Учитель: Зелинская М.В. Класс: 3 В
Дата проведения урока: 18 октября 2016г.
Тема урока: Знакомство с начальной формой глагола, имени существительного.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Технология: проблемная,
Форма проведения: индивидуальная, фронтальная, групповая
Цели урока: формирование личности учащихся посредством знакомства с начальной формой имени существительного и глагола.
Задачи урока:
1.Обучающая:
· организовать работу по знакомству учащихся с начальной формой имён существительных, глагола;
· способствовать развитию умения правильно определять начальную форму имени существительного и глагола, правильно ставить вопросы, правильно употреблять в своей речи имена существительные и глаголы;
· содействовать формированию навыка определения частей речи по основным признакам;
2. Развивающая: создать условия для развития учебно – интеллектуальных умений учащихся (анализировать, сопоставлять, устанавливать сходства и различия, делать выводы, составлять схемы)
3. Воспитывающая: воспитывать любознательность; интерес к учению, желание и умение учиться; аккуратность при работе с учебником, тетрадью, умение общаться, работать в парах.
Планируемые результаты:
Предметные:
· Выявлять принадлежность слова к определённой части речи.
· Ставить вопросы к словам.
· Выяснить, что такое начальная форма имени существительного и глагола.
· Ставить имена существительные и глаголы в начальную форму (первичное освоение).
· Анализировать слова с разных точек зрения; наблюдать за особенностями их употребления.
· Выполнять все освоенные орфографические действия, в том числе применять изученные правила, проверять написанное.
Метапредметные результаты
· Умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
· Способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
· Умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;
· Понимания необходимости ориентироваться на позицию партнёра, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
· Стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;
· Умение задавать вопросы.
Этап урока |
Время |
Содержание |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Форма |
Метод |
УУД |
|||||
1. Организация начала урока. |
3-5 мин |
1. Приветствие “Здравствуйте!”
2.Чистописание
3.Решение орфографических задач . |
-
Прозвенел уже звонок. - Поздоровайтесь. Теперь глазки все на меня. Поприветствуйте друг друга.
-Вы сегодня будете открывателями – исследователями в освоении новых знаний. Ваш ум, внимание и знания помогут на уроке. Желаю вам успешных поисков и решений! -Назовите согласные в слове «ИССЛЕДОВАНИЕ». Назовите глухой согласный. -Сегодня хозяйкой на уроке будет буква С. Откройте тетради. Запишите число: В.с.мна.ц.т.е .кт.бря. Кла…ная р.бота. |
Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят: · желаю (соприкасаются большими пальцами);
Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)
- С.
Объясняя орфограммы, вставляют буквы в окошки. |
фронтальная |
Словесный, наглядный |
Коммуникативные: умение сохранять доброжелательное отношение друг к другу
Личностные: Самоопределение необходимости и интереса предстоящей работы.
Познавательные: Решение частной задачи, применение известного способа решения
|
|||||
2.Актуализация ранее усвоенных знаний и умений (повторение) |
5- 7 мин. |
1. Выявление и фиксирование в громкой речи: где и почему возникло затруднение.
2.Словарная работа. Определение части речи. Составление опорной схемы «Части речи»
Проверка.
Работа со светофорами. |
- Посмотрите на таблички.
- Как вы думаете, что мы умеем делать? - Пока мы вспоминаем части речи, ребята поработают со словарными словами: один ученик выбирает глаголы, второй - имена существительные, вставляют пропущенные буквы, подчёркивают. Имена существительные: М.г.зин, б.га., по д.роге, в м.г.зинах, на м.шине, с б.летом, у м.г.зина, м.г.зины Глаголы: Ж.лаю, ж.лать, не р.сует, жуж.ит, ш.л, п.ш.л, зажуж.жать. Инт.ресный - Почему слово «интересный» ни куда не отнесли? Какую букву вставим? -Назовите формы одного и того же слова? Какая служебная часть речи нам встретилась? Как пишутся предлоги? Частицы? -Оцените своё умение определять части речи?
- Какое понятие вам неизвестно? - Чему должны сегодня научиться? НАЧАЛЬНАЯ ФОРМА
|
- Мы умеем распознавать части речи.
Двое работают у доски, остальные составляют опорую схему «Части речи» на доске с проговариванием основных правил.
Проверяют выполнение задания. -Это имя прилагательное. Предлог, частицы.
(с помощью светофоров показывают, на каком уровне сформировано умение распознавать части речи)
-Начальная форма имени существительного и глагола. - Познакомиться с начальной формой имени существительного, с начальной формой глагола. Учиться их определять. |
Фронтальная, индивидуальная |
Словесный, наглядный, поисковый |
Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже хорошо усвоено, осознание качества усвоения знаний.
Познавательные: решение частной задачи, применение известного способа решения. Умение классифицировать объекты (слова) по заданному основанию.
|
|||||
3.Формирование новых знаний и умений (постановка учебной задачи) |
1-2 мин. |
Постановка учебной задачи. |
Тема урока? Цель урока? |
-Начальная форма имени существительного, глагола. - Научиться определять начальную форму имени существительного, глагола. |
Фронтальная |
Словесный |
Регулятивные: самостоятельное или с помощью учителя выделение и формулирование темы и цели урока. |
|||||
4.Открытие нового знания |
5-7 мин. |
1. Открытие нового знания о начальной форме глагола (работа в парах постоянного состава)
2. Составление алгоритма постановки глагола в начальную форму (работа в парах сменного состава) |
Запишите слова, решите орфографические задачи, работая в паре. Под.ехали, в.ехали, вы.ехали, ехали. Проверка: -Какую букву вставили? Почему? -Что объединяет эти слова? -Что отличает эти слова? - Задайте вопрос. ЧТО ДЕЛАЛ(И)? ЧТО СДЕЛАЛИ? -Как поставить глаголы в начальную форму? - Где мы можем найти ответ на этот вопрос? С. 60 первое правило -Что нужно, чтобы поставить глагол в начальную форму?
-Выберите вопрос, по которому найдёте начальную форму глагола?
- Поставьте глаголы в начальную форму. Составьте памятку, алгоритм. Запишите глаголы в начальной форме.
-Поработайте в парах сменного состава. Проверьте написание ъ.
|
Записывают самостоятельно, обсуждая в паре. - В первом и втором словах пишем ъ. ъ пишется после приставки, которая оканчивается на согласный, перед гласными е,ё,ю,я. - Это глаголы. -Разные приставки. -Задайте вопросы
- В учебнике. -Чтобы поставить глагол в начальную форму, необходимо выполнить команду вопросов: ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?
ЧТО ДЕЛАЛИ?-ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАЛИ?-ЧТО СДЕЛАТЬ?
1.Задаём вопрос: что сделали? 2. Подбираем вопрос начальной формы: что сделать? (подъехать, въехать, выехать, ехать) |
Фронтальная, групповая |
Частично-поисковый |
Познавательные: решение частной задачи, применение известного способа решения, анализ объектов с целью выделения признаков, выдвижение гипотез, обоснование; уметь ориентироваться в тексте, находить нужную информацию; анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия. Регулятивные: контроль в форме сличения собственного результата с эталоном
|
|||||
5.Первичное закрепление |
5-6 мин. |
1. Определение начальной формы глагола. |
- Обратимся к словарным словам. - Найдите слова, которые стоят в начальной форме? Задайте вопрос? - Поставьте остальные глаголы в начальную форму: 1 ряд: шёл 2 ряд: пошёл 3 ряд: рисует Проверка: -Возможна ли начальная форма этого слова - нарисовать? |
-Что делать? - желать -Что сделать? - зажужжать
-Что делал?-шёл, что делать?-идти -Что сделал? –пошёл, что сделать?-пойти -Что делает? – рисует, что делать?- рисовать -Нет. |
Фронтальная, групповая |
Частично-поисковый |
Познавательные: решение частной задачи, применение известного способа решения, анализ объектов с целью выделения признаков, выдвижение гипотез, обоснование.
Регулятивные: контроль в форме сличения собственного результата с эталоном. |
|||||
Физкультминутка |
1-2 мин. |
1.Работа с глаголами.
2. Работа со светофорами. |
Встать, потянуться, распрямиться, Присесть, подняться, наклониться, Распрямиться, повернуться, улыбнуться.
- Какие глаголы вы услышали? На какой вопрос отвечают? -Как определить начальную форму глагола?
- Оцените свою работу: как вы поняли: что такое начальная форма глагола?
|
Выполняют действия учителя.
- Что сделать?
- Нужно изменить глагол по вопросам: ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? (с помощью светофоров показывают, на каком уровне сформировано умение распознавать части речи) |
фронтальная |
словесный |
Познавательные: решение частной задачи, применение известного способа решения |
|||||
6.Открытие нового знания |
|
1. Открытие нового знания о начальной форме имён существительных (работа в парах сменного состава)
|
- Как же определить начальную форму имён существительных? Прочитайте правило в учебнике, с. 60. - Обратимся к словарным словам. Выпишите формы одного и того же слова. -Подчеркните начальную форму этого слова. Как вы определили? -Проверьте написание слов в перекрёстных парах.
|
Магазин, в магазинах, у магазина.
- Поставили в ед. ч., задали вопросы: КТО? ЧТО? |
Фронтальная, групповая |
Частично-поисковый |
Познавательные: решение частной задачи, применение известного способа решения, анализ объектов с целью выделения признаков, выдвижение гипотез, обоснование.
|
|||||
5.Первичное закрепление |
5-6 мин. |
Определение начальной формы имён существительных
2. Работа со светофорами. |
1. Работа с учебником С. 60 упр.154 -Прочитайте задание. Выполните упражнение по заданию. 2. –В словарных словах найдите существительные в начальной форме. - Поставьте остальные существительные в начальную форму. Как это сделать? 1ряд - на машине 2 ряд - с билетом 3 ряд - по дороге -Почему вы не использовали предлоги? Для чего они нужны?
-Прочитайте правило на с 61 2. - Как определить начальную форму имени существительного?
- Оцените свою работу: как вы поняли: что такое начальная форма имени существительного? |
Отвечают на вопросы
Магазин, б.гаж
(на машине, билет, дорога)
В начальной форме не бывает предлогов.
(с помощью светофоров показывают, на каком уровне сформировано умение распознавать части речи) |
Фронтальная, групповая |
Частично-поисковый |
Познавательные: решение частной задачи, применение известного способа решения, анализ объектов с целью выделения признаков, выдвижение гипотез, обоснование.
|
|||||
Физкультминутка |
2-3 мин. |
Нахождение слов, постановка их в начальную форму. |
-Помогите собрать слова.
-Составьте из слов предложение. Что получилось? -Как вы понимаете смысл этой пословицы? -Какие орфограммы в предложении?
|
Ребята собирают слова, расклееные по всему классу, ставят их в начальную форму. Мир освещается солнцем, а человек знанием.
Проводят анализ орфограмм. |
|
|
|
|||||
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль. |
|
|
Работа в тетради на печатной основе. С.44 упр. 147 -Прочитайте слова первого столбика. К какой части речи они относятся? Найдите существительное в начальной форме. - Прочитайте слова третьего столбика. К какой части речи они относятся? Найдите глагол в начальной форме. - Прочитайте слова второго столбика. К какой части речи они относятся? Можем мы определить, какое прилагательное стоит в начальной форме? |
|
Фронтальная, групповая |
Частично-поисковый |
Познавательные: решение частной задачи, применение известного способа решения, анализ объектов с целью выделения признаков, выдвижение гипотез, обоснование.
|
|||||
7.Включение нового знания в систему знаний и повторение. |
|
|
- В стихотворении найдите все глаголы, подчеркните. - В какой форме стоят глаголы? Задайте вопросы? - Найдите имена существительные. Выпишите их, поставив в начальную форму. Как хорошо уметь читать! Не надо к маме приставать, Не надо бабушку трясти: «Прочти, пожалуйста! Прочти!» Не надо умолять сестрицу: «Ну, почитай ещё страницу». Не надо звать, Не надо ждать, А можно взять И почитать! |
|
|
|
Познавательные: решение частной задачи, применение известного способа решения, анализ объектов с целью выделения признаков, выдвижение гипотез, обоснование.
|
|||||
8.Рефлексия деятельности. |
|
|
Чистописание
(с) Найдите с, подчеркните. Сколько раз встречалась? -Смогли мы достичь цели? -Сможем мы теперь определить глаголы в начальной форме? существительные? -Какие же открытия вы сделали сегодня на уроке? -Оцените свою работу. Приём «Дистанция» Оценки за урок. Домашнее задание.. |
|
|
|
Регулятивные УУД Выделение и осознание учащимися того, что уже хорошо усвоено, осознание качества усвоения знаний. Соотносить цели и результаты своей деятельности.
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.