Дать учащимся представление о новом органе. Знакомство со строением, значением и функциями кожи.
Ожидаемый результат: знать строение и значение кожи, уметь различать слои кожи, делать сравнительные характеристики.
Учащиеся учатся самостоятельно находить правильные ответы при решении биологических задач и проблем, которые поставил перед ними учитель
Тема урока: Строение и функции кожи.
Цель урока:
Дать учащимся представление о новом органе. Знакомство со строением, значением и функциями
кожи.
Ожидаемый результат: знать строение и значение кожи, уметь различать виды кожи.
Ключевые слова: эпидермис, дерма, жировая клетчатка, терморегуляция, меланин, волосяная
сумка, потовые железы, роговой слой, защита, рецепторы, поры, охрана.
Тип урока: частично поисковый, комбинированный.
Методы: частичнопоисковые, проблемные, исследовательские, репродуктивные.
Формы работы на уроке: индивидуальная, групповая, работа в парах, самостоятельная,
практическая работа, использование ИКТ
Оборудование: лупа, мешочки с предметами, холодная вода в бутылках, А3, маркеры, ИД,
презентация «Строение и функции кожи», карточка: «Функции кожи», уровневые задания,
стикеры.
I.
Организационный этап:
ХОД УРОКА
Приветствие, разделение на группы, формулирование целевых установок урока и плана
работы.
Учитель: Какая одежда не промокает под дождем, но пропускает воздух и ее можно
носить хоть 100 лет.
Ученики: Кожа
Учитель: Тема нашего урока? Строение и функции кожи.
II.
Стадия вызова
Учитель: давайте вспомним особенности покровов позвоночных животных: рыб, земноводных,
рептилий, птиц и млекопитающих.
Учащиеся: делают выводы о причинах существующих различий.
Учитель: Из чего состоит кожа человека? Давайте попробуем составить кластер в тетради.
Учащиеся: составляют кластеры в тетрадях, взаимопроверяют, комментируют.
Учитель: после выступления групп, записывает его на доске.
пот волоски складки
Строение кожи
ногти волосы слои
Учитель: предположите, что будет, если человек лишится кожного покрова.
Учащиеся отвечают
Учитель: Какие профессии связаны с темой нашего урока? Назовите профессии
Учащиеся: дерматолог, мед.работник, косметолог, массажист, иглотерапия, криминалист,
художник и т.дII. Стадия осмысления
Работа в парах: один из учеников закрывает глаза, другой дает ему в руки любой предмет,
находящийся на парте (ручку, книгу, учебник, тетрадь) и просит угадать, что находится у него в
руках, описать данный предмет.
Какой орган чувств помог Вам, не глядя определить предмет?
Орган осязания – кожа, а функция – осязательная.
Работа в группе: (заполнение таблицы «Функции кожи»)
(работа с учебником)
функция
№
п/п
1 Чувствительная
2 Защитная
3 Обменная
(выделительная)
4. Дыхательная
5 Функция
терморегуляции
Действие функции
Обеспечивает осязательную, температурную и болевую
чувствительность.
Защищает от механических повреждений, от проникновения микробов,
от высыхания, защищает от ультрафиолетовых лучей(образует пигмент
меланин)
Участвует в водном, солевом, углеводном, жировом и витаминном
обмене (под действием ультрафиолетовых лучей в коже образуется
витамин Д),
путём выделения жира, делает кожу эластичной и мягкой
Поглощает кислород, выделяет углекислый газ (через кожу
осуществляется 1% общего газообмена)
Предохраняет организм от переохлаждения и перегревания,
поддерживает постоянную температуру тела, путем расширения и
сужения кожных кровеносных капилляров ( через кожу человек теряет
8590% образующейся в организме энергии)
Учитель называет основные структурные элементы кожи в произвольном порядке, и предлагает
учащимся самим смоделировать строение кожи:
1. Роговой слой эпидермиса.
2. Слой живых клеток эпидермиса.
3. Рецепторы.
4. Жировая клетчатка.
5. Волокна.
6. Сальные железы.
7. Волосяные фолликулы.
8. Потовые железы.
9. Нервы.
Учитель знакомит с презентацией и предлагает учащимся уточнить и исправить свои «модели»
кожи.
Обобщение: Работа в парах.
Выполнение лабораторной работы № 16
Тема: «Изучение тыльной и ладонной поверхности кисти руки с помощью лупы»
Цель работы
1.Рассмотри кожу своей руки.
Потрогай кожу, потяни её.
Охарактеризуй кожу. Запиши в
тетрадь, какая кожа.
Изучение тыльной и ладонной поверхности кисти рук с
помощью лупы. Выявить тактильные и холодовые
рецепторы кожи
Кожа мягкая, гладкая, эластичная и.т.д2.Возьмите лупу. Поднесите лупу к
руке. Рассмотрите кожный покров
кисти руки.(тыльную и ладонную)
Запишите свои наблюдения
3. Поднесите холодный предмет к
обеим сторонам кисти руки и
сравните ощущения
Выводы
На тыльной стороне имеются поры, волоски на ладонной и
имеется своеобразный рисунок, рельеф. На ладонной
стороне кисти много потовых желез. Выходы их протоков
видны в виде еле заметных точек.
Тыльная сторона более грубая, и более восприимчива к
холоду, чем ладонная
На тыльной стороне есть поры в которых располагаются
волоски. На ладонной поверхности имеются поры, но
меньше, нет волос имеются горизонтальные и вертикальные
линии, тыльная сторона более грубая, и более
восприимчива к холоду, чем ладонная.
Закрепление: Задание по уровням сложности
1уровень. Заполнить таблицу найти соответствие
Правильные ответы: А – 1; Б – 2; В – 3
Факты
Причины
А. Окраска кожного покрова у разных
людей отличается оттенком и цветом.
После пребывании на солнце
появляется загар.
Б. Худые люди быстрее замерзают, чем
полные.
В. При усиленном потоотделении
уменьшается нагрузка на почки.
1. Цвет кожи определяется количеством красящего
пигмента – меланина. При постепенном воздействии
ультрафиолетовых лучей количество меланина
увеличивается.
2. Подкожный жировой слой предохраняет от
охлаждения.
3. Функцию почек частично выполняет кожа. Пот
содержит 98% воды, 1% растворенной поваренной соли,
1% органических веществ. По составу пот близок к моче,
но менее концентрирован.
2уровень. Выполни тест. Отметь плюсом правильный ответ.
Тест
1. Основные функции эпидермиса:
А) восприятие температуры;
Б) предохранение от ударов, накопление жира;
В) защита, образование новых клеток
2. Пигмент меланин образуется в коже под действием:
А) ультрафиолетовых лучей;
Б) инфракрасного излучения;
В) любого цвета
3. ..…. имеет способность к регенерации.
А) эпидермис;
Б) дерма;
В) подкожная клетчатка
4. Подкожная клетчатка в основном представлена ……. тканью.
А) рыхлой соединительной;
Б) плотной соединительной;
В) жировой
5. Кожа не осуществляет функцию:
А) дыхания;
Б) опоры;В) выделения
6. Угревая сыпь у подростков появляется изза:
А) недостатка витаминов;
Б) усиления потоотделения;
В) изменения состава сальных желёз
7. Дактилоскопия это наука, изучающая:
А) кожу;
Б) рисунок внутренней поверхности пальцев;
В) функции сальных желёз
8. Производные кожи:
А) жировые клетки ;
Б) ногти, волосы;
В) мышечные волокна
9. В состав дермы входят:
А) пигмент меланин;
Б) жировые клетки;
В) потовые и сальные железы
10. Ноготь это производное:
А) дермы;
Б) подкожной клетчатки;
В) эпидермиса
3уровень. Проблемный вопрос – найти решение
1. Объясните, почему человек на морозе в состоянии опьянения алкоголем быстрее трезвого
замерзает и погибает, хотя первоначально ощущает тепло?
Ответ: выпитая на морозе водка мгновенно расширяет кровеносные сосуды, и возникает иллюзия,
что человек согрелся. Но этот эффект — кратковременный. Сосуды опять сужаются, хотя
опьяневший человек этого уже не ощущает. Пьяные гораздо чаще обмораживаются и даже могут
замерзнуть насмерть, так как теряют реальное чувство холода.
Дополнительное (резервное) задание для учащихся
Синквейн: «Кожа» работа классу
1. Кожа
2. Гладкая, мягкая, эластичная
3. Дышит, защищает, выделяет
4. Здоровая кожа – здоровый человек.
5. Орган
Итог урока:
Взаимопроверка тестового материала, ученик самооценивает себя за урок и учитель
выставляет оценку за урок по выполненным заданиям и активности самого ученика
Дом.задание: подготовить сообщения о заболеваниях, связанных с кожей и мерах их
предупреждения.
Рефлексия: О чем был сегодняшний урок? Понравился ли тебе урок? Что нового узнал? Можно
ли применить полученные знания в жизни?