Тема: Звук [й'] и его обозначение на письме. Правила правописания разделительных ъ и ь
Оценка 4.7

Тема: Звук [й'] и его обозначение на письме. Правила правописания разделительных ъ и ь

Оценка 4.7
Работа в классе
doc
русский язык
3 кл
07.05.2017
Тема: Звук [й'] и его обозначение на письме. Правила правописания разделительных ъ и ь
Тема: Звук [й'] и его обозначение на письме. Правила правописания разделительных ъ и ь Цель: – развитие умения различать в звучащей речи отдельные звуки, слышать звук [й']; – развитие умения писать слова с разделительным ъ, обозначать орфограмму, различать написания с разделительным ъ и разделительным ь, объяснять выбор разделительного знака.Тема: Звук [й'] и его обозначение на письме. Правила правописания разделительных ъ и ь
РЯ Разделительный Ъ и Ь 52-56.doc
Тема: Звук [й'] и его обозначение на письме. Правила правописания разделительных ъ и ь Цель:   – развитие умения различать в звучащей речи отдельные звуки, слышать звук [й'];  – развитие умения писать слова с разделительным ъ, обозначать орфограмму, различать написания с разделительным ъ и разделительным ь, объяснять выбор разделительного знака. Этапы урока Ход урока Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Ι . Актуализация  знаний.  – Откройте тетрадь.  – Что надо записать? (Дату.)  Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа».  3  5  1. Словарная работа. – Запишите слова с буквой ь, обозначающие: – дни недели (понедельник, воскресенье); – название кустарника (сирень); – название южного плодового дерева (апельсин); – название морского животного (дельфин). Проверка букв безударных гласных в корне сигнальными карточками. – Что объединяет все эти слова? (Обозначают предметы, во всех словах есть буква ь.) Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать  информацию из схем, иллюстраций,  текстов. 2. Представлять информацию в виде  схемы. 3. Выявлять сущность, особенности  объектов. 4. На основе анализа объектов  делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по  признакам. 6. Ориентироваться на развороте  учебника. 7. Находить ответы на вопросы в  иллюстрации. Регулятивные УУД 2. Упражнение «Кто лучше считает?». У   каждого   ученика   по   две   карточки   со   знаками   равенства   и неравенства. Учитель называет слово. Ученики считают количество букв   и   звуков.   Если   их   число   совпадает,   поднимают   карточку   со знаком   равенства,   если   не   совпадает   –   поднимают   карточку   со знаком неравенства. 3  2  1  3  3  – Вам знакомы следующие схемы: II.  Формулирование  проблемы,  планирование  деятельности.  – «Прочитайте» их и сформулируйте тему урока. –  Откройте   учебник  на  с. 133.  Рассмотрите   иллюстрацию.  Чем  занят Афанасий?   (Он   готовит   необычные   бутерброды.)   Почему   буква  ь находится в середине? (Потому что пишется в середине слова, т.е. в корне.) – Что бы вы посоветовали Афанасию приготовить с буквой ь? (Бульон, варенье, студень, печенье.) 1. Развиваем умение высказывать  своё предположение на основе  работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в  соответствии с поставленной  задачей. 3. Прогнозировать предстоящую  работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и  личностную рефлексию. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и  понимать других. 2. Строить речевое высказывание в  соответствии с поставленными  задачами.  3. Оформлять свои мысли в устной  форме. 4. Умение работать в паре. –  Как вы думаете, что мы должны повторить на уроке? Чему научиться? –  Давайте составим план. Учитель вместе с детьми составляет план. – Что мы сейчас делали? (Формулировали тему урока, составляли план, планировали свою деятельность.)  Вспоминаем то, что знаем. 1. Наблюдение над словами с разделительным ъ и ь. а)  Упр. 163 – совершенствуется умение слышать звук  [й']  в словах, определять,   как   он   обозначен   на   письме.   Выполняется   под руководством учителя. Рассуждение: в слове  прибой  звук  [й']  слышится после гласного  [о], на письме звук [й'] обозначен буквой «и краткое». В слове ладья звук [й']  слышится после  согласного  [д']  и перед гласным  [а]. Звук  [й'] обозначен   буквой  я,   на   наличие   этого   звука   в   слове   указывает разделительный ь. Ученики  самостоятельно   списывают  слова   и  подчёркивают  буквы, которые обозначают звук [й']. –  Почему урок, тема которого – разделительные  ь  и  ъ, мы начинаем с повторения обозначения звука [й']? (Если после согласного звука перед гласным есть звук [й'], то в слове пишется ь или ъ.) –  Вспомните,   какую   «работу»   выполняет  ь  в   словах?   (Обозначает мягкость согласного звука, разделяет согласный и гласный звуки.) б) Упр. 164 – развивается умение выявлять различия в правописании букв разделительного ъ и ь для указания на наличие звука [й'] в словах. Выполняется по «шагам» – заданиям в упражнении. – Чем отличаются слова в 1­м и 2­м столбике? – Почему в 1­м столбике пишется буква ь, а во 2­м – ъ? Вывод:   разделительный  ь  пишется   в   корне   слова,  ъ  –   между приставкой и корнем. – Вспомните и сформулируйте правило написания разделительного ь и ъ. 2. Работа с правилом. – Прочитайте про себя (затем вслух) правило на с. 134. – Запишите слова семья, разъезд (один ученик работает на доске). –  Выполните графическое обозначение орфограммы. (Выделим нужные части слова, подчеркнём буквы  ь  и  ъ  одной чертой, а двумя чертами – буквы, перед которыми мы написали ь и ъ: семья, разъезд.) 3. Работа над алгоритмом и его применением. а) Прочитайте название в рамке после правила. – Что вы поняли из названия? Что будет вам предложено дальше? (Алгоритм,   последовательность   действий,   инструкция   по   применению правила.) – Прочитайте алгоритм. – Сколько в нём «шагов»? –  С чего нужно начинать поиск орфограмм­букв разделительного  ь  и  ъ знака? – От чего зависит выбор разделительного знака? (От места в слове.) –  Как   проверить   правильность   написания?   (Обозначить   части   слова, подчеркнуть буквы, перед которыми пишутся разделительный ъ и ь.) IIΙ . Развитие  умений –  применение  знания.  б) Образец применения алгоритма. Упр.   165.   Осложнённое   списывание   с   проговариванием   вслух.   (2–3 примера разбираются коллективно, затем самостоятельно.) Например:  зав_южить.   В   этом   слове   я   слышу   звук  [й']  после согласного  [в']  и   перед   гласным  [у].  Значит,   здесь   орфограмма­ разделительный знак. Определю, какую букву надо писать –  ь  или  ъ. В слове   корень  вьюж­.   Орфограмма   в   корне,   значит,   надо   писать разделительный ь. Пишу, обозначаю: завьюжило. 1  3  5  1  3  1. – Прослушайте загадку и отгадайте её. Найдите в ней на слух слова, в которых нужен разделительный ь или ъ. Запишите их в два столбика – с разделительным ь и ъ. Пять братьев вместе родятся, а росту разного. (Пальцы.)  Записываем слово братья.  Придёт   зима,   объявится,   на   праздник   ёлки   явится.   (Мороз.) Объявится. За лесом усатое море лежит, Волна за волною по морю бежит. Объедет его великан­пароход. И каждую каплю с собой заберёт. (Комбайн.) Объехать. Ночью ходит, днём он спит. Если сердится, ворчит. Он живёт в лесу дремучем, сам он круглый и колючий. (Ёж.) Ночью. – Какие слова вы записали в 1­й столбик? Какие выполнили графические обозначения? (Аналогично проверяются слова второго столбика.) Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои  эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с определённой  ситуацией. 3. Формируем мотивацию к  обучению и целенаправленной  познавательной деятельности. 2. Работа в учебнике. Упр.   166   –   развивается   умение   отличать   слова   с   орфограммами­ разделительными  ь  и  ъ  от   слов,   в   которых   этих   орфограмм   нет. Последовательность действий дети проговаривают вслух. Например:  сил_но. В этом слове вообще нет звука  [й'], значит, нет орфограммы­разделительных  ь  и  ъ. Слово не выписываем. Звук  [л'] согласный, мягкий, для его обозначения на письме нужен ь. Слово болеет. В этом слове произносится звук [й'] после гласного [э], поэтому   здесь   нет   изучаемой   орфограммы.   Слово   не   выписываем, никакой буквы между буквами гласных здесь нет. Вопросы   к   ученику,   выполнявшему   работу   (начало   формирования   алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать?  – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Какую отметку ты бы себе поставил? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу. – Что мы сейчас делали?  – Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.) VΙ . Итог урока.  4  4 – По какому фонетическому признаку можно обнаружить  разделительные ъ и ь? – Выполните задание № 6, тема 4 в рабочей тетради. Обведите вариант ответа. (3.) Взаимопроверка. – Сверьте с ключом в приложении. Проведите самооценку. – В каком слове вообще нет разделительного знака? Почему? (Приставка оканчивается на гласный, нет звука [й'].) – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник?  – За что? V. Домашнее  задание. 1. Упр. 1, с. 140. 2. Выучить правило на с. 134. Деятельность учеников: –  Анализировать  состав слова, осознанно  выбирать  разделительный  ъ  или  ь, исходя из состава слова и фонетических опознавательных признаков. Русский язык РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ Ъ И Ь Урок 53 (47). Тема: Правописание слов с разделительными ъ и ь Цель:   – развитие умений находить орфограммы­буквы разделительный ь и ъ, графически их обозначать, объяснять отсутствие орфограммы­буквы разделительного ъ после приставок, писать слова с этими орфограммами;  – дальнейшее овладение родным языком на основе усвоения новых синонимических рядов, понимания оттенков значений слов;  – развитие умений устной и письменной речи при редактировании текстов. Символы: П – повышенный уровень М – максимальный уровень Этапы урока Ход урока Ι . Актуализация  знаний.  – Откройте тетрадь.  – Что надо записать? (Дату.)  Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа».  3 4   1. Словарный диктант. Характерный,   календарь,   хоккей,   чувство,   аллея,   абрикос,   рябина, команда, лимон. Учитель   напоминает,   что   в   первом   слове   есть   два   варианта постановки   ударения:  характерный  (для   чего­то)   и  характерный Формирование УУД, ТОУУ  Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать  информацию из схем, иллюстраций,  текстов. 2. Представлять информацию в виде  схемы. 3. Выявлять сущность, особенности  объектов. 4. На основе анализа объектов  делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по (характерная актриса). – С любым словом запишите предложение и поставьте в нём ударение. II.  Формулирование  проблемы,  планирование  деятельности.  IIΙ . Развитие  умений –  применение  знания.   1  3  3  – Какую орфограмму вы обозначили в словах в домашнем упр. 1? Запишите название орфограммы в тетрадях (разделительный ъ и ь). – Допишите ключевые слова этой темы. (Корень, приставка, звук [й'].) – Сформулируйте цель урока. –  Как вы думаете, что мы должны повторить на уроке? чему научиться? –  Давайте составим план. Учитель вместе с детьми составляет план. – Что мы сейчас делали? (Формулировали тему урока, составляли план, планировали свою деятельность.) 1  3  5  1  3  1. Работа в учебнике. 1. Упр. 167. Выполняется под руководством учителя: – чтение слов; – выяснение лексического значения; – называние приставки в слове; –  наблюдение:   почему   не   во   всех   словах   с   приставками   написан разделительный ъ (в словах пояснил, выезд и др. приставка оканчивается на согласный); – списывание; признакам. 6. Ориентироваться на развороте  учебника. 7. Находить ответы на вопросы в  иллюстрации. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать  своё предположение на основе  работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в  соответствии с поставленной  задачей. 3. Прогнозировать предстоящую  работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и  личностную рефлексию. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и  понимать других. 2. Строить речевое высказывание в  соответствии с поставленными  задачами.  3. Оформлять свои мысли в устной  форме. 4. Умение работать в паре. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои  эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с определённой  ситуацией. 3. Формируем мотивацию к  обучению и целенаправленной  познавательной деятельности. – обозначение изученных орфограмм; – проверка. 2.  Ученики   читают   слова­синонимы   в   рамке   после   упр.   167, объясняют их значение, устанавливают близость между ними, устно составляют предложения с этими словами. –  Как   называются   слова,   которые   имеют   близкое   значение,   но различаются по звучанию, написанию? (Синонимы.) –  Рассмотрите   рисунок   на   с.   136.   Правильно   ли   понял   Афанасий последнее выражение в рамке? (Нет. Это выражение употребляется в переносном, а не в прямом значении, жевать ничего не надо.) 3. Упр. 168 – ознакомительное чтение учениками текста про себя. Вопросы после чтения: –  О чём этот текст? Как вы поняли, чем отличаются значения слов в рамке? Слова  объяснить  и  разъяснить  обозначают практически одно и то же:   «сделать   что­либо   ясным,   понятным».   То   же   значение   и   у глагола  втолковать, который употребляется в разговорной речи, в быту. Выражение «разжевать и в рот положить» также употребляется в разговорной речи, но имеет дополнительный оттенок значения: «очень подробно и доступно объяснить». – Прочитайте предложения, в которых выражена главная мысль текста. (Последний абзац.) – Выполните самостоятельно письменные задания. Взаимопроверка. 4.  Упр.   169.   Два   ученика   работают   у   доски.   Один   выписывает существительные,   другой   –   глаголы.   Коллективная   проверка. Учитель обращает внимание на перенос слов с разделительными ь, ъ. Запись: объ­еде­ние, подъ­езд, за­пью. Упр. 170. Диктант с подготовкой и самопроверкой. Методическая рекомендация: обратить внимание на слова в рамке, смысловую   общность   между   ними.   Это   упражнение   используется как подготовительное для следующего упражнения по исправлению (редактированию) текста. Вопросы   к   ученику,   выполнявшему   работу   (начало   формирования   алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать?  – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Какую отметку ты бы себе поставил? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу. 2. Работа по развитию речи – редактирование текста. Упр. 171. Цель   работы  –   редактирование,   замена   повторяющегося   слова подходящими   синонимами.   Неоправданно   повторяется   слово простор. –  Какими   синонимами   можем   заменить   слово  простор?   В   каких предложениях?  (Во  2­м   предложении   слово  простор  можно   заменить словом приволье, в 3­м – раздолье.) – Что мы сейчас делали?  – Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.) VΙ . Итог урока.  4  4 –  Прочитайте   ключевые   слова   раздела   на   с.   139   и   сравните   их   со словами, которые вы назвали в начале урока. Нужно ли их дополнить? – Приведите примеры слов с названными орфограммами в корне, между приставкой и корнем. – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник?  – За что? V. Домашнее  задание. Упр. 2 и 3, с. 140. Деятельность учеников: –  Анализировать  состав слова, осознанно  выбирать  разделительный  ъ  или  ь, исходя из состава слова и фонетических опознавательных признаков. Русский язык РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ Ъ И Ь Урок 54 (48). Тема: Повторение. Проверочная работа № 6 Цель:   – развитие умений находить орфограммы­буквы разделительный ь и ъ, графически их обозначать, объяснять отсутствие орфограммы­буквы разделительного ъ после приставок, писать слова с этими орфограммами.   Символы: П – повышенный уровень М – максимальный уровень Этапы урока Ход урока Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Ι . Актуализация  знаний.  – Откройте тетрадь.  – Что надо записать? (Дату.)  Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа».  3 4   Работа в рабочей тетради. – Прочитайте задание. Какую часть слова нужно выделить? – Что нужно сделать, чтобы правильно найти приставку в слове? (Подобрать однокоренные слова и определить, от какого однокоренного слова оно образовалось.) Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать  информацию из схем, иллюстраций,  текстов. 2. Представлять информацию в виде  схемы. 3. Выявлять сущность, особенности  объектов. 4. На основе анализа объектов  делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по –  Найдите   слово,   в   котором   одна   приставка.   От   какого   слова   оно образовалось? Назовите приставку. –  Найдите слово, в котором нет приставки. (Путеводитель.) Почему? (Образовано от двух слов, первое слово – корень.) –  Как   найти   две   приставки   в   слове?   (Сначала   найдём   однокоренные слова, объясним слово, одной приставки пораз­ нет.) Можно сначала убрать («закрыть») одну приставку по­ (образовалось от разъехались), потом другую раз­ (образовалось от ехали). П.  – Какое слово осталось с тремя приставками? Встречались ли вам ещё такие слова? (С тремя приставками слова бывают редко.) – Вычлените  знакомые  вам  приставки  перед  корнем  нос­. (Не­, про­, из­.) –  Какие изученные орфограммы в приставках (после приставок) есть в этих   словах?   (Буквы   безударных   гласных,   буква  ъ  разделительный.) Объясните эти написания. – Какие ещё известные орфограммы встретились в этих словах? (Буквы безударных гласных в корне, буква соединительного гласного е, ь для обозначения мягкости в конце слова.)  1  3  3  – Сформулируйте цель урока. – Что мы сейчас делали? (Формулировали тему урока, составляли план, планировали свою деятельность.)  признакам. 6. Ориентироваться на развороте  учебника. 7. Находить ответы на вопросы в  иллюстрации. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать  своё предположение на основе  работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в  соответствии с поставленной  задачей. 3. Прогнозировать предстоящую  работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и  личностную рефлексию.   Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и  понимать других. 2. Строить речевое высказывание в  соответствии с поставленными  задачами.  3. Оформлять свои мысли в устной  II.  Формулирование  проблемы,  планирование  деятельности. форме. 4. Умение работать в паре. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои  эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с определённой  ситуацией. 3. Формируем мотивацию к  обучению и целенаправленной  познавательной деятельности. IIΙ . Развитие  умений –  применение  знания.  1  3  5  1  3  1. Проверочная работа. Проверочная работа проводится в тетради «Проверочные и контрольные работы по русскому языку, 3­й кл.», с. 18–19. Задание № 1 проверяет теоретические знания детей о приставке и предлоге. Задание № 2 проверяет умение выделять в словах приставку, отличать её от   части   корня;   задание   №   3   –   развитие   умения   писать   слова   с орфограммой­буквой безударного гласного в приставке; задание № 4 – умение   образовывать   слова   с   помощью   приставок   и   писать   слова   с орфограммой­буквой безударного гласного в приставке; задание № 5 – графически объяснять написание удвоенных букв согласных в корне и на стыке приставки и корня. Задание № 6 предлагает узнать орфограмму по графической   схеме,   записать   слова   с   этой   орфограммой   (по   типу самодиктанта) и обозначить её в слове (орфограммы­буква безударного гласного   в   приставке,   разделительные  ъ  и  ь).   Каждое   задание оценивается отдельной отметкой. Вопросы   к   ученику,   выполнявшему   работу   (начало   формирования   алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать?  – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Какую отметку ты бы себе поставил? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу. – Что мы сейчас делали?  – Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.) VΙ . Итог урока. 4  4 – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник?  – За что? V. Домашнее  задание. Упр. 4 и 7, с. 141 и с. 142. Деятельность учеников: –  Анализировать  состав слова, осознанно  выбирать  разделительный  ъ  или  ь, исходя из состава слова и фонетических опознавательных признаков. Русский язык РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ Ъ И Ь Урок 55 (49). Тема: Упражнения в правописании слов с разделительными ъ и ь. Р/р Свободный диктант Цель:    –  развитие умений разных видов устной и письменной речи:  понимать и передавать содержание прочитанного текста, анализировать его структуру, писать предложения и текст, включающий слова с изученными орфограммами­буквами ъ и ь разделительные. Символы: П – повышенный уровень М – максимальный уровень Этапы урока Ход урока Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Ι . Актуализация  знаний.  – Откройте тетрадь.  – Что надо записать? (Дату.)  Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа».  3 4   1. Самодиктант. Ученики записывают по вариантам слова, подготовленные дома (1­й вариант – три слова с разделительным ъ, 2­й вариант – три слова с разделительным ь). Затем сравнивают свои записи с образцом в тетради. Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать  информацию из схем, иллюстраций,  текстов. 2. Представлять информацию в виде  схемы. 3. Выявлять сущность, особенности  объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по II.  Формулирование  проблемы,  планирование  деятельности.   1  3  3  1. Игра «Где конец, там и начало». – Все слова, из которых составлены «ь» и «ъ», содержат эту букву. Узнайте   слово   по   его   значению,   помните,   где   конец,   там   и   начало следующего слова. признакам. 6. Ориентироваться на развороте  учебника. 7. Находить ответы на вопросы в  иллюстрации. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать  своё предположение на основе  работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в  соответствии с поставленной  задачей. 3. Прогнозировать предстоящую  работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и  личностную рефлексию. – Запишите слова в тетради, обозначьте орфограмму. 2. –  Составьте план урока, если известно, что вместе с подчёркнутыми орфограммами ключевыми  словами  урока  будут  слова  предложение, текст. IIΙ . Развитие  умений –  применение  знания.  Учитель вместе с детьми составляет план. – Что мы сейчас делали? (Формулировали тему урока, составляли план, планировали свою деятельность.)  1  3  5  1  3  Работа в учебнике. 1. Упр. 173 – совершенствуется умение составлять предложения со словами, включающими орфограммы­буквы разделительного ъ и ь. Устно   ученики   называют   орфограммы,   вставляют   карандашом пропущенные буквы. – Объявляется конкурс на самое интересное предложение. Ученики   составляют   предложения,   записывают   их,   затем зачитывают. Определяется лучшее предложение. 2. Письмо под диктовку учителя. Нет   счастья   вне   Родины  (И.   Тургенев).  Зари   багряной   полоса объемлет   ярко   небеса  (А.   Пушкин).  Леса   в   Мещоре   разбойничьи, глухие (К. Паустовский). Проверка после записи: – Назовите слова, в которых есть следующие орфограммы: а) проверяемая буква безударного гласного в корне; б) разделительный ь; в) разделительный ъ. 3. Свободный диктант. Упр. 174. 1) Подготовительная работа. а) Работа с текстом до чтения. – Прочитайте название текста. Посмотрите на картинку в учебнике. Как Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и  понимать других. 2. Строить речевое высказывание в  соответствии с поставленными  задачами.  3. Оформлять свои мысли в устной  форме. 4. Умение работать в паре. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои  эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с определённой  ситуацией. 3. Формируем мотивацию к  обучению и целенаправленной  познавательной деятельности. вы думаете, о чём будет текст? (Версии учеников.) б) Чтение текста. Беседа по содержанию: –  О   чём   текст?   Подтвердились   ли   ваши   предположения?   Сколько значений у слова вьюн? (2.) – Почему так назвали рыбку? – На что она похожа? – А почему так назвали цветок? (Цепляется за какую­то опору, как бы обвивает её.) – Сколько в тексте частей? в) Чтение 1­го абзаца. – Сколько в нём предложений? – О чём этот абзац? (О том, что такое вьюн.) – Понятно ли только по этому абзацу, о чём пойдёт речь дальше? г) Чтение 2­го абзаца. –  Какая  информация  содержится   в  нём? (О   рыбке  вьюн,  почему   она получила такое название.) – Сколько в нём предложений? – В каком предложении содержится самая важная информация? (2.) – В чём сходство змеи и рыбки вьюн? (У них тонкое, гибкое тело.) – Какая ещё рыба похожа на змею? (Угорь.) 2) Орфографическая подготовка. а) – Найдите слова с орфограммой, названной в начале урока. Объясните написание. – Какие ещё орфограммы есть в тексте? б) Назовите словарное слово (потому что). – Из скольких частей оно состоит? (Из двух.) – Запишите это слово и подчеркните пробел между частями слова. Поставьте ниже цифру 1. Обратите внимание: с какой буквы начинается 2­я часть слова? (ч.) – А что слышится на её месте? (ш.) Назовите ещё слова, в которых так происходит. (Что, чтобы.) Подчеркните эту букву и поставьте ниже цифру 2. – Какие буквы ещё нужно запомнить? (Буквы двух безударных гласных о.)   Подчеркните   их.   Как   легче   запомнить?   (Подобрать   какую­нибудь рифму: потому что – три о) Поставьте ниже две цифры 3. – Сколько же получилось трудных мест в слове? –  Обратите   внимание,   как   используется   слово   в   предложении.   Оно помогает объяснить причину, понять что­то важное. Перед этим словом нужно всегда ставить запятую. Поставьте перед ним запятую и поставьте цифру 4. Составьте самое короткое предложение с этим словом. Запись на доске с комментарием. 3) Запись текста. Учитель читает по абзацам (либо сразу 2 абзаца). А ученики должны записать то, что запомнили. 4) Самопроверка (без помощи учебника). Вопросы   к   ученику,   выполнявшему   работу   (начало   формирования   алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать?  – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Какую отметку ты бы себе поставил? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу. – Что мы сейчас делали?  – Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.) VΙ . Итог урока.  4 4 –  Дайте   письменный   ответ   на   вопрос:   почему   цветок   вьюн   так называется? – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник?  – За что? V. Домашнее  задание. Упр. 5 и 6, с. 143. Деятельность учеников:  – Анализировать состав слова, осознанно выбирать разделительный  ъ или ь, исходя из состава слова и фонетических опознавательных признаков. Урок 56 (50). Тема: Контрольный диктант № 4 Цели:   –  проверка   умений   письменной   речи:   правильно   писать   слова   с   буквами   безударных   гласных   в   приставках,   с разделительным ъ и ь, а также с орфограммами, изученными ранее (одна и две проверяемые буквы безударных гласных в корне слова, проверяемые буквы согласных в корне слова и др.), графически их обозначать, находить и исправлять ошибки, если они есть. Писать   работу   следует   через   строчку,   чтобы   удобно   было   записывать   нужные   слова,   делать   разные обозначения. Учащиеся пишут диктант в тетради «Проверочные и контрольные работы по русскому языку, 3­ й кл.», с. 20. Текст диктанта. Хорошо   в   лесу   осенью.   Ещё   тепло,   но   уже   вьётся   в   воздухе   тонкая   паутина.   В   тишине   можно услышать редкие птичьи голоса. Земля ещё пьёт росу, а деревья ловят свет и тепло. Скоро стужа и снег   станут   хозяйничать   в   лесу.   Зима   распахнёт   свои   объятия.   Листья   съёжатся   и   опадут. Заблестит серебро на сучьях. Вьюга заметёт тропинки. Так будет всю зиму, пока весенний ветер не объявит о приходе тепла. (65 слов) Задания. 1. Выделить приставку в четырёх словах по выбору. 2. Обозначить графически орфограмму­разделительный ь и ъ в двух словах (по выбору). Урок «Пишу правильно» (работа над ошибками) учитель планирует самостоятельно. Работа над ошибками может занимать весь урок или его часть, а также может быть проведена с учениками индивидуально. Рекомендуем   использовать   упражнения   из   раздела   «Это   ты   знаешь   и   умеешь»   учебника   (с.   142–143).   В качестве индивидуального можно использовать задание № 10, тема 4 в рабочей тетради. В этом задании требуется найти слова с приставками, которые специально детьми не изучались (вз­, пере­, при­), но могут быть   найдены   по   общему   принципу   работы   с   приставками   (прежде   всего   поиску   однокоренных   слов, установлению, от какого слова образовано).

Тема: Звук [й'] и его обозначение на письме. Правила правописания разделительных ъ и ь

Тема: Звук [й'] и его обозначение на письме. Правила правописания разделительных ъ и ь

Тема: Звук [й'] и его обозначение на письме. Правила правописания разделительных ъ и ь

Тема: Звук [й'] и его обозначение на письме. Правила правописания разделительных ъ и ь

Тема: Звук [й'] и его обозначение на письме. Правила правописания разделительных ъ и ь

Тема: Звук [й'] и его обозначение на письме. Правила правописания разделительных ъ и ь

Тема: Звук [й'] и его обозначение на письме. Правила правописания разделительных ъ и ь

Тема: Звук [й'] и его обозначение на письме. Правила правописания разделительных ъ и ь

Тема: Звук [й'] и его обозначение на письме. Правила правописания разделительных ъ и ь

Тема: Звук [й'] и его обозначение на письме. Правила правописания разделительных ъ и ь

Тема: Звук [й'] и его обозначение на письме. Правила правописания разделительных ъ и ь

Тема: Звук [й'] и его обозначение на письме. Правила правописания разделительных ъ и ь

Тема: Звук [й'] и его обозначение на письме. Правила правописания разделительных ъ и ь

Тема: Звук [й'] и его обозначение на письме. Правила правописания разделительных ъ и ь

Тема: Звук [й'] и его обозначение на письме. Правила правописания разделительных ъ и ь

Тема: Звук [й'] и его обозначение на письме. Правила правописания разделительных ъ и ь

Тема: Звук [й'] и его обозначение на письме. Правила правописания разделительных ъ и ь

Тема: Звук [й'] и его обозначение на письме. Правила правописания разделительных ъ и ь

Тема: Звук [й'] и его обозначение на письме. Правила правописания разделительных ъ и ь

Тема: Звук [й'] и его обозначение на письме. Правила правописания разделительных ъ и ь

Тема: Звук [й'] и его обозначение на письме. Правила правописания разделительных ъ и ь

Тема: Звук [й'] и его обозначение на письме. Правила правописания разделительных ъ и ь

Тема: Звук [й'] и его обозначение на письме. Правила правописания разделительных ъ и ь

Тема: Звук [й'] и его обозначение на письме. Правила правописания разделительных ъ и ь

Тема: Звук [й'] и его обозначение на письме. Правила правописания разделительных ъ и ь

Тема: Звук [й'] и его обозначение на письме. Правила правописания разделительных ъ и ь

Тема: Звук [й'] и его обозначение на письме. Правила правописания разделительных ъ и ь

Тема: Звук [й'] и его обозначение на письме. Правила правописания разделительных ъ и ь

Тема: Звук [й'] и его обозначение на письме. Правила правописания разделительных ъ и ь

Тема: Звук [й'] и его обозначение на письме. Правила правописания разделительных ъ и ь

Тема: Звук [й'] и его обозначение на письме. Правила правописания разделительных ъ и ь

Тема: Звук [й'] и его обозначение на письме. Правила правописания разделительных ъ и ь

Тема: Звук [й'] и его обозначение на письме. Правила правописания разделительных ъ и ь

Тема: Звук [й'] и его обозначение на письме. Правила правописания разделительных ъ и ь

Тема: Звук [й'] и его обозначение на письме. Правила правописания разделительных ъ и ь

Тема: Звук [й'] и его обозначение на письме. Правила правописания разделительных ъ и ь

Тема: Звук [й'] и его обозначение на письме. Правила правописания разделительных ъ и ь

Тема: Звук [й'] и его обозначение на письме. Правила правописания разделительных ъ и ь

Тема: Звук [й'] и его обозначение на письме. Правила правописания разделительных ъ и ь

Тема: Звук [й'] и его обозначение на письме. Правила правописания разделительных ъ и ь

Тема: Звук [й'] и его обозначение на письме. Правила правописания разделительных ъ и ь

Тема: Звук [й'] и его обозначение на письме. Правила правописания разделительных ъ и ь

Тема: Звук [й'] и его обозначение на письме. Правила правописания разделительных ъ и ь

Тема: Звук [й'] и его обозначение на письме. Правила правописания разделительных ъ и ь

Тема: Звук [й'] и его обозначение на письме. Правила правописания разделительных ъ и ь

Тема: Звук [й'] и его обозначение на письме. Правила правописания разделительных ъ и ь

Тема: Звук [й'] и его обозначение на письме. Правила правописания разделительных ъ и ь

Тема: Звук [й'] и его обозначение на письме. Правила правописания разделительных ъ и ь

Тема: Звук [й'] и его обозначение на письме. Правила правописания разделительных ъ и ь

Тема: Звук [й'] и его обозначение на письме. Правила правописания разделительных ъ и ь

Тема: Звук [й'] и его обозначение на письме. Правила правописания разделительных ъ и ь

Тема: Звук [й'] и его обозначение на письме. Правила правописания разделительных ъ и ь

Тема: Звук [й'] и его обозначение на письме. Правила правописания разделительных ъ и ь

Тема: Звук [й'] и его обозначение на письме. Правила правописания разделительных ъ и ь
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.05.2017