МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «КОЛОСОК»
С. НОВОЕГОРЬЕВСКОЕ ЕГОРЬЕВСКОГО РАЙОНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ
Разработала:
воспитатель высшей категории
Глуховцова Е.В.
2019 г.
1. Целевое назначение тематической недели
Цель: создать условия для познавательной активности детей о космическом пространстве.
Цель тематической недели воплощается посредством следующих задач:
1. Познакомить детей с историей развития космонавтики, с символикой некоторых созвездий, строением солнечной системы.
2. Учить детей устанавливать простейшие связи между явлениями и предметами, делать обобщения.
3. Развивать у детей представления о себе, своем теле.
4. Воспитывать умение выражать положительные эмоции от результатов деятельности.
Гипотеза
Чем шире мировоззрение ребенка, тем наиболее полно сформируется творческая личность, способная получить представления об окружающем мире до глубин Вселенной.
2. Актуальность
Несколько десятков лет назад мало кто из вчерашних мальчишек не хотел стать космонавтом. Эта мечта совсем не актуальна для современных детей. Между тем, космические пираты, звездные войны и другие инопланетные существа – герои их любимых мультфильмов. Поэтому важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе.
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Возраст почемучек – самый замечательный возраст для детей. Малыши активно познают мир, открывают для себя новые истины. С раннего возраста им интересны загадки Вселенной. Солнце, Луна, звезды – это одновременно так близко, и в то же время так далеко. Коротко рассказать о большом космосе нельзя!
Система работы по теме «Этот загадочный космос» предполагает личностно-ориентированный подход к развитию ребёнка. Деятельность направлена на развитие умственных, познавательных, коммуникативных способностей, которые осуществляются через различные виды детской деятельности. Содержание образовательной деятельности доступно возрасту, даёт детям способность выразить свои эмоциональные переживания и освоенные знания о космосе.
3. Характеристика временных и материальных ресурсов
Вид тематической недели: игровая, творческая (по тематике), групповая (по составу участников), краткосрочная (по срокам реализации).
Реализация тематической недели рассчитана на одну неделю.
Сроки реализации: 8-12 апреля 2019г.
Участники проекта: воспитанники группы, родители, воспитатели, инструктор по физвоспитанию.
Возраст детей: 4-5 лет.
Материально-техническое оснащение тематической недели:
- Помещение групповой комнаты, спортивного зала, плакаты, иллюстрации, сюжетные картины по тематике недели, настольно-печатные, сюжетно - ролевые игры.
- Ноутбук.
- Телевизор.
- DVD проигрыватель.
Создание условий для самостоятельной деятельности:
Уголок книги: книги для чтения и рассматривания,
иллюстрации и картинки на тему «Космос».
Центр сюжетно - ролевых игр: атрибуты к играм, предметы заместители для игр, костюмы.
Центр строительно-конструктивных игр: строительный материал (большой и маленький), конструктор «Лего».
Центр продуктивных видов деятельности: материалы и инструменты для рисования, лепки, аппликации и художественного труда, книжки-раскраски тематического характера.
Работа строится в несколько этапов:
I этап подготовительный (предварительная работа) |
II этап Основной (мероприятия, направленные на реализацию тематической недели) |
III этап заключительный (подведение итогов) |
Разработка тематического плана. |
Реализация тематической недели в разных видах деятельности. |
Обобщить результаты работы. |
Оформление консультаций для родителей по теме. |
Провести анализ деятельности. |
|
Подбор и изучение методического материала. |
Подбор и систематизация дидактических, сюжетно-ролевых игр, атрибутов. |
Осуществить презентацию материалов тематической недели. |
Подбор материала для оформления предметно - развивающей среды. |
Составление итогового мероприятия. |
4. Ожидаемые результаты работы
Для детей: сформированы элементарные знания по теме «Космос». Заинтересованность детей темой о космосе, проявление их познавательной активности. Инициативное конструирование детьми из строительного материала, конструктора, бумаги ракет по своему представлению, проявление творчества и детальности в работе. Возможность участия в веселых конкурсах и соревнованиях, представить свои рисунки, поделки.
Для воспитателя: систематизация и повышение качества работы с детьми по развитию познавательно-исследовательских, художественно – творческих способностей через различные виды продуктивной деятельности.
Для родителей: приобретение родителями знаний и практических навыков при взаимодействии с ребенком.
5. Список использованной литературы
Е. А. Алябьева «Тематические дни и недели в детском саду» МОСКВА, 2011
Н. Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности. Младшая группа» МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2016
Н. Г. Комратова «Мир, в котором я живу» МОСКВА, 2005
Л. Л. Тимофеева, Е. Е. Корнеичева «Планирование образовательной деятельности в ДОО» МОСКВА, 2015
6. Перспективное планирование
ПОНЕДЕЛЬНИК 08.04.2019г. |
||
Совместная деятельность взрослых и детей |
Цель |
Инструментарий |
Ситуативная беседа «Животные в космосе». Рассматривание иллюстрации «Белка и Стрелка».
|
Обогащать знания детей новыми сведениями об истории космонавтики – первые космические пассажиры, покорители космоса. |
Иллюстрации о животных (Приложение № 1) |
Упражнения «Помоги Белке и Стрелке найти дорогу», «Помоги Белке и Стрелке добраться до ракеты». |
Развивать мышления и внимания, мелкую моторику. |
Упражнения (Приложение № 2) |
Сюжетно - ролевая игра «Космическое приключение». |
Учить детей применять свои знания и умения на практике, создать между детьми дружескую атмосферу, развивать интерес, расширять словарный запас – «космос», «планета», «Марс», «космическое пространство», «невесомость», «космодром». |
РППС |
Творческая мастерская – лепка коллективная работа «Планеты Солнечной системы». |
Совершенствовать навыки по лепке из пластилина. |
Пластилин разного цвета, доски, стеки, салфетки. (Приложение № 3) |
ВТОРНИК 09.04.2019г. |
||
Совместная деятельность взрослых и детей |
Цель |
Инструментарий |
Беседа «Юрий Гагарин – первый космонавт планеты». Рассматривание картин о космосе, портрет Ю. А. Гагарина. |
Познакомить с биографией Юрия Гагарина. Воспитывать чувство гордости за первых покорителей космоса, подвести к пониманию таких нравственных и волевых качеств, как доброта, настойчивость, бесстрашие, трудолюбие. |
Картины о космосе, портрет Ю. А. Гагарина (Методический кабинет) |
Конструктивно – модельная деятельность «Строим космическую станцию». |
Прививать навыки принятия заданных условий, анализ построек; развивать творческую активность. |
Строительный материал (большой и маленький) (РППС) |
Сюжетно - ролевая игра «Космонавты».
|
Расширять тематику сюжетных игр, познакомить с работой космонавтов в космосе, воспитать смелость, выдержку, расширять словарный запас детей: «космическое пространство», «космодром», «полет», «открытый космос». |
РППС |
Чтение сказки Н. Носова «Незнайка на Луне». |
Познакомить детей со сказочным героем Незнайкой и его друзьях. |
Библиотека |
СРЕДА 10.04.2019г. |
||
Совместная деятельность взрослых и детей |
Цель |
Инструментарий |
Ситуативный разговор «Кого берут в космонавты?», «Человек и его здоровье. Подготовка космонавтов». |
Создать условия для развития познавательной, речевой активности дошкольников, любознательности. Рассказать о строении человека, роль частей тела и органов чувств. |
Картина о строении человека, иллюстрации о полезных продуктах (Методический кабинет) |
Словесная игра «Скажи наоборот». |
Упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга. |
(Приложение № 4) |
Пальчиковая игра «В космос полетел отряд». |
Развивать мелкую моторику. |
(Приложение № 5) |
Развлечение «Быть здоровыми хотим – скоро в космос полетим». |
Развивать чувство равновесия, ловкость, смелость, ориентировку в пространстве. |
(Приложение № 6) |
Раскраски «Космос». |
Учить раскрашивать широкой кистью, смешивать краски. |
(Приложение № 7) |
ЧЕТВЕРГ 11.04.2019г. |
||
Совместная деятельность взрослых и детей |
Цель |
Инструментарий |
Беседа – рассуждение «Что я могу увидеть в космосе!». Рассматривание глобуса. |
Расширять представления детей о космосе; заинтересовать этой темой.
|
Иллюстрации о космических телах, глобус (Методический кабинет) |
Загадки о космосе. |
Развивать творческое воображение, фантазию. |
(Приложение № 8) |
Наблюдение на прогулке «Высота стояния Солнца». Исследовательская деятельность: - Дотрагиваясь до металлических предметов, определить, где солнце греет сильнее. - Ответить, какие предметы быстрее нагреваются: темные или светлые? - С помощью чего можно долгое время смотреть на солнце? (Темных стекол.) |
Закреплять знания о влиянии солнечной энергии на жизнь растений, животных и человека.
|
Детская площадка, темные стекла |
Просмотр мультфильма «Тайна третьей планеты». |
Обогащать представление о космосе. |
Телевизор, DVD проигрыватель, диск с мультфильмом «Тайна третьей планеты» |
ПЯТНИЦА 12.04.2019г. |
||
Совместная деятельность взрослых и детей |
Цель |
Инструментарий |
Дидактическая игра «Строим ракеты». |
Закреплять геометрические фигуры, из которых можно построить ракету, упражнять в умении строить ракеты из счетных палочек. |
Набор геометрических фигур, счетные палочки (Методический кабинет) |
Чтение сказки «Как солнце и луна друг к другу в гости ходили».
|
· Познакомить детей с новым произведением, развить внимание, память, учить отвечать на вопросы по содержанию. |
(Приложение № 9) |
Динамическая пауза «Раз – два стоит ракета». |
1. Развивать умения соотносить слова с действиями. |
(Приложение № 10) |
Творческая мастерская – аппликация коллективная работа «Если очень захотеть, можно в космос полететь». |
2. Совершенствовать навыки наклеивания, вырезывание ножницами. |
Цветная бумага, картон, ножницы, клей, салфетки (Приложение № 11) |
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ |
||
Стендовая информация «12 апреля День космонавтики» |
||
Домашняя библиотека «Чтение рассказов, сказок о космосе» |
||
Выставка ракет «В космос мы хотим лететь» |
Приложение № 1
Первые космические пассажиры
Приложение № 2
Упражнение «Помоги Белке и Стрелке добраться до ракеты»
«Рисовалки – обвадилки»
Приложение № 3
Лепка «Планеты Солнечной системы»
- Картон черного цвета;
- В центре солнце – желтый круг
- Меркурий - маленький коричневый круг;
- Венера – круг побольше розового цвета;
- Земля – голубой круг, еще немного большего размера;
- Марс – круг красного цвета по размеру как розовый круг;
- Юпитер – серый по размеру как голубой;
- Сатурн – белый с кольцом по размеру как серый;
- Уран – синий, размер как у голубого;
- Нептун – фиолетовый, как синий;
- Плутон – белый по размеру как коричневый.
- Ватными палочками предложенных цветов делаем точечки – это звездочки.
Приложение № 4
Словесная игра «Скажи наоборот»
Каким должен быть космонавт? Я буду называть качества, а вы к каждому моему слову подберите другое слово, обозначающее противоположное качество.
Ленивый — трудолюбивый
Злой — добрый
Слабый — сильный
Медлительный — быстрый
Неряшливый — аккуратный
Грустный — веселый
Нервный — спокойный
Старый — молодой
Трусливый — смелый
Неуклюжий — ловкий
Все качества, которые перечислили вы, присуще космонавту. Вы бы хотели стать космонавтами?
Приложение № 5
Пальчиковая игра «В космос полетел отряд»
Приложение № 6
Развлечение «Быть здоровыми хотим – скоро в космос полетим»
Цель: создавать условия для физической и познавательной активности детей.
Задачи:
- Формировать представления детей о космосе.
- Развивать чувство равновесия, ловкость, смелость, ориентировку в пространстве.
- Воспитывать уважительное отношение к каждому ребенку, выражать положительные эмоции от результатов деятельности.
Ход:
(Звучит космическая музыка)
Ведущая: Ребята, что это за звуки? (ответы детей)
А вы хотите попасть в космос? (Да)
Ведущая: В небе звёзды ярко светят
И ракету нашу ждут
В космос мы сейчас проложим
Наш космический маршрут.
Ведущая: Давайте мы тоже с вами отправимся в космическое путешествие, а для этого нам надо проверить свою силу, ловкость, умение и свои знания. Для начала мы проведём космическую разминку.
(Приглашаем детей встать в круг, взявшись за руки)
Космическая разминка
Мы цепочкой друг за другом,
Взявшись за руки идём. Идут по кругу,
Повернувшись внутрь круга, Поворачиваются лицом
Медленно кольцо сожмём.
Наши руки, приподнявшись
Лучиками стали вдруг. Потянуться вверх
Мы сомкнулись, повернулись Шаг в перёд, поворот кругом
Раз! И солнцем обернулись Руки вверх, потянулись
Чтоб нас лучше разглядели Руки вперёд
Раз присели, два присели, Приседаем
Вдаль сейчас ракета мчится Руки вверх
Прямо к звездной тишине, Сомкнуть ладони
И звездою обратившись, Растопырить пальцы
Ярко светят в темноте. «Фонарики»
Ведущая: Космическая разминка закончилась и теперь начинаются испытания.
- Пройти по лавочке – равновесие;
- Проползти по тоннелю – ориентация в темноте;
- Коррекционная дорожка – «Лунная дорожка».
Ведущая: А теперь будем проводить умственную тренировку.
Загадки:
1. Летательный аппарат, на котором совершают полёт герои сказок (Ковёр – самолёт)
2. Летит птица-небылица, а внутри народ сидит (самолёт)
3. Летательный аппарат, на котором перемещаются инопланетяне ( летающая тарелка)
4. Заворчу, застрекочу, в небеса улечу (вертолёт)
5. Первый искусственный объект, на котором летала Баба Яга (ступа)
Ведущая: Продолжаем дальше наши испытания.
- Построим ракету из модулей;
- «Полёт к Луне» - прыжки на хоп - мячах до «Луны» и обратно;
- Игра с обручами - «Займи своё место»
Ждут нас быстрые ракеты
Для полёта на планеты.
На какую захотим
На такую полетим,
Но у нас один секрет
Опоздавшим места нет.
(Дети бегут под музыку вокруг обручей, как только музыка остановилась – прыжком в обруч занять своё место в ракете)
- Игра «Выход в открытый космос»
(Дети по очереди проползают через обруч и идут по канату, держа равновесие)
Ведущая: Возвращаемся на Землю.
Если в космос мы хотим
Значит скоро полетим.
Самым дружным будет наш
Развесёлый экипаж!
Приложение № 7
Раскраски
Приложение № 8
Загадки о космосе
Приложение № 9
Сказка «Как Солнце и Луна друг к другу в гости ходили»
Однажды Луна получила от Солнца, царя света, приглашение прийти к нему в гости. Она долго думала, что подарить Солнцу, и наконец додумалась: собрала несколько самых ярких и красивых звезд, положила их на серебряное блюдо и пошла с ними в гости. Царь света был очень рад подарку.
Они поели, попили, поговорили, и Луна вернулась домой. Затем
Луна пригласила Солнце к себе в гости. Долго думал царь света, чем Луну
порадовать. Наконец придумал. Позвал к себе лучшего портного и говорит: - Я
собираюсь пойти к Луне в гости. Мне нужен хороший подарок. Я решил, что лучше
всего подарить ей новое платье из облаков. Пожалуйста, сшей платье понарядней и
по мерке, чтобы оно хорошо и удобно на Луне сидело. А портной Солнцу и
отвечает: - Нет, царь света, не возьмусь я за такую работу. Да и никто не
возьмется. Луна каждый день меняется. Сегодня она круглая, как шарик, а
назавтра уже с одного бока худеть начинает, а недели через две и вовсе
тоненькой становится, да еще изогнется, как серп. По какой же ей мерке шить,
сам посуди? Я не знаю такой мерки. Что ни сошьешь, все будет невпопад.
Огорчился царь света, да ничего не поделаешь. Пришлось идти в гости с пустыми
руками.
Луна приготовила вкусное угощение, они поели, попили, поговорили. Но когда царь
света стал собираться домой и Луна увидела, что у него нет подарков, она очень
опечалилась.
Царь света, заметив это, сказал: - Не сердись на меня, Луна. Я долго думал, что
тебе подарить. Наконец придумал. Решил, что самый лучший подарок - нарядное
платье из облаков. Но мой самый искусный портной отказался выполнить эту
работу. Трудно на тебя шить, говорит, ты каждый день меняешься, то толстеешь,
то худеешь. Так и пришлось мне идти в гости с пустыми руками. Но чтобы не
обидеть тебя, я разрешаю тебе вот что: с этого дня ты можешь собирать мои лучи
и шить из них любое одеяние! Увидишь, какой ты станешь красавицей!
С этими словами царь света распрощался и ушел. А Луна побледнела от огорчения и с тех пор предпочитает с Солнцем больше не встречаться, а завидев его, обходит стороной.
Приложение № 10
Динамическая пауза «Раз – два стоит ракета»
Приложение № 11
Аппликация «Если очень захотеть, можно в космос полететь»
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.