Тема занятия: «И все с тобой заговорят…» 5 класс
Оценка 4.9

Тема занятия: «И все с тобой заговорят…» 5 класс

Оценка 4.9
Занимательные материалы
docx
русский язык
5 кл
23.09.2019
Тема занятия: «И все с тобой заговорят…» 5 класс
В слове заключена огромная сила, поэтому очень важно понимать слова, говорить подумав. (Слайд 4). Народ издревле осознал силу слова. Выдающийся советский писатель Михаил Александрович Шолохов говорил, что «величайшее богатство народа – его язык». В русском фольклоре много пословиц и поговорок, которые содержат мудрость наших предков. Кто из вас знает пословицы о значении слов в нашей жизни? (пословицы: сказанное слово – пущенная стрела; слово не воробей, вылетит – не поймаешь, доброе слово и кошке приятно; пчела жалит жалом, а человек – словом). Здесь заканчивается текст четвертого слайда.
Конспект внеурочного занятия в 4-5 классах И все с тобой заговорят.docx
Класс: 4­5 Тема занятия: «И все с тобой заговорят…» По курсу Д.З. Арсентьева «Родной язык — живоносный источник добра и любви». Цель: формирование уважительного отношения к родному языку. Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты: ­ принятие и освоения традиций, ценностей, форм культурно­исторической, социальной и  духовной жизни своей страны;  ­формирование нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий,  происходящих в окружающем мире. ­ формирование гражданского самосознания и чувства патриотизма; ­ формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов  России; Тип занятия: изучение нового материала. Форма проведения: круглый стол. Оформление кабинета: дополнительное оформление не требуется. Оборудование: компьютер, проектор; карточки с изображением цветов, рабочие листы. Зрительный ряд: изображение растений и цветов. Литературный ряд: стихи. Ход занятия. Организационный момент. Мотивация и целеполагание. Изучение нового материала  Закрепление учебного материала  Подведение итогов. Домашнее задание. Рефлексия. Продукт занятия. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 1. Организационный момент. (Слайд 3) Ребята! Что я сейчас сделала? Произнесла слово «ребята». Слово! Библия тоже начинается со   слова.   В   ней   мы   читаем,   что   «в   начале   было   Слово».   Это   божественное   слово, заключающее в себе истину. Слова дарят надежду, ободряют, поддерживают, но могут ранить, навредить, обидеть. Здесь заканчивается текст третьего слайда. В слове заключена огромная сила, поэтому очень важно понимать слова, говорить подумав. (Слайд 4). Народ издревле осознал силу слова. Выдающийся советский писатель Михаил Александрович Шолохов говорил, что «величайшее богатство народа – его язык». В русском фольклоре много пословиц и поговорок, которые содержат мудрость наших предков.   Кто   из   вас   знает   пословицы   о   значении   слов   в   нашей   жизни?   (пословицы: сказанное слово – пущенная стрела; слово не воробей, вылетит – не поймаешь, доброе слово и кошке приятно; пчела жалит жалом, а человек – словом).  Здесь заканчивается текст четвертого слайда. 2. Мотивация и целеполагание Итак, начиная наше занятие, я говорю вам «Здравствуйте!». Сказав это, я пожелала вам здоровья, ведь по этикету принято приветствовать добрых друзей добрыми словами. А как еще можно обратиться друг к другу?  (Слайд 5). Конечно, по имени! У каждого из нас есть имена! Имена – это? Давайте вспомним, что мы узнали об именах на уроках русского языка? Это уникальное название. То, что выделяет предмет. Молодцы. У всего на Земле есть имена. И каждое из них – неслучайное. Обратимся к эпиграфу сегодняшнего занятия. Нет ничего случайного В названии любом: В нём — музыки звучание И смысл глубокий — в нём.  Это слова поэта Георгия Васильевича Кондакова. Мне бы хотелось, чтобы, прочитав их,   вы   определили,   что   мы   будем   делать   сегодня   на   занятии?   Находить   смыслы   в различных названиях. Здесь заканчивается текст пятого слайда. Приступим. 3. Изучение нового материала (Слайд 6). Перед вами лежат листы с нашими заданиями. Давайте прочитаем первое стихотворение. (Ученик читает). ­Из чего состоит язык трав? Из звуков, которые они издают. ­Почему травы слышат героя? Он их слушает, общается с ними, уделяет внимание. Здесь заканчивается текст шестого слайда. В   стихотворении   нам   встретились   названия   трав   и   цветов.   Перед   вами   на   столе изображения   этих   растений.   Кто   знает,   как   выглядит   молочай?  (Слайд   7).   Отлично, прочитайте на обратной стороне рабочего листа объяснение слова «молочай» (Растение получило это название из­за своего горького сока, внешне напоминающего молоко). Здесь заканчивается текст седьмого слайда.  Теперь найдем бордовую гвоздику.  (Слайд 8). Отлично. Алена, прочитай нам значение (Гвоздика получила свое название по сходству семян цветка с маленькими гвоздями).  Здесь заканчивается текст восьмого слайда.  И, конечно, Иван­чай (Слайд 9). (Иван­чай — древнерусское название кипрея, дошедшее до наших   дней.   Предание   гласит,   что   когда­то   жил   паренёк   Иван.   Он   любил   щеголять   в красной   рубахе   и   большую   часть   времени   проводил   среди   цветов.   Местные   жители, видевшие мелькавший среди зелени алый цвет, поговаривали: «Да это Иван, чай, ходит. » И до   то   того   к   этому   привыкли,   что   не   заметили   отсутствия   Ивана,   а   на   неожиданно появившиеся   у   околицы   села   алые   цветы,   стали   говорить:   «Да   это   Иван­чай»).  Здесь заканчивается текст девятого слайда. Скажите,  по   какому   принципу   цветы   молочай,  иван­чай,  гвоздика   получили   свое название? Правильно, по каким­то сходным качествам. Но мы забыли с вами про четвертое растение. Вязига. (Слайд 10). Посмотрите, у вас на столах нет изображения этого растения. Давайте его представим. А чтобы это сделать, попробуем подобрать похожие слова. Переверните, пожалуйста, рабочие листы и вокруг слова «вязига» напишите слова­ассоциации, подходящие к нему по смыслу, раскрывающие его значение. Здесь заканчивается текст десятого слайда. (Слайд 11). Вяжет, связка, вязь, веревка, вместе, завязь. Здесь заканчивается текст одиннадцатого слайда. Отлично, мы увидели и услышали в слове вязига его главный смысл – «связывать». Словом вязига в разных местах нашей страны называют различные травы. Многие названия предметов   и   явлений,   которые   нас   окружают,   придумывал,   подбирал   народ.   В церковнославянском   языке   слово   «язык»   было   синонимом   слову   «народ».   Эта   связь неразрывна. Посмотрите на наш кластер, который мы записали, и скажите, какое основное свойство   этих   трав,   чем   они   друг   на   друга   похожи?   Они   тоже   вьются,   цепляются, связываются, заплетаются. Важно понимать эту связь, чувствовать ее и беречь. Чтобы понять смысл окружающих нас вещей, нужно… А как вы думаете, что для этого нужно? Нам подскажет стихотворение Чижевского. Но сначала стихотворение нужно восстановить,   правильно   расположив   четверостишия.   Посовещайтесь   в   парах   и пронумеруйте строфы от 1 до 4. (Задание в рабочем листе). Итак, как же должно звучать это стихотворение?  Скажите теперь, что нужно сделать, чтобы понять смысл имени окружающих нас вещей?  Представить,  почувствовать,  стать   частью   окружающего   мира,  проникнуть   в  суть вещей.  4. Закрепление учебного материала Замечательно. Именно этим я предлагаю вам заняться прямо сейчас. Я предлагаю вам   творческое   задание.   Выберите   карточку,   на   которой   написано   название   растения. Попробуйте объяснить название этого цветка, проиллюстрировав его.  (Задание в рабочем листе). Земляника – никнет (опускается) к земле. Подсолнух – под солнцем. Рябина – рябая, рыжая. Малина – маленькая. Черника – черная. Подорожник – по дороге. Колокольчик – колокол. Одуванчик – сдувать. Пустырник – на пустыре растет. Кашка – на кашу похожа. Отлично, давайте прикрепим наши рисунки к доске, чтобы у нас получилась целая поляна знакомых нам растений. Спасибо.  5. Подведение итогов. Ребята, скажите, а всегда ли мы внимательны к слову, бережем его, заботимся о нем? Нет. А что вредит русскому языку? Ошибки, плохие  слова, обилие  иностранных слов. (Слайд 12). Можем ли мы защитить наш язык? Да, нужно сохранять его богатство, помнить о важности правил, беречь наш родной язык, постигать его тайны. Скажите, что нам удалось сегодня сделать на занятии? Найти смыслы в названиях растений,   узнать   одну   из   многочисленных   тайн   языка,   учиться   его   сохранять.  Здесь заканчивается текст двенадцатого слайда. 6. Домашнее задание. Дома я предлагаю вам придумать свой цветок, дать ему название и нарисовать. 7. Рефлексия. Продукт занятия. Наша поляна по­весеннему расцвела благодаря вашим стараниям и усилиям. (Слайд 13). Каждому из вас я дарю на память цветок и прошу раскрасить его карандашом такого цвета,   который   соответствует   вашему   настроению.   Раскрасили?   Молодцы!   Давайте покажем   друг   другу,   какие   цветы   вы   уносите   с   собой.  Здесь   заканчивается   текст тринадцатого слайда. Спасибо за занятие.

Тема занятия: «И все с тобой заговорят…» 5 класс

Тема занятия: «И все с тобой заговорят…» 5 класс

Тема занятия: «И все с тобой заговорят…» 5 класс

Тема занятия: «И все с тобой заговорят…» 5 класс

Тема занятия: «И все с тобой заговорят…» 5 класс

Тема занятия: «И все с тобой заговорят…» 5 класс

Тема занятия: «И все с тобой заговорят…» 5 класс

Тема занятия: «И все с тобой заговорят…» 5 класс

Тема занятия: «И все с тобой заговорят…» 5 класс

Тема занятия: «И все с тобой заговорят…» 5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.09.2019