Тематический проект "Человеку друг огонь - только ты его не тронь"

  • Мероприятия
  • docx
  • 29.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данный проект первый шаг к приобретению дошкольниками знаний о пожаре, о личной безопасности во время пожара, развитию практических умений и навыков, необходимых для жизнедеятельности. В ходе реализации проектной деятельности дети учатся анализировать результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях. Формируются представления об огне и о помощи пожарного.
Иконка файла материала Тематический проект.docx
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Юрлинский детский сад № 3» Тематический проект «Человеку друг огонь – только ты его не тронь» Автор работы: Должность: старший воспитатель Жикина Надежда Васильевна Категория: Первая квалификационнаяПроект предназначен для воспитателей дошкольных учреждений. Юрла, 2017 Автор проекта: Жикина Надежда Васильевна. Целевая аудитория: подготовительная к школе группа. По продолжительности: краткосрочный (3 недели). По содержанию: Цель:  формирование   у   детей   осознанного   и   ответственного   отношения   к выполнению правил пожарной безопасности через лэпбук «Уроки пожарной безопасности».  Вооружить   знаниями,  умениями   и   навыками   необходимыми для действия в экстремальных ситуациях. Задачи:   Воспитывать чувство осторожности и самосохранения,  Воспитывать в детях уверенность в своих силах,  Воспитывать   чувства   благодарности   людям,   которые   помогают   нам   в трудных ситуациях.  Познакомить с историей возникновения огня.  Дать понятие детям, что огонь бывает другом, а бывает и врагом.  Учить детей видеть, когда огонь друг, а когда враг.  Формировать умение реально оценивать возможную опасность.  Формировать   чувство   повышенной   опасности   огня   –   рассказать   о признаках и свойствах легковоспламеняющихся предметов.  Помочь детям запомнить правила пожарной безопасности.  Развивать творческие способности дошкольников  Прививать   практические   навыки   поведения   детей   при   возникновении пожара.  Показать   родителям   знания   и   умения   детей,   приобретенные   в   ходе реализации проекта.  Вовлечь их в образовательный процесс ДОУ. Ресурсы проекта: методические разработки, экскурсия к пожарному щиту,  Продукты   деятельности   педагогов:  перспективное   планирование, инструментарий   для   диагностики   выявления   знаний   детей,   методические разработки, дидактические игры. Продукты деятельности воспитанников: рисунки, поделки. Пояснительная запискаДанный проект «Человеку друг огонь – только ты его не тронь» первый шаг к приобретению дошкольниками знаний о пожаре, о личной безопасности во время пожара, развитию практических умений и навыков, необходимых для жизнедеятельности.  В ходе реализации проектной деятельности дети учатся анализировать   результаты   наблюдений   и   делать   выводы   о   некоторых закономерностях и взаимосвязях. Формируются представления об огне и о помощи пожарного. Актуальность: Все мы не раз слышали русскую пословицу: «Искру туши до пожара, беду отводи до удара». За ней угадывается опыт многих поколений наших предков. Разговор о шалости, о неосторожном обращении детей с огнем не нов. Кое – кто   может   сказать:   «А   стоит   ли   возвращаться   к   этой   теме?   Нужно   ли повторять,   что   спички   в   руках   ребенка   –   опасная,   порой   смертельная игрушка?   Не   стоит,   тема   уже   избита».   Но   данные   статистики   «кричат» обратное. Количество пожаров от детской шалости с огнем не уменьшается. На пожарах гибнут дети, уничтожаются материальные ценности. Причиной жертв среди детей становится отсутствие у малышей навыков осторожного обращения   с   огнем,   недостаточный   контроль   за   их   поведением,   а   в   ряде случаев   –   неумение   взрослых   правильно   организовать   досуг   детей. Установлено, что дети очень часто проявляют интерес к огню именно тогда, когда не находят какого ­ либо занятия, когда взрослые не интересуются их играми или отсутствуют дома. Поэтому следует снова и снова возвращаться к этой теме. Безопасность   жизни   ребенка   и   охрана   его   здоровья   –   одна   из актуальнейших   задач   дошкольного воспитания.   При   этом   важно   не   только оберегать его от опасностей, но и формировать представление о наиболее опасных   ситуациях,   о   необходимости   соблюдения   мер   предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения. В   дошкольном   возрасте   проблематично   воспитывать   «обеспечение безопасности при стихийных бедствиях, экстремальных ситуациях в быту, в лесу, на транспорте» вследствие малого жизненного опыта. Дети дошкольного возраста оказываются совершенно неподготовленными к ответственности за собственную и чужую жизнь. Можно научить ребенка правильно отвечать на вопросы   по   безопасному   поведению,   как   правильно   действовать   в определенной   ситуации,   но   маленький   ребенок   не   обладает   способностью распознавать   тип   опасной   ситуации   и   моментально   действовать   в   ней. Отработать с детьми все возможные ситуации, в которые они могут попасть,невозможно.   Поэтому   очень   важно   сформировать   у   ребенка   понятия «опасность   –   безопасность»,   позволяющие   ему   самостоятельно   определять статус ситуации в разных областях жизни и действовать в ней.  Родители   подходят   к   этой   проблеме   не   достаточно   серьезно.   Детям разрешают играть пожароопасными предметами, в доступном месте хранятся спички, зажигалки. Чтобы изменить отношение человека к   этой проблеме, необходимо   уже   с   дошкольного   возраста   заниматься   вопросами   пожарной безопасности. Эта работа должна вестись целенаправленно и систематически. Детскому саду и родителям надо объединить усилия, чтобы уберечь детей от трагедии.   Проблема:   Дети   не   знают   правила   поведения   при   возникновении пожара.  Родители не знают, как дать детям элементарные правила по пожарной безопасности. Проект  реализуется   в   рамках   комплексно   –   тематического планирования, 3 недели. Участвуют дети подготовительной к школе группы, родители и педагоги. Мы,   взрослые,   знаем   и   умеем   использовать   правила   поведения   при пожаре, а, следовательно, должны научить этому и детей. В группе накоплен достаточный   наглядный,   методический   материал   по   ознакомлению дошкольников с правилами противопожарной безопасности. Проект позволит на основе интегрированного подхода реализовать идею формирования у детей осознанного отношения к себе как субъекту противопожарной безопасности. План проекта: ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП  (3 дня) ­ Убедить участников проекта в том, что с помощью противопожарной пропаганды число пожаров и жертв можно уменьшить. ­  Подобрать   методическую,   художественную   литературу, иллюстрированный материал, игрушки, атрибуты для игровой деятельности по противопожарной тематике. ­ Подготовить   настольные,   словесные,   дидактические   игры,   пособия, атрибуты к сюжетно­ролевым играм.   ­ Провести первоначальную диагностику детей.ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП (2 недели) ­  Реализовать мероприятия по пожарной безопасности с детьми. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП (4 дня) ­ Провести итоговую диагностику. ­ Представить результаты и итоги проекта. Перспективный план: 1. Непосредственно организованная деятельность Образов ательная область Социаль но­ коммун икативн ое развитие Задачи и формы Формирование целостной картины мира 1. «Огонь друг или враг?» Задачи:   Воспитывать   бережное   отношение   к окружающей нас среде; Развивать исторический интерес к прошлому; Рассказать   об   истории   огня   и   его   пользе   для человека; Закрепить   элементарные   знания   об   основной группе пожароопасных предметов;  Продолжать   знакомить   детей   с   правилами пожарной безопасности и осторожным обращением с огнем. Интеграция образовательны х областей Познавательное развитие, Речевое развитие, физическое развитие 2. «Человеку   друг   огонь, только   зря   его   не    тронь!» Задачи:  Дать  понять  детям,  что  огонь  бывает  другом,  а  бывает   и   врагом. Познакомить   с   работой  службы спасения   «01». Придумывать  картинкам. Расширять   кругозор   и   обогащать   словарный  запас  детей. Развивать   зрительную   и   слуховую   память,  произвольное  внимание,  речь  детей.   рассказы   по   предложеннымумение Формировать  возможную  опасность.   реально   оценивать 3. «Пожарный герой – он с огнем вступает в бой» Задачи: обобщать представления о труде взрослых (труд на пользу государства – почетное и нужное дело);   расширять   и   углублять   знания   о   труде пожарных. Познавательно–исследовательская деятельность. Лаборатория «Любознай­ка» 1.   «Предметы   из   какого   материала   подвержены наиболее быстрому возгоранию» Цель:   Показать   детям,   как   быстро   загораются предметы из разных материалов. Сравнить. Учить объяснять причину. 2. «Чем можно погасить огонь?» Цель:   Показать   детям,   какие   средства   можно использовать при тушении пожара. 3. «Огонь дышит». Цель:   Продолжать   знакомить   детей   с   правилами пожарной безопасности и свойствами огня. 4. «Пожары загрязняют воздух» Цель:   Показать   детям,   как   огонь   загрязняет предметы (копоть).  Конструктивная деятельность 1. Техника пожарной части Задачи:  осторожности; Учить поиску новых конструктивных решений; Развивать навыки конструирования; Закреплять навыки работы в коллективе с большим напольным конструктором; Пополнять литературный багаж детей загадками; Закреплять умения брать на себя различные роли в соответствии   с   сюжетом,   использовать   атрибуты, строительный материал. 2. «Тили­бом, тили­бом, мы построим кошке дом» Задачи:  Воспитывать   у   детей   безопасное поведение   в   пожароопасной   ситуации,   умения адекватно   оценивать   обстановку,   вежливо относиться друг к другу.  Воспитывать   у   детей   чувство Речевое, познавательн ое   развитие (безопасност ь) Социально­ коммуникати вное, познавательн ое,   речевое, физическое развитие Познава тельное развитиеСоциально­ коммуникати вное, речевое,  Речевое развитие   фантазию   и   конструктивное Развивать воображение. Развивать   речь   детей   (упражнять   в   умении грамотно составлять предложения). 1. «Профессия пожарный» Задачи: расширять знания о профессии пожарного, воспитывать   уважение,   благодарность,   теплые чувства к людям этой профессии;  развивать   выразительность   в   движениях,   чтении стихов,  вырабатывать  умение  составлять   рассказ­ описание   по   картинке,   высказываться   полными предложениями. 2. «Как вести себя при пожаре» Задачи: Продолжать знакомить детей с правилами во   время   пожара,   с   причинами   возникновения пожаров и с мерами их предотвращения. Развивать логическое мышление, внимание, умения делать   выводы,   умения   использовать   подручные материалы для тушения пожара. 3. Пересказ художественного произведения «Пожарные собаки». Л. Толстой Задачи:  Закрепить   представления   детей   о домашних   животных.   Учить   детей   связно, выразительно   рассказывать   текст   без   помощи вопросов. Продолжать   учить   детей   подбирать   определения, синонимы, антонимы. Упражнять в составлении предложений. Формировать умение предвидеть опасность. Продолжать детей   художественными произведениями. знакомить     сХудоже ственно­ эстетиче ское развитие Рисование: 1. «Пожарная машина» Задачи:   Продолжать   воспитывать   уважение   к труду пожарного; Развивать   умение   детей   дополнять   рисунок характерными деталями; Формировать умение детей изображать различные виды   пожарной   техники,   их   форму,   строение, пропорции;   закреплять   умение   рисовать   крупно, располагать рисунок по середине листа. 2. «Знаки пожарной безопасности» Задачи: Закрепить знания детей об огне и о  правилах пожарной безопасности (ППБ). Совершенствовать навыки выполнения  изображения простым и цветными карандашами. Закреплять умение детей гармонично располагать  рисунок на плоскости листа определённой формы и размера. Развивать творческие способности. Развивать умение правильно выбирать средства  художественной выразительности. Воспитывать самостоятельность.  3. «Пожар в лесу» Задачи: Закреплять у детей умение создавать  сюжетную картину «Пожар в лесу». Закрепить  знания о пожарах, их возникновении, действиях  при пожаре, предупреждениях пожаров. Закрепить  умение рисовать лес, пожар, дым. Закреплять  приемы рисования кистью, умение правильно  держать кисть, промывать ее в воде, осушать о  тряпочку. Поощрять рисование разных предметов в соответствии с содержанием рисунка. Развивать  чувство ответственности, уважения к  работе пожарных. Аппликация  1. «Кошкин дом» Задачи:  развивать   творческие   способности   у детей; развивать мелкую моторику, художественный вкус; Художествен но­ эстетическое ,   социально­ коммуникати вное, познавательн ое, физическое развитие Художествен но­ эстетическое ,   социально­ коммуникативное, физическое развитие Художествен но­ эстетическое ,   социально­ коммуникати вное, физическое развитие Социально­ коммуникати вное, речевое развитие воспитывать   аккуратность   во   время   выполнения работы. 2. «Пожарный поезд спешит на пожар» Задачи:  уточнить   характерные   особенности пожарного   поезда   (состоит   из   двух   цистерн   и пассажирского   вагона,   расположенного   между цистернами; поезд красного цвета). Лепка  1. «Пожарная машина» (пластилинография) Задачи: Учить детей составлять на  плоскости «Пожарную машину», добиваться  точной передачи формы, её строения и частей. Продолжать формировать интерес к работе  с пластилином в знакомой технике­  пластилинография, развивать мелкую моторику  рук. Воспитывать аккуратность при выполнении работы, активизировать воображение детей, воспитывать в  детях уважение к такой профессии, как пожарный,  почтительное отношение к их нелегкому труду,  осознание опасности этой профессии. 1.   Чтение   стихотворения   С.   Маршака   «Пожар», беседа по его содержанию. Задачи:   Закрепить   знания   детей   о   причине возникновения   пожара   и   о   том,   как   пожарные тушат   огонь.   Рассказать   о   пожарах,   которые возникают от шалости детей с огнем. 2.   Чтение   отрывка   из   произведения   Б.   Житкова «Что я видел»  Задачи:   Расширить   и   закрепить   знания   детей   о трудовых   буднях   пожарных,   вызвать   интерес   к получению знаний в проводимых играх. 3.   Чтение   произведения   С.   Маршака   «Рассказ   о неизвестном герое» Задачи: формировать у детей осознание того, что огонь   может   быть   очень   опасным,   если   с   ним неумело или небрежно обращаться. 4.   «Дым»   и   «Пожар»   ­   беседа   с   детьми   по рассказам Б.Житкова Задачи:  Познакомить   детей   с   рассказами   Б. Чтение художес твенной литерат урыФизичес кое развитие Житкова «Дым» и «Пожар»; Использовать   содержание   произведений   для формирования   понимания   опасности   огня, вырвавшегося   из­под   контроля;   воспитать уважение   к   профессии   пожарного,   помогающего людям, попавшим в беду. Создать условия для обсуждения художественного произведения в группе; учить детей слушать друг друга, вступать в диалог, высказывать свое мнение. 5.   Беседа   по   содержанию   рассказа   Л.   Толстого «Пожарные собаки». Задачи:   Продолжать   формировать   у   детей осознанное   отношение   к   пожарной   безопасности; пополнять   знания   о   пожарной   службе   и помощниках пожарных – служебных собаках. 1. «Пожарные на учении» Задачи: Развивать выносливость, ловкость, силу. ­ упражнять в равновесии, прыжкам через  брусочки; ­ Закрепить представления о профессии пожарного. ­ закрепить знания детей об опасных ситуациях,  причинах возникновения пожара и правила  поведения при пожаре; ­ Воспитывать уважение к труду пожарных. 2. «Пожарные – люди отважные» Задачи:  закрепление   знаний   о   пожарной безопасности, о профессии «пожарный», спасатель. развитие мышления, внимания; воспитание   взаимопомощи,   доброжелательного отношения друг к другу, гордости за людей данной профессии; повышать двигательную активность детей. 2. Образовательная деятельность в ходе режимных моментов Утренняя гимнастика «Мы пожарными растем» Социально­ коммуникати вное, физическое развитиеБеседы  Экскурсия  Просмотр   видео­ роликов     в 1. «Огонь добрый, огонь злой» Задачи:   Дать   короткое   объяснение   о том,   как   люди   начали   пользоваться огнем, какую пользу он приносит и что может быть причиной пожара. 2. «Это спичка – невеличка» Задачи: Довести до понимания детей предназначение   спичек   в   доме. Разъяснить   их   опасность,   если   они   попадут руки неумелые невнимательного.   Познакомить   с репродукциями   о   бедствиях,   которые могут причинить спички. 3.   Беседа,   диалоги,   рассказы   о пожарной безопасности на тему «Что делать, если…» Задачи:   Закрепить   у   детей   знания   о пожарной   безопасности;   учить рассуждать и делать выводы. 4.   Рассказ   воспитателя   о   пожарной безопасности в детском саду. Задачи:   Дать   детям   представление   о собственной   безопасности   во   время пребывания в детском саду. «К пожарному щиту в детском саду» Задачи:   Дать   детям   понятие   о противопожарном   уголке   в   детском саду, о его назначении и ознакомить с предметами,   которые   имеются   в уголке.  Расширить   знания  о   способах тушения пожара. 1.   Правила   пожарной   безопасности «Стасик и его друзья»; 2. «Пожар в квартире»; 3. «Пожар в лесу»; После   просмотра   проходят   беседы групповые и индивидуальные. Решение проблем 1. «Если в доме что­то загорелось»; 2. «Если в квартире много дыма»; 3. «Если слышна пожарная сирена». Задача:  формировать   умения   детей быстро   и   правильно   действовать   вСоциально­ коммуникативное развитие, познавательное, речевое, физическое развитие Социально­ коммуникативное развитие, познавательное, речевое, физическое развитие Социально­ коммуникативное, речевое, физическое, познавательное развитие. Развлечения  Театрализованная игра чрезвычайной ситуации. 1.   «Человеку   друг   огонь,   только   зря его   не   тронь»   ­   досуг   по   пожарной безопасности. Задачи:    логическое мышление,   образную   память,   связную речь; закреплять в памяти детей номер телефона   для   вызова   пожарных. Воспитывать   уважение   к   труду пожарных. 2. Загадки мудрого Огнетушителя Задачи:  развивать   у   детей   словесно­ логическое   умение устанавливать   причинно­следственные связи   в   поиске   ответов   на   загадки. Закрепить знания о свойствах пламени и значении огня в жизни человека. Драматизация сказки «Кошкин дом» Задачи:   углубить   и   закрепить   знания детей   о   пользе   и   вреде   огня, способствовать формированию навыков правильного обращения с ним. Учить детей выразительно передавать образы героев сказки.   мышление, развивать   3. Самостоятельная деятельность детей Игры  Дидактические: 1. «Помоги пожарному» Игровая задача: Быстро и правильно пройти лабиринт, добраться до места и потушить пожар. 2. «Что нужно пожарным?» Игровая задача: Быстро и правильно подобрать   картинки   с   изображением предметов пожарной тематики. 3. «Диалоги по телефону» Игровая   задача:   научить   детей правильно   набирать   номер   по телефону   и   давать   четкие   и   верные ответы по телефону. 4. «Горит – не горит»задача: Игровая задача: быстро и правильно выполнить ответственное действие. 5. «Пожар» Игровая   задача:   формировать   у детей   умение   составлять   небольшой описательный   рассказ   по   рисунку используя заданные слова. Дать детям знания, что неосторожное обращение с огнем   приносит   беду   (слова:   дом, кошка,   пожарный,   горит,   бежит, тушит, грустный, испуганный). 6. «Доскажи словечко» Игровая     формировать умения   детей   подбирать   рифму, активизировать словарь. 7. «Можно – нельзя» Игровая   задача:   ориентируясь   в предлагаемой   ситуации,   подобрать правильный ответ. Сюжетно – ролевые: 1. «Спасатели» Задачи:   желание помогать   людям,   уважение   к товарищам,   привычку   считаться   с другим, по обстоятельствам. Закреплять и углублять интерес детей к «пожарный», «спасатель», а так же согласованность действий взрослых в труде, приучать готовить   все   необходимое   для   игры, использовать предметы­заместители. Формировать   умение   обдумывать   и согласовывать план игры. Помочь   детям   осмысливать   правила поведения.   Развивать   творческое воображение. 2. «Служба «01» Задачи:   создавать   условия   и поощрять   социальное   творчество, формировать   умения   распределяться на   подгруппы   в   соответствии   с   Воспитывать действовать   профессиизадача: игровым   сюжетом   и   по   окончании заданного   игрового   действия   снова объединяться   в   единый   коллектив. Расширять   представления   детей   о гуманной   направленности   работы службы   спасения,   ее   необходимости, мобильности   в   ЧС.   Развивать   речь детей.  Игры – эстафеты: 1. «Кому что нужно» Игровая задача: быстро и правильно подобрать   картинки   с   изображением предметов пожарной тематики. 2. «Чья машина доедет быстрее» Игровая задача: развивать ловкость, смекалку, быстроту реакций. 3. «Кошкин дом» Игровая     формировать понимание   детей,   что   профессия пожарного   трудна   и   опасна. Воспитывать   уважение   к   труду взрослых. 4. «Спасение малыша» Игровая задача: воспитывать у детей смелость,   ловкость,   внимательность, взаимопомощь. Самостоятельная   деятельность   детей в   ИЗО   уголке   (рисование,   раскраски на пожарную тематику) Самостоятельная продуктивная деятельность   с   конструктором: напольным,   лего­конструирование (постройка   дома,   улицы,   где   может случиться пожар, постройка пожарной части и т.д.). Рассматривание изготовленных книжек   –   малышек,   иллюстраций   по пожарной   тематике,   рассматривание загадок, книг. проговаривание и поговорок.   Отгадывание пословиц         Социально – коммуникативное, речевое, познавательное, физическое развитие. Речевое, познавательное, социально – коммуникативное развитие       Изобразительная деятельность Продуктивная деятельность Чтение художественной литературы4. Взаимодействие с родителями 1. Анкетирование  2. Консультации:  «Помогите   детям   запомнить   правила   пожарной ­ безопасности»; ­ «Расскажите детям о пожарной безопасности»; ­ «Как научить ребенка правильному поведению при  пожаре». Основы воспитания детей закладываются в  дошкольном возрасте 3. Участие в педагогическом процессе: ­ помощь в изготовлении макетов для игр детей; ­ помощь в изготовлении с детьми книжек – малышек на пожарную тематику; ­   посильная   помощь   в   подборе   картинок,   пословиц, загадок по пожарной тематике для изготовления лэпбука «Уроки пожарной безопасности». Диагностика                                                                                     Таблица 1 № ФИ детей Бисеров Саша 1 2 Мишуткин Ярослав 3 Кривощекова Лиза Григорьев Степа 4 5 Самойлова Даша 6 Суворов Матвей 7 Осташов Ваня 8 Папикян Левон 9 Чащин Андрей 1 0 1 1 1 2 Ташкинов Андрей Поздеев Матвей Ташкинова Юля е о в с   и в о з а Н , я м и / / + / / / / / + + / /   к а К   ь т а в з ы в ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ и л с и ч е р е П а л и в а р п / / + / / / / / / / / /   и в о з а Н   о г е ч т О с а п о о р а ж о п + + + + / + / / + + / /   т е ж о м + + + + + + + + + + + +   и л с и ч е р е П   а л и в а р п / / / / / / / / / / / /   и в о з а Н   а л и в а р п / / / / / / / / / / / /   о т К   т е а г о м о п / / / / / / / / / / / /   и л с и ч е р е П   а л и в а р п   я и н е д е в о п   а м о д / / + / / / / / / / / / Условные обозначения:  «­« ­ не может ответить  на заданный вопрос, «/» ­ отвечает с помощью наводящих вопросов, «+» ­ дает полный ответ.Результаты   первоначальной   диагностики   показали,   что   на   начальном   этапе работы   относительно   средний   уровень   показали   все   дети.   Воспитанники называли свою фамилию и имя, но, адрес  проживания назвали лишь трое из двенадцати.   Им   было   сложно   ответить   на   вопрос   «Как   вызвать   службу спасения?».     Вопрос оказался сложным, хотя были наводящие вопросы. На вопрос   «Перечисли   правила   обращения   с   бытовыми   приборами»   дала правильной   ответ   лишь   одна   девочка,   остальные   ребята   опирались   на наглядность   и   на   наводящие   вопросы.     Семеро   из   двенадцати   назвали «пожарные предметы» без особых усилий, остальным потребовалось время подумать, а также опорные картинки. На вопрос «От чего может возникнуть пожар?» ребята отвечали сразу, некоторые знали примеры из личного опыта. Правила   поведения   при   пожаре   и   правила   пожарной   безопасности   ребята называли при помощи взрослого, им понадобились опорные картинки, а также наводящие вопросы.   «Кто   помогает   людям   при   пожаре?»   воспитанники   называли,   но   не   могли рассказывать о работе пожарного. Чувствовалось, что знания у детей были, но они не поддерживались, были лишь поверхностными. Скорее это связано с тем, что работа проводилась  в ближайшие сроки, но никакого продолжения больше не имела. Либо дети обращались к своему жизненному опыту. Для   «Перечисления   правил   поведения   дома»     создавалась   проблемная ситуация,   в   которой   дети   наибольшим   образом   рассказывали   из   личного опыта, чем они занимаются. Это как­то не связывалось с пожароопасными предметами.   Педагогу   следовало   подталкивать   воспитанников   в   нужное русло,   задавать   наводящие   вопросы.   Один   лишь   из   двенадцати   детей   дал верный ответ.                                                                                                                                                                     Таблица 2 № ФИ детей 1 2 3 4 5 6 7 Бисеров Саша Мишуткин Ярослав Кривощекова Лиза Григорьев Степа Самойлова Даша Суворов Матвей Осташов Ваня е о в с   и в о з а Н , я м и + + + + + + +   к а К   ь т а в з ы в + + + + / + / и л с и ч е р е П а л и в а р п + + + + + + +   и в о з а Н с а п о о р а ж о п + + + + + + +   о г е ч т О   т е ж о м + + + + + + +   и л с и ч е р е П   а л и в а р п + + + + / + /   и в о з а Н   а л и в а р п + + + + + + +   о т К   т е а г о м о п + + + + + + +   и л с и ч е р е П   а л и в а р п   я и н е д е в о п   а м о д + + + + + + +8 9 10 11 12 Папикян Левон Чащин Андрей Ташкинов Андрей Ташкинова Юля Поздеев Матвей + + + + + / + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + Заключительная   диагностика   отразила,   что   воспитанники   научились называть не только свое имя и свою фамилию, но и знали адрес проживания. На вопрос «Как вызвать службу спасения?» затруднились ответить трое из двенадцати, но с помощью подсказки педагога, они справились с заданием. Дети легко и без наводящих вопросов назвали пожароопасные предметы и правила   обращения   с   бытовыми   приборами.   «Отчего   может   возникнуть пожар?»   ребята   называли   разные   варианты,   при   том   прослеживалось,   что родители тоже проводили беседу дома. Воспитанники так же перечислили правила   поведения   при   пожаре,   лишь   двоим   необходимы   были   наводящие вопросы. Правила пожарной безопасности и кто помогает при пожаре ребята называли без особых усилий, а также рассказывали о работе пожарных.  Результаты деятельности В ходе реализации проекта «Человеку друг огонь – только ты его не тронь» воспитанники получили элементарные знания и представления о том, что   огонь   бывает   добрым   и   злым.   У  детей   сформировалось   осознанное   и ответственное отношение к выполнению правил пожарной безопасности. Дети овладели   необходимыми   знаниями,   умениями   и   навыками,   чтобы   уметь самостоятельно действовать в экстремальных ситуациях. А также после того как   родители   вместе   с   воспитателями   объединили   усилие   по   вопросам пожарной  безопасности, они  поняли, что  проблема  пожарной  безопасности очень серьезная и ею необходимо заниматься уже с дошкольного возраста. В заключении следует подчеркнуть, что только целенаправленная работа по   обучению,   воспитанию   и   привитию   навыков   культуры   поведения безопасности   с  огнем   является   наилучшим   способом   снижения   количества пожаров и уменьшения их последствий. Чем раньше человек изучит основные принципы самозащиты и осознает свою ответственность за свои действия, тем эффективнее будут результаты.Литература: 1.   Аралина   Н.   Ознакомление   дошкольников   с   правилами   пожарной безопасности. М. 2007. 2. Стеркина Р. И др. Основы безопасности детей дошкольного возраста. М.,  1998. 3. Шорыгина Т. Беседы о правилах пожарной безопасности, М., 2008. 4. Шорыгина Т. Правила пожарной безопасности для детей 5­8 лет. М. 2007 МАТЕРИАЛ ДЛЯ ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ На земле жизнь светла и прекрасна, Все мы дети природы родной. Но немало явлений опасных Угрожают нам с вами порой. На беду, в отравленье природы Вносят люди невольно свой «вклад»: Массы выбросов вредных заводов Льются в реки и в небо летят. Попадают на гладь водоемов, Отравляют леса и поля, Юный друг, тебе это знакомо, Когда в речке купаться нельзя. А явления грозной стихии Угрожают нам с разных сторон. Наводнения, пожары лесные Нам приносят огромный урон. Чтобы вдруг не настигла стихия,Не сразила другая беда, Мы принять должны меры такие, Чтобы справиться с нею всегда! Пред бедой не теряйся, будь смелым, Подави страх невольный в душе. Чтобы грамотно браться за дело, Юный друг, изучай ОБЖ! ПОЖАР В ПОЛЕ Лисья у огня повадка! Он притихнет для порядка, А потом на крыльях ветра прыгнет сразу на три метра. Мигом он стерню съедает и бежит за ветром вслед, По траве сухой гуляет, оставляя черный след. Пробежит все поле махом, лишь застрянет пред оврагом, Речка, вспашки полоса срежут пламя, как коса. Если хлеб еще не убран, бдительности не теряй! Может быть совсем погублен злым пожаром урожай! ПОЖАР В ЛЕСУ! От горящей спички летом загораются леса. Если ты забудешь это, не спасут и чудеса! Не бросай в лесу окурки в сухотравье у дорог. Огонек сыграет в жмурки, но чуть дунет ветерок – Тут в открытую, не прячась, перепрыгнет на удачу На верхушки сосен, елей. Лес погубит, птицу, зверя. Чтоб пожары укротить, рубят лес и рвы копают. Коль пожар не упредить, все живое он сжигает. Чтоб несчастья избежать, лучше спички в лес не брать, Оставляй­ка спички дома, не дразни огонь – дракона!Но бывает, что пожары возникают без огня. Кто­то бросил стеклотару, где питался возле пня. А бутылка – линза та же – сфокусирует лучи, И затлеет, вспыхнет даже все сухое, как в печи! Вот поэтому бутылки, банки, склянки не бросай, Уноси в своей корзинке, вон из леса забирай! Коль увидишь на полянке непотушенный костер, А вокруг бутылки, склянки (загореться может бор, Заливай костер водою, засыпай его песком, Склянки, что грозят бедою, спрячь от солнца под кустом. Уберешь, что бросил кто­то, с чистой совестью уйдешь. Так не трудною работой от пожара лес спасешь. ПОЖАР В КВАРТИРЕ. Коль возник пожар в квартире, набирайте «НОЛЬ ОДИН»! Помните, что в целом мире вам поможет он один! Четко адрес назовите, дом, подъезд, этаж и лифт, Также кратко доложите, есть ли дети, что горит. Ну, а если загорятся вдруг электропровода, ОБЕСТОЧЬТЕ СЕТЬ! И знайте, не поможет тут вода! Если слышен запах газа, все зависит лишь от вас. Чтоб не вспыхнуло все сразу, перекройте срочно газ! Окна, двери отворите, птиц, животных заберите, Поспешите выйти вон на простор, не на балкон. ПОЖАРНАЯ ЧАСТЬ Пора, друзья, вам рассказать и о пожарной части: Она стоит, чтоб защитить от огненной напасти. Машины в каждой части есть, при них есть экипажи.Людей в том экипаже шесть – включен водитель даже. Хоть в экипаже командир ответственен за всех, Но коллектив у нас один – и в этом наш успех. И пусть пожары каждый день, но мы всегда на страже: Не позволяем себе лень и расслабляться даже. И чтобы сильным быть всегда и не терять сноровку, Мы на учениях своих проводим тренировку. КАК ВЕСТИ СЕБЯ ПРИ ПОЖАРЕ Но пожар случиться может, пусть не наша в том вина, На тот случай знаем тоже, как должны вести себя: Если в двери выйти можно, так и сделаем – уйдем, Из квартиры всех животных за собою уведем. Дверь прикроем поплотнее, о пожаре сообщим Если нету телефона – мы к балкону поспешим. За собою дверь балкона поплотнее затворим. Если нет у нас балкона – станем в окна мы кричать: О пожаре всем прохожим громко будем сообщать. Нас тогда услышат люди и на помощь к нам придут – Ждать нам долго не придется – нас пожарные спасут. Почему мы двери наши закрываем поплотней? Чтоб не дать пожару дальше развиваться поскорей. Если что­то вдруг горит, этот дым по содержанью И едуч и ядовит. Под кровать мы не забьемся И не спрячемся в шкафу – до балкона доберемся, Хоть ползком в сплошном дыму. Если вспыхнула одежда (мы сидели у огня) На спасенье есть надежда: только лишь бежать нельзя. Потому что ветром пламя увеличим, убыстрим – Не одна одежда – сами в этом пламени сгорим.Если снять одежду сложно, мы на землю упадем – По земле кататься будем – так мы справимся с огнем. Вспыхнет вдруг одежда сильно на товарище у нас – Мы с себя одежду снимем и накроем пламя враз. Доступ воздуху закроем – и огонь умрет тотчас, Друга тут же успокоим и проводим до врача. Главное – позвать на помощь тех, кто борется с огнем, Мы их очень уважаем и пожарными зовем!