Тип урока: освоение нового материала
Педагогические задачи: продолжить знакомство обучающихся с авторскими сказками, сказкой С. Т. Аксакова «Аленький цветочек»; создать условия для формирования понятия «литературная сказка»; способствовать развитию умений сравнивать литературную и народную сказку
Предметные:
познакомятся с творчеством
С. Т. Аксакова и содержанием произведения «Аленький цветочек»;
научатся: называть специфические особенности жанра литературной сказки, выделять главную мысль произведения под руководством учителя, характеризовать героя произведения на основе его намерений и поступков, осмысливать специфику народной и литературной сказки, задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте
4 класс. Литературное чтение по УМК «Школа России».
Тема урока: Брюсов Валерий Яковлевич «Опять сон».
Целеполагание:
обучать литературному анализу текста /стихотворение
В.Брюсова “Опять сон”;
углублять знания детей по русскому языку /разделы
“Фонетика”, “Морфология”, “Синтаксис”/;
учить сравнивать, анализировать;
развивать фонематический слух, внимание;
продолжать работу над выразительностью чтения;
учить “добывать” содержательно - подтекстную
информацию;
воспитывать интерес к литературному русскому языку,
М.В.Голованова,
русской поэзии “серебряного века”.
Оборудование:
В.Г.Горецкий,
Л.Ф.Климанова «Родная речь»; портрет В.Брюсова;
мультимедийная доска, магнитофон, диск с записью
классической музыки, диск с х\ф «Властелин Колец»; 5
листов – ватманов, красный и чёрный маркеры;
маленькая подушечка, сухие веточки, камешек.
План – конспект урока.
I. Организация на работу. Психологический
настрой.
под музыку
Дыхательные упражнения
1.
(Л.Бетховен «К Элизе») :
а) «Задувание свечи»;
б) «Поклон»;
в) «Карусель».«Задумчивая минута»
2.
представления музыкальной картины).
-Что представили под эту музыку? Чем нам
помогает она в жизни?
(слушание музыки и
II.Актуализация знаний. Проверка домашнего
задания.
1. Сопоставление отрывков из стихотворений и
музыкальных фрагментов. Работа по группам.
Первая группа: Суриков И.З. «В ночном».
«И на ум приходят детям
Бабушкины сказки.
Вот с метлой несётся ведьма
На ночные пляски».
(Выбран музыкальный отрывок Н.А.Римский –
Корсаков «Полёт шмеля») .
Вторая группа: Некрасов Н.А.
«В зимние сумерки нянины сказки
Саша любила. Поутру в салазки
Саша садилась, летела стрелой,
Полная счастья, с горы ледяной».
(Выбран музыкальный отрывок П.И.Чайковский
«Нянина сказка») .
Третья группа: Бунин И.А. «Матери».
«Я помню спальню и лампадку,
Игрушки, тёплую кроватку
И милый, кроткий голос твой:
«Ангел – хранитель над тобой!»
(Выбран музыкальный отрывок В.А.Моцарт
«Колыбельная») .Цветаева М.И. «Бежит
Четвёртая группа:
тропинка с бугорка…»
«О, дни, где утро было рай,
И полдень рай, и все закаты,
Где были шпагами лопаты
И замком царственным сарай».
(Выбран музыкальный отрывок П.И.Чайковский
«Марш из балета «Щелкунчик») .
- Почему вы выбрали эти музыкальные отрывки?
- Каким видят детство писатели? Что общего?
2. Зачитывание мини- сочинений на тему «Детство».
- Ребята, чувства какого ученика затронули вас
больше всего?
III. Формулировка темы и целей урока.
- Итак, каждый поэт вспоминает о детстве по- своему. Но
основная мысль, звучащая в стихах и сочинениях, одна: “
Детство – это счастливая пора.” Взрослые часто
вспоминают это время как счастливое и беззаботное.
Часто кажется, что этого не могло быть, что это просто
какой-то чудесный сон.
«Сон – это такое состояние организма человека, когда
мозг отражает всё, что человек видел, слышал,
чувствовал – хорошее, плохое».
Мы с вами читали стихотворение В.Я. Брюсова
“Детская” – беззаботное, весёлое. Брюсов был
необыкновенно добрым, умным и порядочным
человеком.
Но вот что сказал поэт о своём детстве, о мире его
дома:
“Я помню этот мир,утраченный мной с детства,
как сон непонятый, … как бред…”
- Не правда ли, странные строки? Сегодня мы
попробуем разгадать тайну, о которой хотел сказать
автор.
- Так как нас ждёт напряжённая умственная
деятельность, проведём разминку.
«Разминка»: сухие веточки, подушечка, диск с х\ф
«Властелин Колец», камешек – можно ли объединить в
одну группу? В конце урока вы сможете ответить на
этот вопрос.
IV. Работа с новым материалом.
- Как понимаете название?
1.Чтение учителем текста
2. Первичное впечатление
- Ребята, понравилось ли вам это
стихотворение? Чем?
- Что вам особенно запомнилось?
3. «Тихое» чтение
Прочитать вполголоса внятно, вдумываясь.
4.Словарная работа (слова на доске)
Дебри – место, заросшее непроходимым лесом;
Глушь – глухое, заросшее место;
Тишь – отсутствие шума, безмолвие;
Гиппопотам – то же, что бегемот;
Басня – вымысел, выдумка;
Племя – общность людей;
Сумрачный – полумрак, непонятная темнота;
Дух – внутренняя сила человека;Утёс – высокая скала.
5. Анализ лирического стихотворения
Ребята, давайте с вами попробуем увидеть и устно
нарисовать этот сон. Пусть сон будет фильмом. Я
режиссёр, и всё стихотворение разбила на кадры
фильма (5).
1) Беседа:
- Ребята, а кому всё-таки снится это сон?
Докажите. ( наличие местоимения 1 лица ед.
числа)
2) Словесное рисование. Выборочное чтение.
Дети читают по нескольким строфам и
определяют “кадры”.
I кадр (1 и 2 строфы):
Дебри, пустыня, крадущийся лев, камыши, трава,
гиппопотам, заросли, высокие стволы деревьев.
- В каком месте? В какое время?
- Это может быть такое в природе, это реально?
Реальная картина? (Да)
Реально
II кадр (3 строфа):Утёс и человек
- А это реально?
Что можно здесь увидеть?
(образы и
действия)
Не знаю.
III кадр (4,5 строфы)
Змей мечет искры (сравнения), карлики, лес,
огонь.Нереально - Что
указывает на нереальность?
(образы и действия)
- Какие это образы: положительные или
отрицательные? Докажите.
(“Смерти рад”, “Лес в огне”)
IV кадр (6 строфа): Месяц, зебра, лес, река.
Реально
V кадр (7 строфа): Тёплые дали.
Не знаю
Вывод: картины реальны и нереальны. Давайте
посмотрим, в каких красках видит Брюсов этот
сон.
3) . Выборочное чтение.
- Попробуем нарисовать фильм в цвете.
1 кадр – все краски в розовом оттенке (жёлтый
лев, чёрно – белая зебра, зелёная трава,
коричневый камыш приобретают розовый
оттенок заката).
2 кадр – серые краски (утёс).
3 кадр – красные, чёрные (огонь, уголь, ветки).
4 кадр – все краски блёклы из-за луны.
5 кадр – темные (сумрачно).
- Какие все эти краски? Какие образы вы
видите? (змей, карлики – отрицательные
образы).
Вывод: красные и чёрные краски – цвет войны,
бедствий. Это неприятные краски.Брюсов любил в своих прозаических и
поэтических творениях использовать
различные элементы фантазий, даже
галлюцинаций, когда человеку что- то
мерещится, если он болен или сильное
потрясение.
- Что можно сказать о детстве Брюсова?
V. Физминутка (отдых на фито – подушечках).
VI. Продолжение работы.
1. Перечитывание 3 строфы (II кадр):
- Какая строчка здесь выделена?
- Почему? (Тире)
- Что можно сказать об авторе, что он делает? (видит,
слышит)
- А почему он ничего не делает?
- Итак, что он видит, мы узнали, теперь давайте
“послушаем.”
2. Выборочное чтение.
1 кадр
Закройте глаза. Представьте, что вы одни, ночью, в
комнате. Как обычно здесь? (Тихо, темно)
Перечитайте; что здесь сонный мир?
- Что тихо? (тишь, глушь, камыш, лев крадётся)
Тишь
Глушь - Какие ещё используются средства?
(Шипящие)
Камыш
Какие чувства возникли в такую тишину?
3 кадр
Перечитайте 3 и 4 строку II кадра.- Как вы её понимаете?
- А почему возникают такие чувства?
(Необычно: в Африке, ночь → страх)
Реально → нереально
-подчеркнули глаголы, особенности
“НЕ” + глагол + “ЛИ”
↓ ↓ ↓
отрицает действие сомневается
- Что ещё указывает на сомнение?
(3 слова “вдруг” – неожиданность, все вопросительные
предложения)
- Какие чувства? (боязнь)
4 кадр
- Чем отличается от первого кадра?
- Что слышит Брюсов? (всё громче)
(“Шорох громче”, “зебра бежит”, “лес взрывает листья –
ветер шумит почему?”)
- Громче или тише читаем эту часть?
(^)
5 кадр
- А здесь какие звуки? (Ещё слышнее) ^
- Какое слово указывает на состояние человека? (сомнение
– “иль” - , страх).
- Кто ему ещё мерещится? (дух, царь пещер)
- А знает ли он точно, кто там?
- Что же самое страшное?
3. Вывод: самое страшное – неизвестность.
- Спадает ли напряжение? (Нет)
- Нет конца сну. Повторится он?4. Слушание музыки
С.Рахманинов “Прелюдия” (до-диез минор). На доске
высвечиваются кадры из фильма «Властелин Колец».
- Прослушайте, где 1 кадр? 2 кадр? Последний кадр? Что вы
почувствовали?
Всё сплелось вместе: чувства, зрение, слух.
5. Работа над выразительностью.
1) Самостоятельное перечитывание,
условные знаки:
I – короткая пауза;
III – длительная пауза;
ٮ– на одном дыхании;
- Где, кроме запятых и точек ставим паузы,
выделяем (тире, двоеточие).
2) Чтение “цепочкой”, выделение логических
упражнений
3) Хоровое чтение.
VII Итоги урока. Рефлексия.
1. Мы учились сегодня с помощью слова видеть, слышать
произведение, использовать литературные краски.
- Что вам больше понравилось: видеть или слышать?
-Хороший ли у нас получился фильм? Этот жанр в
искусстве называется «фэнтэзи» (фантазия, фантастика).
Теперь вы сможете ответить на вопрос разминки? (…)
2. Оценка класса. Вы сами себя наградили – узнали, как
глубоко слово в произведении учит нас понимать и
чувствовать. И мы с помощью чтения, а не телевизора,
смогли создать фильм. Фантазия – это то, что любят и
писатели, и все дети.
VIII Домашнее задание.Выучить наизусть понравившийся «кадр фильма» и
приготовить рисунок.