Тема урока"Словосочетание" (4 класс, русский язык)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 04.11.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель урока: Закрепить знания о словосочетании, научить отличать словосочетания от других сочетаний слов. Задачи урока: предметные • продолжить наблюдение за словосочетаниями; • сравнивать словосочетания со словами, связанными сочинительной связью и фразеологизмами; • формировать действия самоконтроля метапредметные • развивать положительное отношение к школе и учебой деятельности (ЛУУД); • соотносить собственный ответ с предложенными вариантами ответов и аргументированно доказывать свою позицию (РУУД); • контролировать результат поставленной задачи; • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре и группе) (КУУД); • учиться при наличии различных точек зрения приходить к общему решению (КУУД)
Иконка файла материала Словосочетание.doc
Тема урока: Словосочетание.  Закрепить   знания   о   словосочетании,   научить   отличать Цель   урока: словосочетания  от других сочетаний слов. Задачи урока: предметные   продолжить наблюдение за словосочетаниями; сравнивать словосочетания со словами, связанными сочинительной связью и фразеологизмами;  формировать действия самоконтроля метапредметные  развивать     положительное     отношение   к   школе   и   учебой   деятельности (ЛУУД);  соотносить   собственный   ответ   с   предложенными   вариантами   ответов   и аргументированно доказывать свою позицию (РУУД);  контролировать результат поставленной задачи;  осуществлять   взаимный   контроль   и   оказывать   в   сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре и группе)  (КУУД);  учиться при наличии различных точек зрения приходить к общему решению (КУУД) Оборудование:   карточки – помощницы (для дифференцированной работы) мультимедийная презентация Ход урока (Слайд №1) 1. Организационный момент.  ­ У каждого из вас на уроке будет возможность узнать что­ то новое и интересное.  Минутка чистописания (на доске) Лё…кий  в…терок   б…жит ( по) в…рхушкам  д…рев(?)ев. Лёгкий(лёгок) ветерок(ветер) бежит(бег) по верхушкам (верх) деревьев(дерево) Работа с предложением.  (один – у доски, остальные в тетради)  ­Объяснить, какие буквы пропущены. ­ Сделать синтаксический разбор предложения. ( Повествовательное, невосклицательное, грамматическая основа(ветерок бежит) распространенное.) 2. Постановка учебной задачи. ­ Откройте учебник, урок 110  ­ В каком блоке находится этот урок?­ Чему мы учимся, когда тема урока находится в этом блоке? (изучаем законы русского языка, сравниваем, анализируем, мыслим и думаем, только на материале русского языка). Тема нашего урока «Словосочетание». Поставьте учебную задачу.  (узнать больше о словосочетании).  ­Зачем нам узнавать больше о словосочетании? (чтобы открыть новую тайну языка) Что мы знаем о словосочетании с прошлого урока? (Слайд №2)  (Грамматическая основа не является словосочетанием).  Вывешивается схема. (Слайд №3) 3. Изучение нового материала Итак, переходим к теме урока. С чего нам авторы предлагают начать урок?  Работа с учебником. Рубрика «Давай подумаем». Нахождение однородных членов предложения. ­ Давайте вспомним, что такое однородные члены предложения? (отвечают на один и   тот   же   вопрос,   зависят   от   одного   и   того   же   слова,   связаны   сочинительной связью). ­ Давайте договоримся, что это упражнение будем выполнять устно. (Слайд №4,5,6) Однородные члены:  рассказ и стихотворение бросил, но не попал смех и голоса (проверка на слайде) ­ Можно ли назвать однородные члены предложения словосочетаниями? Давайте проверим наши предположения. ­Какая рубрика нам в этом поможет? Чтение рубрики «Обрати внимание». ­ Мы были  правы? (Слайд №7)   Упр. 2 Формирование действия самоконтроля. ­ Какую учебную задачу мы поставили в начале урока? ­ Кто понял, что такое словосочетание? Записываем по группам, не подписывая их названия. (Слайд №8)Словосочетания младшая сестра играть в футбол деревянный стол громко петь озеро в лесу Однородные   члены предложения марки и открытки едет и смотрит груши, а не яблоки звонко, радостно Грамматическая основа предложения машина едет чайник кипит музыкант играет цветы растут ­ Выполнив 2 упр., какой вывод можно сделать, чему мы учились. ­ Мы должны ещё узнать, что ещё не является словосочетанием. ­ Какая рубрика нам в этом поможет?  Закрепление знаний о словосочетании, наблюдение за фразеологизмами. ­ Что такое фразеологизмы? (устойчивые сочетания слов) (Слайд №9,10) В   результате   наблюдения   и   обсуждения   ученики   должна   прийти   к   выводу (согласиться с Галей), что фразеологизмы не являются словосочетаниями.  (Слайд №11) Чтение рубрики «Обрати внимание»  (Слайд №12) ­ Какую цель мы поставили   перед собой в начале урока? (научиться сравнивать словосочетания с другими сочетаниями слов) (Слайд №13) 4. Физминутка. Если   услышите   словосочетание,   то   хлопаете,   если   не   словосочетание,   то приседаете.  Бить баклуши­ приседаем Зелёный чай  ­хлопаем Морской окунь ­хлопаем Водить за нос приседаем Яркая молния­ хлопаем Валять дурака ­ приседаем Льёт дождь ­приседаем 5.Закрепление полученных знаний Работа в группах.  Упр. 41группа  (словосочетания) сильно дует 2 группа  (грам. основа) ветер дует  3группа (однород члены) 4группа (фразеологизмы) дует и свистит в ус не дует льёт воду сел за стол дождь льёт ученик сел льёт, а не моросит льёт как из ведра сел и смотрит сел в галошу Проверка фронтально. Каждая группа зачитывает определенную группу слов. Упр. 3 (устно).  ­ Назовите только словосочетания. Работа над фразеологизмами. (Слайд №12) ломать голову («усиленно думать, стараться») чучело   гороховое  («нелепо,   безвкусно   одетый   человек;   человек,   служащий посмешищем») спустя рукава (небрежно, кое – как») спать без задних ног («очень крепко», «беспробудно») 6. Домашнее задание(Слайд №13) Придумать или выписать по 3 сочетания слов  на каждую группу. 7. Рефлексия. (Слайд №14) ­ Какую учебную задачу мы поставили? ­ Как считаете, мы достигли цели урока? ­   На   ваш   взгляд,   кто   на   уроке   был   самым   активным   и   заслуживает   хорошей оценки? Я хочу в конце урока рассказать вам притчу. (Слайд №15)          Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил:   ­  Скажи,  мудрец,  какая   бабочка  у   меня   в  руках:   мёртвая   или   живая?  А   сам думает:  ­ Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу.  Мудрец, подумав, ответил:  ­ Всё в твоих руках.В  наших руках  быть  грамотными  и успешными,  не бояться  идти к  цели  и её добиваться.  Нам еще многое предстоит узнать о словосочетании, но это темы уже следующих уроков.

Посмотрите также