Тематический классный час "На встречу музыке"
Оценка 4.6

Тематический классный час "На встречу музыке"

Оценка 4.6
Лекции
docx
музыка +1
Взрослым
17.04.2018
Тематический классный час "На встречу музыке"
Знакомство с музыкой Эдварда Грига. Раскрытие тесной связи природы Норвегии, ее обычаев, легенд в музыке композитора.Слушание сюиты "Пер Гюнт".Анализ музыкальных произведений. Раскрытие основных музыкальных образов, характеров героев и их воплощение в чудесной музыки Э.Грига.Знакомство с другими произведениями великого норвежского композитора.
лекция на встречу музыки.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА №3» п.ЛИИНАХАМАРИ ТЕМАТИЧЕСКИЙ КЛАССНЫЙ ЧАС «НА  ВСТРЕЧУ МУЗЫКЕ» Для учащихся МБОУ СОШ №5 Подготовила и провела ­ преп.Парамонова Л.В. 19.10.2013г. Здравствуйте ребята, сегодня наша встреча посвящена  удивительной музыке. Много разных стран есть на свете, и каждая имеет свои особенности. Сегодня с помощью музыки мы совершим путешествие в северную страну, которая называется Норвегией. (Слайд 1 репродукция картины «На севере диком» И. Шишкина).     (Начинает звучать пьеса Э. Грига «Странник») Звучание приглушается. Представьте   себе   величавые   норвежские   скалы,   клубящиеся   водопады, которые летом с гулом и ревом низвергаются с утесов, а зимой застывают в причудливые прозрачные статуи. Толстый лед на озерах до того прозрачен, что видно, как под ним мечутся испуганные рыбы. Вслушайтесь в звучащую музыку.   Она   называется   «Странник».   Не   правда   ли,   словно   человек, проходящий   по   горной   стране   Норвегии,   восхищенно   всматривается   в окружающий его мир? Пауза, во время которой музыка завершается. Но вот наступили веселые дни деревенских праздников, и молодежь стала водить   хороводы   на   живописных   лугах   и   танцевать   задорный   танец «Халлинг». Звучит начало «Халлинга» Что   за   дивный   волшебник   нарисовал   для   нас   в музыке эти картины? Его имя – Эдвард Григ.  (Слайд   2   Портрет   композитора).   Норвежский композитор,   чье   творчество   неразрывно   связано   с мелодиями   его   родины.   Один   из   восторженных поклонников Грига, русский писатель Лев Кассиль, сказал так: «Его мелодии выпадают кристаллами». И   действительно,   музыка   Грига   удивительно мелодична. Его мотивы узнаешь, даже если слышал их всего один раз. Вот, например, знаменитая «Песня Сольвейг» из музыки к драме норвежского писателя Генриха Ибсена «Пер Гюнт». Но, может быть, не все знают содержание этой пьесы? Тогда послушайте. Давно ушел Пер Гюнт странствовать по свету. Но осталась его ждать в родной деревушке верная невеста по имени Сольвейг. В своей песне Сольвейг тоскует о   женихе,   которого   она   давно   не   видела,   и   надеется   на   то,   что   он   скоро возвратится. (Слайд 3 Сольвейг) «Зима пройдет, и весна промелькнет, Завянут все цветы, снегом их занесет. Но ты ко мне вернешься, мне сердце говорит, Тебе верна, останусь, тобой лишь буду жить» Музыка вначале песни грустная, распевная. Да, но затем Сольвейг вспоминает веселые дни, когда она была счастлива. И тогда мелодия оживляется, становится легкой, похожий на народный танец. Звучит «Песня Сольвейг». (Медленную часть можно показать плавными движениями руки, быструю – подвижные движении руки) Много   диковинных   приключений   выпадает   на   долю   Пера   Гюнта.   Вот   он оказался   в   пещере   Горного   короля.   Послушайте,   какими   удивительными красками   рисует   бал   в   пещере   Горного   Короля   Эдвард   Григ.   Здесь   он применил эффект, который называется «приближение и удаление». Сначала мы будто слышим издалека приближающиеся к нам шаги… (Слайд 4 Тролль и Гоблин) Что это за существа? Тролль. Мы – волшебные существа, живем в сказочных горах Норвегии. Гоблин. Именно о нас думал Григ, когда писал свою пьесу «В пещере горного Короля». Тролль. Наша пляска начинается тихо, ровно. Но вот словно зловещий вихрь врывается   в   пещеру,   и   волшебный   танец   начинает   напоминать   бешеный хоровод. Гоблин.   А   в   самом   конце   раздаются   громкие   удары   веселого   оркестра: праздник кончился, все сказочные существа улетают прочь. Звучит пьеса Э. Грига «В пещере Горного Короля»  Что же спугнуло, бешено веселящихся троллей и гоблинов? Тролль. Мы – существа ночные и боимся только одного – ясного солнца. Значит, пришла пора послушать пьесу Грига, которая называется «Утро» и рисует восход солнца на небе. Гоблин.  Только,  давайте проверим, умеют  ли ребята  внимательно слушать музыку? А как нам это сделать? Тролль. Пусть все ребята наклонят головы и внимательно вслушаются в звуки оркестра. Гоблин. Да, музыка сначала рисует, как просыпается земля, оживает ветер, начинают раскрываться цветы на полях. Тролль. Солнышко бросает на землю лишь первые робкие лучи. Но оркестр рисует картину того, как эти лучи растут, крепнут, как светлеет кругом. И вот, наконец, из­за горизонта показывается яркий солнечный диск. Я поняла. Надо поднять голову именно в тот момент, когда вы услышите, кА взошло солнце, да? Гоблин. Верно. И мы будем слушать вместе со всеми. Звучит запись пьесы Э. Григ «Утро».  1 Мне кажется, каждый из нас узнал тот момент, когда музыка рисует восход солнца. Ведь в этот момент оркестр заиграл наиболее торжественно. Настало утро, дорогие Тролль и Гоблин. Но   ведь   волшебные   норвежские   существа   неоднократно   становились персонажами   музыки   Эдварда   Грига,   поэтому   пока   мы   говорим   вам   «до свидания» и надеемся еще раз встретиться здесь, на музыкальном вечере. (Слайд 5. Природа севера) Мелодии Грига не зря называют похожими на кристаллы. Сейчас вы услышите его песню, которая называется «Избушка» Вслушайтесь, кажется что музыка рисует   именно   холодноватый   северный   край,   где   зимой   все   покрыто колючими льдинками. Но главное качество музыки Грига – доброта. И в этой короткой песенке вы услышите, будто он говорит: «Даже в холодной стране можно   быть   счастливым,   если   относиться   друг   к   другу   с   любовью   и добротой». Звучит песня Э. Грига «Избушка»  Благодаря своему таланту Григ умел делать людей счастливыми. Вот какая встреча произошла однажды между композитором и маленькой девочкой по имени Дагни Педерсен. Послушайте историю этой стречи: Композитор Эдвард Григ проводил осень в лесах около Бергена. Однажды Григ встретил в лесу маленькую девочку с двумя косичками – дочь лесника. Она собирала в корзину еловые шишки. «Как тебя зовут, девочка?» ­ спросил Григ.   «Дагни   Педерсен»,   ­   вполголоса   ответила   девочка.   «Вот   беда,   мне нечего тебе подарить. Я не ношу в кармане ни кукол, ни лент, ни бархатных зайцев. Но не беда. Я придумал. Я подарю тебе одну интересную вещь. Но только не сейчас, а лет через десять». Дагни даже всплеснула руками: «Ой, как долго!» ­ Понимаешь, мне нужно ее еще сделать. ­А что это такое? ­ Узнаешь потом. ­Разве за всю свою жизнь, ­ строго спросила Дагни, ­ вы можете сделать всего пять или шесть игрушек?» Григ смутился. «Да нет, это не так, ­ неуверенно возразил он. Я делаю ее, может быть, за несколько дней. Но такие вещи не дарят маленьким детям. Я делаю подарки для взрослых». ­ «Я не разобью, ­ умоляюще сказала Дагни. – И не сломаю». «Ты еще маленькая и многого не понимаешь. Учись терпению. А теперь давай корзину. Ты ее едва тащишь. Я провожу тебя, и мы поговорим о чем­нибудь другом.   Дагни   вздохнула   и   протянула   Григу   корзину.   Она   действительно   была тяжелая.   Когда среди деревьев показался дом лесника, Григ сказал: «Ну, теперь ты побежишь сама, Дагни Педерсен. В Норвегии много девочек с таким именем и фамилией, как у тебя. Как зовут твоего отца?» ­ «Хагеруп. Но разве вы не зайдете к нам?» ­«Спасибо.   Сейчас   мне   некогда.   Прощай,   Дагни!»   Григ   пригладил   волосы девочки и пошел в сторону моря. «Я напишу музыку, ­ решил Григ. – На заглавном листе я прикажу напечатать: «Дагни Педерсен – дочери лесника Хагерупа   Педерсена,   когда   ей   исполнится   восемнадцать   лет».   Григ   писал музыку для Дагни Педерсен больше месяца. Он писал и видел, как навстречу ему бежит, задыхаясь от радости, девушка с зелеными сияющими глазами. Она   обнимает   его   за   шею   и   говорит   «спасибо»,  сама   еще   не   зная,   за   что благодарит его. Начинает звучать Концерт Э. Грига для фортепиано с оркестром. Спустя некоторое время музыка приглушается. «Ты как солнце, ­ говорит ей Григ. ­ Как нежный ветер и раннее утро. У тебя на сердце расцвел белый цветок и наполнил все твое существо благоуханием весны. Я видел жизнь. Чтобы тебе ни говорили о ней, верь всегда, что она удивительна   и  прекрасна.  Ты  –  белая   ночь   с   ее  загадочным   светом.  Ты – счастье. Ты – блеск зари. Да будет благословенно все, что окружает тебя». Музыка замолкает. В восемнадцать лет Дагни окончила школу. По этому случаю, отец отправил ее погостить к своей сестре Магда. Пускай девочка (отец считал ее девочкой, хотя   Дагни   была   уже   стройной   девушкой   с   тяжелыми   русыми   косами) посмотрит, как устроен свет, как живут люди и немного повеселится. Кто знает, что ждет Дагни в будущем?   Тетушка Магда и ее муж Нильс предложили Дагни сходить на концерт, и Дагни надела черное платье из шелковистого мягкого бархата. Дагни впервые слушала симфоническую музыку. Она произвела на нее странное действие. Все переливы и громы вызывали у Дагни множество картин, похожих на сны. Потом она вздрогнула и подняла глаза. Ей почудилось, что худой мужчина во фраке, объявлявший программу концерта, назвал ее имя. «Это ты меня звал, Нильс?» ­ спросила Дагни дядюшку Нильса.  Дядюшка Нильс смотрел на Дагни не то с ужасом, не то с восхищением. И так же смотрела на нее, прижав ко рту платок, тетушку Магда.  «Что случилось?» ­ спросила Дагни. И она услышала, как человек во фраке сказал: «Слушатели из последних рядов просят повторить. Итак, сейчас будет исполнена знаменитая пьес Э. Грига, посвященная дочери лесника Хагерупа Педерсена Дагни Педерсен по случаю того, что ей исполнилось восемнадцать лет». Вновь начинает звучать музыка, затем она приглушается.  Дагни нагнулась и закрыла лицо ладонями. Так значит, это был он, тот седой человек, что помог ей донести до дому корзину с еловыми шишками. Это был Эдвард Григ, волшебник и великий музыкант. И она его укоряла, что он не умеет быстро работать! Так вот он подарок, что он обещал сделать ей через десять лет. Дагни плакала, не скрывая слезы благодарности.  В наплыве звуков вдруг возник знакомый голос. «Ты счастье, говорил он. – Ты – блеск зари!»   «Если бы можно было увидеть его! – думала Дагни. Если бы он появился здесь!   С   каким   стремительно   бьющимся   сердцем   я   побежала   бы   ему навстречу, обняла бы его за шею и сказала бы только одно слово – «Спасибо!» «За что?» ­ спросил бы он. «Я не знаю, ответила бы Дагни. За то, что вы не забыли   меня.   За   вашу   щедрость.   За   то,   что   вы   открыли   передо   мной   то прекрасное, чем должен жить человек». Музыка еще звучит некоторое время, затем смолкает.   Ну   вот,   мы   и   совершили   путешествие   в   Норвегию,   где   познакомились   с музыкой композитора Эдварда Грига. А давайте, перед тем как проститься с ребятами, проведем маленькую игру «Угадай­ка». Вспомнят ли они мелодии, звучавшие сегодня? Звучат отрывки начальных тактов «Песни Сольвейг», «В пещере горного короля», «Утро»  Ну вот, с вами пришли проститься персонажи, которых силой своей музыки сделал бессмертными великий северный волшебник… Все вместе. Композитор Эдвард Григ. И. Агапова, М. Давыдова, «Музыкальные вечера в школе», Москва, 2001 Аудио записи произведений Э.Грига. Литература

Тематический классный час "На встречу музыке"

Тематический классный час "На встречу музыке"

Тематический классный час "На встречу музыке"

Тематический классный час "На встречу музыке"

Тематический классный час "На встречу музыке"

Тематический классный час "На встречу музыке"

Тематический классный час "На встречу музыке"

Тематический классный час "На встречу музыке"

Тематический классный час "На встречу музыке"

Тематический классный час "На встречу музыке"

Тематический классный час "На встречу музыке"

Тематический классный час "На встречу музыке"

Тематический классный час "На встречу музыке"

Тематический классный час "На встречу музыке"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.04.2018