Тема урока: В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке».

  • Разработки уроков
  • docx
  • 28.02.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: продолжить изучение литературной сказки «Городок в табакерке»; пополнять словарный запас; формировать навыки выборочного чтения, грамотного составления ответов на вопросы; обучать делить текст на смысловые части, составлять план; при помощи сказки познакомить с ре-альным устройством музы¬кальной шкатулки; учить передавать содержание прочитанного от име-ни героя. Планируемые результаты: предметные: достижение необхо¬димого для продолжения образова-ния уровня читательской ком¬петентности, общего речевого развития, т. е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпре¬тации, анализа и преобразования ху-дожественных, научно-по¬пулярных и учебных текстов с использованием элементарных литера-туроведческих понятий; метапредметные: Р - формули¬рование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учеб-ника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению те-мы урока, оценивание своей рабо¬ты на уроке, П — размышление над нравственными ценностями (терпение, трудолюбие, забота о ближнем) литературных сказок русских писателей, К — ответы на вопросы на основе художест¬венного текста, обсуждение в паре ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения; личностные: проявление ин¬тереса к литературной сказке. Оборудование: выставка книг по теме урока, иллюстрации к сказкам, видеозапись мультиплика-ционного фильма по сказке (по возможности), музыкальные шкатулки. Ход урока
Иконка файла материала 1 (14).docx
Урок   48.   Тема   урока:  В.Ф.   Одоевский   «Городок   в   табакерке».   Составление   плана сказки.  Цели:  продолжить изучение литературной сказки «Городок в табакерке»; пополнять словарный запас;   формировать   навыки   выборочного   чтения,   грамотного   составления   ответов   на   вопросы; обучать делить текст на смысловые части, составлять план; при помощи сказки познакомить с реальным   устройством   музыкальной   шкатулки;   учить   передавать   содержание   прочитанного   от имени героя. Планируемые   результаты:   предметные:  достижение   необходимого   для   продолжения образования   уровня   читательской   компетентности,   общего   речевого   развития,   т.   е.   овладение техникой   чтения   вслух   и   про   себя,   элементарными   приемами   интерпретации,   анализа   и преобразования   художественных,   научно­популярных   и   учебных   текстов   с   использованием элементарных литературоведческих понятий;  метапредметные: Р ­ формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учеб­ ника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока,   оценивание   своей   работы   на   уроке,   П   —   размышление   над   нравственными   ценностями (терпение, трудолюбие, забота о ближнем) литературных сказок русских писателей, К — ответы на вопросы   на   основе   художественного   текста,   обсуждение   в   паре   ответов   на   вопросы   учителя, доказательство своей точки зрения;  личностные: проявление интереса к литературной сказке. Оборудование:  выставка   книг   по   теме   урока,   иллюстрации   к   сказкам,   видеозапись мультипликационного фильма по сказке (по возможности), музыкальные шкатулки. Х о д   у р о к а   Речевая разминка I. Организационный момент II. Стоит церковь из оладий складена, блином покрыта, калашны запорки, шанежка ­ дверь. Я догадался, шанежку­дверь разломал, калач укусил, сам себя пропустил.  Прочитайте жужжащим способом.  Как   вы   поняли   словосочетание   «калашны   запорки»?   (Запорки   из   калача.   В   старину говорили калачный [шн].) Прочитайте медленно (еще: с раздражением, с радостной интонацией, с ускорением, с замедлением, скороговоркой, по памяти). III. Сообщение темы и постановка целей урока  Прочитайте тему урока. Определите его задачи. Чему мы будем учиться?  Сегодня   мы   с   вами   разделим   сказку   на   части,   составим   план  к  ней.   Будем   учиться пересказывать. Работа по теме урока IV. (Деление сказки на части.) 1частъ Найдите и прочитайте первую часть. (До слов «— Папенька! папенька! нельзя ли войти в этот городок ? Как бы мне хотелось!», с. 157.)  Как вы озаглавите эту часть? (Например, «Удивительная табакерка».)  Прочитайте вторую часть сказки. (До слов «Между тем музыка играет да играет; вот все тише да тише, как будто что­то цепляется за каждую нотку, как будто что­ то отталкивает один звук от другого», с. 158.)  Предложите название этой части. («Нельзя ли войти в этот городок?»)  Прочитайте до слов «Миша послушался. В самом деле, с каждым их шагом...» на с. 160.  Озаглавьте.   О   чем   эта   часть?  («Приглашение   принято»   или   «Провожатый   — мальчик­колокольчик».) 2часть 3 часть 4часть  Прочитайте до слов «Мальчик­колокольчик смеялся изо всех сил...» на с. 161.  Озаглавьте. (Возможное название — «Вдали все кажется маленьким, а подойдешь — большое».)  Прочитайте   до   слов   «Вот   перед   ними   еще   дверцы»   на   с.   162.   Озаглавьте   эту   часть. 5 часть (Возможное название — «Маленькая размолвка».)  часть  Прочитайте до слов «Между тем их окружили мальчики­ колокольчики, теребили Мишу за платье, звенели, прыгали, бегали» на с. 163. Озаглавьте. (Возможное название — «Очу­ тились на улице».) 6  Прочитайте от слов «— Что во сне видел, Миша? — спросил папенька» на с. 167 и до конца. (Возможное название — «Миша проснулся».)  Итак, какой план к сказке получился? Прочитайте. V. Физкультминутка VI. Продолжение работы по теме урока  С чего начинается сказка? Прочитайте.  Подберите синонимы к слову «папенька».  (Отец, папа (разг.); папаня, батя, батька, тятя, тятька, тятенька, батюшка, родитель, папаша.)  Почему же автор употребляет именно слово «папенька»? (Такраньше называли отца.)  Какую историю вспомнил Миша? Когда она с ним произошла? (Третьего дня — три дня назад.)  Что показалось смешным мальчику­колокольчику?  (Он смеялся изо всех сил: «Динь­ динь­динь, как смешно!Не уметь рисовать папеньку с маменькой!»)  >­ Как Миша отреагировал на этот смех? (Ему стало досадно.)  Прочитайте о том, что он сказал мальчику­колокольчику, чтобы тот перестал смеяться.  Как вы думаете, прав  ли он, сказав,  что «нехорошо привыкать к поговоркам»?  Мог ли мальчик не говорить эти слова?  Ребята, а что имел в виду папа, говоря о поговорках? Какие слова могут засорять нашу речь?  (Учащиеся вспоминают о том, как они говорят и есть ли в их речи «лишние» слова.) VII. Рефлексия  С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?  За что бы вы себя похвалили сегодня?VIII. Подведение итогов урока Что хотел сказать читателям В.Ф. Одоевский своим произведением? IX. Домашнее задание  Подготовить ответы на вопросы 3 и 4 на с. 168 учебника. Принести музыкальную шкатулку (если есть.) Урок 49. Тема  урока: В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Подробный пересказ. Цели:  продолжить изучение литературной сказки «Городок в табакерке»; пополнять словарный запас;   формировать   навыки   выборочного   чтения,   грамотного   составления   ответов   на   вопросы; обучать делить текст на смысловые части, составлять план; при помощи сказки познакомить с реальным   устройством   музыкальной   шкатулки;   учить   передавать   содержание   прочитанного   от имени героя. Планируемые   результаты:   предметные:  достижение   необходимого   для   продолжения образования   уровня   читательской   компетентности,   общего   речевого   развития,   т.   е.   овладение техникой   чтения   вслух   и   про   себя,   элементарными   приемами   интерпретации,   анализа   и преобразования   художественных,   научно­популярных   и   учебных   текстов   с   использованием элементарных литературоведческих понятий;  метапредметные: Р ­ формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учеб­ ника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока,   оценивание   своей   работы   на   уроке,   П   —   размышление   над   нравственными   ценностями (терпение, трудолюбие, забота о ближнем) литературных сказок русских писателей, К — ответы на вопросы   на   основе   художественного   текста,   обсуждение   в   паре   ответов   на   вопросы   учителя, доказательство своей точки зрения;  личностные: проявление интереса к литературной сказке. Оборудование:  выставка   книг   по   теме   урока,   иллюстрации   к   сказкам,   видеозапись мультипликационного фильма по сказке (по возможности), музыкальные шкатулки. I. Организационный момент II. Речевая разминка Ход у р о к а    Прочитайте способом «птичий базар». Гусли­самогуды: сами заводятся, сами играют, сами пляшут, сами песни поют.  Прочитайте медленно (еще: с ускорением, с вопросительной интонацией, с утвердительной, с веселой, скороговоркой).  О чем эта присказка?  Как вы понимаете, что такое гусли­самогуды?  Как образовалось слово «самогуды»? (При помощи двух корней: ­сам­ и ­гуд­.)  Прочитайте тему урока. Определите его задачи.  На какие вопросы вам хотелось бы получить ответы?  Знакомство с разнообразием музыкальных шкатулок  (Учащиеся рассматривают музыкальные шкатулки.)  Сегодня на уроке у нас есть музыкальные шкатулки. Рассмотрите их.  Открываем   крышку   —   звучит   музыка.   Интересно   ли   вам   узнать,   как   устроена   такая шкатулка? А может быть, кто­то знает?  Сегодня  мы   поработаем   над   произведением   В.Ф.  Одоевского  «Городок   в   табакерке».   Я думаю, что вместе мы разберемся во всем.  Ребята,   а   это   рассказ   или   сказка?   Давайте   подумаем   над   этим   вопросом.   (Объяснения учеников.)IV. Работа по теме урока  Прочитайте описание шкатулки.  Найдите   строчки,   которые   описывают   события,   происходящие   во   сне.   Когда,   в   какой момент Миша заснул? (С. 158. «Между тем музыка играет да играет; вот все тише да тише,   как   будто   что­то   цепляется   за   каждую   нотку,   как   будто   что­то отталкивает один звук от другого».)  Прочитайте о том, как начинается путешествие Миши по табакерке.  Что особенного было в проводнике?  (Это был мальчик­колокольчик, он постоянно приговаривал: (Динъ­динъ­динь».)  Почему у него была такая поговорка? (Он издавал такие звуки на самом деле.)  Чему удивился Миша, когда они стали проходить под сводами? (Тому, что свод, который  через   который   недавно   проходили, был   впереди,   становился   больше,   а   тот, становился меньше.)  Как это объяснил мальчик­колокольчик?  Прочитайте, о чем еще поведали мальчики­колокольчики, о какой беде.  (Ученики читают о дядьках­молоточках.)  Как Миша отреагировал на это? (Он подошел к дядькам­мо­ лоточкам.)  О чем он узнал от них? (О надзирателе. Это господин Валик.)  Прочитайте выразительно разговор с Валиком.  Как вы думаете, почему он переворачивается с боку на бок?  Какой вывод сделал для себя Миша? (Он пришел к выводу, что когда присматривают за кем­нибудь, то это хорошо. А раньше ему не нравилось, что папенька с маменькой за ним смотрят.)  Как вы считаете, нужно ли присматривать за вами, за детьми? Или вы сами знаете, как нужно жить и что делать?  С кем еще встретился Миша? Прочитайте об этой встрече. (С царевной Пружинкой.)  О чем она рассказала Мише? (Как получается музыка.)  Поверил ли ей Миша? Докажите.  Ребята, когда вы первый раз читали сказку, не было ли у вас чувства досады от того, что табакерка сломалась и музыки больше не будет?  Чем закончилась история?  Какие поговорки у мальчиков­колокольчиков были еще, кроме «динь­динь­динь»? Почему?  Прочитайте описание улицы.  В чем ошибался Миша, посмотрев на колокольчики? (Он думал, что они все одинаковые.)  Что объяснил мальчик­колокольчик?  Чему позавидовал Миша? Прочитайте об этом, а также о том, что ответил ему мальчик­ колокольчик.  Ребята, Миша согласился с ним, а как вы считаете: плохо или хорошо всю жизнь ничего не делать, только заниматься игрой, например на компьютере?  (Высказывания учеников.) III. Физкультминутка IV. Продолжение работы по теме урока  Восстановите и прочитайте пословицы и поговорки, объясните их смысл.  Всякое дело человеком... (ставится), человеком и... (славится).  Дело не комар:... (от него не отмахнешься).  Доброе дело без... (награды не останется).  Суди о людях не по словам, ...(а по делам).  Какие еще пословицы о деле вы знаете? Расскажите о путешествии в городок Динь­Динь от лица Миши. Постарайтесь при пересказе передать чувства, настроение мальчика, его отношение к жителям городка в табакерке. (обучающимся дается несколько минут на подготовку. Затем слушают пересказы.) V. Рефлексия  Оцените свою работу на уроке. Что было трудным? Что легко удавалось выполнить?  Подведение итогов урока  Поняли ли вы устройство музыкальной шкатулки?  Захотелось ли вам иметь такую шкатулку? VI. Домашнее задание Подготовьте рассказ о Мише.

Посмотрите также