Тема: «ВСТАВАЙ, СТРАНА ОГРОМНАЯ…»
Цели:
расширить первичные представления учеников о Великой Отечественной войне, показать разрушительные последствия распространения фашизма в Германии. Начало Великой Отечественной войны.
На доске обозначить участок ленты 1939–1945 гг.
Начало Второй мировой войны и вступление в неё Советского Союза можно рассмотреть по фрагменту «Горит и кружится планета, над нашей Родиною дым!». Ученики по цепочке читают текст, размещают на ленте времени таблички с датами и названиями событий. Особое внимание следует уделить распространению в Германии идеологии фашизма, основной идеей которой была теория об избранности немецкого народа среди других народов мира. Агрессивность и стремление к мировому господству привели к развязыванию самой кровопролитной войны на планете.Тема: «ВСТАВАЙ, СТРАНА ОГРОМНАЯ…»
Окружающий мир (3й класс)
ЧАСТЬ 2. МОЁ ОТЕЧЕСТВО
Урок 25.
РАЗДЕЛ V. ВРЕМЕНА СОВЕТСКОЙ РОССИИ И СССР. 1917–1991 ГОДЫ
Тема: «ВСТАВАЙ, СТРАНА ОГРОМНАЯ…»
Цели:
расширить первичные представления учеников о Великой Отечественной войне, показать разрушительные
последствия распространения фашизма в Германии.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД
и технология
оценивания учебных
успехов
Ι
. Актуализация
знаний и
постановка
учебной
проблемы.
4 1 3
Беседа.
– Какие ваши любимые праздники? (День рождения, Новый год и др.) Какие
чувства у вас вызывает слово «праздник»? (Радость, удовольствие и т.д.) С каким
настроением люди идут на праздник? (С хорошим, веселым.)
Далее можно использовать следующий приём. Из школьного или
краеведческого музея принесите на урок вещи, связанные с войной: гильзы,
красноармейские книжки, ордена (их изображения) и т.д. Попросите ребят
объяснить, что объединяет все эти вещи. Ученики, конечно, скажут, что все
они связаны с войной. Если название войны не прозвучало, то учитель может
спросить об этом. А потом задать главный вопрос: почему эта война
получила такое название – «Великая» и «Отечественная»? Ребята смогут
Познавательные УУД
1. Развиваем умения
извлекать информацию
из схем, иллюстраций,
текстов.
2. Представлять
информацию в виде
схемы.
3. Выявлять сущность,
особенности объектов.
4. На основе анализа
объектов делать выводы.
© ООО «Баласс», 2013предположить, что это была не просто «большая», длительная война, но и
(вспомнив, какая ещё война в нашей истории называется Отечественной)
указать на то, что в этой войне решалась судьба нашей страны. Для спасения
Отечества должны были объединиться все люди, которым дорога их Родина,
так же, как это было в 1812 г.
– Кто одержал победу в Великой Отечественной войне? (Советский Союз.)
На доске появляется запись:
Праздник – это радость, веселье, воспоминания о хороших событиях.
– В песне, посвященной Дню Победы, есть слова, что это «праздник со слезами на
глазах» (можно включить отрывок из этой песни).
На доске появляется запись:
День Победы – «праздник со слезами на глазах»
– Посмотрите на доску. Какое вы заметили противоречие? (Праздник должен
быть весёлый, а праздник День Победы – «со слезами на глазах».)
– Какой возникает вопрос?
Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (проблему) урока:
Почему День Победы (9 Мая) называют «праздником со слезами на глазах»?
Проблема урока записывается на доску. К ней необходимо постоянно
обращаться по ходу занятия, особенно на последнем этапе урока.
– Составим план урока.
План (примерный) 3
Учитель вместе с детьми составляет план.
– Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.)
– Какое умение формировали?
5. Обобщать и
классифицировать по
признакам.
6. Ориентироваться на
развороте учебника.
7. Находить ответы на
вопросы в иллюстрации.
Коммуникативные
УУД
1. Развиваем умение
слушать и понимать
других.
2. Строить речевое
высказывание в
соответствии с
поставленными задачами.
3. Оформлять свои
мысли в устной форме.
4. Умение работать в
паре и в группах.
© ООО «Баласс», 2013– Как вы думаете, что могут вспоминать люди, прошедшие войну?
Ученики высказывают свои мнения. Возможно, среди них встретятся и
такие:
– страх за себя, своих близких, свою Родину
– погибших родных, товарищей
– разрушенные дома и т.д.
От проблемы урока провести стрелки, под которыми ключевыми словами
записать основные версии.
. Совместное
ΙΙ
открытие знаний.
Поиск решения
проблемы.
2 1 4 7 3 3
1. Начало Великой Отечественной войны.
На доске обозначить участок ленты 1939–1945 гг.
Начало Второй мировой войны и вступление в неё Советского Союза можно
рассмотреть по фрагменту «Горит и кружится планета, над нашей Родиною
дым!». Ученики по цепочке читают текст, размещают на ленте времени
таблички с датами и названиями событий. Особое внимание следует уделить
распространению в Германии идеологии фашизма, основной идеей которой
была теория об избранности немецкого народа среди других народов мира.
Агрессивность и стремление к мировому господству привели к развязыванию
самой кровопролитной войны на планете.
Для большего эмоционального напряжения и фиксации зрительного образа
можно использовать модель домагосударства, построенную на уроке «К
светлому будущему». Учитель просит детей представить, какие чувства они
Личностные
результаты
1. Развиваем умения
выказывать своё
отношение к героям,
выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с
определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию
к обучению и
целенаправленной
познавательной
деятельности.
© ООО «Баласс», 2013испытали бы на месте людей, с таким трудом построивших к 40м годам XX
века новый дом и теперь столкнувшихся с врагом, который хочет не только
этот дом разрушить, но и отнять землю, на которой он стоит. На ленте
времени появляются таблички:
1939 г. – гитлеровцы начали Вторую мировую войну.
22 июня 1941 г. Фашисты напали на Советский Союз, началась Великая
Отечественная война.
2. Основные события 1941–1945 гг.
То, с каким трудом советским людям удалось отстоять свою территорию,
можно представить по тексту фрагментов «Позади – Москва» и «С войной
покончили мы счёты», иллюстрациям и карте «Великая Отечественная
война» со с. 104 учебника.
По ходу прочтения текста на ленте времени появляются таблички:
Сентябрьдекабрь 1941 г. – битва за Москву.
1942–1943 гг. Сталинградская битва.
9 мая 1945 г. – День Победы в Великой Отечественной войне.
Сентябрь 1945 г. – окончание Второй мировой войны.
Карта на с. 104 логически продолжает текст учебника: «Но в первые годы
войны враг был слишком силён и неудержимо рвался вперёд». При ответе на
первый вопрос нужно обратить внимание учеников на линию, которой
обозначено максимальное продвижение фашистских войск в глубь территории
СССР. Изучая материал об окончании войны, необходимо обратить внимание
учеников на то, что от фашистов была освобождена не только территория
Советского Союза, но и других стран. На карте это видно по красным
стрелкам, обозначающим действия советских войск. Во многих городах
Европы стоят памятники советским солдатам, спасшим мир.
© ООО «Баласс», 2013ΙΙΙ
.
Самостоятельное
применение
знаний.
В дополнение можно сообщить ученикам, что после разгрома гитлеровской
Германии и их союзников силы фашизма были подорваны, но тем не менее
фашизм как политическая идеология и политическая партия до сих пор
существует (неонацизм, неофашизм). Современные последователи фашизма
продолжают оставаться угрозой миру.
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали?
2 1 4 4 6
Работа в группах.
– Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня
выяснить? (Почему День Победы (9 Мая) называют «праздником со слезами на
глазах»?)
– Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос?
Ученики совещаются в группах, и представители от групп выражают свой
вариант решения проблемы. С помощью учителя ученики должны прийти к
выводу, что «праздник со слезами на глазах» – особенный день, который
напоминает сегодняшним поколениям о людях, переживших страшные
события Великой Отечественной войны.
Работа в учебнике.
Вопросы 1–6 после текста. Не обязательно отвечать в классе на все вопросы,
отберите одиндва вопроса, понравившиеся детям, а остальные можно дать
желающим на дом.
Вопросы к ученику (формирование алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение
высказывать своё
предположение на основе
работы с материалом
учебника.
2. Оценивать учебные
действия в соответствии
с поставленной задачей.
3. Прогнозировать
предстоящую работу
(составлять план).
4. Осуществлять
познавательную и
личностную рефлексию.
© ООО «Баласс», 2013– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьейто помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
ТОУУ
Работа в рабочей тетради.
Выполнение задания № 1, 2 Н (самостоятельно), задание № 1, 2 П (работа в
парах).
Вопросы к ученику (формирование алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьейто помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
Обязательное задание для всех: выполнить одно из заданий рабочей тетради к
теме 20, выбрав из тех, которые не были выполнены в классе. Учитель может
предложить желающим ученикам прочитать тему целиком, а также выбрать
творческое задание:
1. Узнай у своих родителей, кто в вашей семье участвовал в Великой
Отечественной войне. Составь об этом рассказ.
2. Найди открытки, плакаты, посвящённые Великой Отечественной войне.
Постарайся узнать, какие события на них изображены.
VΙ . Домашнее
задание.
© ООО «Баласс», 20133. Вспомни строки из песен, стихотворений, посвящённых Великой
Отечественной войне. Сделай иллюстрации к этим строкам.
V. Итог урока.
– Какую работу мы сейчас выполняли?
– Чему научились?
– Кто с ней справлялся легко?
– Кому пока было трудновато?
– Кто или что вам помогло справиться?
– Кто доволен сегодня своей работой?
– Кто хотел бы чтонибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать?
– Какую бы отметку вы себе поставили?
– Что нового узнали?
– Что показалось особенно интересным сегодня на уроке?
© ООО «Баласс», 2013