Тематический доклад на тему: «Здоровьесберегающие технологии как средство сохранения внутриличностных ресурсов воспитанников и педагогов»
Оценка 4.8

Тематический доклад на тему: «Здоровьесберегающие технологии как средство сохранения внутриличностных ресурсов воспитанников и педагогов»

Оценка 4.8
Лекции
docx
воспитательная работа +2
Детсад—7 кл
17.05.2020
Тематический доклад на тему: «Здоровьесберегающие технологии как средство сохранения внутриличностных ресурсов воспитанников и педагогов»
Основные задачи социально-реабилитационного центра, определенные Уставом учреждения, - это профилактика безнадзорности и беспризорности, а также социальная реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Решение указанных задач в первую очередь требует работы по здоровьесбережению, так как здоровье детей, поступающих в центр, характеризуется отклонениями от нормы. Практически все они имеют ту или иную патологию. Кроме того, более половины из них отстают в физическом развитии. Дети поступают в центр ослабленными, со сниженным иммунитетом, часто болеют, имеют хронические заболевания. Многим ставится диагноз «социальная и педагогическая запущенность». Дети-дошкольники практически все нуждаются в логопедической коррекции. Значительная часть детей имеют органическое поражение центральной нервной системы, страдают энурезом, различными формами аллергических заболеваний, расстройствами сна. Они возбудимы и агрессивны.
Доклад.docx

 

Тематический доклад на тему:

«Здоровьесберегающие технологии как средство сохранения внутриличностных ресурсов воспитанников и педагогов»

 

 

         Основные задачи социально-реабилитационного центра, определенные Уставом учреждения, - это профилактика безнадзорности и беспризорности, а также социальная реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Решение указанных задач в первую очередь требует работы по здоровьесбережению, так как здоровье детей, поступающих в центр, характеризуется отклонениями от нормы. Практически все они имеют ту или иную патологию. Кроме того, более половины из них отстают в физическом развитии. Дети поступают в центр ослабленными, со сниженным иммунитетом, часто болеют, имеют хронические заболевания. Многим ставится диагноз «социальная и педагогическая запущенность». Дети-дошкольники практически все нуждаются в логопедической коррекции. Значительная часть детей имеют органическое поражение центральной нервной системы, страдают энурезом, различными формами аллергических заболеваний, расстройствами сна. Они возбудимы и агрессивны.

Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних имеет особенности, которые позволяют ему эффективно организовать работу по здоровьесбережению.

Субъектами процесса здоровьесбережения социально-реабилитационного центра являются дети и их семьи.  Решать вопросы здоровья невозможно без учета широкого спектра социальных факторов, особенно значимых в детском возрасте. Поэтому необходимы системные социальные медико-психолого-педагогические воздействия на различных этапах социального неблагополучия, направленные не только на восстановление, но и на сохранение и укрепление здоровья детей.

Для осуществления необходимых социальных воздействий на семью и детей в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних используются различные здоровьесберегающие технологии. Под здоровьесберегающими технологиями мы понимаем все технологии, применение которых идет на пользу здоровья воспитанников центра. Мы считаем необходимым условием реализации здоровьесберегающих технологий - наличие здоровьесберегающего пространства. И строим его исходя из того, что здоровьесберегающее пространство - это среда, организованная в учреждении для обеспечения безопасности детей, условий для их развития, а также восстановления, сохранения и укрепления здоровья.

 В своей работе специалисты опираются на следующие принципы функционирования здоровьесберегающего пространства в СРЦН:

1)    Внешняя открытость.

 2)   Внутренняя открытость.

 Выражается в стремлении в каждом случае подобрать оптимальную технологию, обеспечить индивидуальный подход к ребенку и его семье. Отсюда необходимое сочетание различных медицинских, педагогических, психологических, социальных систем и технологий. Включение ребенка в здоровьесберегающее пространство дает возможность устранить или смягчить действия факторов риска, оказывающих влияние на него самого и его семью, оказать ему медико-социальную помощь.

3)  Совместная деятельность всего коллектива.

Обеспечивает взаимодействие специалистов разного профиля (медицинских работников, психологов, логопеда, социальных педагогов, воспитателей т.д.), с одной стороны, и несовершеннолетнего, его семьи, с другой — в едином здоровьесберегающем пространстве.

Отличительные особенности   коллектива:

·                 общее видение проблем ребенка и семьи;

·                 согласованность действий членов коллектива;

·                 взаимодополнение членов коллектива по функциям и ролям;

·                 наличие единого плана действий;

4)   Создание в едином здоровьесберегаюшем пространстве терпевтических сред.

Терапевтическая среда — это предметная среда, т.е. помещение, которое в соответствии с поставленными задачами наполняется оборудованием. Оно представлено: медицинским оборудованием, игрушками, физкультурным инвентарем, крупногабаритными предметами (диваны, кресла детские  и стульчики, мягкие геометрические модули и т.д.) и др.

Здоровьесберегающее пространство состоит из следующих профильных блоков:

·       медицинского,

·       психологического,

·       педагогического,

·       социального.

Каждый профильный блок здоровьесберегающего пространства имеет свои терапевтические среды:

·       медицинский блок.

·       психологический: сенсорная комната, комната психологической разгрузки, кабинет индивидуального и семейного консультирования,

·       педагогический: помещения групповых комнат, актовый зал, логопедический кабинет.

·       социальный:  кабинет, детская площадка, столовая и др. помещения и пространства.

         Оздоровительную направленность имеет вся организация жизнедеятельности ребенка в Центре.        

Здоровьесберегающие технологии:

 

1. Медицинская сфера здоровьесберегающей деятельности заключается в проведении:

·       организационной работы

·       лечебно-профилактической работы

·       санитарно-просветительной работы с персоналом и детьми

 

2. Психологическое направление.

 

         Деятельность психолога центра  ориентирована на коррекцию, восстановление и сохранение психического здоровья детей, их оптимальную социализацию и адаптацию в социуме. Психолог строит свою деятельность по следующим основным направлениям:

·   изучение наиболее типичных психологических проблем детей и оказание помощи в их решении (задержка психического развития, тревожность, сниженная самооценка, фобии, агрессивность, депрессивные состояния, гиперактивность и т.д.);

·   психологическая диагностика (как первичная, так и в текущем режиме) с целью изучения особенностей личности, исследования ценностных ориентации, интересов, склонностей, оценки интеллекта и умственной работоспособности и т.д.;

·   развивающая и психокоррекционная работа, направленная на восстановление и формирование структуры личности ребенка, обеспечение возможного соответствия уровня развития возрастным нормативам, преодоление нарушений в развитии и поведении воспитанников, развитие психических процессов, коррекцию эмоционально-волевой сферы и т.д.

 

3. Педагогическое направление здоровьесберегающей деятельности.

·  Реализация комплексной программы (профилактика вредных привычек, развивающие игры).

·  Пропаганда ЗОЖ

·  Художественно-творческая деятельность (рисование, пластилинография, аппликация, консруирование).

·  Художественно-творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию: отвлекает детей от грустных, печальных событий, обид, снимает нервное напряжение, страхи, вызывает радостное настроение, обеспечивает эмоционально-положительное состояние.

·  Занятия с учителем-дефектологом.

·   Физкультурно-оздоровительная работа (занятия в спортивном зале, подвижные игры на свежем воздухе, детские физкультурные праздники, мероприятия, соревнования).

·  Трудотерапия (позволят вовлечь воспитанников в различные формы жизнедеятельности с учетом состояния их здоровья, формировать и развивать социально-бытовые навыки, а также обеспечивать активное участие несовершеннолетних в мероприятиях по обучению трудовым навыкам).

·  Арттерапия (музыкотерапия, изотерапия, театртерапия или куклотерапия, смехотерапия, танцтерапия, сказкотерапия, песочная терапия и др.)

·  Массаж и самомассаж.

·  Пальчиковая гимнастика.

·  Дыхательная гимнастика.

·  Цветотерапия - лечение цветом. Изменяя световой и цветовой режимы, можно воздействовать на функции вегетативной нервной системы, эндокринных желез и другие жизненно важные органы и процессы в организме.

·  Анимационная терапия (мульттерапия) – создание анимационных фильмов, врачевание анимацией.

·  Мульттерапия замечательно работает с детскими страхами, помогает ребенку найти ресурс, чтобы справиться с неприятным переживанием. Дает навык того, как вести себя в ситуации, которая воспринимается как враждебная.

·  Ролевые игры

·  Развивающие игры

·  Подвижные и малоподвижные игры

·  Спортивно-оздоровительные игры

·  Занятия по профориентации.

·  Разнообразные формы организации досуговой деятельности (посещение учреждений культуры села, проведение развлекательных и познавательных мероприятий, праздников, кружковая работа и т.д.)

·  Большинство детей, находящихся в нашем учреждении испытывают тактильный голод. Для ребенка очень важны объятия. Ребенок до 6 лет зависит от матери. Находясь рядом с ней, он меньше болеет, чувствует себя в безопасности.

Тактильный голод - это отсутствие или недостаток тактильных прикосновений, ощущений чего-либо. Известно, что прикосновения очень важны для нашего развития. Для маленьких детей, ограничение или лишение прикосновений, тактильный голод чревато задержкой в психическом развитии.

У нас в народе есть хорошая традиция – при встрече обнимать друг друга. Самого близкого человека прижать к сердцу, других просто приобнять, похлопать по спине, тепло пожать руку. Все эти жесты – залог того, что мы не станем жертвами тактильного голода, который начинает испытывать современная цивилизация.

На самом деле это очень серьезная проблема – тактильный голод. Его испытывают те, кто редко прикасается к другому человеку или любому живому существу. А нам, людям, это очень даже необходимо. Обнимая кого-то, мы не только передаем ему свое тепло, но и сами получаем ответные хорошие эмоции.

Раньше о проблеме тактильного голода говорили в связи с детьми, которые волею обстоятельств оказывались в домах малюток и которым не хватало человеческого внимания, теплых прикосновений. Психологи отмечали, из-за этого дети вырастали агрессивными, имели в будущем психические и умственные отклонения. Сегодня эта проблема распространяется и на взрослую часть человеческого общества. Из-за современных средств связи люди все чаще пренебрегают личным общением, телесным контактом. Поговорил по телефону, увидел в скайпе и кажется, что все, пообщался. Но человеческой природе этого мало. Человеку для нормального психического, умственного развития нужно ощущать этот самый личный контакт.

 

Ребенок, когда ему плохо или хорошо, недаром бежит к матери или отцу, к бабушке, дедушке. Он обнимает их и ощущает защиту и любовь. Так он делится с ними своими эмоциями, даже если еще не умеет говорить. А в ответ получает сигнал – все хорошо, мы с тобой, ни о чем не волнуйся. Эта потребность в защите и любви остается с человеком и когда он вырастает. Вы думаете почему одинокие люди так часто заводят животных? Все потому же – чтобы гладить их, прикасаться к ним, на бессознательном уровне удовлетворять свой тактильный голод.

При ласковых прикосновениях, объятиях с нашим организмом происходит маленькое чудо – повышается иммунитет, нормализуется работа нервной и сердечно-сосудистой системы, в кровь выбрасывается «гормон удовольствия» окситоцин, отвечающий за хорошее самочувствие и оптимизм. Теплые объятия запросто можно прописывать как средство, снижающее давление. Жаль, что наши врачи не дают таких рецептов. Кстати, на женщин это лекарство действует сильнее, чем на мужчин, замечено.

4. Социальное направление:

·  организация среды обитания. Основополагающим моментом здоровьесбережения воспитанников в центре является создание новой среды обитания, отличной от той, в которой до сих пор был ребенок. Это достигается не богатой обстановкой, а созданием удобств, чтобы ребенок мог чувствовать себя комфортно, не стесненно и получил бы возможность удовлетворять свои интересы.

·  мероприятия по защите прав и интересов несовершеннолетних.

 

С 19 апреля 2020 года по 15 мая 2020 года в учреждении проводилась диагностика    сотрудников   на тему: «ЗДОРОВЫЙ  ОБРАЗ ЖИЗНИ».

Анкета была составлена с детьми. Она состоит из нескольких вопросов:

1. Сколько вам лет?

2. Курите ли вы?

3. Употребляете ли алкоголь?

4.  Соблюдаете ли вы режим дня?

5.  Занимаетесь ли спортом?

В анкетировании принимали участие  22 человека из них 5 мужчин и 17 женщин, средний возраст 42 года. Из мужчин 2 человека курящих. Из женщин участников тестирования, не курящие все. Алкоголь не употребляет никто, лишь только 3 человека (мужчины) по праздникам.

Приятно работать с сотрудниками, которые ведут здоровый образ жизни, занимаются спортом.


 

Тематический доклад на тему: «Здоровьесберегающие технологии как средство сохранения внутриличностных ресурсов воспитанников и педагогов»

Тематический доклад на тему: «Здоровьесберегающие технологии как средство сохранения внутриличностных ресурсов воспитанников и педагогов»

Выражается в стремлении в каждом случае подобрать оптимальную технологию, обеспечить индивидуальный подход к ребенку и его семье

Выражается в стремлении в каждом случае подобрать оптимальную технологию, обеспечить индивидуальный подход к ребенку и его семье

Психологическое направление.

Психологическое направление.

Арттерапия (музыкотерапия, изотерапия, театртерапия или куклотерапия, смехотерапия, танцтерапия, сказкотерапия, песочная терапия и др

Арттерапия (музыкотерапия, изотерапия, театртерапия или куклотерапия, смехотерапия, танцтерапия, сказкотерапия, песочная терапия и др

Психологи отмечали, из-за этого дети вырастали агрессивными, имели в будущем психические и умственные отклонения

Психологи отмечали, из-за этого дети вырастали агрессивными, имели в будущем психические и умственные отклонения

Занимаетесь ли спортом? В анкетировании принимали участие 22 человека из них 5 мужчин и 17 женщин, средний возраст 42 года

Занимаетесь ли спортом? В анкетировании принимали участие 22 человека из них 5 мужчин и 17 женщин, средний возраст 42 года
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.05.2020