Данный материал можно использовать на уроке биологии в 8 классе при изучении новой темы "Зрительный анализатор". Учащиеся работают самостоятельно по заданиям, учитель координирует их деятельность. Основная цель работы в изучении строения глаза и использование полученных знаний в решении следующих задач: профилактике близорукости, дальнозоркости и косоглазия.
Зрительный анализатор.docx
Зрительный анализатор
Зрительный анализатор представлен периферическим отделом (глаз),
проводниковым путем и корковым отделом.
Глаз состоит из глазного яблока и вспомогательного аппарата. Глазное яблоко
включает ядро (водянистая влага, заполняющая камеры глаза, хрусталик и стекловидное
тело) и три оболочки фиброзную, сосудистую и сетчатую.
К вспомогательному аппарату глаза относятся мышцы глазного яблока, фасции,
глазницы, веки, брови, конъюнктива, слезный аппарат.
Проводниковый путь начинается в сетчатке и состоит из четырёх нейронов. Первый
нейрон представлен палочками и колбочками, второй мультиполярными клетками.
Третьи нейроны образуют зрительные нервы, которые, входя в полость черепа,
соединяются (хиазима) и частично перекрещиваются. Это обеспечивает бинокулярное
зрение. После перекреста нерв называют зрительным трактом, который разделяется на два
корешка, оканчивающиеся в клетках подушки зрительного бугра и латеральных
коленчатых телах. Отсюда идут четвёртые нейроны к затылочной доле коры больших
полушарий головного мозга.
Цель работы: Изучить строение глаза и использовать эти знания в решении
следующих задач: профилактике близорукости, дальнозоркости и косоглазия.
Оборудование: муляж глаза, таблицы зрительного анализатора, влажные препараты,
микропрепараты.
Методика выполнения работы.
Изучите: 1) глазное яблоко (обратите внимание на его положение, форму и размеры,
особенно при дальнозоркой и близорукой рефракции глаза);
2) оболочка глазного яблока фиброзную, сосудистую и сетчатую;
3) строение сетчатки глаза, расположение палочек и колбочек;
4) внутреннее ядро глаза, светопреломляющие среды глаза (роговица, водянистая влага,
хрусталик, стекловидное тело);
5) строение и функции мышц глазного яблока прямые мышцы глаза (латеральная,
медиальная, верхняя и нижняя), верхнюю и нижнюю косые мышцы; кровоснабжение
иннервацию мышц (пояснить интерес этого вопроса в связи с косоглазием);
6) верхнее и нижнее веки, ресницы, конъюнктиву (возможные заболевания), ее своды и
конъюнктивальный мешок; возрастные особенности;
7) слезный аппарат слёзную железу и слёзоотводящие пути (слёзный ручей, слёзное озеро,
слезные точки, слезные канальцы, слёзный мешок и носослёзный проток и др.); 8) проводящие пути и корковый конец зрительного анализатора.
Рекомендации к оформлению работы.
1. Нарисуйте строение глаза.
2. Отметьте значение формы глазного яблока (соотношение продольной и поперечной осей)
в возникновении близорукости и дальнозоркости.
3. Заполните таблицу.
Отделы зрительного
анализатора
Функциональное значение
Возрастные особенности
Контрольные вопросы:
1. Форма глазного яблока и её значение у детей разного возраста.
2. Каковы функциональные особенности глаза у детей в связи с шаровидной его формой и
меньшими переднезадними размерами?
3. Миелинизация нервных волокон проводящих путей зрительного анализатора.
4. Особенности строения сетчатки. Получения изображения на ней.
5. В какой части зрительного анализатора происходит восприятие цвета, а в какой его
различение?
Задание. Подготовить сообщение "Профилактика близорукости", предложите план
гигиенических мероприятий для учащихся с нарушением функции органа зрения.
Тема: "Зрительный анализатор" (8 класс, биология)
Тема: "Зрительный анализатор" (8 класс, биология)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.