Тема урока: С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Мотивы народных сказок в литературном тек-сте.

  • Разработки уроков
  • doc
  • 28.02.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тип урока: освоение нового материала Педагогические задачи: продолжить знакомство обучающихся с авторскими сказками, сказкой С. Т. Аксакова «Аленький цветочек»; создать условия для формирования понятия «литературная сказка»; способствовать развитию умений сравнивать литературную и народную сказку Предметные: познакомятся с творчеством С. Т. Аксакова и содержанием произведения «Аленький цветочек»; научатся: называть специфические особенности жанра литературной сказки, выделять главную мысль произведения под руководством учителя, характеризовать героя произведения на основе его намерений и поступков, осмысливать специфику народной и литературной сказки, задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте
Иконка файла материала 1 (12).doc
4 класс. Литературное чтение по УМК «Школа России». Тема урока: Брюсов Валерий Яковлевич «Опять сон». Целеполагание:  обучать литературному анализу текста /стихотворение В.Брюсова “Опять сон”;  углублять знания детей по русскому языку /разделы “Фонетика”, “Морфология”, “Синтаксис”/;  учить сравнивать, анализировать;  развивать фонематический слух, внимание;  продолжать работу над выразительностью чтения;  учить “добывать” содержательно - подтекстную информацию;  воспитывать интерес к литературному русскому языку, М.В.Голованова, русской поэзии “серебряного века”. Оборудование: В.Г.Горецкий, Л.Ф.Климанова «Родная речь»; портрет В.Брюсова; мультимедийная доска, магнитофон, диск с записью классической музыки, диск с х\ф «Властелин Колец»; 5 листов – ватманов, красный и чёрный маркеры; маленькая подушечка, сухие веточки, камешек. План – конспект урока. I. Организация на работу. Психологический настрой. под музыку Дыхательные упражнения 1. (Л.Бетховен «К Элизе») : а) «Задувание свечи»; б) «Поклон»; в) «Карусель».«Задумчивая минута» 2. представления музыкальной картины). -Что представили под эту музыку? Чем нам помогает она в жизни? (слушание музыки и II.Актуализация знаний. Проверка домашнего задания. 1. Сопоставление отрывков из стихотворений и музыкальных фрагментов. Работа по группам. Первая группа: Суриков И.З. «В ночном». «И на ум приходят детям Бабушкины сказки. Вот с метлой несётся ведьма На ночные пляски». (Выбран музыкальный отрывок Н.А.Римский – Корсаков «Полёт шмеля») . Вторая группа: Некрасов Н.А. «В зимние сумерки нянины сказки Саша любила. Поутру в салазки Саша садилась, летела стрелой, Полная счастья, с горы ледяной». (Выбран музыкальный отрывок П.И.Чайковский «Нянина сказка») . Третья группа: Бунин И.А. «Матери». «Я помню спальню и лампадку, Игрушки, тёплую кроватку И милый, кроткий голос твой: «Ангел – хранитель над тобой!» (Выбран музыкальный отрывок В.А.Моцарт «Колыбельная») .Цветаева М.И. «Бежит Четвёртая группа: тропинка с бугорка…» «О, дни, где утро было рай, И полдень рай, и все закаты, Где были шпагами лопаты И замком царственным сарай». (Выбран музыкальный отрывок П.И.Чайковский «Марш из балета «Щелкунчик») . - Почему вы выбрали эти музыкальные отрывки? - Каким видят детство писатели? Что общего? 2. Зачитывание мини- сочинений на тему «Детство». - Ребята, чувства какого ученика затронули вас больше всего? III. Формулировка темы и целей урока. - Итак, каждый поэт вспоминает о детстве по- своему. Но основная мысль, звучащая в стихах и сочинениях, одна: “ Детство – это счастливая пора.” Взрослые часто вспоминают это время как счастливое и беззаботное. Часто кажется, что этого не могло быть, что это просто какой-то чудесный сон. «Сон – это такое состояние организма человека, когда мозг отражает всё, что человек видел, слышал, чувствовал – хорошее, плохое». Мы с вами читали стихотворение В.Я. Брюсова “Детская” – беззаботное, весёлое. Брюсов был необыкновенно добрым, умным и порядочным человеком. Но вот что сказал поэт о своём детстве, о мире его дома: “Я помню этот мир,утраченный мной с детства, как сон непонятый, … как бред…” - Не правда ли, странные строки? Сегодня мы попробуем разгадать тайну, о которой хотел сказать автор. - Так как нас ждёт напряжённая умственная деятельность, проведём разминку. «Разминка»: сухие веточки, подушечка, диск с х\ф «Властелин Колец», камешек – можно ли объединить в одну группу? В конце урока вы сможете ответить на этот вопрос. IV. Работа с новым материалом. - Как понимаете название? 1.Чтение учителем текста 2. Первичное впечатление - Ребята, понравилось ли вам это стихотворение? Чем? - Что вам особенно запомнилось? 3. «Тихое» чтение Прочитать вполголоса внятно, вдумываясь. 4.Словарная работа (слова на доске) Дебри – место, заросшее непроходимым лесом; Глушь – глухое, заросшее место; Тишь – отсутствие шума, безмолвие; Гиппопотам – то же, что бегемот; Басня – вымысел, выдумка; Племя – общность людей; Сумрачный – полумрак, непонятная темнота; Дух – внутренняя сила человека;Утёс – высокая скала. 5. Анализ лирического стихотворения Ребята, давайте с вами попробуем увидеть и устно нарисовать этот сон. Пусть сон будет фильмом. Я режиссёр, и всё стихотворение разбила на кадры фильма (5). 1) Беседа: - Ребята, а кому всё-таки снится это сон? Докажите. ( наличие местоимения 1 лица ед. числа) 2) Словесное рисование. Выборочное чтение. Дети читают по нескольким строфам и определяют “кадры”. I кадр (1 и 2 строфы): Дебри, пустыня, крадущийся лев, камыши, трава, гиппопотам, заросли, высокие стволы деревьев. - В каком месте? В какое время? - Это может быть такое в природе, это реально? Реальная картина? (Да) Реально II кадр (3 строфа):Утёс и человек - А это реально? Что можно здесь увидеть? (образы и действия) Не знаю. III кадр (4,5 строфы) Змей мечет искры (сравнения), карлики, лес, огонь.Нереально - Что указывает на нереальность? (образы и действия) - Какие это образы: положительные или отрицательные? Докажите. (“Смерти рад”, “Лес в огне”) IV кадр (6 строфа): Месяц, зебра, лес, река. Реально V кадр (7 строфа): Тёплые дали. Не знаю Вывод: картины реальны и нереальны. Давайте посмотрим, в каких красках видит Брюсов этот сон. 3) . Выборочное чтение. - Попробуем нарисовать фильм в цвете. 1 кадр – все краски в розовом оттенке (жёлтый лев, чёрно – белая зебра, зелёная трава, коричневый камыш приобретают розовый оттенок заката). 2 кадр – серые краски (утёс). 3 кадр – красные, чёрные (огонь, уголь, ветки). 4 кадр – все краски блёклы из-за луны. 5 кадр – темные (сумрачно). - Какие все эти краски? Какие образы вы видите? (змей, карлики – отрицательные образы). Вывод: красные и чёрные краски – цвет войны, бедствий. Это неприятные краски.Брюсов любил в своих прозаических и поэтических творениях использовать различные элементы фантазий, даже галлюцинаций, когда человеку что- то мерещится, если он болен или сильное потрясение. - Что можно сказать о детстве Брюсова? V. Физминутка (отдых на фито – подушечках). VI. Продолжение работы. 1. Перечитывание 3 строфы (II кадр): - Какая строчка здесь выделена? - Почему? (Тире) - Что можно сказать об авторе, что он делает? (видит, слышит) - А почему он ничего не делает? - Итак, что он видит, мы узнали, теперь давайте “послушаем.” 2. Выборочное чтение. 1 кадр Закройте глаза. Представьте, что вы одни, ночью, в комнате. Как обычно здесь? (Тихо, темно) Перечитайте; что здесь сонный мир? - Что тихо? (тишь, глушь, камыш, лев крадётся) Тишь Глушь - Какие ещё используются средства? (Шипящие) Камыш Какие чувства возникли в такую тишину? 3 кадр Перечитайте 3 и 4 строку II кадра.- Как вы её понимаете? - А почему возникают такие чувства? (Необычно: в Африке, ночь → страх) Реально → нереально -подчеркнули глаголы, особенности “НЕ” + глагол + “ЛИ” ↓ ↓ ↓ отрицает действие сомневается - Что ещё указывает на сомнение? (3 слова “вдруг” – неожиданность, все вопросительные предложения) - Какие чувства? (боязнь) 4 кадр - Чем отличается от первого кадра? - Что слышит Брюсов? (всё громче) (“Шорох громче”, “зебра бежит”, “лес взрывает листья – ветер шумит почему?”) - Громче или тише читаем эту часть? (^) 5 кадр - А здесь какие звуки? (Ещё слышнее) ^ - Какое слово указывает на состояние человека? (сомнение – “иль” - , страх). - Кто ему ещё мерещится? (дух, царь пещер) - А знает ли он точно, кто там? - Что же самое страшное? 3. Вывод: самое страшное – неизвестность. - Спадает ли напряжение? (Нет) - Нет конца сну. Повторится он?4. Слушание музыки С.Рахманинов “Прелюдия” (до-диез минор). На доске высвечиваются кадры из фильма «Властелин Колец». - Прослушайте, где 1 кадр? 2 кадр? Последний кадр? Что вы почувствовали? Всё сплелось вместе: чувства, зрение, слух. 5. Работа над выразительностью. 1) Самостоятельное перечитывание, условные знаки: I – короткая пауза; III – длительная пауза; ٮ– на одном дыхании; - Где, кроме запятых и точек ставим паузы, выделяем (тире, двоеточие). 2) Чтение “цепочкой”, выделение логических упражнений 3) Хоровое чтение. VII Итоги урока. Рефлексия. 1. Мы учились сегодня с помощью слова видеть, слышать произведение, использовать литературные краски. - Что вам больше понравилось: видеть или слышать? -Хороший ли у нас получился фильм? Этот жанр в искусстве называется «фэнтэзи» (фантазия, фантастика). Теперь вы сможете ответить на вопрос разминки? (…) 2. Оценка класса. Вы сами себя наградили – узнали, как глубоко слово в произведении учит нас понимать и чувствовать. И мы с помощью чтения, а не телевизора, смогли создать фильм. Фантазия – это то, что любят и писатели, и все дети. VIII Домашнее задание.Выучить наизусть понравившийся «кадр фильма» и приготовить рисунок.

Посмотрите также