  уважать мнение других, формировать навыки сотрудничества, умение работать в группе, оценивать работу класса в целом, оценивать  1 собственную деятельность;  развивать умение давать оценку историческим событиям с позиции  гуманистических нравственных ценностей. Метапредметные (УУД):         Коммуникативные УУД:  излагать свою точку зрения (позицию);  анализировать и аргументировать свои суждения;  делать выводы.        Регулятивные УУД:   определять цель, проблему в деятельности;  оценивать степень и способы достижения  поставленных задач, целей.        Познавательные УУД:  определять понятия;  владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать фактуальную информацию; строить логически обоснованные рассуждения – на простом и сложном уровне;   развитие практико – ориентированных самостоятельных действий в процессе самостоятельной деятельности. Предметные: знать основные события внутриполитической жизни страны в начале XVI века понимать, что принятие Иваном 3 титула царя ­ важный этап в укреплении российской государственности;   оценивать  теорию Москва – третий Рим, её значение для Русского государства;    идеологический смысл теории «Москва – Третий Рим», подчеркивая тот факт, что идея государственного объединения народов выходит за рамки национальной и превращается во всемирно­ историческую, ставится в связь с задачей спасения всего человечества искупительной миссией христианства.   объяснять значение понятий:  посад, самодержец, регентский совет изучать исторические документы. Дидактическое и методическое оснащение урока:  учебник «История   XVI  конецXVIIв.» Авторы: И.Л. Андреев,И.Н.Фёдоров; раздаточный дидактический материал (отрывки из «Курса  русской истории» В.Ключевского), презентация , видеоролик Н.М. Карамзин «История государства Российского».  2  Оборудование:  компьютер;  мультимедийный проектор;  экран. Работа с терминами: Основные понятия:  посад, самодержец, регентский совет Планируемые результаты Учащиеся должны знать: (cid:216) (cid:216) (cid:216) (cid:216) суть и характер изменений в Русском государстве 16 в;   органы управления государством во второй половине XV в.; Учащиеся должны понимать, что такое:  посад,  (cid:252)  (cid:252) регентский совет самодержец,  Учащиеся должны уметь:  умения передавать содержание текста в сжатом виде;  проводить информационно ­ смысловой анализ текста;  формулировать выводы. Деятельность учителя Деятельность обучающихся I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно­значимом уровне Дан звонок, и все мы смело Принимаемся за дело Путь нелегкий предстоит В даль дорога побежит Мы промчимся чрез века Через многие года Пронесемся над лесами И окажемся мы с вами… Далеко за много лет… Подготовка к восприятию нового материала. В том истории секрет…… 3 УУД Самоопределение,  смыслообразование(Л) Целеполагание (П) Планирование учебного  сотрудничества (К)Отвечают на вопрос. Выполняют задание теста. Повторение изученного.  Взаимопроверка. 4  Проверка домашнего задания ­ С временем правления какого великого князя мы  познакомились на прошлом уроке? Проверим наши  знания, выполним тест. 1 ученик индивидуально работает с индивидуальным  заданием на компьютере. Тест 1. Годы правления Василия III А)1538­1547 гг Б)1505­1533гг В)1462­1505гг 2.кто правил страной до Василия III А) Василий II Б) Михаил В) Иван III 3.Какие территории были присоединены к Москве в  годы правления Василия III А) Новгород  Б) Псков В) Рязань 4.Кому принадлежат слова, относящиеся к Василию  III: « всея Русская земля государем государь» А) Иосифу Волоцкому Б) Елене Глинской В) митрополиту Варлааму 5.Почему Василий III запрещал жениться своим  младшим братьям? А) Не было подходящих невестБ) опасался, что у них появятся наследники В) собирался отправить их в монастырь Ключ1­б,2­в,3 –б, в; 4 –а,5­б. А сейчас, обменяйтесь листочками. Взаимопроверка. 1 правильно выполненное задание – 1 балл.  Соответственно 5 – пятерка 4 –четвёрка  3 – тройка. Передайте листочки. Подведение учащихся к «открытию» темы урока Итак, мы отправляемся  в путешествие по  прошлому. Здесь, как было, так и ныне – Сердце всей Руси святой, Здесь стоят ее святыни За Кремлевскою стеной! ­ О каком городе России эти стихи? ­ Какие слова это подтверждают?  ­ Как понимаете слово “ святыни”?   Обратимся к определению, данному в рабочем листе. Прочитайте название темы урока, данной в рабочем  листе. «Русское государство и общество в середине   XVI в.» Что бы вы хотели узнать по данной теме? Учащиеся высказывают свои предположения. 5 Отвечают на поставленный вопрос. Определяют цели урока.С какой целью мы будем изучать данную тему? II. Актуализация знаний Цель   этапа:  повторение   изученного   материала,   необходимого   для   «открытия   нового   знания»,   и   выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося Обратимся к источнику. Параграф 3. Прочитайте эпиграф  к параграфу. Читают эпиграф к уроку.с. 16  « И тогда великая наша Русская земля освободилась от  ярма и гнёта басурманского и начала обновляться, подобно тому, как зима переходит в тихую весну. И обрела она  снова прежнее своё величие и благочестие и богатство, как  и при первом великом князе Владимире преславном». «История о Казанском ханстве». Середина XVIвека. О каком ярме и гнёте говорится в эпиграфе? Что обрела  страна после освобождения? Отвечают на вопросы. Слово учителя. Выполнение  задания, фиксация знаний. Создание в XV­ начале XVIв. Единого Русского  государства стало важнейшим событием в истории  восточной Европы. На карте появилось обширное и мощное политическое образование, коренным образом изменившее  межгосударственные отношения в этом регионе.  Объединение земель вокруг Москвы и образование единого государства создали условия для формирования  великорусской народности. Скажите, как величал себя Василий III? Что давал ему этот титул? Слушают учителя Отвечают на вопросы. Анализ объектов с целью выделения  признаков; подведение под понятие;  целеполагание (П) Выполнение пробного учебного  действия; фиксирование  индивидуального затруднения;  саморегуляция в ситуации  затруднения (Р) Выражение своих мыслей;  аргументация своего мнения; учёт  разных мнений (К) 6Прочитайте задание в рабочем листе. Подумайте Какая власть была необходима Русскому  централизованному государству – самодержавие или  боярское правление? Почему? Приведите аргументы. Я считаю, что ……, так как... Предположим , что …… следовательно… Взаимооценка. Допустим, что  ……,значит... Оцените работу групп, ( а именно…) Слово учителя. Не за полем, не за лесом, Даже не за той рекой, Город есть по интересам, Где раздолье и покой. Город ловких и умелых, Город творческих умов, Город славных рукоделов, Город чудо­Мастеров! Вот такие чудо –города были в Русском государстве.  Историки насчитали более 200 различных ремесленных  специальностей в русских городах. 7Поиск и выделение информации;  синтез как составление целого из  частей; подведение под понятие;  выдвижение гипотез и их  обоснование; самостоятельное  создание способа решения проблемы  поискового характера (П) Аргументация своего мнения и  позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К) 8 III. Проблемное объяснение нового знания Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися………….. Слово учителя В XV в. развивались ремесло и торговля как в  княжеских хозяйствах, так и в городах. Московская  Русь вела довольно обширную внешнюю торговлю,  основными направлениями которой были Западная  Европа, Восток и Юг. Торговые пути проходили  соответственно через Новгород, Золотую Орду и  Крым. Русский экспорт в Западную Европу был  традиционен: пушнина, воск. Импорт состоял из ввоза тканей, цветных и благородных металлов. Волжский  торговый путь связывал Русь с Востоком. На Восток  вывозили меха, кожу, изделия из нее, ввозили  шелковые и особенно хлопчатобумажные ткани  высокого качества. Предметом импорта также были  сафьян, пряности, сладости, краски. Одним   из   самых   перспективных   направлений внешней торговли Московского царства в XIV—XV вв.   была   торговля   с   Сурожем   (Судаком), расположенным на побережье Черного моря. Купцов, перевозивших товары с юга на север, называли «гости­ сурожане».   Они   составляли   верхушку   московского купечества. Вот,   как   о   нашей   стране   написал   англичанин Ченслер, побывавший в Русском государстве в 16 в. Давайте отметим на карте   направление торговых путей. Учащимся предлагается обратиться к карте в Слушают учителя. Работа в группах. Самостоятельно читают текст( приложение) и  выполняют задание по группам 1 вопрос ­1  группа, 2 ой­ 2 группа, 3 ий­ 3 группа. Из «Книги о великом и могущественном царе»  Р. Ченслера Вопросы: 1) Чем торговали русские люди? 2)учебнике и показать направление торговых путей. Но не только товарами славилась наша страна. Каких   товаров,   по   мнению   иностранца,   было   в России в изобилии? 3) С какими иностранными купцами торговали новгородцы? Отмечают на карте направление торговых путей    . Получила распространение новая теория. Что это за теория, вы узнаете обратившись к источнику с. 19 ( 2 абзац) Выполните задание в парах.( рабочий лист) Самооценка. Слушают учителя. Отвечают на вопросы. Москва­ Третий Рим. Работа в парах. С. 19 (2 абзац) Ответить письменно на вопросы: 9   Что   подчеркивал   в   своих   трудах   Иосиф Волоцкий( просветитель того времени)? 1.  А  2. Кто и в правление, какого государя всея Руси, впервые назвал Москву «третьим Римом 3. *Когда (              ) пал первый Рим? второй 4. Как назывался   ____________________________ 5. *Когда (               ) пал второй Рим?     Рим?Слово учителя Василий  III  умер,   когда     сыну   Ивану   едва исполнилось   три   года.   Мог   ли   малолетний   Иван управлять государством?   Обратимся к источнику. Учебник с. 20 ( 2 абзац) Работа с источником. Читают текст учебника, находят ответ на  поставленный вопрос. Дают определение понятию регентский совет. Слушают учителя. 10 Что утвердил Иван III перед своей кончиной? Регентский   совет­   временное   осуществление полномочий   главы   государства   коллегиально (регентский   совет)   или   единолично   (регент)   при Работа в группах.1 группа – с. 20 последний абзац с. 21 1 абзац. 2 ­3 группа – приложение, документ 2малолетстве, болезни, отсутствии монарха. ФИЗМИНУТКА( электронная для уставших глаз) Слово учителя. Вдова Василия III ­ Елена Глинская, тяготившаяся  боярской опекой, взяла управление государством в  свои руки. По легенде, эта женщина происходила из  рода Мамая. Но волею судеб оказалась в Великом  княжестве Литовском и стала литовской княжной. В  1526 году вышла замуж за Великого князя  московского. После смерти мужа фактически стала  правительницей при трехлетнем сыне. За время своего правления (менее 5 лет) Елена Глинская сумела  провести в стране ряд реформ.   Какие же реформы она провела? 1538 году Елена умерла. 1533­ 1584 гг – правление Ивана IVГрозного.  Ивану было всего 8 лет. Как же жил мальчик после  смерти матери? О этом хорошо сказал Василий Осипович Ключевский  в своём знаменитом труде «Курс русской истории». Читают отрывок на слайде.  «… Безобразные сцены  боярского своеволия и насилия, среди которых рос  (он), были первыми политическими его  впечатлениями… Вечно тревожный и подозрительный,  (он) рано привык думать, что окружен только врагами, и воспитал в себе печальную наклонность –  высматривать, как плетется вокруг него бесконечная  сеть козней, которые чудилось ему, стараются опутать  его со всех сторон.» Отвечают на вопросы, делают выводы.  слушают учителя,  11Что вы можете сказать о детских годах Ивана IV? 1538   ­1547   гг   –   эпоха   боярского   правления,   которые   в интересах своих партий поощряли самые темные стороны души Ивана, расхваливая его за жестокие проделки. В 1543 г – 13летний Иван отстранил от власти Шуйских и велел затравить своего дядю Андрея Шуйского собаками. IV. Первичное закрепление Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного  материала, неверные представления уч­ся; провести коррекцию Слушают учителя. Самопроверка и взаимопроверка.  Вот и подошло к концу наше путешествие. Проверим насколько эффективно вы работали. Выполнил небольшое задание. Тест по теме « Русское государство и общество: трудности роста» 1. После смерти Василия III на престоле оказался  Иван IV, который правил А) 1505­1533г.       Б) 1533­1584г.       В) 1462­1505г. Г)1584­1598г. 2.Заполните  пропуски в предложениях После смерти   _________ в ________ году,   опекунами малолетнего ________ стал совет семи  бояр. Вскоре править Россией стала его мать Елена  12 Анализ объектов с целью выделения  признаков и синтез как составления  целого из частей; подведение под  понятие; выдвижение гипотез и их  обоснование (П) Выражение своих мыслей с полнотой  и точностью; формулирование и  аргументация своего мнения; учёт  разных мнений (К) Оценивание усваиваемого содержания (Л) Контроль, коррекция, оценка (Р)____________. Она провела ряд ____________, среди  которых была денежная­ вводилась единая денежная  единица­ московский ________,  появилась___________­ монета, равная 1/100 рубля. V. Информация о домашнем задании, инструктаж  по его выполнению Записывают домашнее задание. Параграф 3 пересказ, задания 2 ­3. Дополнительное задание: подготовить сообщение на  тему «Воспитание Грозного царя». По желанию. Прочитать и ответь на вопросы документа с. 25 VI/Итог урока (рефлексия деятельности) Цель этапа: осознание уч­ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего  класса  Получили ли ответы на поставленные вопросы? Отвечают.  Оцените свою работу  на уроке, продолжите фразы На уроке я работал…. Оценивают свою работу. 13 Рефлексия способов и условий  действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Самооценка; адекватное понимания  причин успеха или неуспеха в УД;  следование в поведении моральным  нормам и этическим требованиям (Л) Выражение своих мыслей полно и  точно; формулирование иСвоей работой на уроке я…. Урок мне показался…. Материал урока был мне …… Моё настроение……. аргументация своего мнения, учёт  разных мнений (К) 14