Тема занятия по речевому развитию: «Наши пернатые друзья»
Оценка 4.8

Тема занятия по речевому развитию: «Наши пернатые друзья»

Оценка 4.8
Мероприятия
docx
окружающий мир
Детсад
11.09.2019
Тема занятия по речевому развитию: «Наши пернатые друзья»
ЗАДАЧИ 1. Активизировать словарь детей глаголами, прилагательными. Совершенствовать умение составлять описательные рассказы о птицах. Упражнять детей в согласовании слов в предложении. Развивать умение внятно и четко произносить слова в скороговорке. 2. Закрепить накопленные представления детей о птицах, соединяя конкретные экологические знания в определенные связи и зависимости. 3. Воспитывать доброе, заботливое отношение к пернатым друзьям; формировать желание заботиться о птицах, воспитывать любознательность, сочувствие. ОБОРУДОВАНИЕ: картинки с изображениями перелетных (журавль, цапля, скворец, ласточка, грач, лебедь, трясогузка) и зимующих (воробей, ворона, сорока, синица, дятел, сова, снегирь) птиц; изображение солнца и снежинки; эмблемы птиц (по количеству детей, 3 обруча, аудио запись; карандаши, листы с изображениями птиц и их корма (по количеству детей) ; мяч.
ема занятия по речевому развитию.docx
Тема занятия по речевому развитию: «Наши пернатые друзья» ЗАДАЧИ 1. Активизировать словарь детей глаголами, прилагательными.  Совершенствовать умение составлять описательные рассказы о птицах.  Упражнять детей в согласовании слов в предложении. Развивать умение внятно  и четко произносить слова в скороговорке. 2. Закрепить накопленные представления детей о птицах, соединяя конкретные  экологические знания в определенные связи и зависимости. 3. Воспитывать доброе, заботливое отношение к пернатым друзьям;  формировать желание заботиться о птицах, воспитывать любознательность,  сочувствие. ОБОРУДОВАНИЕ: картинки с изображениями перелетных (журавль, цапля,  скворец, ласточка, грач, лебедь, трясогузка) и зимующих (воробей, ворона,  сорока, синица, дятел, сова, снегирь) птиц; изображение солнца и снежинки;  эмблемы птиц (по количеству детей, 3 обруча, аудио запись; карандаши, листы с  изображениями птиц и их корма (по количеству детей) ; мяч. ХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ­ В. Тему нашего занятия вы узнаете, если отгадаете загадку: Мы бываем разные – Зеленые и красные, Желтые, любые, даже голубые. Если крыльями взмахнем, Будем в небе голубом. Мы умеем щебетать, крякать, Петь или кричать. Нас зимою покормите, Дети, кто мы, назовите! (Птицы) ­ В. Необычайно удивительным миром природы является мир пернатых. Птицы  населяют все уголки нашей планеты. Они радуют нас красивым пением,  разнообразным оперением. Без птичьего щебета мир был бы скучен. Сегодня,  ребята, мы поговорим о птицах и выясним, как много вы о них знаете. А я вам  буду еще много интересного рассказывать о них. Для начала проведем разминку. Проверим, какие вы внимательные. Задание: я  буду называть птиц, но если я ошибаюсь и называю не птицу, вы хлопаете в  ладоши. Д/И «Не ошибись» Вот сидят все птицы в ряд, с нами поиграть хотят. Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, стайкой макароны (хлопают) . Прилетели птицы: голуби, синицы, вертолёты (хлопают, галки. Прилетели птицы: голуби, синицы, цапли, соловьи, окуни (хлопают) и воробьи. Прилетели птицы: голуби, синицы, утки, гуси, совы, ласточки, коровы. Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, аисты, кукушки, лебеди,  скворцы – все вы молодцы! ­ В. Молодцы, все были внимательными. Сравним птиц с людьми. Д/И «У кого что» У человека дети, а у птицы – … птенцы. У человека нос, а у птицы – … клюв. У  человека волосы, а у птиц – … перья. У человека руки, а у птиц ­ … крылья. У  человека дом, а у птицы ­ … гнездо, дупло. ­ В. Вспомним, на какие группы можно разделить птиц? (домашние и дикие,  городские и лесные, водоплавающие, насекомоядные и хищные, зимующие и  перелетные) . На столах лежат картинки с изображениями птиц. Я вас разделю на 2 команды.  Первая должна будет отобрать перелетных птиц и выставить на доску рядом с  обозначением солнца. Вторая ­ зимующих птиц и выставить к снежинке. Задание «Перелетные ­ зимующие» Дети выполняют задание подгруппами. Далее каждая подгруппа называет  «своих» птиц и объясняет свой выбор. (Перелётные птицы улетают в тёплые  края, потому что им не хватает корма. Они питаются разными насекомыми, а в  холодное время насекомых нет. Вот они и стремятся туда, где тепло и много  насекомых. Весной возвращаются. Зимующие остаются с нами зимовать, так как питаются ягодами, семенами, но мы должны о них заботится, подкармливать) ­ В. Молодцы, как много названий птиц вы знаете. Птицы все разные, не похожи  друг на друга. Встаньте в круг, мы с вами поиграем. Я буду бросать мяч, а вы должны  придумать 2­3 слова про каждую птицу. Д/И «Подбери определение» Расскажи, синица какая? (Юркая, ловкая, голосистая, неугомонная,  желтогрудая) Воробей какой? (Шустрый, шумный, драчливый, быстрый) Ворона какая? (Большая, серая, крикливая, горластая, хитрая, ловкая) Снегирь какой? (Важный, толстый, красивый, красногрудый) Дятел какой? (Умный, сильный, добрый, полезный, трудолюбивый) Сорока какая? (Белобокая, длиннохвостая, любопытная, суетливая, болтливая,  всеядная) Журавль какой? (Длинноногий, длинношеий, красивый, танцующий) Цапля какая? (Белая, большая, длиннокрылая, длинноногая, длинноклювая,  хитрая, перелетная) Сова какая? (Мудрая, большеголовая, большеглазая, хищная, короткохвостая,  загадочная) ­ В. Молодцы, как много слов придумали красивых. Садитесь на стулья. Ребята,  кто хочет рассказать о любой птице. Как она выглядит, чем питается, какие у нее повадки. Остальные будут внимательно слушать и если вспомните какие­нибудь  интересные сведения, то потом дополните рассказ. Составление описательных рассказов о птицах (о 2­х перелетных и 2­х  зимующих) ­ В. Русский народ очень любит такую птицу, как сорока. Сороку­белобоку часто  упоминают в народных сказках, потешках, песнях, поговорках, стихах. А мы с  вами произнесем скороговорку: Ловить сороку одна морока, а сорок сорок –  сорок морок. Проговариваем медленно, чуть быстрее. Кто хочет попробовать  произнести еще быстрее? ­ В. Кто из вас догадается, какое число спрятано в слове «сорока»? (40). Если к  слову «сорок» добавить слово «ножка», какое получится новое слово?  (Сороконожка) . Физкультминутка «Две сороконожки» 1) Две сороконожки бежали по дорожке. 2) Бежали, бежали и друг друга повстречали. 3) Так друг друга обнимали, 4) Так друг друга обнимали., 5) Что едва мы их разняли. 1. Показать 2 руки, согнутые в локтях (ладошки к себе) и скрестить их. 2. Правая кисть "бежит" по левой руке до плеча, одновременно левая кисть  "бежит" по правой руке. 3, 4."Добегают" до плеча, после этого руками нужно сделать «замок» на затылке. 5. Резко развести руки в стороны. ­ В. Поиграем в подвижную игру? Возьмите каждый себе по 1­ой птичке.  Внимательно посмотрите и определите перелетная она или зимующая. Когда  будет звучать веселая музыка, значит тепло, «птички» все летают. Как только  услышите звук сильного ветра, это значит наступают холода, перелетные птицы  (что делают) собираются в стаи и улетают в теплые края (в дальний угол группы,  а зимующие должны будут спрятаться в гнезда­обручи. П/И «Птицы» ­ В. Давайте вспомним, что птицы умеют делать. Встаньте в круг. Будете  передавать мяч друг другу. Отвечает только тот, у кого мяч. Д/И «Подбери действие» Птицы умеют: ходить, прыгать, летать, взлетать, перелетать, вылетать,  залетать, клевать, пить, ловить, наблюдать, драться, насиживать (яйца, петь,  сидеть, кормить (птенцов, махать (крыльями, долбить, следить (за птенцами,  охотиться, нырять, купаться, выклёвывать, срывать, строить (гнёзда, рыться,  нахохливаться, кружить, парить (в воздухе, танцевать (журавлиные танцы,  собираться (в стаи, воровать (срока, трещать, трясти хвостиком (трясогузка,  каркать и т. д. ­ В. Так много птицы дел переделали, что наверно проголодались. Их нужно  покормить. Садитесь за столы. Вам нужно вспомнить, чем питаются птицы.  (Детям раздаются индивидуальные карточки с изображением птиц и разных  способов питания.) Рассмотрите внимательно, что изображено на картинке.  Ваша задача, провести линию карандашом от птицы к корму, которым она  питается. Дети самостоятельно выполняют задание. Д/И «Кому что по вкусу? » На карточках изображены птицы (цапля, воробей, чайка, дятел, снегирь, сова) и  «корм» (мышь, жук, рыба, рябина, лягушка, колос) . ­В. Все справились с заданием? Теперь поменяйтесь с соседом и проверьте, нет  ли ошибок. Молодцы! Упражнение на использование вопросительной и  повествовательной интонаций Теперь все птицы сыты. Один ребенок, обращаясь к другому, произносит эту  фразу с вопросительной интонацией, а тот отвечает ему теми же словами  утвердительно. Предложить интонационно выделять каждое слово по очереди.  Например, сначала ребенок задает вопрос выделяя слово «все», другой ребенок  задает вопрос, выделяя интонационно слово «птицы» и т. д. ­ В. Ребята, кто мне напомнит, кого мы сегодня кормили? (Работа по тем же  карточкам) Д/И «Склоняем слова» Мы кормили кого? (Снегиря, цаплю, сову, дятла, воробья, чайку) Мы дали корм кому? (Снегирю, воробью, цапле, сове, дятлу, чайке) Мы заботились о ком? (О снегире, о воробье, о цапле, о сове, о чайке, о дятле) Мы любуемся кем? (Снегирем, воробьем, дятлом, цаплей, совой, чайкой) ­В. Птицы очень обрадовались, что вы их накормили, а когда птицы радуются,  что они делают? (Поют песни). Давайте и мы устроим «птичий» концерт. А наши  гости должны будут отгадать, какие птицы участвовали в концерте. Каждой  группе детей из 3­х (4­х) человек дается название птицы, напоминание, как они  поют. Дети исполняют песню на мотив «В траве сидел кузнечик». Каждая птица  по строчке. «Птичий концерт» Воробьи: чирик­чирик­ чирик­чик;Синицы: синь­ синь­ синь­ синь­ синь­ синь­  синь;Вороны: кар­ кар­ кар­ кар­ кар­ кар­ кар;Кукушка: ку­ку­ку­ку­ку­ку;Сороки:  чек­ чек­ чек­ чек­ чек­ чек­ чек­ чек;Журавли: курлы­курлы­ курлы. ­В. Славный получился концерт! Гости отгадывают названия птиц, участвовавших в нем. Д/И «Кто как голос подает? » Воробьи чирикают, синицы тенькают, вороны каркают, кукушки кукуют,  сорокитрещат, журавли курлычут. ­В. Ребята, вы так много сегодня рассказали нам о пернатых наших друзьях.  Скажите, почему мы птиц называем своими друзьями? (Птицы­наши помощники.  Они приносят большую пользу. Охраняют наши леса, поля, сады и огороды от  вредных насекомых и мелких грызунов. Если бы не птицы на земле не осталось  бы деревьев и кустарников. Они нас радуют своим красивым пением. Птицы  помогают людям предсказывать погоду.) Как друзья должны поступать? (Помогать друг другу, заботиться). Какие добрые дела мы можем сделать для птиц? (Подкармливать зимой, развешивать  кормушки, не разорять гнезда, не бросать камнями в птиц, не убивать насекомых, не стрелять из рогаток). Совсем скоро наступит зима. Как вы думаете, для птиц страшнее голод или  холод? (Голод) Да, под толстым слоем снега нелегко отыскать корм. Вот и  рассчитывают птицы на доброту и сострадание человека. Вам понравилось занятие? Что понравилось особенно? Спасибо, ребята, вам за то, что вы сегодня старательно выполняли все задания,  подбирали нужные слова и показали отличные знания о наших пернатых друзьях. Конспект интегративного занятия по  экспериментальной деятельности и  математике «Удивительные камни» Валентина Александровна Оробец  Конспект интегративного занятия по экспериментальной деятельности  и математике «Удивительные камни» Дети встают полукругом вокруг демонстрационного стола. На нём лежит  сундучок ощущений, воспитатель достает из сундучка камень. Воспитатель: Ребята мы сегодня с вами побудем немножко учеными. Мы будем  делать опыты с камнями. Прошу вас занять свои места. Откройте свои салфетки  и подвиньте к себе, поближе подносы. А сейчас внимательно посмотрим, какие  нам нужны помощники для экспериментов? (Воспитатель напоминает предназначение каждого предмета) . Для 1 Опыта вам нужно повнимательней рассмотреть камни и определить их  цвет. Покажите мне пожалуйста у кого есть белый камень, у кого коричневый, у  кого серый и т. д. Какой же цвет у камней может быть? Ответы детей: разноцветные. Вывод: камни по цвету бывают разноцветные. А сейчас на ваших столах лежат 2 листа бумаги. Один красные, другой белый. На красный лист вы разложите круглые камни, а на белый угловатые иои похожие  на многоугольники. Какая же форма у камней? Ответы детей: разная. Вывод: камни имею разную форму. (Воспитатель показывает схему – рисунок, прикрепляет на доске) . Для 2 Опыта я предлагаю вам разложить на столе перед собой камни от  маленького к большому. Ребята, какого размера бываю камни? Ответы детей: разного. Вывод: камни бывают разных размеров. (Воспитатель показывает схему – рисунок, прикрепляет на доске) . Для 3 Опыта я предлагаю вам стать весами. Возьмите в одну ладошку самый  большой, а в другую ладошку самый маленький камень. Какой тяжелее камень  большой или маленький. Ответы детей: Вывод: камни по весу бывают разные: легкие, тяжелые. (Воспитатель показывает схему – рисунок, прикрепляет на доске). Опыт № 4. Возьмите понравившейся вам камень. Погладьте его. Какой он на  ощупь гладкий или шершавый? Ответы детей: Вывод: камень может быть гладким и шероховатым. (Воспитатель показывает схему – рисунок, прикрепляет на доске) . Опыт № 5. В одной руке у вас камень, а в другую руку возьмите лупу. Давайте  рассмотрим камень через лупу. Посмотрите, какие крапинки, дорожки,  углубления, ямочки, узоры на камнях. Какие красивые камни? Правда? А геологи рассматривают их по своему. Они знают как использовать их на благо  человека. Уголь – его используют в виде топлива для разжигания огня. Мрамор ­ самое широкое применение, получил мрамор в строительстве в  производстве строительных материалов и предметов интерьера. Гранит ­ в строительном дизайне камень является одним из главных элементов.  Ценится он, прежде всего, за долговечность и прочность. Известняк ­ это осадочная порода. Благодаря своей природной  привлекательности, гибкости и многочисленным преимуществам в качестве  материала для строительной и отделочной отраслей, он используется как  дизайнерами и озеленителями в качестве напольного покрытия в виде плиток  или плит, чтобы украсить подъезды, ванные комнаты и кухни. Ученые используют камни для разных целей, а мы их будем использовать как  гантели. Физкультминутка. Для следующего Опыта № 7 я предлагаю те камешки, которые у вас в ладошках  положить в стакан с водой, что с ними случилось? Ответы детей: Вывод: Да, ребята камни тонут в воде, потому что они тяжелые, и плотные. (Воспитатель показывает схему – рисунок, прикрепляет на доске) . Воспитатель: Ребята! Посмотрите, пожалуйста, на доску. У нас получилось  необычное письмо о камнях. Письмо написано в рисунках и схемах. А сейчас я  назначу среди вас одного ученого, попрошу надеть шапку бакалавра и сделать  важный вывод о свойствах камней? (Один ребенок делает вывод обо всех проделанных опытах.) Воспитатель: Но на этом наши опыты не заканчиваются. Я хочу вам дать  задание. Сегодня, когда мы выйдем на прогулку, вы соберете в ведерко камни по признакам, которые сегодня вы запомнили на нашем занятии. А вечером вы  самостоятельно определите их свойства. кспериментирование − деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установленных закономерностях. При этом «превращения», которые ребенок выполняет с предметами, носят творческий характер, вызывают интерес к исследованию, развивают умственные операции, стимулируют познавательную активность, любознательность. Тема «Величина» является наиболее благоприятной для включения дошкольников в экспериментальную деятельность. К тому же, именно экспериментирование позволит детям освоить на практике закон сохранения количества или величины объектов при изменении их формы. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ Первый этап − подготовительный. Основная цель − подготовка детей к проведению экспериментирования в рамках изучения темы «Величина». С этой целью предлагаются задания для старших дошкольников для усвоения терминологии. Например, детям предлагается набор карточек, геометрических фигур, предметов разного размера, формы и фактуры и предлагается ряд вопросов и задания практического характера. Ниже представим несколько из них. 1. Покажи толщину книги. 2. Проведи пальцем по длине нарисованной дороги. 4. Покажи высоту флага. 5. Нарисуй елку, которая будет выше, чем домик. 6. Раскрась бант красным цветом у самой высокой девочки. 7. Сравни между собой матрешек. В процессе выполнения таких заданий дети дают разные ответы. Влад (6 лет) сказал, что одна матрешка большая, а другая − маленькая (по размеру). Катя (6 лет) сказала, что матрешки отличаются лишь размером (одна поменьше, а другая больше). С помощью наводящего вопроса Катя сказала, что одна матрешка высокая, а другая низкая. Мы предложили девочке обхватить матрешку пальчиками. После этого Катя сказала, что одна — толще, а другая — тоньше. Это доказывает, что с помощью наводящих вопросов и целенаправленной работы дети начинают более активно использовать слова, которые обозначают разные параметры величины. С целью развития у детей старшего дошкольного возраста умений выполнять элементарные логические операции детям предлагают задания, как с наглядностью, так и без нее, на разных занятиях, в процессе игровой деятельности. Ниже представим несколько из заданий. 1. Определение размера: выбери все предметы такого же размера, как этот мяч; найди стол такой длины, как лента; выбери все предметы, что тяжелее, чем кубик и тому подобное. 2. Соотношение части и целого: детям предлагается назвать часть от целого, которое будет меньше по размеру, например, стол − ножка, двери − замок, окно − форточка, картина − рамка, машина − колесо, сумка − ремень, сапоги − шнурки, телевизор − антенна и тому подобное. 3. Построение пар из картинок: выбери предметы для маленького и большого попугая, выбери кровать для куклы по размеру. На этом этапе можно использовать и карточки для индивидуальной работы с детьми. Для выполнения заданий дети чаще выполняют мысленное экспериментирование, поскольку в таких вариантах им не предлагали материалы для проведения практических действий. Второй этап − содержательный. Цель − сформовать умения у детей выполнять измерение разных параметров предметов, строить сериационные ряды, сравнивать предметы путем экспериментирования. На этом этапе внедряется методика формирования измерительных умений (1, 2, 3 этап – Кщербакова, А.Столяр, А.Белошистая). На первом этапе дети выполняли лишь отмеривание, наложение (заполнение) мерок, а потом подсчитывали их. Измерение осуществляется одновременно с помощью нескольких одинаковых мерок. Условными мерками могут быть кубы, полоска бумаги, карандаш и тому подобное. Мерка и предмет для измерения воспитатель заготавливал загодя, чтобы условная мера вмещалась в предмет определенное количество раз без остатка. На втором этапе измеряют одной меркой, но при этом каждую меру ребенок фиксирует на предмете. Так, например, измеряя сыпучие вещества, ребенок каждую мерку отмечает черточкой на стакане. Если измеряется линейный предмет, меры фиксируются на предмете также с помощью черточек. На третьем этапе дети измеряют одной меркой, а их количество фиксируют фишками (любым маленьким предметом). Следует обратить внимание детей на то, что фишку выкладывают лишь тогда, когда высыпали или вылили мерку. В процессе решения разнообразных заданий следует придерживаться определенной последовательности в организации детского экспериментирования. Рассмотрим это на конкретном примере. 1. Проблемная ситуация. Воспитатель: Деть, посмотрите. Сегодня у нас на обед будет каша. Как вы считаете, сколько у нас каши? Деть: Килограмм. Пять килограммов. Много. Кастрюля. Воспитатель: Как вы считаете, чем можно измерять количество каши. Деть: Стаканом, ложкой, банкой. 2. Определение цели. Воспитатель: Как вы считаете, чем нужно измерять, чтобы получить наибольшее количество мерок: стаканом, банкой или ложкой. 3. Выдвижение гипотез. Дети и воспитатель делают предположение: чем меньше условная мерка, тем больше раз она будет вмешиваться в измерительный предмет (вещество). 4. Проверка предположения. Деть самостоятельно или под руководством воспитателя измеряют кашу и определяют количество разных условных мерок: 8 ложек, 2 стаканчика, 1 баночка. 5. Если предположение подтвердилось: формулировка выводов (как вышло). Воспитатель вместе с детьми подводит итог: предположение подтвердилось. 6. Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация ее в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировки вывода (как вышло), формулировки выводов (как вышло). В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить на следующие вопросы: «Как я это делаю»?, «Почему я это делаю именно так, а не иначе»?, » Зачем я это делаю, что хочу узнать, что вышло в результате»?. Обратим внимание также на структуру занятия-экспериментирования, которое имеет такие последовательные структурные элементы: 1. Постановка исследовательского задания в виде того или другого варианта проблемной ситуации. 2. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования. 3. Уточнение плана исследования. 4. Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования. 5. Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, которые помогают организовать остальных, которые комментируют ход и результаты совместной деятельности детей в группах. 6. Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования. Рассмотрим это на конкретном примере (фрагмент занятия по измерении «Перестановка»). 1. Постановка исследовательского задания в виде того или другого варианта проблемной ситуации. Нужно определить: или можно поместить шкаф в другой комнате (учет высоты и ширины). Материал: ножницы, веревка, лист бумаги. 2. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования. Нельзя ставить один предмет на один, нельзя ставить стул на стол, осторожно пользоваться ножницами и тому подобное. 3. Уточнение плана исследования. 1) Необходимо определить параметры шкафа. 2) Нужно установить параметры шкафа с параметрами комнаты. 4. Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования. Дети избирают необходимые для измерения предметы. (Можно измерять с помощью собственного тела, но тогда у всех детей могут выйти разные данные). 5. Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, которые помогают организовать детей, которые комментируют ход и результаты совместной деятельности детей в группах. 6. Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования. Дети делают вывод: не обязательно сразу переносить шкаф, нужно сначала определить ее новое место на основе проведенного измерения. На втором этапе также предлагалась серия заданий на построение сериационных рядов, учитывая разные основы для построения (вес, размер, высота, длина и тому подобное). Сериация − построение упорядоченных рядов за степенью интенсивности определенного признака (размер, цвет, количество элементов и тому подобное) или в определенной последовательности. Классический пример сериации − матрешки, розовая башня М. Монтессори. Для установления различных свойств величины проводится экспериментирование: 1) На разном расстоянии от ребенка находятся два предмета, тот, что ближе, кажется больше по размеру. Дети пробуют сравнить предметы сначала на глаз, а потом с помощью измерения (условная мерка). 2) Сравнения части и целого. Детей подводят к пониманию того, что часть всегда меньше, чем целое. Дошкольникам предлагаются такие задания: что легче, торт или его кусочек? что тоньше, лента или ее кусочек? что больше, лист, или его часть? и тому подобное. 3) Установления относительности понятия величина. В зависимости от того с чем мы сравниваем, предмет может быть и маленький, и большим. 4) Для установления разных параметров можно предложить задание такого типу: что следует сделать, чтобы эта фигура стала выше, чем машинка? (Перевернуть). Третий этап − деятельностный. Цель − формировать у детей умения выполнять измерения разных предметов (4 этап), экспериментировать с жидкими и сыпучими веществами, усвоение детьми закона сохранения количества предмета не в зависимости от его расположения и формы (работа с предметами, разными веществами, карточками). На этом этапе с детьми проводиться экспериментирования по схеме описанной выше. Также на этом этапе следует включать «задачи Ж. Пиаже». Эксперимент во всех случаях проводится одинаково. Детям показывают объекты, и спрашивают, одинаковы ли эти объекты (например, одинаковый ли уровень воды в обоих сосудах?) Дети отвечают: «Одинаковый». Затем на глазах испытуемого изменяют форму одного из предметов: воду из одного сосуда переливают в сосуд другой формы. После этого испытуемого опять спрашивают: «одинаково ли воды в двух сосудах? Как это можно проверить?». После этого дети выполняют действие наоборот, опять переливают воду в тот же сосуд и делают вывод: с изменением формы количество жидкости не меняется. Все задания условно можно распределить по разным параметрам величины. 1. Задание на определение размера, высоты, ширины, длины предметов. 2. Задание на определение массы. 3. Задание на определение объема сыпучих и жидких предметов. 4. Задание на ориентирование в пространстве. 5. Задание на ориентирование во времени. Приведем пример нескольких заданий выполненных с детьми в процессе работы. 1. Детям предлагалось взять лист два листу бумаги. Первый оставить без изменений, а со вторым выполнить ряд практических действий: сложить несколько раз пополам. Сравни два листа бумаги по размеру. Из какой бумаги можно вырезать больше квадратов? Почему ты так считаешь? Дальше дети проверяют свои варианты на практике. 2. Детям предлагаются две одинаковых ленты. Одну из лент сложим пополам, а другую втрое. Предлагаем детям определить, изменилась ли длина самой ленты? Какая длиннее? Что нужно сделать, чтобы определить длину ленты? 3. Детям предлагаются два одинаковых стакана с водой (вода на одном уровне). Воспитатель сначала сравнивает с детьми объем стаканов (одинаковые) и уровень воды в них (одинаковый). После этого воспитатель поднимает один из стаканов и ставит его на книгу, так, чтобы уровень воды казался детям выше. Дальше предлагает детям определить, в каком стакане воды больше. Что нужно сделать, что это определить? 4. Два разных сосуда с крупой. Нужно узнать, в каком сосуде находится больше крупы. 5. На столе находятся разные предметы в разной отдаленности один от другого. Нужно установить, что находится ближе к карандашу. Дальше воспитатель предлагает перенести один предмет таким образом, чтобы ручка стала ближе к карандашу, но дальше от книги? (Нужно перенести ручку). 6. Установление длительности разных действий. Детям предлагаются карточки с изображением разных заданий (практические действий): вырезка круга, рисование солнышка, мытье рук и тому подобное. Детям предлагают установить, какое из действий требует больше всего (менее всего) времени. Дальше дети проверяют на практике. 7. Детям предлагается определить, как будет располагаться уровень воды в стакане, если его наклонить влево, вправо, перевернуть доверху дном. Можно нарисовать уровень воды на рисунке. Также с целью привлечения детей к экспериментальной деятельности в группе можно организовать уголок для проведения самостоятельного экспериментирования детьми. Уголок экспериментирования включает такие компоненты: 1. Компонент дидактический: схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов; серии картин с изображением разных предметов; книги познавательного характера, атласы; тематические альбомы; коллекции, мини-музей «Часы». 2. Компонент оборудования: — природный материал: камни, срез и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и тому подобное; — бросовый материал: провод, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и тому подобное; — технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и тому подобное; — разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и тому подобное; — красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и тому подобное); — медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл; — другие материалы: зеркала, воздушные пули, масло, мука, соль, сахар и тому подобное; сыто, воронки, половинки мыльниц, «помощники»: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы − клееночные передники, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки. 3. Компонент стимулирующий: мини-стенд «О чем хочу узнать завтра»; личные блокноты детей для фиксации результатов опытов; карточки-подсказки, знаки «Что можно, что нельзя», персонажи, которым свойственные определенные черты, от имени которого моделируется проблемная ситуация. Очевидна   связь   экспериментирования   с   формированием   элементарных математических   представлений.   Во   время   проведения   опытов   нередко   возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры. Это придает математическим   операциям   реальную   значимость   и   способствует   их   сознанию. Экспериментирование   связано   и   с   другими   видами   деятельности   –   чтением художественной   литературы,   с   музыкальным   и   физическим   воспитанием,   но   эти   связи выражены не столь сильно. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную   активность   и   любознательность   ребенка,   активизирует   восприятие учебного материала.

Тема занятия по речевому развитию: «Наши пернатые друзья»

Тема занятия по речевому развитию: «Наши пернатые друзья»

Тема занятия по речевому развитию: «Наши пернатые друзья»

Тема занятия по речевому развитию: «Наши пернатые друзья»

Тема занятия по речевому развитию: «Наши пернатые друзья»

Тема занятия по речевому развитию: «Наши пернатые друзья»

Тема занятия по речевому развитию: «Наши пернатые друзья»

Тема занятия по речевому развитию: «Наши пернатые друзья»

Тема занятия по речевому развитию: «Наши пернатые друзья»

Тема занятия по речевому развитию: «Наши пернатые друзья»

Тема занятия по речевому развитию: «Наши пернатые друзья»

Тема занятия по речевому развитию: «Наши пернатые друзья»

Тема занятия по речевому развитию: «Наши пернатые друзья»

Тема занятия по речевому развитию: «Наши пернатые друзья»

Тема занятия по речевому развитию: «Наши пернатые друзья»

Тема занятия по речевому развитию: «Наши пернатые друзья»

Тема занятия по речевому развитию: «Наши пернатые друзья»

Тема занятия по речевому развитию: «Наши пернатые друзья»

Тема занятия по речевому развитию: «Наши пернатые друзья»

Тема занятия по речевому развитию: «Наши пернатые друзья»

Тема занятия по речевому развитию: «Наши пернатые друзья»

Тема занятия по речевому развитию: «Наши пернатые друзья»

Тема занятия по речевому развитию: «Наши пернатые друзья»

Тема занятия по речевому развитию: «Наши пернатые друзья»

Тема занятия по речевому развитию: «Наши пернатые друзья»

Тема занятия по речевому развитию: «Наши пернатые друзья»

Тема занятия по речевому развитию: «Наши пернатые друзья»

Тема занятия по речевому развитию: «Наши пернатые друзья»

Тема занятия по речевому развитию: «Наши пернатые друзья»

Тема занятия по речевому развитию: «Наши пернатые друзья»

Тема занятия по речевому развитию: «Наши пернатые друзья»

Тема занятия по речевому развитию: «Наши пернатые друзья»

Тема занятия по речевому развитию: «Наши пернатые друзья»

Тема занятия по речевому развитию: «Наши пернатые друзья»

Тема занятия по речевому развитию: «Наши пернатые друзья»

Тема занятия по речевому развитию: «Наши пернатые друзья»

Тема занятия по речевому развитию: «Наши пернатые друзья»

Тема занятия по речевому развитию: «Наши пернатые друзья»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.09.2019