Тема урока: Сергий Радонежский - святой земли Русской. В. Клыков «Памятник Сергию Радонежскому».

  • Разработки уроков
  • docx
  • 01.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: познакомить с краеведческими фактами и материалами (история храма в селе Ново-Сергиево), с отрывком из «Жития Сергия Радонежского»; формировать устойчивый интерес к пред¬мету, желание больше узнавать о православной культуре России; формировать эмоционально-личностное отношение к культу¬рологическим и историческим фактам, сообщаемым на уроке; учить внимательно относиться к слову, обогащать словарный за¬пас; развивать творческие способности учащихся, память, речь, мышление. Планируемые результаты: предметные: использование раз¬ных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поис¬ковое), умения осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику прозаического текста, участвовать в его обсуждении, создавать собственный текст на основе художественного произ¬ведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта; метапредметные: Р — формулировав ние учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П - использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энцик¬лопедиях и интерпретация информации в соответствии с ком¬муникативными и познавательными задачами, овладение логи¬ческими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо-видовым признакам, установления при¬чинно-следственных связей, построения рассуждений, К — ответы на вопросы учебника на основе художественного произведения; личностные: формирование чувства гордости за свою родину, ее историю, народ, целостного взгляда на мир в единстве и разно¬образии природы, народов, культур и религий. Оборудование: подборка книг о преподобном Сергии Радонеж¬ском для оформления выставки, фотографии памятника Сергию Радонежскому В. Клыкова, аудиозапись колокольного звона.
Иконка файла материала 1 (77).docx
Урок 9.  Тема урока: Сергий Радонежский ­ святой земли Русской.  В. Клыков «Памятник Сергию Радонежскому». Цели: познакомить с краеведческими фактами и материалами (история храма в селе Ново­Сергиево), с отрывком из  «Жития Сергия Радонежского»; формировать устойчивый интерес к предмету, желание больше узнавать о  православной культуре России; формировать эмоционально­личностное отношение к культурологическим и  историческим фактам, сообщаемым на уроке; учить внимательно относиться к слову, обогащать словарный запас;  развивать творческие способности учащихся, память, речь, мышление. Планируемые результаты: предметные: использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное,  поисковое), умения осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику прозаического текста, участвовать в  его обсуждении, создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин  художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта; метапредметные: Р — формулировав ние учебной задачи  урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание ее, планирование вместе с  учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П ­ использование различных  способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретация информации в  соответствии с коммуникативными и познавательными задачами, овладение логическими действиями сравнения,  анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо­видовым признакам, установления причинно­следственных  связей, построения рассуждений, К — ответы на вопросы учебника на основе художественного произведения;  личностные: формирование чувства гордости за свою родину, ее историю, народ, целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. Оборудование: подборка книг о преподобном Сергии Радонежском для оформления выставки, фотографии памятника  Сергию Радонежскому В. Клыкова, аудиозапись колокольного звона. I. Организационный момент II. Прочитайте самостоятельно. Речевая разминка Отечество мое! Россия! В тебе дух старины живет. И ни одна еще стихия  Не победила твой народ. Ход урока Из тьмы веков ты восставала  И становилась все сильней. Святая Русь ­ твое начало, И преподобный Сергий в ней.  Прочитайте способом «птичий базар» (еще: медленно, с ускорением, выразительно).   Прочитайте тему урока. Определите его задачи. (Звучит запись колокольного звона.) С. Никулина III. Проверка домашнего задания  Расскажите, что вы узнали о Сергии Радонежском. IV. Физкультминутка V. (Знакомство с житиями святых. Рассказ учителя или подготовленных учеников.)  Работа по теме урока Однажды монах Зосима, живший на Соловецких островах, пришел ш Новгород. Его позвала  на пир богатая и известная боярыня Марфа Борецкая, вдова новгородского посадника. «И  пригласила она Зосиму на обед, и посадила его на пиру... Известно было им о добродетельной жизни его... Он же с привычным для него смирением и кротостью, сидя на пиру, немного пище  причастился — с юности возлюбил он безмолвие, не только во время трапезы, но и всегда. И  взглянув на сидящих с ним на пиру, вдруг удивился Зосима и поник головой, но не сказал ничего. И снова поднял он глаза свои, и, то же увидев, опустил голову, и в третий раз взглянул, вновь то жеувидел: некоторые из пирующих, сидящие в числе первых, без голов Зосиме представились. И  ужаснулся блаженный, увидев столь необычное видение, и, вздохнув из глубины души своей,  прослезился. И не смог больше ни к чему притронуться из предложенного на трапезе, пока не  удалился оттуда». О своем видении Зосима рассказал лишь двоим близким ему людям, которые  были вместе с ним на пиру, ­ монаху Герману и новгородцу Памфилию, известному своей  добродетельной жизнью. Он поведал им, что видел на пиру шесть бояр, сидевших без голов. Святой велел Герману и Памфилию никому не сообщать об этом. Спустя несколько лет великий князь  московский Иван Васильевич отправился с войском в поход, чтобы подчинить себе вольный  Новгород. «И встретили их новгородцы со многими силами, и был у них бой с воеводами великого  князя, и побиты были новгородцы в битве той. И захватили воеводы шесть бояр великих, и много  других новгородцев взяли тогда в плен и привели к великому князю. Он же их всех к Москве  отправил, а некоторых казнил, чтобы и другие страх перед ним имели. А шести боярам повелел  князь великий головы им отсечь». Так исполнилось страшное пророческое видение святого Зосимы. Об этом видении повествуется в житии высокочтимых русских святых Зосимы и Савватия —  основателей Соловецкого монастыря. Слово «житие» в церковно­славянском языке означает  «жизнь». Житиями древнерусские книжники называли произведения, рассказывающие о жизни  святых. В древнерусских рукописях эти сочинения также часто именовались как повесть о житии  или сказание о житии и о чудесах. Житие — не художественное произведение в современном смысле. Оно всегда повествует о  событиях, которые его составитель и читатели считали истинными, а не вымышленными. Не  случайно авторы житий (агиографы) часто называют свидетелей жизни святого и совершенных им  чудес. Сверхъестественные события: воскрешение из мертвых, внезапное исцеление неизлечимых  больных и т. д. — для древнерусских книжников были реальностью.  Откройте учебник на с. 21. Рассмотрите памятник Сергию Радонежскому В. Клыкова.  Что вы видите? Составьте устный рассказ. (Далее учитель может сделать короткое сообщение. См. материал к уроку.) VI. Рефлексия  Оцените свою работу на уроке. Что было трудным? Что легко удавалось выполнить? VII. Подведение итогов урока  С чем вы познакомились на уроке?  Что вас особенно удивило, поразило? VIII. Домашнее задание  Прочитать текст «Житие Сергия Радонежского» на с. 22—28 учебника. Материал для  учителя 29 мая 1988 г. в день Святой Троицы состоялось открытие памятника преподобному Сергию  Памятник преподобному Сергию Радонежскому Радонежскому ­ духовному вдохновителю победы русского воинства в Куликовской битве,  благословившему князя Дмитрия Донского на битву с Мамаем. Памятник был установлен возле  церкви Преображения Господня в подмосковном селе Городок, впоследствии переименованном в  Радонеж. Место для установки памятника было выбрано не случайно. Недалеко находится город  Сергиев Посад, на территории которого расположена Троице­Сергиева лавра — православный  монастырь, основанный преподобным Сергием Радонежским. Автор памятника — скульптор Вячеслав Клыков. Памятник преподобному СергиюРадонежскому представляет собой фигуру Сергия с изображением юного отрока Варфоломея —  души Сергия, с детских лет сохранившую свою чистоту. В руках у отрока — «Троица» Андрея  Рублева: на иконе три ангела сидят за столом перед Чашей. Любовью должен соединяться человек  с Богом и с ближними, тогда и уподобится он Святой Троице.

Посмотрите также