ФГБОУ «МЦО «Интердом» им. Е.Д. Стасовой
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора Директор ФГБОУ «МЦО «Интердом»
______________О.Е. Матвиевская им. Е.Д. Стасовой»
«______»_______________2019г. _________________М.С. Князева
«_____» _______________2019г.
Тематический план
Психологический КИНОКЛУБ
«ОККО »
(В рамках коррекционно - развивающей
деятельности педагогов - психологов)
5 - 11 классы
2019-2020 учебный год.
Пояснительная записка.
О психологическом киноклубе «ОККО»:
Вы, конечно же, спросите: «Зачем куда-то приходить и всем вместе смотреть фильм? Ведь можно посмотреть кино дома!»
Отвечаем: «Конечно, домашний кинотеатр - самый комфортный способ просмотра. Но всё-таки это только один из способов. Можно сходить и в обычный кинотеатр и получить удовольствие еще и от общения с друзьями или с любимым человеком. Но только на Психологическом киноклубе вы можете фильм обсудить с психологом!»
«Зачем обсуждать фильм?»
«Чтобы увидеть в нём больше того, что уже увидели. Строго говоря, зрители на одном экране одновременно смотрят разные фильмы в силу разности личностных особенностей, жизненного опыта, особенностей восприятия и даже сиюминутного настроения. В кинотеатре фильм нельзя обсудить со всем залом, а на занятии Психологического киноклуба – можно.»
«Так почему же киноклуб психологический?»
«Фильмы можно смотреть с разными целями: для развлечения, для обучения и даже для лечения. А ещё с помощью фильмов и их обсуждения с другими людьми можно попытаться лучше узнать себя и окружающий мир.
То, что зритель видит на экране, воспринимает, какие темы фильма выделяет для себя, что и как оценивает, что чувствует по поводу увиденного – всё это является отражением его мировоззрения, отношения к себе и людям, отражением его психологических установок, приоритетов, осознанных и неосознанных потребностей и противоречий. Иными словами, реакция на фильм отражает индивидуальные особенности личности человека, его «внутренний мир».
«Таким образом, в Психологическом киноклубе сам фильм выступает не только в качестве произведения киноискусства, но и как вспомогательное средство для самопознания».
Данная программа рассчитана на 35 часа (1час в неделю), возраст учеников 3-11 классы. В ней предусмотрены теоретические занятия, просмотр кинофильмов, кинофрагментов и их обсуждение. Кино-репертуар может варьироваться в зависимости от изучения произведений на уроках литературы, истории, от новинок в кинематографе, потребностей времени, заявок членов «Киноклуба» и т.п.
Цель курса: создание условий для нравственного совершенствования личности обучающихся, формирования социального опыта младших и старших подростков через развитие эмпатической культуры.
Планируемый результат:
Задачи:
Министерство культуры опубликовало проект списка 100 отечественных фильмов, которые могут быть рекомендованы школьникам для просмотра.
Идея разработки такого списка была выдвинута прошлой весной Владимиром Мединским и Никитой Михалковым - по мотивам одной из целеполагающих статей Владимира Путина.
Выбирая фильмы для работы киноклуба, мы исходили из нескольких положений:
· фильм должен затрагивать актуальную для подростков тему
· фильм должен быть интересным
· фильм должен быть не слишком длинным и довольно динамичным
· фильм не должен быть жестоким, банальным, "затертым" показами по телевизору.
Фильм должен отвечать определенным требованиям:
· Тематика фильма должна быть интересна учащимся, быть созвучна заявленному содержанию занятия. Желательно, чтобы тематика фильма работала на основную цель — способствовать повышению социальной компетентности. Поэтому важно, чтобы фильм был не только интересен, но и понятен, отражал жизнь людей.
· Перед встречей ведущий должен сам несколько раз посмотреть фильм, наметить возможные темы для дискуссии, оценить актуальность и доступность фильма для ребят.
· Любого человека волнуют фильмы, которые эмоционально созвучны внутреннему запросу.
· Проводя обсуждение, ведущий должен учитывать индивидуальные особенности ребят, различия в уровне развития, возраст.
· Важно учитывать продолжительность просмотра и время, оставленное для обсуждения. Как показывает опыт, умело выбранный фильм позволяет многократно возвращаться к обсуждению и просмотру, никого не оставляя равнодушным.
· Просматривая фильм, важно особое внимание уделить тому, есть ли в фильме сцены, не предназначенные для показа подросткам (жестокость, насилие, употребление наркотиков, ненормативная лексика). Часто информацию о возрастных ограничениях можно увидеть на обложке диска, но все же ведущему лучше проверить это самому. Показ фильма, содержащего в себе подобные сцены, может вызвать серьезные проблемы — как для подростков, так и ведущих.
Важно быть очень внимательными с этим пунктом и воздержаться от показа такого фильма. Если все-таки фильм показывается, то любые агрессивные сцены требуют серьезного обсуждения с участниками, к которому ведущему важно быть готовым и, если необходимо, самому стимулировать это обсуждение.
Работа с фильмом осуществляется довольно просто - мы делаем "стоп-кадры" на ключевых, переломных, спорных сценах и обсуждаем с детьми, что именно произошло в сцене, почему герои поступили так, а не иначе, в какую сторону будет разворачиваться сюжет в дальнейшем и т.п.
Мы считаем, что если смотреть фильм целиком, а затем его обсуждать, есть риск, что какие-то события уже забудутся, а какие-то - просто останутся незамеченными. Кроме того, очень часто после просмотра фильма у подростков так много впечатлений и эмоций, что провести полноценный анализ увиденного затруднительно.
При этом важно учитывать, что работа в форме психологического киноклуба требует активного участия ведущего. Его задача – не просто организовать совместный просмотр фильма с подростками, но и обсудить волнующие их темы. Важно, чтобы ребята чувствовали себя свободно и раскованно, могли высказывать свои мысли вслух, получать вовремя обратную связь от ведущего.
Учебно-тематический план «Психологического киноклуба ».
№ |
Дата |
Тема |
Кол – во часов |
1 – 2 |
|
Просмотр фильма «Чучело», Р.Быков, 1983 |
2 |
3 |
|
Тема: Взаимоотношения в классе. Как предотвратить конфликты?» (обсуждение фильма «Чучело») |
1 |
4 – 5 |
|
Просмотр фильма «Белеет парус одинокий» – В.Легошин, 1937 |
2 |
6 |
|
Тема: Взросление человека, его соприкосновение со взрослой жизнью (обсуждение фильма «Белеет парус одинокий». ) |
1 |
7 – 8 |
|
Просмотр фильма «Внимание, черепаха!» – Р.Быков, 1969 |
2 |
9 |
|
Тема: Доброта и человечность (обсуждение фильма «Внимание, черепаха!») |
1 |
10 – 11 |
|
Просмотр фильма «Друг мой, Колька!» – А.Салтыков, А.Митта, 1961 |
2 |
12 |
|
Тема: Смысл понятий «товарищество» и «самоотдача» (обсуждение фильма «Друг мой, Колька!») |
1 |
13 – 14 |
|
Просмотр фильма «Иваново детство» – А.Тарковский, 1962 |
2 |
15 |
|
Тема: Состояние человека, на которого воздействует война (обсуждение фильма «Иваново детство») |
1 |
16 – 17 |
|
Просмотр фильма «Иди и смотри» – Э.Климов, 1985 |
2 |
18 |
|
Тема: Страшная правда о Великой Отечественной Войне (обсуждение фильма «Иди и смотри») |
1 |
19 – 20 |
|
Просмотр фильма «Красные дьяволята» – И.Перестиани, 1923 |
2 |
21 |
|
Тема: Что такое воля, мужество, героизм ( осуждение фильма «Красные дьяволята»). |
1 |
22 – 23 |
|
«Республика Шкид» – Г.Полока, 1966 (повесть бывших воспитанников Школы-коммуны для трудновоспитуемых подростков). |
2 |
24 |
|
Тема: Права, обязанности и ответственность подростка (обсуждение фильма «Республика Шкид») |
1 |
25 – 26 |
|
Просмотр фильма «Тимур и его команда» – А.Гайдар, 1940 |
2 |
27 |
|
Тема: «Юные герои» (обсуждение фильма «Тимур и его команда») . |
1 |
28 – 29 |
|
Просмотр фильма «Подвиг разведчика» – Б.Барнет, 1947 |
2 |
30 |
|
Тема: Герои своего времени (обсуждение фильма «Подвиг разведчика» ) |
1 |
31 - 32 |
|
Просмотр мультипликационного фильма «Ёжик в тумане» – Ю.Норштейн, 1975 |
2 |
33 |
|
Тема: «Оттенки человеческих чувств» (обсуждение мультипликационного фильма «Ёжик в тумане») . |
1 |
34 – 35 |
|
Итоговое занятие. Защита эссе, проекта, реферата, проведение кинопоказа, сдача кино-дневника, оформление кино-архива. |
2 |
|
|
|
№ |
Дата |
Тема |
Кол – во часов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Список 100 отечественных фильмов, рекомендованных Министерством культуры для просмотра школьниками.
1. А если это любовь? – Ю.Райзман, 1961
2. А зори здесь тихие – С.Ростоцкий, 1972
3. Адмирал Нахимов – В.Пудовкин, 1946
4. Айболит-66 – Р.Быков, 1966
5. Александр Невский – С.Эйзенштейн, 1938
6. Андрей Рублев – А.Тарковский, 1966
7. Аэлита – Я.Протазанов, 1924
8. Баллада о солдате – Г.Чухрай, 1959
9. Бег – А.Алов, В.Наумов, 1970
10. Белеет парус одинокий – В.Легошин, 1937
11. Белое солнце пустыни – В.Мотыль, 1969
12. Белорусский вокзал – А.Смирнов, 1970
13. Берегись автомобиля – Э.Рязанов, 1966
14. Бесприданница – Я.Протазанов, 1936
15. Бриллиантовая рука – Л.Гайдай, 1968
16. Броненосец «Потемкин» - С.Эйзенштейн, 1925
17. В бой идут одни «старики» – Л.Быков, 1973
18. В огне брода нет – Г.Панфилов, 1968
19. Веселые ребята – Г.Александров, 1934
20. Внимание, черепаха! – Р.Быков, 1969
21. Война и мир – С.Бондарчук, 1965-1967
22. Волга-Волга – Г.Александров. 1938
23. Восхождение – Л.Шепитько, 1976
24. Гамлет – Г.Козинцев, 1964
25. Дама с собачкой – И.Хейфиц, 1960
26. Дворянское гнездо – А.Кончаловский, 1969
27. Девять дней одного года – М.Ромм, 1961
28. Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен – Э.Климов, 1964
29. Доживем до понедельника – С.Ростоцкий, 1968
30. Друг мой, Колька! – А.Салтыков, А.Митта, 1961
31. Дядя Ваня – А.Кончаловский, 1977
32. Ёжик в тумане – Ю.Норштейн, 1975
33. Живые и мертвые – А.Столпер, 1963
34. Застава Ильича (Мне двадцать лет) – М.Хуциев, 1964
35. Звезда – А.Иванов, 1949
36. Земля – А.Довженко, 1930
37. Зеркало – А.Тарковский, 1974
38. Золушка – Н.Кошеверова, М.Шапиров, 1947
39. Иван Грозный (1-2 серии) – С.Эйзенштейн, 1944-1946
40. Иваново детство – А.Тарковский, 1962
41. Иди и смотри – Э.Климов, 1985
42. Илья Муромец – А.Птушко, 1956
43. История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж – А.Кончаловский, 1967
44. Калина красная – В.Шукшин, 1973
45. Ключ без права передачи – Д.Асанова, 1976
46. Королевство кривых зеркал – А.Роу, 1963
47. Красные дьяволята – И.Перестиани, 1923
48. Крылья – Л.Шепитько, 1966
49. Курьер – К.Шахназаров, 1986
50. Летят журавли – М.Калатозов, 1957
51. Маленькая Вера – В.Пичул, 1987
52. Марья-искусница – А.Роу, 1959
53. Мать – В.Пудовкин, 1926
54. Машенька – Ю.Райзман, 1942
55. Месть кинематографического оператора – В.Старевич, 1913
56. Мечта – М.Ромм, 1941
57. Молодая гвардия – С.Герасимов, 1948
58. Монолог – И.Авербах, 1972
59. Морозко – А.Роу, 1964
60. Начало – Г.Панфилов, 1970
61. Не горюй! – Г.Данелия, 1969
62. Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков – Л.Кулешов, 1924
63. Неоконченная пьеса для механического пианино – Н.Михалков, 1976
64. Несколько дней из жизни И.И.Обломова – Н.Михалков, 1979
65. Неуловимые мстители – Э.Кеосаян, 1966
66. Новый Гулливер – А.Птушко, 1935
67. Обыкновенный фашизм – М.Ромм, 1966
68. Они сражались за Родину – С.Бондарчук, 1975
69. Освобождение – Ю.Озеров, 1972
70. Охота на лис – В.Абдрашитов, 1980
71. Пацаны – Д.Асанова, 1983
72. Петр Первый – В.Петров, 1937
73. Печки-лавочки – В.Шукшин, 1972
74. Пиковая дама – Я.Протазанов, 1916
75. Плохой хороший человек – И.Хейфиц, 1973
76. Подвиг разведчика – Б.Барнет, 1947
77. Покаяние – Т.Абуладзе, 1984
78. Подранки – Н.Губенко, 1976
79. Проверка на дорогах – А.Герман, 1972
80. Путевка в жизнь – Н.Экк, 1931
81. Радуга – М.Донской, 1943
82. Республика Шкид – Г.Полока, 1966
83. Семеро смелых – С.Герасимов, 1936
84. Смелые люди – К.Юдин, 1950
85. Стенька Разин (Понизовая вольница) – В.Ромашков, 1908
86. Сто дней после детства – С.Соловьев, 1975
87. Собачье сердце – В.Бортко. 1988
88. Судьба человека – С.Бондарчук, 1959
89. Тихий Дон – С.Герасимов, 1957-1958
90. Утомленные солнцем – Н.Михалков, 1994
91. Холодное лето пятьдесят третьего – А.Прошкин, 1987
92. Чапаев – Г. Васильев, С.Васильев, 1934
93. Человек с киноаппаратом – Д.Вертов, 1929
94. Чужие письма – И.Авербах, 1975
95. Чук и Гек – И.Лукинский, 1953
96. Чучело – Р.Быков, 1983
97. Школьный вальс – П.Любимов, 1978
98. Щит и меч – В.Басов, 1968
99. Юность Максима – Г.Козинцев, Л.Трауберг, 1934
100. Я шагаю по Москве – Г.Данелия, 1963
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.