Тема: «Владимир Дубровский и Маша Троекурова. Развязка романа».7 класс

  • Разработки уроков
  • docx
  • 05.10.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема: «Владимир Дубровский и Маша Троекурова. Развязка романа». Цели: 1. Продолжить изучать роман А.С. Пушкина «Дубровский», углубить понятие учащихся о романе как жанре, сюжете и композиции, показать, в чём особенность композиции романа Пушкина, рассмотреть любовную сюжетную линию романа, в ходе анализа глав раскрыть характер. отношений между главными героями, 2. Развивать аналитическое мышление, воссоздающее воображение, способность эмоционального восприятия произведения, устную и письменную речь учащихся, 3. Воспитывать интерес к личности и творчеству А.С. Пушкину.
Иконка файла материала урок литературы.docx
Тема: «Владимир Дубровский и Маша Троекурова. Развязка романа». Цели:          1. Продолжить изучать роман А.С. Пушкина «Дубровский», углубить понятие учащихся о  романе как жанре, сюжете и композиции, показать, в чём особенность композиции романа  Пушкина, рассмотреть любовную сюжетную линию романа, в ходе анализа глав раскрыть  характер. отношений между главными героями, 2. Развивать аналитическое мышление, воссоздающее воображение, способность  эмоционального восприятия произведения, устную и письменную речь учащихся,  3. Воспитывать интерес к личности и творчеству А.С. Пушкину.тест 1.Мы продолжаем изучать роман Пушкина  «Дубровский». Это не первый урок по роману,  поэтому урок я хочу начать с задания. 2. Пушкин в совершенстве владеет всеми  родами и видами литературы: от лирического  произведения до романа. Вы впервые  встретились с романом как жанром и еще не  анализировали художественные особенности  этого Жанра. Роман в вашем представлении­это  толстая книга. «Дубровский» не соответствует  этому представлению. Проза Пушкина  динамична и лаконична. И на небольшом  пространстве звучит полноценное романное  содержание и проблематика.  ­Что такое роман? Дайте определение этому  ­Докажите, что «Дубровский» ­ это роман. Роман­большое повествовательное  произведение, со множеством  действующих  лиц и развитым сюжетом. 1.Несколько сюжетных линий:  изображение русского барства,  взаимоотношения крестьян и  дворян, тема крестьянского бунта,  любовная линия.  2. Поднимаются важные проблемы.  Нравственные проблемы чести, долга,  благородства, порядочности,  человеческого  достоинства, выбора, счастья. Социальные проблемы крепостного права, жестокости  помещиков.  3. Описаны различные явления жизни­ свадьбы, смерть.  4. Многообразие персонажей. В романе  изображены дворяне богатые и бедные,  чиновники­судейские, исправник и  станционный смотритель, крестьяне­  дворовые, кузнецы, кучер, нянька и  другие.  3. –Но кого Пушкин называет истинными героями  произведения? Владимира Дубровского и Машу  Троекурову ­Итак, в центре нашего внимания­одна из  интереснейших линий романа: любовная­и её  главные герои Владимир и Маша. Запишем  тему урока.  Владимир Дубровский и Маша  Троекурова. Развязка романа. Нам   предстоит   большая   и   интересная   работа   ­   в   ходе анализа   отдельных   глав   романа   раскрыть   характер отношений между главными героями.  На прошлом уроке мы составили план основных  событий глав 8­11. Дома вы должны были  справа от записей цифрами обозначить  истинный ход событий. Назовите события в томпорядке, в котором они происходили в жизни.  ­Как называется последовательность событий в  сюжет Сюжет­последовательность и связь  событий в художественном тексте.(на  доске)  Чтобы читатель почувствовал себя в роли  гостя на обеде, который слушает  разговоры о Дубровском и не знает, что  тот сидит с ним рядом, чтобы читатель  испытал тоже удивление, что и Антон  Пафнутьевич, у которого отнимают  драгоценную сумку. Пушкин  хотел заинтересовать читателя композицией Композиция ­ это построение  художественного произведения,  расположение и взаимосвязь всех его  частей, образов, эпизодов.(на доске) « ...я следовал за вами, прокрадываясь от  куста к кусту, счастливый мыслию, что вас охраняю, что для вас нет опасности там,  где я присутствую тайно. Наконец случай  представился. Я поселился в вашем доме». ­Почему Пушкин нарушает последовательность  изложения? ­Пушкин хотел создать тайну, интригу, поэтому  так построил это произведение. Как называется  построение произведения? 4.­Чтобы понять характеры героев, давайте  разберемся в причинах их поступков.  ­Что заставило Владимира Дубровского  проникнуть в дом Троекурова? Найдите в 12  главе строки, в которых автор разъясняет  причину этого рискованного поступка. ­Определите по этому поступку характер  отношения Дубровского к Маше.  Дубровский влюблен в Машу. Ради неё он  рискует жизнью.  ­В роли кого появляется Владимир в доме  Троекурова?  В роли учителя для Саши ­Как Маша отнеслась к появлению нового  человека в доме? Подтвердите текстом 8 главы.  Глава 8: «Маша не обратила никакого  внимания на молодого француза»  ­Отчего вдруг Маша обратила внимания на  молодого француза? Какое событие заставило  её изменить своё отношение к учителю?  5. Сейчас мы увидим фрагмент  художественного фильма «Благородный  разбойник Владимир Дубровский» (его  название мы обсудим позже)  Эпизод с медведем фрагмент ­Какие качества характера проявил Дефорж,   находясь в «медвежьей комнате»?  Решительность, мужество, хладнокровие,  умение постоять за себя.  ­Что изменилось в характере отношений Маши  к Дефоржу? Подтвердите текстом 8 главы. Глава 8: «Она увидела, что храбрость и  гордое самолюбие не исключительно  принадлежат одному сословию, и с тех пор стала оказывать молодому учителю  уважение, которое час от часу становилось внимательнее...После тогочитателю уже не трудно догадаться, что  Маша в него влюбилась, сама ещё атом  себе не признаваясь» Глава12: «Она начинала понимать  собственное сердце и признавалась, с  невольной досадою, что оно не было  равнодушно к достоинствам молодого  француза...она скучала без Дефоржа, в его  присутствии поминутно занималась им,  обо всём хотела знать его мнение и всегда  с ним соглашалась. Может быть, она не  была ещё влюблена, но при первом  случайном препятствии или внезапном  гонении судьбы пламя страсти должно  было вспыхнуть в её  сердце» Чтобы показать, как менялись чувства  героини, чтобы показать, какая это  романтическая натура.  Свидание в саду героев, исчезновение  Дубровского, сватовство князя  Верейского, венчание Маши и князя,  последняя встреча героев. Чтобы выразить душевное волнение  Дубровского. ­В начале 12 главы Пушкин снова пишет о  чувствах Маши. Найдите описание. ­Почему так подробно автор описывает чувства героини? б. ­Давайте проследим за развитием сюжетной  линии. Как дальше развивались события?  Назовите основные события. ­Обратимся к тексту 12 главы и прочитаем сцену  свидания героев. Как характеризует героев эта сцена? Выразительное чтение эпизода  ­Ясны нам чувства Владимира? Найдите:  «Обстоятельства требуют...я должен вас  оставить, сказал он наконец...Вы скоро, может  быть, услышите...Но перед разлукой я должен с  вами объясниться...». Зачем автор использует  многоточие?  ­Какие слова передают его состояние? ­С какой целью автор вместо слова «губы»  использует устаревшее слово «уста» в  предложении: «Он схватил её руку и приложил  к пылающим устам»?  ­Как ведет себя Маша во время объяснения?  «Он схватил её руку и прижал к  пылающим устам»  Чтобы подчеркнуть благородство порывов Дубровского, его отношение к своим  чувствам, которые он испытывает к Маше. «Марья Кирилловна стояла неподвижно».  ­О чем это говорит?  Ей страшно.  ­Что меняется в характере отношений Маши к  Дубровскому? Зарождающееся чувство её пугает,  особенно теперь, когда она узнала, что  Дефорж­это Дубровский.  7. — Какое событие послужило причиной второго  свидания героев?  Сватовство князя Верейского ­Кто такой князь Верейский? Пока слушаете  выступление по этому вопросу, подумайте, что  роднит его с Троекуровым?  — Какой выход из сложившейся ситуации  предлагает Дубровский Маше?  побег ­При каком условии Маша соглашается на  Если отца не тронут её слезы. ­Вспомните, как относился Троекуров к своей  Относился к дочери, как к собственности.  Душевные переживания её ему  безразличны.­Посмотрите, что она говорит в 15 главе? ­Обратите внимание на конец 14 главы. Как  автор описывает её переживания? Глава 15: «Тогда, тогда делать нечего,  явитесь за мною, я буду вашей женой»  Глава 14: «Нет, нет, ­повторила она в  отчаянии, лучше умереть, лучше в  монастырь, лучше пойду за Дубровского»  ­Каково её душевное состояние?  Она в отчаянии.  ­Любит ли Маша Дубровского? Прямого ответа Пушкин не дает. Участь  жены разбойника её пугает. Им придется  жить, постоянно скрываясь. А для Маши  это тяжело и страшно. 8. Давайте посмотрим эпизод из фильма:  «Последняя встреча героев».  фрагмент 9.­Почему Маша после венчания отказалась от  помощи Владимира?  Уже поздно что­то менять, она его ждала  до последней минуты, но теперь она  замужем. Чувство долга, чести берет верх. Она была готова стать  женой разбойника, но преступить клятву она не может.  ­Найдите строки, где она объясняет это Глава 18: «Я согласилась, я дала  клятву...князь мой муж. Прикажите  освободить его и оставьте меня с ним. Я  не обманывала. Я ждала вас до последней  минуты...»  ­А как она это говорит?  С твердостью.  ­Как автор её называет в конце романа?  княгиней Т.е. автор поддерживает свою героиню. Маша  не может быть свободной от клятвы, которую  она дала перед Богом и людьми. Она теперь  жена, её обязанность­поддерживать мужа, а не  предавать его. Она не нарушает нравственных  законов. Ей нелегко было сделать выбор, но  она его сделала.  10. ­Почему Пушкин не оставил своего героя во  главе взбунтовавшихся крестьян? Почему  Дубровский расстается со своими «сообщниками» и  советует им сменить свое ремесло?  Пушкин подчеркивает личные мотивы его  бунтарства. Прочитав в 8 классе роман Пушкина  «Капитанская дочка», мы поймем его  отношение к бунту: «Не приведи Бог увидеть  русский бунт, бессмысленный и беспощадный!»  ­Почему фильм, отрывки из которого мы  смотрели, называется «Благородный разбойник  Владимир Дубровский»?  ­В чем его благородство? Пока мы размышляем  над этим вопросом, один человек проведет  словарную работу и выяснит, что такое  «благородство» ­Верно ли то, что мы сказали? Да, это человек  не только дворянского происхождения, но и  Дубровский­не предводитель  взбунтовавшихся крестьян. Когда Маша  стала женой князя, ему незачем  оставаться, его уже больше ничего не  держит. А потом внутренние устои и  принципы не позволяют ему жить разбоем. Потому что на протяжении всего романа  Дубровский проявляет благородство Становится разбойником не ради наживы,  грабит только богатых, награбленное  раздает крестьянам. Покидает разбойников, т.к. не может жить грабежом. Прощает отцу Маши,  оставляет в живых князя Верейского.У них разное воспитание. Маша­домашняя девушка, жизни не видела, поэтому она не  решается на побег. А Дубровский  отпускает её и князя, т.к. уважает её  решение. высоко нравственный, честный.  11. — Почему герои Пушкина не могут быть  Мы с вами увидели, что лучшие герои Пушкина  человечны и благородны. Как бы ни  складывались обстоятельства, понятия чести и  благородства остаются превыше всего.  12. Оценки  13.Д/з: Дайте развернутый ответ на вопрос, аргументируя  свой ответ ссылками на текст художественного  произведения: «Почему Маша после венчания отказалась  от помощи Дубровского?»(5­7 предложений)                   1. Какой случай поссорил Дубровского­старшего и Троекурова?                     а) случай на псарне Троекурова                    б) случай на охоте                    в) случай за обедом у Троекурова                                                 2. Какой способ мести избрал Троекуров?   а) перестал общаться с Дубровским­старшим   б) решил отнять имение   в) отказал в сватовстве к своей дочери сыну Дубровского 3. Какую жизнь вел Владимир Дубровский до болезни отца?    а) затворническую в глухой деревне   б) учился за границей   в) служил офицером в Петербурге4. Как Владимир Дубровский отреагировал на болезнь своего отца?  а) не обратил внимания б) выписал лучших врачей в) вышел в отставку и вернулся в родное поместье  5. Почему Владимир Дубровский сжигает свое поместье?а) портрет матери, письма её к отцу­ все это дорого Дубровскому, он не хочет, чтобы        чужие осквернили память о родителях             б) чувство собственности­ если не мне, так никому             в) чувство злости заставило его это сделать

Посмотрите также