Тема: Восклицательные и невосклицательные предложения
– Формирование умений характеризовать предложения по интонации (восклицательные и невосклицательные), различать классификационные признаки – по цели высказывания и по интонации, определять вид предложения по разным основаниям (по цели и по интонации).
– Развитие умений устной речи – правильного интонирования предложений, умений с помощью интонации выражать разные чувства.Тема: Восклицательные и невосклицательные предложения
Тема: Восклицательные и невосклицательные предложения
– Формирование умений характеризовать предложения по интонации (восклицательные и невосклицательные), различать
классификационные признаки – по цели высказывания и по интонации, определять вид предложения по разным
основаниям (по цели и по интонации).
– Развитие умений устной речи – правильного интонирования предложений, умений с помощью интонации выражать
разные чувства.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ (технология оценивания
учебных успехов)
Ι
. Актуализация
знаний.
II.
Формулирование
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Напишите «Классная работа».
3 4
Словарная работа.
1. Запись на доске и в тетрадях «волшебных» слов, устное составление
предложений с этими словами.
Спасибо, пожалуйста, привет, здравствуйте, до свидания.
2. Запись пословицы по памяти:
Спасибо тому, кто поит и кормит,
А вдвое тому, кто хлебсоль помнит.
– Как вы понимаете эту пословицу? Какие орфограммы вы выделите?
1 3 3
– На уроках риторики мы учились произносить слова, предложения с
разной интонацией. Какая бывает интонация в предложениях?
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать
информацию из схем, иллюстраций,
текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности
объектов.
4. На основе анализа объектов делать
выводы.
5. Обобщать и классифицировать по
признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в
иллюстрации.
© ООО «Баласс», 2014
1проблемы.
Это мы и будем сегодня выяснять. Составим план урока.
III. Открытие
новых знаний.
3 4
1. Наблюдение над предложениями, различными по интонации.
Упр. 398. Выводы учеников после рассматривания рисунков: первое и
третье предложения – повествовательное и побудительное по цели
высказывания,
но в конце каждого предложения стоит
восклицательный знак. Это означает, что они произносятся с
восклицательной интонацией. А вопросительное предложение по
интонации невосклицательное.
(Учитель показывает образец
произношения.)
– Сделайте вывод: какими могут быть предложения по цели
высказывания и интонации? Каждое предложение по цели высказывания
может произноситься с особой – восклицательной интонацией.
2. Работа с определением в рамке (с. 143).
1. Чтение про себя и вслух.
2. Ответы на вопросы:
– Какие бывают виды предложений по цели высказывания?
– Какими могут быть предложения по интонации?
– Расскажите о знаках препинания в конце предложений. От чего зависит
выбор знака?
3. Задание № 1, тема 11 в рабочей тетради. Назовите ответ. Свой
выбор объясните.
– По какому признаку предложения могут быть восклицательными?
4. – Назовите ключевые слова урока. (Предложения, интонация,
восклицательные, невосклицательные.)
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё
предположение на основе работы с
материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую
работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и
личностную рефлексию.
© ООО «Баласс», 2014
2IV. Развитие
умений.
3 4 6 1 3
Работа в учебнике.
1. Упр. 399.
Дети читают предложения про себя, определяют цель высказывания
и интонацию с помощью знака в конце предложения, а затем
тренируются в чтении предложений. Предложения записываются по
образцу.
2. Упр. 400.
Выполняется по заданию самостоятельно. Взаимопроверка.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё
отношение к героям, выражать свои
эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии
с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению
и целенаправленной познавательной
деятельности.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма
самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьейто помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Какую отметку ты бы себе поставил?
– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
3. Работа под руководством учителя.
Упр. 401.
– Прочитайте предложения. Чем они необычны?
– Что означают эти знаки препинания?
– Какие чувства переданы с помощью знаков препинания в каждом
предложении? «Расшифруем» их и определим, какие это предложения по
цели высказывания и по интонации:
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать
других.
2. Строить речевое высказывание в
соответствии с поставленными
задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной
форме.
4. Умение работать в паре.
© ООО «Баласс», 2014
3вопросительное,
невосклицательное
(интонация сомнения,
1) вопросительное, восклицательное (интонация удивления);
2) повествовательное, восклицательное (интонация радости, восторга);
3)
недоумения);
4) повествовательное, невосклицательное (интонация разочарования,
грусти).
– Какова роль знаков препинания в письменной речи? (Они помогают
пишущему выразить мысли и чувства, а читающему – понять эти мысли и
чувства.)
– Рассмотрите рисунок и прочитайте предложение так, чтобы выразить
чувства и мысли обоих спортсменов.
4. Упр. 402. Ученики сначала работают самостоятельно простым
карандашом, затем говорят о выбранных знаках препинания,
обосновывают свой ответ и читают с соответствующей интонацией.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма
самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьейто помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Какую отметку ты бы себе поставил?
– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
V. Итог урока.
4 4
Изобразите символами ключевые слова урока.
восклицательные, невосклицательные.)
(Интонация,
© ООО «Баласс», 2014
4!
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
VI. Домашнее
задание.
1. Упр. 3, с. 156, составить схемуопору текста в рамке (с. 143).
2. Задание № 2, тема 11 в рабочей тетради.
© ООО «Баласс», 2014
5