Тематический план Психологический КИНОКЛУБ «ОККО » (В рамках коррекционно - развивающей деятельности педагогов - психологов)

  • Документация
  • Занимательные материалы
  • Образовательные программы
  • docx
  • 14.01.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

О психологическом киноклубе «ОККО»: Вы, конечно же, спросите: «Зачем куда-то приходить и всем вместе смотреть фильм? Ведь можно посмотреть кино дома!» Отвечаем: «Конечно, домашний кинотеатр - самый комфортный способ просмотра. Но всё-таки это только один из способов. Можно сходить и в обычный кинотеатр и получить удовольствие еще и от общения с друзьями или с любимым человеком. Но только на Психологическом киноклубе вы можете фильм обсудить с психологом!» «Зачем обсуждать фильм?» «Чтобы увидеть в нём больше того, что уже увидели. Строго говоря, зрители на одном экране одновременно смотрят разные фильмы в силу разности личностных особенностей, жизненного опыта, особенностей восприятия и даже сиюминутного настроения. В кинотеатре фильм нельзя обсудить со всем залом, а на занятии Психологического киноклуба – можно.» «Так почему же киноклуб психологический?» «Фильмы можно смотреть с разными целями: для развлечения, для обучения и даже для лечения. А ещё с помощью фильмов и их обсуждения с другими людьми можно попытаться лучше узнать себя и окружающий мир. То, что зритель видит на экране, воспринимает, какие темы фильма выделяет для себя, что и как оценивает, что чувствует по поводу увиденного – всё это является отражением его мировоззрения, отношения к себе и людям, отражением его психологических установок, приоритетов, осознанных и неосознанных потребностей и противоречий. Иными словами, реакция на фильм отражает индивидуальные особенности личности человека, его «внутренний мир».
Иконка файла материала окко киноклуб.docx

ФГБОУ «МЦО «Интердом» им. Е.Д. Стасовой

 

 

                     СОГЛАСОВАНО                                                                                                                                                                 УТВЕРЖДАЮ

             Заместитель директора                                                                                                                                         Директор ФГБОУ «МЦО «Интердом»

______________О.Е. Матвиевская                    им. Е.Д. Стасовой»

«______»_______________2019г.                                                                                                                                           _________________М.С. Князева      

                                                                                                                                                                                                    «_____» _______________2019г.                                                                                           

 

 

Тематический план

Психологический КИНОКЛУБ

«ОККО »

(В рамках коррекционно - развивающей

деятельности педагогов - психологов)

 5 - 11  классы

 

 

 

 

 

                                         

 

2019-2020 учебный год.

 

Пояснительная записка.

 

О психологическом киноклубе «ОККО»:

Вы, конечно же, спросите: «Зачем куда-то приходить и всем вместе смотреть фильм? Ведь можно посмотреть кино дома!»

Отвечаем: «Конечно, домашний кинотеатр - самый комфортный способ просмотра. Но всё-таки это только один из способов. Можно сходить и в обычный кинотеатр и получить удовольствие еще и от общения с друзьями или с любимым человеком. Но только на Психологическом киноклубе вы можете фильм обсудить с психологом!»

«Зачем обсуждать фильм?»

«Чтобы увидеть в нём больше того, что уже увидели. Строго говоря, зрители на одном экране одновременно смотрят разные фильмы в силу разности личностных особенностей, жизненного опыта, особенностей восприятия и даже сиюминутного настроения. В кинотеатре фильм нельзя обсудить со всем залом, а на занятии Психологического киноклуба – можно.»

«Так почему же киноклуб психологический?»

«Фильмы можно смотреть с разными целями: для развлечения, для обучения и даже для лечения. А ещё с помощью фильмов и их обсуждения с другими людьми можно попытаться лучше узнать себя и окружающий мир.

То, что зритель видит на экране, воспринимает, какие темы фильма выделяет для себя, что и как оценивает, что чувствует по поводу увиденного – всё это является отражением его мировоззрения, отношения к себе и людям, отражением его психологических установок, приоритетов, осознанных и неосознанных потребностей и противоречий. Иными словами, реакция на фильм отражает индивидуальные особенности личности человека, его «внутренний мир».

 

«Таким образом, в Психологическом киноклубе сам фильм выступает не только в качестве произведения киноискусства, но и как вспомогательное средство для самопознания».

 

 

 

Данная программа рассчитана на 35 часа  (1час в неделю), возраст учеников 3-11 классы. В ней предусмотрены теоретические занятия, просмотр кинофильмов, кинофрагментов  и их обсуждение. Кино-репертуар может варьироваться в зависимости от изучения произведений на уроках литературы, истории, от новинок в кинематографе, потребностей времени, заявок членов «Киноклуба» и т.п.

Цель курса: создание условий для нравственного совершенствования личности обучающихся, формирования социального опыта младших и старших подростков через развитие эмпатической культуры.  

Планируемый результат:

  • Осознание и переосмысление своих целей и потребностей, действий, чувств, важных для позитивного построения собственной жизни.
  • Развитие способности анализировать ситуации и быть честными перед самими собой в своих чувствах и поступках. Это необходимо, чтобы самому управлять своей жизнью.
  • Развитие способностей к сопереживанию.

Задачи:

  • Развитие психологической компетентности: знакомство с различными социальными типажами (типы темперамента, социальные роли и т.д.) и обучение взаимодействию с ними.
  • Развитие эмоциональной сферы. Обучение участников навыкам эмпатии, определения собственных чувств (рефлексии) и эмоциональных состояний партнера по общению (или киногероя).
  • Развитие навыков решения проблем. Работа с фильмом позволяет увидеть, что существует большое количество способов решения какой-либо проблемы, расширить поведенческий репертуар участников группы.
  • Познание «внутреннего мира», того что  скрыто в области «бессознательного». «Бессознательное» трудно контролировать. Нередко его проявления  вступают в противоречие с нашим сознанием, порождая внутриличностные конфликты, мучительные эмоциональные состояния и даже физические заболевания психосоматического характера.
  • Снятие стресса. Фильм и его анализ позволяет снять эмоциональное напряжение, а также обучает навыкам релаксации и спонтанности в поведении.   

Министерство культуры опубликовало проект списка 100 отечественных фильмов, которые могут быть рекомендованы школьникам для просмотра.

  Идея разработки такого списка была выдвинута прошлой весной Владимиром Мединским и Никитой Михалковым - по мотивам одной из целеполагающих статей Владимира Путина.

Выбирая фильмы для работы киноклуба, мы исходили из нескольких положений:

·    фильм должен затрагивать актуальную для подростков тему

·    фильм должен быть интересным

·    фильм должен быть не слишком длинным и довольно динамичным

·    фильм не должен быть жестоким, банальным, "затертым" показами по телевизору.

Фильм должен отвечать определенным требованиям:

·    Тематика фильма должна быть интересна учащимся, быть созвучна заявленному содержанию занятия. Желательно, чтобы тематика фильма работала на основную цель — способствовать повышению социальной компетентности. Поэтому важно, чтобы фильм был не только интересен, но и понятен, отражал жизнь людей.

·    Перед встречей ведущий должен сам несколько раз посмотреть фильм, наметить возможные темы для дискуссии, оценить актуальность и доступность фильма для ребят.

·    Любого человека волнуют фильмы, которые эмоционально созвучны внутреннему запросу.

·    Проводя обсуждение, ведущий должен учитывать индивидуальные особенности ребят, различия в уровне развития, возраст.

·    Важно учитывать продолжительность просмотра и время, оставленное для обсуждения. Как показывает опыт, умело выбранный фильм позволяет многократно возвращаться к обсуждению и просмотру, никого не оставляя равнодушным.

·    Просматривая фильм, важно особое внимание уделить тому, есть ли в фильме сцены, не предназначенные для показа подросткам (жестокость, насилие, употребление наркотиков, ненормативная лексика). Часто информацию о возрастных ограничениях можно увидеть на обложке диска, но все же ведущему лучше проверить это самому. Показ фильма, содержащего в себе подобные сцены, может вызвать серьезные проблемы — как для подростков, так и ведущих.

Важно быть очень внимательными с этим пунктом и воздержаться от показа такого фильма. Если все-таки фильм показывается, то любые агрессивные сцены требуют серьезного обсуждения с участниками, к которому ведущему важно быть готовым и, если необходимо, самому стимулировать это обсуждение.

Работа с фильмом осуществляется довольно просто - мы делаем "стоп-кадры" на ключевых, переломных, спорных сценах и обсуждаем с детьми, что именно произошло в сцене, почему герои поступили так, а не иначе, в какую сторону будет разворачиваться сюжет в дальнейшем и т.п.

Мы считаем, что если смотреть фильм целиком, а затем его обсуждать, есть риск, что какие-то события уже забудутся, а какие-то - просто останутся незамеченными. Кроме того, очень часто после просмотра фильма у подростков так много впечатлений и эмоций, что провести полноценный анализ увиденного затруднительно.

При этом важно учитывать, что работа в форме психологического киноклуба требует активного участия ведущего. Его задача – не просто организовать совместный просмотр фильма с подростками, но и обсудить волнующие их темы. Важно, чтобы ребята чувствовали себя свободно и раскованно, могли высказывать свои мысли вслух, получать вовремя обратную связь от ведущего.


 Учебно-тематический план «Психологического киноклуба ».

 

Дата

Тема

Кол – во часов

1 – 2

 

Просмотр фильма «Чучело», Р.Быков, 1983

2

3

 

Тема: Взаимоотношения в классе. Как предотвратить конфликты?» (обсуждение фильма «Чучело»)

1

4 – 5

 

Просмотр фильма «Белеет парус одинокий» – В.Легошин, 1937

2

6

 

Тема: Взросление человека, его соприкосновение со взрослой жизнью (обсуждение фильма «Белеет парус одинокий». )

1

7 – 8

 

Просмотр фильма «Внимание, черепаха!» – Р.Быков, 1969

2

9

 

Тема: Доброта и человечность (обсуждение фильма «Внимание, черепаха!»)

1

10 – 11

 

Просмотр фильма «Друг мой, Колька!» – А.Салтыков, А.Митта, 1961

2

 12

 

Тема: Смысл понятий «товарищество» и «самоотдача» (обсуждение фильма «Друг мой, Колька!»)

1

13 – 14

 

Просмотр фильма «Иваново детство» – А.Тарковский, 1962

2

15

 

Тема: Состояние человека, на которого воздействует война (обсуждение фильма «Иваново детство»)

1

16 – 17

 

Просмотр фильма  «Иди и смотри» – Э.Климов, 1985

2

18

 

Тема: Страшная правда о Великой Отечественной Войне (обсуждение фильма «Иди и смотри»)

1

19 – 20

 

Просмотр фильма «Красные дьяволята» – И.Перестиани, 1923

2

21

 

Тема: Что такое воля, мужество, героизм ( осуждение фильма «Красные дьяволята»).

1

22 – 23

 

«Республика Шкид» –    Г.Полока, 1966 (повесть бывших воспитанников Школы-коммуны для трудновоспитуемых подростков).

2

24

 

Тема: Права, обязанности и ответственность подростка (обсуждение фильма «Республика Шкид»)

1

25 – 26

 

Просмотр фильма «Тимур и его команда» – А.Гайдар, 1940

2

27

 

Тема: «Юные герои» (обсуждение фильма «Тимур и его команда»)  .

1

28 – 29

 

Просмотр фильма «Подвиг разведчика» – Б.Барнет, 1947

2

30

 

Тема: Герои своего времени (обсуждение фильма «Подвиг разведчика»  )

1

31 - 32

 

Просмотр мультипликационного фильма «Ёжик в тумане» – Ю.Норштейн, 1975

2

33

 

Тема: «Оттенки человеческих чувств» (обсуждение мультипликационного фильма «Ёжик в тумане») .

1

34 – 35

 

Итоговое занятие.  Защита эссе, проекта, реферата, проведение кинопоказа, сдача кино-дневника, оформление кино-архива.

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата

Тема

Кол – во часов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 


Список 100 отечественных фильмов, рекомендованных Министерством культуры для просмотра школьниками.

 

1. А если это любовь? – Ю.Райзман, 1961

2. А зори здесь тихие – С.Ростоцкий, 1972

3. Адмирал Нахимов – В.Пудовкин, 1946

4. Айболит-66 – Р.Быков, 1966

5. Александр Невский – С.Эйзенштейн, 1938

6. Андрей Рублев – А.Тарковский, 1966

7. Аэлита – Я.Протазанов, 1924

8. Баллада о солдате – Г.Чухрай, 1959

9. Бег – А.Алов, В.Наумов, 1970

10. Белеет парус одинокий – В.Легошин, 1937

11. Белое солнце пустыни – В.Мотыль, 1969

12. Белорусский вокзал – А.Смирнов, 1970

13. Берегись автомобиля – Э.Рязанов, 1966

14. Бесприданница – Я.Протазанов, 1936

15. Бриллиантовая рука – Л.Гайдай, 1968

16. Броненосец «Потемкин» - С.Эйзенштейн, 1925

17. В бой идут одни «старики» – Л.Быков, 1973

18. В огне брода нет – Г.Панфилов, 1968

19. Веселые ребята – Г.Александров, 1934

20. Внимание, черепаха! – Р.Быков, 1969

21. Война и мир – С.Бондарчук, 1965-1967

22. Волга-Волга – Г.Александров. 1938

23. Восхождение – Л.Шепитько, 1976

24. Гамлет – Г.Козинцев, 1964

25. Дама с собачкой – И.Хейфиц, 1960

26. Дворянское гнездо – А.Кончаловский, 1969

27. Девять дней одного года – М.Ромм, 1961

28. Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен – Э.Климов, 1964

29. Доживем до понедельника – С.Ростоцкий, 1968

30. Друг мой, Колька! – А.Салтыков, А.Митта, 1961

31. Дядя Ваня – А.Кончаловский, 1977

32. Ёжик в тумане – Ю.Норштейн, 1975

33. Живые и мертвые – А.Столпер, 1963

34. Застава Ильича (Мне двадцать лет) – М.Хуциев, 1964

 

 

 

35. Звезда – А.Иванов, 1949

36. Земля – А.Довженко, 1930

37. Зеркало – А.Тарковский, 1974

38. Золушка – Н.Кошеверова, М.Шапиров, 1947

39. Иван Грозный (1-2 серии) – С.Эйзенштейн, 1944-1946

40. Иваново детство – А.Тарковский, 1962

41. Иди и смотри – Э.Климов, 1985

42. Илья Муромец – А.Птушко, 1956

43. История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж – А.Кончаловский, 1967

44. Калина красная – В.Шукшин, 1973

45. Ключ без права передачи – Д.Асанова, 1976

46. Королевство кривых зеркал – А.Роу, 1963

47. Красные дьяволята – И.Перестиани, 1923

48. Крылья – Л.Шепитько, 1966

49. Курьер – К.Шахназаров, 1986

50. Летят журавли – М.Калатозов, 1957

51. Маленькая Вера – В.Пичул, 1987

52. Марья-искусница – А.Роу, 1959

53. Мать – В.Пудовкин, 1926

54. Машенька – Ю.Райзман, 1942

55. Месть кинематографического оператора – В.Старевич, 1913

56. Мечта – М.Ромм, 1941

57. Молодая гвардия – С.Герасимов, 1948

58. Монолог – И.Авербах, 1972

59. Морозко – А.Роу, 1964

60. Начало – Г.Панфилов, 1970

61. Не горюй! – Г.Данелия, 1969

62. Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков – Л.Кулешов, 1924

63. Неоконченная пьеса для механического пианино – Н.Михалков, 1976

64. Несколько дней из жизни И.И.Обломова – Н.Михалков, 1979

65. Неуловимые мстители – Э.Кеосаян, 1966

66. Новый Гулливер – А.Птушко, 1935

67. Обыкновенный фашизм – М.Ромм, 1966

68. Они сражались за Родину – С.Бондарчук, 1975

69. Освобождение – Ю.Озеров, 1972

70. Охота на лис – В.Абдрашитов, 1980

71. Пацаны – Д.Асанова, 1983

72. Петр Первый – В.Петров, 1937

73. Печки-лавочки – В.Шукшин, 1972

74. Пиковая дама – Я.Протазанов, 1916

75. Плохой хороший человек – И.Хейфиц, 1973

76. Подвиг разведчика – Б.Барнет, 1947

77. Покаяние – Т.Абуладзе, 1984

78. Подранки – Н.Губенко, 1976

79. Проверка на дорогах – А.Герман, 1972

80. Путевка в жизнь – Н.Экк, 1931

81. Радуга – М.Донской, 1943

82. Республика Шкид – Г.Полока, 1966

83. Семеро смелых – С.Герасимов, 1936

84. Смелые люди – К.Юдин, 1950

85. Стенька Разин (Понизовая вольница) – В.Ромашков, 1908

86. Сто дней после детства – С.Соловьев, 1975

87. Собачье сердце – В.Бортко. 1988

88. Судьба человека – С.Бондарчук, 1959

89. Тихий Дон – С.Герасимов, 1957-1958

90. Утомленные солнцем – Н.Михалков, 1994

91. Холодное лето пятьдесят третьего – А.Прошкин, 1987

92. Чапаев – Г. Васильев, С.Васильев, 1934

93. Человек с киноаппаратом – Д.Вертов, 1929

94. Чужие письма – И.Авербах, 1975

95. Чук и Гек – И.Лукинский, 1953

96. Чучело – Р.Быков, 1983

97. Школьный вальс – П.Любимов, 1978

98. Щит и меч – В.Басов, 1968

99. Юность Максима – Г.Козинцев, Л.Трауберг, 1934

100. Я шагаю по Москве – Г.Данелия, 1963