Тематическое планирование
Оценка 4.6

Тематическое планирование

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
окружающий мир
30.01.2020
Тематическое планирование
окр.мир.docx

Принята

 на заседании педагогического совета  Муниципального  бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы

 с. Вазерки им.В.М.Покровского

Протокол №1, от «30»  августа 2019 г

Утверждаю

Директор МБОУ СОШ

с. Вазерки им.В.М.Покровского

___________О.В.Коновалова

Приказ № 46/01-07

«02 »  сентября  2019г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

начального общего образования

 ФГОС НОО

по окружающему миру

в 4 классе

на 2019-2020 учебный год

 

Муниципального  бюджетного общеобразовательного

учреждения средней общеобразовательной школы

с.Вазерки им.В.М.Покровского

 

 

 

 

 

Составители:

Аханова В.И., Бодрова Г.Н.

учителя начальных классов

 

 

 

 

 

 

с. Вазерки

2019 г.

 

  Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования исоставлена на основе образовательной программы начального общего образования по ФГОС МБОУ СОШ с. Вазерки им.В.М.Покровского. Планирование ориентировано на учебник Окружающий мир 4 класс. В 2 частях. А.А.Плешаков,8-е изд. – М.: Просвещение, 2018год.

   Согласно учебному плану МБОУ СОШ с. Вазерки им.В.М.Покровского на  изучение предмета «Окружающий мир » в 4 классе отводится 2ч в неделю, всего 68 часов.

 

I. Планируемыерезультатыосвоения учебногопредмета «Окружающий мир»

 

Предметными результатами  является формирование следующих умений:

– Знать государственную символику и государственные праздники современной России; что такое Конституция; основные права ребенка.

– Замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.

– Понимать особую роль России в мировой истории; проявлять чувство гордости за национальные свершения, открытия, победы.

– Иметь первоначальное представление об уникальности России как единого неделимого многонационального и многоконфессионального государства, об исторической роли многонационального народа России как народа-созидателя, хранителя российской государственности. Приводить примеры народов России.

– Знать исторические периоды: первобытное общество, Древний  мир, Средние века, Новое время, Новейшее время.

– Знать, что изучает история, как историки узнают о прошлом, как ведется счет лет в истории; особенности исторической карты.

– Уметь соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий.

– Приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории.

– Знать важнейшие события и великих людей отечественной истории.

– Понимать суть  исторических  побед России, сыгравших  решающую роль в мировой истории: борьба с монгольским нашествием и спасение  Европы, борьба  с  нашествием  Наполеона, заграничный  поход русской армии и влияние этого события на судьбу Европы, Великая Отечественная война и решающий вклад нашей страны в разгром фашизма. Иметь представление о вкладе России в развитие мировой культуры и науки.

– Выявлять причинно-следственные связи между различными историческими событиями, явлениями социальной действительности (например, принятие Русью христианства и расцвет культуры, монгольское нашествие и потери в культуре и хозяйстве, Вторая мировая война и создание ООН).

– Проявлять уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни.

– Объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество.

– Осознавать целостность окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.

– Владеть основами экологической грамотности. Выявлять экологические связи в окружающем мире, моделировать эти связи, применять знания о них при объяснении необходимости бережного отношения к природе – знать некоторые современные экологические проблемы.

– Уметь в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости; определять возможные причины отрицательных изменений в природе, необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения; предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу.

– Приводить примеры животных Красной книги России и Международной Красной книги.

– Владеть доступными способами изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).

– Иметь представление о Земле – планете Солнечной системы, причинах смены дня и ночи и времен года.

– Знать способы изображения Земли, ее поверхности: глобус, географическая карта.

– Иметь представление о природных зонах России, уметь устанавливать причины смены природных зон в нашей стране.

– Иметь представление об особенностях природы своего края: формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества.

– Распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать важнейшие полезные ископаемые своего края, растения и животных, характерных для леса, луга, пресного водоема, основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных своего края.

– Проводить наблюдения природных тел и явлений.

– Самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведческого и обществоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа.

– Применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации.

– Владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карты.

– Знать и соблюдать правила безопасности дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов, пассажиров транспортных средств и велосипедистов).

– Уметь адекватно оценивать ситуацию на проезжей части, тротуаре с точки зрения пешехода и (или) велосипедиста; прогнозировать последствия своего поведения в качестве пешехода, пассажира транспортного средства и (или) велосипедиста в различных дорожных ситуациях для жизни и здоровья (своих и окружающих людей).

– Объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека.

– Применять знания о своём организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения и т. д.).

– Оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно.

Личностными результатами  является формирование следующих умений:

– Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

– Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или как плохие.

– Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

– В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатамиявляется формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные:

– Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

– Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

– Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

– Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

– В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные:

– Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

– Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

– Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

– Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

– Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

– Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

– Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.

Коммуникативные:

– Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

– Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

– Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

– Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.

– Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

– Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.

 

К концу 4 класса обучающийся научится:

- определять на глобусе и географических картах стороны горизонта, находить и показывать изученные географические объекты;

различать важнейшие полезные ископаемые родного края;

различать растения и животных, которые наиболее характерны для леса, луга, водоёма родного края; основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных края;

объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между при­родой и человеком;

самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме, излагать их на уроке в виде сообщения, рассказа;

проводить самостоятельные наблюдения в природе;

оперировать с моделями, указанными в программе, самостоятельно разрабатывать и изготовлять отдельные модели;

в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения её экологической допустимости, определять возможные причины на­блюдаемых в природе отрицательных изменений, предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу, определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения;

формулировать и практически выполнять правила поведения в природе;

в доступной форме пропагандировать знания о природе, об отношении к ней; лич­но участвовать в практической работе по охране природы;

называть способы изображения Земли, её поверхности (глобус, географическая карта);

называть океаны и материки;

называть природные зоны России, рассказывать об особенностях природы и хозяй­ства, об экологических проблемах в этих зонах;

рассказывать о государственной символике России, о государственных праздниках России;

объяснять, что такое Конституция;

характеризовать исторические периоды: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время;

называть важнейшие события и великих людей отечественной истории.

 

 

К концу 4 класса обучающийся получит возможность научиться:

наблюдать объекты окружающего мира;

самостоятельно работать с учебником, со словарём, справочником, энциклопедиями;

работать с учебными и научно-познавательными текстами;

составлять план учебной статьи;

работать с памятками, алгоритмами, схемами-опорами;

работать с различными картами;

готовить сообщение, рецензировать ответы и выступления учеников;

рассуждать, участвовать в беседе, в дискуссии;

работать в паре, группе, индивидуально;

оценивать себя, товарища;

формировать коммуникативные умения;

развивать познавательные, интеллектуально-учебные умения;

- показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки; гра­ницы России, некоторые города России;

описывать отдельные (изученные) события истории Отечества;

пользоваться приобретенными знаниями в повседневной практической жизни для удов­летворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.

 

II. Содержание учебногопредмета «Окружающий мир» (68ч)

 

Земля и человечество (9 ч) Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля – планета Солнечной системы. Луна – естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо – великая «книга» природы.

Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.

Миг глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.

Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды – задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.

Практические работы. Отчего на земле сменяется день, ночь, времена года. Знакомство с картой звездного неба. Глобус и географическая карта. Пояса Земли. Знакомство с историческими картами.

 

Природа России (11 ч)

Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).

Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря. Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.

Экскурсия. Лес и человек.

Практические работы. Равнины и горы России. Моря, озера и реки России. Зона Арктических пустынь. Тундра. Леса России. Зона степей. Пустыни. У Черного моря.

 

Родной край – часть большой страны (14 ч)

Наш край на карте Родины. Карта родного края.

Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края.

Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.

Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.

Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.

Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.

Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.

Экскурсия. Поверхность нашего края.

Практические работы. Знакомство с картой края. Рассматривание образцов полезных ископаемых своего края. Жизнь леса. Жизнь луга. Жизнь пресного водоема. Знакомство с культурными растениями нашего края.

 

Страницы всемирной истории (5 ч)

Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения – свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.

Экскурсия. Мир древности, экскурсия в краеведческий музей.

 

Страницы истории Отечества (21 ч)

Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.

Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь – страна городов. Киев – столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.

Наше Отечество в XIII – XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья – собиратели русских земель. Дмитрий Донской.

Куликовская битва.

Иван III. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII – XV вв.

Наше Отечество в XVI – XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI – XVII вв. Россия в XVIII в. Петр I – царь-преобразователь. Новая столица России – Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине II. Дворяне и крестьяне. Век русской славы. А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.

Россия в XIX – начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М.И. Кутузов. Царь-освободитель Александр II. Культура, быт и нравы России в XIX – начале XX в.

Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай II – последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20 – 30-е гг. Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы – всенародный праздник.

Наша страна в 1945 – 1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».

Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.

Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.

Экскурсия. Во времена Древней Руси (экскурсия в краеведческий музей)

 

Современная Россия (8 ч)

Мы – граждане России. Конституция России – наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.

Государственное устройство России. Президент, Федеральное собрание, Правительство.

Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.

Многонациональный состав населения России.

Регионы России. Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города,

исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.

 

 

 

 

 

 

III. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

 

№ п/п

 

Тема урока

Количество часов

Земля и человечество. /9ч/

1.

Мир глазами астронома.

1

2.

Планеты Солнечной системы.

1

3.

Звездное небо – Великая книга Природы.

1

4.

Мир глазами географа.

1

5.

Мир глазами историка.

1

6.

Когда и где?

1

7.

Мир глазами эколога.

1

8-9.

Сокровища Земли под охраной человечества.

2

Природа России. /11ч/

10.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Земля и человечество». Равнины и горы России.

1

11.

Моря, озера и реки России.

1

12.

Природные зоны России.

1

13.

Зона арктических пустынь.

1

14.

Тундра.

1

15.

Леса России.

1

16.

Лес и человек.

1

17.

Зона степей.

1

18.

Пустыни.

1

19.

У Черного моря.

1

20.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа России»

1

Родной край – часть большой страны. /14ч/

21.

Наш край. Презентация проектов.

1

22.

Поверхность нашего края.

1

23.

Поверхность нашего края (экскурсия)

1

24.

Водные богатства нашего края.

1

25.

Наши подземные богатства.

1

26.

Земля – кормилица.

1

27.

Экскурсия в лес и на луг.

1

28.

Жизнь леса.

1

29.

Жизнь луга.

1

30.

Жизнь в пресных водах.

1

31.

Экскурсия к водоёму.

1

32.

Растениеводство в нашем крае.

1

33.

Животноводство в нашем крае.

1

34.

Проверим и оценим свои достижения за первое полугодие.

1

Страницы Всемирной истории./5ч/

35.

Начало истории человечества.

1

36.

Мир древности: далекий и близкий.

1

37.

Средние века: время рыцарей и замков.

1

38.

Новое время: встреча Европы и Америки.

1

39.

Новейшее время: история продолжается сегодня.

1

Страницы истории России./21ч/

40.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы всемирной истории». Жизнь древних славян.

1

41.

Во времена Древней Руси.

1

42.

Страна городов.

1

43.

Из книжной сокровищницы Древней Руси.

1

44.

Трудные времена на Русской земле.

1

45.

Русь расправляет крылья.

1

46.

Куликовская битва.

1

47.

Иван Третий.

1

48.

Мастера печатных дел.

1

49.

Патриоты России.

1

50.

Петр Великий.

1

51.

Михаил Васильевич Ломоносов.

1

52.

Екатерина Великая.

1

53.

Отечественная война 1812 года.

1

54.

Страницы истории XIX века.

1

55.

Россия вступает в XX век.

1

56.

Страницы истории 1920-1930-х годов.

1

57.

Всероссийская проверочная работа.

1

58-59.

Великая война и великая Победа.

2

60.

Страна, открывшая путь в космос.

1

Современная Россия./8ч/

61.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы истории России». Основной закон России и права человека.

1

62.

Мы – граждане России.

1

63.

Славные символы России.

1

64.

Такие разные праздники.

1

65-66.

Путешествие по России.

2

67.

Проверим и оценим свои достижения за второе полугодие.

1

68.

Презентация проектов.

1

 

Итого   -   68 часов

 

 


 

Принята на заседании педагогического совета

Принята на заседании педагогического совета

Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе

Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе

Осознавать целостность окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде

Осознавать целостность окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде

Личностными результатами является формирование следующих умений: –

Личностными результатами является формирование следующих умений: –

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог)

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог)

К концу 4 класса обучающийся получит возможность научиться: наблюдать объекты окружающего мира; самостоятельно работать с учебником, со словарём, справочником, энциклопедиями; работать с учебными и научно-познавательными…

К концу 4 класса обучающийся получит возможность научиться: наблюдать объекты окружающего мира; самостоятельно работать с учебником, со словарём, справочником, энциклопедиями; работать с учебными и научно-познавательными…

Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения

Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения

Века Древней Руси. Территория и население

Века Древней Руси. Территория и население

III. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

III. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

Страницы истории России./21ч/ 40

Страницы истории России./21ч/ 40
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.01.2020