- Лес – наше богатство. Как вы думаете, почему мы так говорим? (Педагог предлагает учащимся высказать свое мнение и подводит их к выводу, что лес – прежде всего ценное сырьё для промышленности).
- На вопрос: “Что можно сделать из древесины?” люди разных специальностей ответили бы, наверное, по-разному.
- Подумайте и скажите, как ответит на этот вопрос СТОЛЯР или ПЛОТНИК? (Табурет, шкаф, бочка, корзина, дверь, дом).
- Что ответит на этот вопрос РАБОЧИЙ БУМАЖНОЙ ФАБРИКИ? (Из древесных опилок изготавливают бумагу, из которой делают тетради, книги, альбомы, газеты, журналы).
- Что ответит ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИК? (Деревянные (товарные) вагоны, деревянные шпалы для рельсов).
- Что ответит ХИМИК? (Из смолы деревьев производят лаки, скипидар, искусственные нитки, лекарства).
- Что ответит МУЗЫКАНТ? (Музыкальные инструменты: рояль, скрипку, балалайку).
- Вот видите, как много предметов можно сделать из древесины. Давайте подумаем, ребята, для чего ещё нам нужен лес?
- Что ответит на этот вопрос ПОВАР? (Лес даёт нам дичь, грибы, орехи, ягоды).
- Что ответит ОХОТНИК? (Лес – место обитания различных животных, ценный мех которых используется для пошива шуб, шапок и других меховых изделий).
- Что ответит КОМБАЙНЁР? (Лес – защитник полей. Зелёной стеной он стоит на пути у ветров-суховеев и оберегает урожай).
- Что ответит ВРАЧ?
Тема: Введение. Человек и природа.
Цель: знакомство с растениями и жителями леса, охраной природы.
Задачи урока:
1. Способствовать расширению знаний детей о значении леса в жизни человека.
2. Развивать мышление, обогащать словарный запас детей, формировать
грамматический строй речи.
3. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к лесным богатствам.
Необходимое оборудование и материалы: Учебник “Природоведение”. компьютер для
учителя; проектор; экран; авторский медиапродукт (Приложение 1); физминутки,
релаксации.
Ход урока
I. Орг. момент.
Слайд № 1. На презентационном экране заставка урока, звучат голоса птиц, шум
лесного ручья.
Сядьте удобно. Начинаем урок природоведения.
II. Сообщение темы урока.
Ребята! Есть у нас с вами хороший друг, отгадайте загадку и поймёте, кого я имею в
виду. Это и будет тема сегодняшнего урока.
Есть у ребят зелёный друг,
Весёлый друг, хороший,
Он им протянет сотни рук
И тысячи ладошек.
(Лес)
Правильно. Тема сегодняшнего урока “Лес”.
Слайд № 2. На экране появляется тема урока.
Ребята, всем вам приходилось бывать в лесу.
Чем запомнилось Вам посещение леса?
Педагог предлагает детям рассказать о лесе, при затруднении может задать
следующие вопросы:
Какой воздух в лесу? (чистый, свежий).
Чем пахнет в лесу? (хвоёй, грибами, травами, сырой землёй).
Какие звуки вы слышали? (птичье пение, треск сучьев, шорох листвы и т.п.)
На сегодняшнем уроке вы узнаете о лесе много нового и интересного.
III. Работа по теме урока.
1. Определение понятия “лес”.
Где мы можем узнать толкование слова “Лес”?
После ответов детей педагог предлагает обратиться к толковому словарю и узнать,
что означает слово “лес”.
Слайд № 3. На экране словарь, крупными буквами толкование слова “Лес – это
множество деревьев растущих на большом пространстве с сомкнутыми
кронами”.
Как вы понимаете выражение “сомкнутые кроны”? (Ветви одного дерева плотно
примыкают к ветвям другого дерева).
Деревья являются основой леса. Какие ещё группы растений растут в лесу? Для кого лес является местом обитания?
2. Территория леса.
Слайд № 4. На презентационном экране карта природных зон России.
Карта какого государства представлена на экране? (России).
Это карта природных зон России. По щелчку появляется название карты.
Посмотрите на условные обозначения и скажите, какими цветами обозначена на ней
территория леса? (Голубым и зелёным).
Скажите, какую часть земли в нашей стране занимают леса? Большую или меньшую?
Верно, леса занимают большую часть территории России.
3. Значение леса.
Слайд № 5. На экране надпись “Лес – наше богатство”.
Лес – наше богатство. Как вы думаете, почему мы так говорим? (Педагог предлагает
учащимся высказать свое мнение и подводит их к выводу, что лес – прежде всего
ценное сырьё для промышленности).
На вопрос: “Что можно сделать из древесины?” люди разных специальностей ответили
бы, наверное, поразному.
Подумайте и скажите, как ответит на этот вопрос СТОЛЯР или ПЛОТНИК? (Табурет,
шкаф, бочка, корзина, дверь, дом).
Что ответит на этот вопрос РАБОЧИЙ БУМАЖНОЙ ФАБРИКИ? (Из древесных
опилок изготавливают бумагу, из которой делают тетради, книги, альбомы, газеты,
журналы).
Что ответит ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИК? (Деревянные (товарные) вагоны, деревянные
шпалы для рельсов).
Что ответит ХИМИК? (Из смолы деревьев производят лаки, скипидар, искусственные
нитки, лекарства).
Что ответит МУЗЫКАНТ? (Музыкальные инструменты: рояль, скрипку, балалайку).
Вот видите, как много предметов можно сделать из древесины. Давайте подумаем,
ребята, для чего ещё нам нужен лес?
Что ответит на этот вопрос ПОВАР? (Лес даёт нам дичь, грибы, орехи, ягоды).
Что ответит ОХОТНИК? (Лес – место обитания различных животных, ценный мех
которых используется для пошива шуб, шапок и других меховых изделий).
Что ответит КОМБАЙНЁР? (Лес – защитник полей. Зелёной стеной он стоит на
пути у ветровсуховеев и оберегает урожай).
Что ответит ВРАЧ?
Почему детские оздоровительные лагеря строят в лесу?
Педагог дополняет ответы детей: “Потому, что лесной воздух полезен для здоровья,
особенно если в лесу растут сосны и ели. Лес, как огромный пылесос очищает воздух.
Значит, лес нужен нам для здоровья”.
А вот, если обратиться к ХУДОЖНИКУ с вопросом “Зачем нам нужен лес?”, он
непременно ответит: “Лес – это бесценная красота”. И эту красоту художники
показывают нам на своих картинах.
Педагог предлагает детям назвать появляющиеся на экране картины и их авторов.
Слайд № 6. На экране появляется картина Исаака Ильича Левитана “Золотая
осень”.Слайд № 7. На экране появляется картина Исаака Ильича Левитана “Берёзовая
роща”.
Слайд № 8. На экране появляется картина Ивана Ивановича Шишкина
“Корабельная роща”.
Итак, ребята, какой вывод из всего сказанного вы можете сделать?
Педагог подводит детей к мысли, что лес имеет огромное значение во всех сферах
жизнедеятельности человека и поэтому люди называют его своим богатством.
IV. Физминутка.
Слайд № 9. На экране появляются два Лесовика, звучит ритмичная музыка.
Один из учеников проводит физминутку.
V. Продолжение работы по теме урока.
4. Вред лесу, причиняемый человеком.
Ребята, подумайте и скажите, какой вред причиняет лесу человек?
Педагог помогает детям вспомнить, что пожары, свалки мусора и незаконные
вырубки очень вредят лесу, и предлагает им ответить на следующие вопросы:
К чему может привести неправильно разложенный или оставленный без присмотра
костёр?
Какие меры предосторожности мы должны соблюдать при разведении костра?
Кто и что может погибнуть во время пожара в лесу? (Во время пожара в лесу погибает
очень много деревьев и лесных животных).
Слайд № 10. На экране видеофрагмент “Лесные пожары”.
Слайд № 11. На экране изображён участок леса после пожара.
Представьте себе, что на этом месте, после пожара 710 лет не вырастут травы и не
появятся всходы деревьев.
Какой вывод вы для себя сделаете, ребята?
Слайд № 12. На экране изображена свалка бытовых отходов в лесу.
К сожалению, бытовой мусор из населённых пунктов очень часто вывозится в лес и не
подлежит никакой переработке. А знаете ли вы, что бумага не сгнивает 2 года, а
консервная банка, полиэтиленовый пакет или пластиковая бутылка сохраняются до 50
100 лет.
Очень часто на огромных плантациях леса производятся незаконные вырубки.
Слайд № 13.
Во время демонстрации видеофрагмента учитель комментирует:
Сплошная вырубка леса на данном участке законом, разрешена только вырубка старых,
сгнивших деревьев. Но здесь работники охраны и защиты лесного фонда областного
управления лесами обнаружили незаконную вырубку сосны.
Подумайте, к чему приведут лесные пожары, свалки бытовых отходов и незаконные
вырубки леса.
После просмотра видеофрагмента учитель предлагает детям прослушать
стихотворение сибирского поэта Станислава Федотова:
Свалили кедр.
Тяжёлый, будто медный,
С набатным гуломЗамертво упал…
“Жаль…
Но зато – какие кубометры
Такой красавец леспромхозу дал!”
Берёзы – в плач. Осины голосили:
“Отца тайги убили … Лучше б нас!”
“Вот глупые
ценнее древесины
Чем кедр,
на свете мало
Высший класс!
А если даже пустят и на шпалы –
Гниль не возьмёт их в живицесмоле…”
Не потому ль нам кислорода мало,
Что меньше стало кедром на Земле?
На местах лесозаготовок очень часто остаются отходы, ветки, щепки, которые
затрудняют возобновление лесов.
Слайд № 14. На экране изображены остатки древесины на месте заброшенной
лесопилки.
Как вы думаете, что нужно делать, чтобы на месте вырубок снова появлялся лес?
Педагог обобщает ответы детей:
Места вырубок нужно расчищать и засаживать молодыми деревьями.
Слайд № 15. На экране изображен человек, высаживающий молодые деревья.
5. Защитники леса.
Кто регулирует вырубку деревьев в прилегающем к нашему селу лесу? (Моряковское
лесничество).
Слайд № 16. На экране фото лесников Моряковского лесничества.
Что входит в обязанность лесников?
При затруднении детей учитель дополняет:
Работники лесничества, следят, чтобы в лесу правильно и в нужном месте вырубали
деревья, а на местах вырубок лесники высаживают саженцы. А помогают им в этой
работе, учащиеся средней школы – члены школьного лесничества.
Я предлагаю вам послушать обращение главного лесничего с. Моряковский Затон.
Слайд № 17. На экране фото лесничего.
Учитель зачитывает письмо, обращенное к детям:
“Дорогие ребята!
Лес – наше богатство. Чтобы лес оставался всегда радовал нас своей красотой,
чтобы мы могли пользоваться его богатствами, надо беречь и охранять его. Чтобы
лесных богатств хватило не только вам, но и вашим правнукам, на месте каждого
срубленного дерева надо обязательно посадить одно, лучше два новых деревца.
Берегите лес, и он отблагодарит вас за вашу любовь. С уважением к вам, главный
лесничий с. Моряковский Затон”. Ребята, как вы будете, в наших силах воплотить предложение нашего лесничего? Что
конкретно, мы можем сделать, чтобы оградить наш лес от вредного воздействия и
равнодушия человека?
6. Чтение рассказа А.И. Еремеева “Живые памятники”.
Слайд № 18. На экране изображены дети, высаживающие молодые деревца.
“В разгаре посадка деревьев. В этом радостном и полезном деле ребята не уступают
взрослым. Осторожно, чтобы не повредить корни, выкапывают и переносят уснувшие
деревца в новые места. Весной проснётся деревце и как ни в чём не бывало, примется
расти людям на радость и пользу. И каждый из ребят, кто посадил и вырастил хоть
одно деревце, поставил себе при жизни чудесный зелёный памятник – живой
памятник”.
Почему в рассказе посаженные деревья называют памятниками?
Ребята, давайте мы с вами тоже подарим нашему селу или школьному дворику свои
деревца, оставим о себе хорошую, добрую память.
VI. Дифференцированное дом. задание.
1. Читать текст в учебнике на стр. 6.
2. Подготовить ответы на вопросы:
Как люди используют лесные богатства?
Как нужно вести себя в лесу, чтобы не причинить ему вреда?
4. Нарисовать рисунок на тему “Лесные богатства”, оформить выставку в классе.
VII. Итог урока.
Наш урок подходит к концу. Что нового, интересного и полезного вы сегодня узнали?
На следующих уроках мы продолжим изучение этой темы, познакомимся с растениями
леса, животными, птицами, насекомыми и другими лесными обитателями.
Учитель отмечает активность ребят на уроке. Выставляет оценки.
VIII. Релаксация.
Сядьте удобно на стуле, закройте глаза и прикройте их сверху ладонями. Представьте,
что вы в лесу и слышите пение птиц. Вы гуляете по мягкой траве. Солнышко играет
между веток. У вас прекрасное настроение……
Откройте глаза. Потянитесь. Урок окончен.