Цели: продолжить изучение литературной сказки «Городок в табакерке»; пополнять словарный запас; формировать навыки выборочного чтения, грамотного составления ответов на вопросы; обучать делить текст на смысловые части, составлять план; при помощи сказки познакомить с ре-альным устройством музы¬кальной шкатулки; учить передавать содержание прочитанного от име-ни героя.
Планируемые результаты: предметные: достижение необхо¬димого для продолжения образова-ния уровня читательской ком¬петентности, общего речевого развития, т. е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпре¬тации, анализа и преобразования ху-дожественных, научно-по¬пулярных и учебных текстов с использованием элементарных литера-туроведческих понятий;
метапредметные: Р - формули¬рование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учеб-ника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению те-мы урока, оценивание своей рабо¬ты на уроке, П — размышление над нравственными ценностями (терпение, трудолюбие, забота о ближнем) литературных сказок русских писателей, К — ответы на вопросы на основе художест¬венного текста, обсуждение в паре ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения;
личностные: проявление ин¬тереса к литературной сказке.
Оборудование: выставка книг по теме урока, иллюстрации к сказкам, видеозапись мультиплика-ционного фильма по сказке (по возможности), музыкальные шкатулки.
Ход урока
Урок 48. Тема урока: В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Составление плана
сказки.
Цели: продолжить изучение литературной сказки «Городок в табакерке»; пополнять словарный
запас; формировать навыки выборочного чтения, грамотного составления ответов на вопросы;
обучать делить текст на смысловые части, составлять план; при помощи сказки познакомить с
реальным устройством музыкальной шкатулки; учить передавать содержание прочитанного от
имени героя.
Планируемые результаты: предметные: достижение необходимого для продолжения
образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение
техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и
преобразования художественных, научнопопулярных и учебных текстов с использованием
элементарных литературоведческих понятий;
метапредметные: Р формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учеб
ника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы
урока, оценивание своей работы на уроке, П — размышление над нравственными ценностями
(терпение, трудолюбие, забота о ближнем) литературных сказок русских писателей, К — ответы на
вопросы на основе художественного текста, обсуждение в паре ответов на вопросы учителя,
доказательство своей точки зрения;
личностные: проявление интереса к литературной сказке.
Оборудование: выставка книг по теме урока, иллюстрации к сказкам, видеозапись
мультипликационного фильма по сказке (по возможности), музыкальные шкатулки.
Х о д у р о к а
Речевая разминка
I. Организационный момент
II.
Стоит церковь из оладий складена, блином покрыта, калашны запорки, шанежка дверь.
Я догадался, шанежкудверь разломал, калач укусил, сам себя пропустил.
Прочитайте жужжащим способом.
Как вы поняли словосочетание «калашны запорки»? (Запорки из калача. В старину
говорили калачный [шн].)
Прочитайте медленно (еще: с раздражением, с радостной интонацией, с ускорением, с замедлением,
скороговоркой, по памяти).
III.
Сообщение темы и постановка целей урока
Прочитайте тему урока. Определите его задачи. Чему мы будем учиться?
Сегодня мы с вами разделим сказку на части, составим план к ней. Будем учиться
пересказывать.
Работа по теме урока
IV.
(Деление сказки на части.)
1частъ Найдите и прочитайте первую часть. (До слов «— Папенька! папенька! нельзя ли войти
в этот городок ? Как бы мне хотелось!», с. 157.)
Как вы озаглавите эту часть? (Например, «Удивительная табакерка».)
Прочитайте вторую часть сказки. (До слов «Между тем музыка играет да играет; вот
все тише да тише, как будто чтото цепляется за каждую нотку, как будто что
то отталкивает один звук от другого», с. 158.)
Предложите название этой части. («Нельзя ли войти в этот городок?»)
Прочитайте до слов «Миша послушался. В самом деле, с каждым их шагом...» на с. 160.
Озаглавьте. О чем эта часть? («Приглашение принято» или «Провожатый —
мальчикколокольчик».)
2часть
3 часть
4часть
Прочитайте до слов «Мальчикколокольчик смеялся изо всех сил...» на с. 161.
Озаглавьте. (Возможное название — «Вдали все кажется маленьким, а подойдешь —
большое».)
Прочитайте до слов «Вот перед ними еще дверцы» на с. 162. Озаглавьте эту часть.
5 часть
(Возможное название — «Маленькая размолвка».)
часть
Прочитайте до слов «Между тем их окружили мальчики колокольчики, теребили Мишу за
платье, звенели, прыгали, бегали» на с. 163. Озаглавьте. (Возможное название — «Очу
тились на улице».)
6
Прочитайте от слов «— Что во сне видел, Миша? — спросил папенька» на с. 167 и до конца.
(Возможное название — «Миша проснулся».)
Итак, какой план к сказке получился? Прочитайте.
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
С чего начинается сказка? Прочитайте.
Подберите синонимы к слову «папенька». (Отец, папа (разг.); папаня, батя, батька,
тятя, тятька, тятенька, батюшка, родитель, папаша.)
Почему же автор употребляет именно слово «папенька»? (Такраньше называли отца.)
Какую историю вспомнил Миша? Когда она с ним произошла? (Третьего дня — три дня
назад.)
Что показалось смешным мальчикуколокольчику? (Он смеялся изо всех сил: «Динь
диньдинь, как смешно!Не уметь рисовать папеньку с маменькой!»)
> Как Миша отреагировал на этот смех? (Ему стало досадно.)
Прочитайте о том, что он сказал мальчикуколокольчику, чтобы тот перестал смеяться.
Как вы думаете, прав ли он, сказав, что «нехорошо привыкать к поговоркам»? Мог ли
мальчик не говорить эти слова?
Ребята, а что имел в виду папа, говоря о поговорках? Какие слова могут засорять нашу
речь?
(Учащиеся вспоминают о том, как они говорят и есть ли в их речи «лишние» слова.)
VII.
Рефлексия
С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?
За что бы вы себя похвалили сегодня?VIII. Подведение итогов урока
Что хотел сказать читателям В.Ф. Одоевский своим произведением?
IX. Домашнее задание
Подготовить ответы на вопросы 3 и 4 на с. 168 учебника. Принести музыкальную шкатулку
(если есть.)
Урок 49. Тема урока: В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Подробный пересказ.
Цели: продолжить изучение литературной сказки «Городок в табакерке»; пополнять словарный
запас; формировать навыки выборочного чтения, грамотного составления ответов на вопросы;
обучать делить текст на смысловые части, составлять план; при помощи сказки познакомить с
реальным устройством музыкальной шкатулки; учить передавать содержание прочитанного от
имени героя.
Планируемые результаты: предметные: достижение необходимого для продолжения
образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение
техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и
преобразования художественных, научнопопулярных и учебных текстов с использованием
элементарных литературоведческих понятий;
метапредметные: Р формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учеб
ника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы
урока, оценивание своей работы на уроке, П — размышление над нравственными ценностями
(терпение, трудолюбие, забота о ближнем) литературных сказок русских писателей, К — ответы на
вопросы на основе художественного текста, обсуждение в паре ответов на вопросы учителя,
доказательство своей точки зрения;
личностные: проявление интереса к литературной сказке.
Оборудование: выставка книг по теме урока, иллюстрации к сказкам, видеозапись
мультипликационного фильма по сказке (по возможности), музыкальные шкатулки.
I. Организационный момент
II.
Речевая разминка
Ход у р о к а
Прочитайте способом «птичий базар».
Гуслисамогуды: сами заводятся, сами играют, сами пляшут, сами песни поют.
Прочитайте медленно (еще: с ускорением, с вопросительной интонацией, с утвердительной,
с веселой, скороговоркой).
О чем эта присказка?
Как вы понимаете, что такое гуслисамогуды?
Как образовалось слово «самогуды»? (При помощи двух корней: сам и гуд.)
Прочитайте тему урока. Определите его задачи.
На какие вопросы вам хотелось бы получить ответы?
Знакомство с разнообразием музыкальных шкатулок
(Учащиеся рассматривают музыкальные шкатулки.)
Сегодня на уроке у нас есть музыкальные шкатулки. Рассмотрите их.
Открываем крышку — звучит музыка. Интересно ли вам узнать, как устроена такая
шкатулка? А может быть, ктото знает?
Сегодня мы поработаем над произведением В.Ф. Одоевского «Городок в табакерке». Я
думаю, что вместе мы разберемся во всем.
Ребята, а это рассказ или сказка? Давайте подумаем над этим вопросом. (Объяснения
учеников.)IV. Работа по теме урока
Прочитайте описание шкатулки.
Найдите строчки, которые описывают события, происходящие во сне. Когда, в какой
момент Миша заснул? (С. 158. «Между тем музыка играет да играет; вот все тише да
тише, как будто чтото цепляется за каждую нотку, как будто чтото
отталкивает один звук от другого».)
Прочитайте о том, как начинается путешествие Миши по табакерке.
Что особенного было в проводнике? (Это был мальчикколокольчик, он постоянно
приговаривал: (Динъдинъдинь».)
Почему у него была такая поговорка? (Он издавал такие звуки на самом деле.)
Чему удивился Миша, когда они стали проходить под сводами? (Тому, что свод, который
через который недавно проходили,
был впереди, становился больше, а тот,
становился меньше.)
Как это объяснил мальчикколокольчик?
Прочитайте, о чем еще поведали мальчикиколокольчики, о какой беде.
(Ученики читают о дядькахмолоточках.)
Как Миша отреагировал на это? (Он подошел к дядькаммо лоточкам.)
О чем он узнал от них? (О надзирателе. Это господин Валик.)
Прочитайте выразительно разговор с Валиком.
Как вы думаете, почему он переворачивается с боку на бок?
Какой вывод сделал для себя Миша? (Он пришел к выводу, что когда присматривают
за кемнибудь, то это хорошо. А раньше ему не нравилось, что папенька с маменькой
за ним смотрят.)
Как вы считаете, нужно ли присматривать за вами, за детьми? Или вы сами знаете, как
нужно жить и что делать?
С кем еще встретился Миша? Прочитайте об этой встрече. (С царевной Пружинкой.)
О чем она рассказала Мише? (Как получается музыка.)
Поверил ли ей Миша? Докажите.
Ребята, когда вы первый раз читали сказку, не было ли у вас чувства досады от того, что
табакерка сломалась и музыки больше не будет?
Чем закончилась история?
Какие поговорки у мальчиковколокольчиков были еще, кроме «диньдиньдинь»? Почему?
Прочитайте описание улицы.
В чем ошибался Миша, посмотрев на колокольчики? (Он думал, что они все одинаковые.)
Что объяснил мальчикколокольчик?
Чему позавидовал Миша? Прочитайте об этом, а также о том, что ответил ему мальчик
колокольчик.
Ребята, Миша согласился с ним, а как вы считаете: плохо или хорошо всю жизнь ничего не
делать, только заниматься игрой, например на компьютере?
(Высказывания учеников.)
III. Физкультминутка
IV. Продолжение работы по теме урока
Восстановите и прочитайте пословицы и поговорки, объясните их смысл.
Всякое дело человеком... (ставится), человеком и... (славится).
Дело не комар:... (от него не отмахнешься).
Доброе дело без... (награды не останется).
Суди о людях не по словам, ...(а по делам).
Какие еще пословицы о деле вы знаете? Расскажите о путешествии в городок ДиньДинь от лица Миши. Постарайтесь при пересказе
передать чувства, настроение мальчика, его отношение к жителям городка в табакерке.
(обучающимся дается несколько минут на подготовку. Затем слушают пересказы.)
V.
Рефлексия
Оцените свою работу на уроке. Что было трудным? Что легко удавалось выполнить?
Подведение итогов урока
Поняли ли вы устройство музыкальной шкатулки?
Захотелось ли вам иметь такую шкатулку?
VI. Домашнее задание
Подготовьте рассказ о Мише.