Тема урока: "Строение и функции кожи"

  • Работа в классе
  • docx
  • 10.02.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Дать учащимся представление о новом органе. Знакомство со строением, значением и функциями кожи. Ожидаемый результат: знать строение и значение кожи, уметь различать слои кожи, делать сравнительные характеристики. Учащиеся учатся самостоятельно находить правильные ответы при решении биологических задач и проблем, которые поставил перед ними учитель
Иконка файла материала строение и функции кожи - копия.docx
Тема урока: Строение и функции кожи. Цель урока: Дать учащимся представление о новом органе. Знакомство со строением, значением и функциями кожи. Ожидаемый результат: знать строение  и значение кожи, уметь различать виды кожи. Ключевые слова: эпидермис, дерма, жировая клетчатка, терморегуляция, меланин, волосяная сумка, потовые железы, роговой слой, защита, рецепторы, поры, охрана. Тип урока:  частично ­ поисковый, комбинированный. Методы:  частично­поисковые, проблемные, исследовательские, репродуктивные. Формы   работы     на   уроке:    индивидуальная,   групповая,   работа   в   парах,   самостоятельная, практическая работа, использование ИКТ Оборудование:   лупа,   мешочки с предметами,   холодная вода в бутылках, А­3, маркеры, ИД, презентация   «Строение   и   функции   кожи»,   карточка:   «Функции   кожи»,   уровневые   задания, стикеры. I. Организационный этап: ХОД УРОКА Приветствие, разделение на группы, формулирование целевых установок урока и плана  работы.  Учитель:  Какая  одежда  не  промокает  под  дождем, но  пропускает  воздух  и  ее  можно   носить  хоть  100  лет.  Ученики: Кожа Учитель: Тема нашего урока? Строение  и функции кожи. II. Стадия вызова Учитель: давайте вспомним особенности покровов позвоночных животных: рыб, земноводных,  рептилий, птиц и млекопитающих. Учащиеся: делают выводы о причинах существующих различий.  Учитель: Из чего состоит кожа человека? Давайте попробуем составить кластер в тетради. Учащиеся: составляют кластеры в тетрадях, взаимопроверяют, комментируют.  Учитель:  после выступления групп,  записывает его на доске.                     пот     волоски      складки       Строение кожи  ногти               волосы    слои                                                               Учитель: предположите,  что  будет,  если  человек  лишится  кожного  покрова. Учащиеся отвечают Учитель: Какие профессии  связаны с темой нашего урока? Назовите профессии Учащиеся: дерматолог, мед.работник, косметолог, массажист, иглотерапия, криминалист,  художник и т.дII. Стадия осмысления  Работа в парах: один из учеников закрывает глаза,  другой дает ему в руки любой предмет,  находящийся на парте (ручку, книгу, учебник, тетрадь) и просит угадать, что находится у него в  руках, описать данный предмет. ­Какой орган чувств помог  Вам, не глядя определить предмет?    Орган осязания – кожа,  а функция – осязательная.    Работа  в группе: (заполнение таблицы «Функции кожи») (работа с учебником) функция № п/п 1 Чувствительная 2 Защитная 3 Обменная (выделительная) 4. Дыхательная 5 Функция  терморегуляции Действие функции Обеспечивает осязательную, температурную и болевую  чувствительность. Защищает от механических повреждений,  от проникновения микробов,  от высыхания, защищает от ультрафиолетовых лучей(образует пигмент  меланин) Участвует в водном, солевом, углеводном, жировом и витаминном  обмене (под действием ультрафиолетовых лучей в коже образуется  витамин Д),  путём выделения жира, делает кожу эластичной и мягкой Поглощает кислород, выделяет углекислый газ (через кожу  осуществляется 1% общего газообмена) Предохраняет организм от переохлаждения и перегревания,  поддерживает постоянную температуру тела, путем расширения и  сужения кожных кровеносных капилляров ( через кожу человек теряет  85­90% образующейся в организме энергии) Учитель называет основные структурные элементы кожи в произвольном порядке, и предлагает  учащимся самим смоделировать строение кожи: 1. Роговой слой эпидермиса. 2. Слой живых клеток эпидермиса. 3. Рецепторы. 4. Жировая клетчатка. 5. Волокна. 6. Сальные железы. 7. Волосяные фолликулы. 8. Потовые железы. 9. Нервы. Учитель знакомит с презентацией и предлагает учащимся уточнить и исправить свои «модели» кожи. Обобщение: Работа в парах.  Выполнение лабораторной работы № 16     Тема: «Изучение тыльной и ладонной поверхности кисти руки с помощью лупы» Цель работы   1.Рассмотри кожу своей руки.  Потрогай кожу, потяни её.  Охарактеризуй   кожу. Запиши в  тетрадь, какая кожа. Изучение тыльной и ладонной поверхности кисти рук с  помощью лупы. Выявить тактильные и холодовые  рецепторы кожи Кожа мягкая, гладкая, эластичная и.т.д2.Возьмите лупу. Поднесите лупу к  руке. Рассмотрите кожный покров  кисти руки.(тыльную и ладонную) Запишите свои  наблюдения 3. Поднесите холодный предмет к  обеим сторонам кисти руки и  сравните ощущения Выводы  На тыльной стороне имеются поры, волоски на ладонной и  имеется своеобразный рисунок, рельеф. На ладонной  стороне кисти много потовых желез. Выходы их протоков  видны в виде еле заметных точек. Тыльная сторона более грубая, и более восприимчива к  холоду,  чем ладонная На тыльной стороне есть поры в которых располагаются  волоски. На ладонной поверхности имеются  поры, но  меньше, нет волос имеются горизонтальные и вертикальные линии, тыльная сторона более грубая, и более  восприимчива к холоду,  чем ладонная. Закрепление:  Задание по уровням сложности 1­уровень.  Заполнить таблицу­ найти соответствие     Правильные ответы: А – 1; Б – 2; В – 3 Факты Причины А. Окраска кожного покрова у разных  людей отличается оттенком и цветом.  После пребывании на солнце  появляется загар. Б. Худые люди быстрее замерзают, чем полные. В. При усиленном потоотделении  уменьшается нагрузка на почки. 1. Цвет кожи определяется количеством красящего  пигмента – меланина. При постепенном воздействии  ультрафиолетовых лучей количество меланина  увеличивается. 2. Подкожный жировой слой предохраняет от  охлаждения. 3. Функцию почек частично выполняет кожа. Пот  содержит 98% воды, 1% растворенной поваренной соли,  1% органических веществ. По составу пот близок к моче, но менее концентрирован. 2­уровень.      Выполни тест. Отметь плюсом правильный ответ. Тест 1. Основные функции эпидермиса: А) восприятие температуры; Б) предохранение от ударов, накопление жира; В) защита, образование новых клеток 2. Пигмент меланин образуется в коже под действием: А) ультрафиолетовых лучей; Б) инфракрасного излучения; В) любого цвета 3.  ..…. имеет способность к регенерации. А) эпидермис; Б) дерма; В) подкожная клетчатка 4. Подкожная клетчатка в основном представлена ……. тканью. А) рыхлой соединительной; Б) плотной соединительной; В) жировой 5. Кожа не осуществляет функцию: А) дыхания; Б) опоры;В) выделения 6. Угревая сыпь у подростков появляется из­за: А) недостатка витаминов; Б) усиления потоотделения; В) изменения состава сальных желёз 7. Дактилоскопия ­ это наука, изучающая: А) кожу; Б) рисунок внутренней поверхности пальцев; В) функции сальных желёз 8. Производные кожи: А) жировые клетки ; Б) ногти, волосы; В) мышечные волокна 9. В состав дермы входят: А) пигмент меланин; Б) жировые клетки; В) потовые и сальные железы 10. Ноготь ­ это производное: А) дермы; Б) подкожной клетчатки; В) эпидермиса 3­уровень.  Проблемный вопрос – найти решение 1. Объясните, почему человек на морозе в состоянии опьянения алкоголем быстрее трезвого  замерзает и погибает, хотя первоначально ощущает тепло?  Ответ: выпитая на морозе водка мгновенно расширяет кровеносные сосуды, и возникает иллюзия, что человек согрелся. Но этот эффект — кратковременный. Сосуды опять сужаются, хотя  опьяневший человек этого уже не ощущает. Пьяные гораздо чаще обмораживаются и даже могут  замерзнуть насмерть, так как теряют реальное чувство холода. Дополнительное (резервное) задание для учащихся Синквейн:  «Кожа»­ работа классу 1. Кожа 2. Гладкая, мягкая, эластичная 3. Дышит, защищает, выделяет 4. Здоровая кожа – здоровый человек. 5. Орган Итог урока:  Взаимопроверка тестового материала, ученик самооценивает себя за урок и учитель  выставляет оценку за урок по выполненным заданиям и активности самого ученика Дом.задание: подготовить сообщения о заболеваниях, связанных с кожей и мерах их  предупреждения.  Рефлексия: О чем был сегодняшний урок? Понравился ли тебе урок? Что нового узнал? Можно  ли применить полученные знания в жизни?